Напоминание

"Пути к выбору профессии"


Автор: Тихонова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Детский дом № 105"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: Программа
Тема: "Пути к выбору профессии"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом №105»
ПРОГРАММА

« Пути к выбору профессии»

(ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ)


Составиль: Воспитатель - Тихонова Е.М. г. Кемерово 2017 г.



Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………. 3 2. Содержание программы…………..……………………………….. 6 3. Тематический план…………………………………………………. 4. Список литературы…...……………………………………………..





Пояснительная записка
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с трудностями, связанными с самоопределением детей-сирот в социуме. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений для детей-сирот продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания относится трудовое воспитание и самоопределение выпускников детских домов. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять вс е более высокие т ребования к и н д и в и д у а л ь н ы м психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди воспитанников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека. Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов воспитанников с оценкой состояния общественных потребностей в
работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положено трехфакторная модель Е.А. Климова (Хочу – Могу – Надо). Главную роль в подготовке выпускников к осознанному выбору профессии должна играть, так называемая Школа самовыражения, т.е. образовательное учреждение, которое эффективно содействует актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формировании. Его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Профессиональное

самоопределение
- это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей.
Профессиональная

ориентация
- организационно-практическая деятельность детского дома, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профориентация
- это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно- ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа
(пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;
-

основная

школа:
5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Воспитанники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии; -
средняя

школа
- профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, о собое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; воспитанникам оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Программа по профессиональной ориентации

«Пути к выбору профессии»
Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:  знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;  формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;  воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;  углубление знаний о требованиях профессии к человеку;  коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;  пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников детских домов. Занятия проводятся воспитателями детского дома, педагогом- психологом и социальным педагогом во время внеклассных занятий, воспитательских часов. Программа реализуется в соответствии со следующими
принципами
выбора профессии воспитанником:  знание и учет умственных возможностей и способностей;  знание требований профессии к человеку;  умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда. Программа имеет своей
целью:

Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников детских домов; осознание воспитанниками своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии. Основные
задачи
:  формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;  расширять кругозор и осведомленность воспитанников об основном содержании профессий;  знакомить воспитанников с основными требованиями профессий, основными орудиями труда;  мотивировать личностный рост воспитанников;  создавать условия для сознательного выбора профессии;  актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;  совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности. Основные
методы
, используемые во время занятий:  словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, тренинги, профориентационные консультации;  наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем;  практические: упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд. Профориентационная программа основывается на ряде дидактических
принципов
:  воспитывающая и развивающая направленность обучения  научность и доступность  систематичность и последовательность  связь обучения с жизнью  принцип наглядности
 сознательность и активность воспитанников  индивидуальный и дифференцированный подходы Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях воспитанников, опирается на познавательные интересы их (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры). Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:  рисуночные методики  игры и праздники, связанные с профессией  беседы с приглашенными специалистами  экскурсии  оформление уголка профессии в группе  общественно-полезный труд На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения. Структура занятия может быть представлена следующим образом:  Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.  Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.  Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность
усвоения содержания занятий выражается в расширении з н а н и й д е т е й о м и р е п р о ф е с с и й , о ц е н и в а е т с я п о сформированности у них способности к осознанному выбору профессии. По завершении изучения курса воспитанники
должны знать
:  свои способности и возможности  основные правила выбора профессии
 владеть основными понятиями в вопросах профориентации  иметь представления об индивидуальных особенностях личности Воспитанники
должны уметь
:  адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии  ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт. Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии» с объемом 36 часов изучается в течение учебного года.

План тематических воспитательских часов

Месяц

Мероприятия

Количество

часов

Сентябрь
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Что я знаю о своих

возможностях?
1.занятие «Я-творец своей жизни; эмоции в выборе профессии» 2.занятие «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности». 3. занятие «Волевые качества личности» 4.Практическое задание «Что я хочу?» 4
Октябрь
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Что я знаю о профессиях?
1.занятие «Классификация профессий. Мир профессий» 2.занятие «Информ-дайджест «Краткое описание профессий» 3.занятие «Основные медицинские противопоказания к группам профессий» 4.Конкурсно-игровая программа «Профессия каждая самая важная» 4
Ноябрь
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Типология профессий.
1.занятие Тип профессии «Человек-техника» 2.занятие Тип профессии 4
«Человек-знаковая система», «Человек- художественный образ» 3.занятие Тип профессии «Человек-природа», «Человек-человек» 4.Практическое занятие. Дифференциально диагностический опросник (Е. А. Климов)
Декабрь
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Учусь общаться по- деловому
1.занятие «Основы технологической культуры. Навыки самопрезентации» 2.занятие «Способность быть внимательным» 3.занятие «Человек среди людей» 4.Практическая работа. Экскурсия в ЦЗН, молодежную биржу труда 4
Январь
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Ценности жизни
1.занятие «Ценности жизни: к чему я стремлюсь» 2.занятие «Личные и профессиональные цели» 3.занятие «Мир профессий и мое место в нем» 4.Брейн-ринг «В мире профессий» 4
Февраль
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Оформление документации.

Периодика.
1.занятие «Портфолио будущего профессионала. Оценка готовности к профессиональному выбору» 2.занятие «Мои документы и как их оформлять». 4
3.занятие «Работа с периодикой. Поиск профессии» 4.Деловая игра «Как найти работу?»
Март
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Профессиональное

самоопределение (Хочу-Могу-Надо)
1.занятие «Интересы и склонности в профессиональном выборе («Хочу»)» 2.занятие «Возможности личности в профессиональной деятельности («Могу»)» 3.занятие. «Твоя профессиональная карьера («Надо»)» 4. Деловая игра «Мир бизнеса» 4
Апрель
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Формула профессии
1.занятие «Профессия, специальность, должность» 2.занятие «Представление о себе и выборе профессии» 3.занятие «Типичные ошибки при выборе профессии» 4.Игровой час «Мое видение будущей профессии» 4
Май
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
Блок: Планирование

профессиональной карьеры
1.занятие «Мои жизненные планы. Мои компетенции» 2.занятие «Планируем свою карьеру» 3.занятие «Слагаемые современного рынка труда» 4
4.Заключительное занятие-конференция «Моя будущая профессия» Календарный учебный график Год обучения сентябрь октябрь Недели обучения 01.09.15 07.09.15 08.09.15 - 14.09.15 15.09.15 - 21.09.15 22.09.15 - 28.09.15 01.10.15 - 07.10.15 08.10.15 - 14.10.15 15.10.15 - 21.10.15 22.10.15 - 18.10.15 1 2 3 4 5 6 7 8 Теория 1 1 1 1 1 1 Практика 1 1 Контроль Год обучения ноябрь декабрь Недели обучения 01.11.15 07.11.15 08.11.15- 14.11.15 15.11.15- 21.11.15 22.11.15- 28.11.15 01.12.15 - 07.12.15 08.12.15 - 14.12.15 15.12.15 - 21.12.15 22.12.15 - 18.12.15 9 10 11 12 13 14 15 16 Теория 1 1 1 1 Практика 1 1 1 1 Контроль Год обучения январь февраль Недели обучения 01.01.1 6 07.01.1 6 08.01.16 - 14.01.16 15.01.16 - 21.01.16 22.01.16 - 28.01.16 01.02.16 - 07.02.16 08.02.16 - 14.02.16 15.02.16 - 21.02.16 22.02.16 - 18.02.16 17 18 19 20 21 22 23 24 Теория 1 1 1 1 1 Практика 1 1 4 Контроль Год обучения март апрель Недели обучения 01.03.1 6 07.03.1 6 08.03.16 - 14.03.16 15.03.16 - 21.03.16 22.03.16 - 28.03.16 01.04.16 - 07.04.16 08.04.16 - 14.04.16 15.04.16 - 21.04.16 22.04.16- 18.04.16 25 26 27 28 29 30 31 32 Теория 1 1 Практика 1 1 1 1 1 1 Контроль
Год обучения май Всего учебны х недель Всего часов по программ е Недели обучения 01.05.16 - 07.05.16 08.05.16 - 14.05.16 15.05.16 - 21.05.16 22.05.16 - 28.05.16 33 34 35 36 36 36 Теория Практика 1 1 1 1 Контроль


В раздел образования