Автор: Тихонова Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Детский дом № 105" Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово Наименование материала: Программа Тема: "Пути к выбору профессии" Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
«Детский дом №105»
ПРОГРАММА
« Пути к выбору профессии»
(ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ)
Составиль:
Воспитатель - Тихонова Е.М.
г. Кемерово 2017 г.
Содержание
1.
Пояснительная записка……………………………………………. 3
2.
Содержание программы…………..……………………………….. 6
3.
Тематический план………………………………………………….
4.
Список литературы…...……………………………………………..
Пояснительная записка
Актуальность
данной
проблемы
возрастает
в
связи
с
трудностями,
связанными
с
самоопределением
детей-сирот
в
социуме.
Дети-сироты,
оставшиеся без попечения родителей, выпускники образовательных учреждений
для детей-сирот продолжают быть одной из самых уязвимых групп населения. В
настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания относится
трудовое воспитание и самоопределение выпускников детских домов.
Современная
экономическая
и
политическая
обстановка
заставляет
предъявлять
вс е
более
высокие
т ребования
к
и н д и в и д у а л ь н ы м
психофизиологическим
особенностям
человека.
Рыночные
отношения
кардинально
меняют
характер
и
цели
труда:
возрастает
его
интенсивность,
усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость
и ответственность.
В
связи
с
этим
огромное
внимание
необходимо
уделять
проведению
целенаправленной
профориентационной
работы
среди
воспитанников,
которая
должна
опираться
на
глубокое
знание
всей
системы
основных
факторов,
определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее
реализации.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает
выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а
также формирование
осознанного
отношения
личности
к
социокультурным
и
профессионально
–
производственным
условиям.
Поэтому
при
проведении
профориентационной
работы
важно
не
только
выявить
индивидуальные
психологические качества личности, но и определить уровень сформированности
социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и
самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей
и способностей человека.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей
и интересов воспитанников с оценкой состояния общественных потребностей в
работниках
тех
или
иных
специальностей.
В
основу
профессионального
самоопределения положено трехфакторная модель Е.А. Климова (Хочу – Могу –
Надо).
Главную роль в подготовке выпускников к осознанному выбору профессии
должна
играть,
так
называемая
Школа
самовыражения,
т.е.
образовательное
учреждение,
которое
эффективно
содействует
актуализации,
развитию
и
проявлению
ребенком
своих
личностных
качеств,
формировании.
Его
индивидуальности,
субъектности,
способности
к
нравственной
и
творческой
реализации своих возможностей.
Профессиональное
самоопределение -
это
процесс
формирования
личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его
самореализации
через
согласование
внутриличностных
и
социально-
профессиональных потребностей.
Профессиональная
ориентация -
организационно-практическая
деятельность
детского
дома,
учебных
заведений,
государственных,
общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь в выборе,
подборе
и
перемене
профессии
с
учетом
индивидуальных
интересов
каждой
личности и потребностей рынка труда.
Профориентация -
это
научно
обоснованная
система
социально-
экономических,
психолого-педагогических,
медико-биологических
и
производственно-технических
мер
по
оказанию
молодёжи
личностно-
ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей,
профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также
формирование
потребности
и
готовности
к
труду
в
условиях
рынка,
многоукладности
форм
собственности
и
предпринимательства.
Она
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися.
Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:
условно выделяют следующие этапы:
- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных
видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников
возникает
понимание
роли
труда
в
жизни
человека
и
общества,
проявляется
интерес к отдельным профессиям;
-
основная
школа: 5-7
классы
-
в
различных
видах
практической
деятельности,
среди
которых
ведущими
являются
познавательная
и
трудовая,
подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные
ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы - начало формирования
профессионального
самосознания.
Воспитанники
соотносят
свои
идеалы
и
реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности.
На
этом
этапе
они
вовлекаются
в
активную
познавательную
и
трудовую
деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками
диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;
- средняя
школа -
профессиональная
ориентация
на
базе
углубленного
изучения
отдельных
предметов,
о собое
внимание
формированию
профессионально
значимых
качеств,
коррекции
профессиональных
планов;
воспитанникам
оказывается
помощь
в
самореализации
и
самоподготовке
к
избранной профессиональной деятельности.
Профессиональная
ориентация
-
это
многоаспектная
система,
включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических
особенностей,
проведение
психодиагностики,
организация
элективных
курсов.
Таким
образом,
можно
выделить
следующие
аспекты:
социальный,
экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный
аспект заключается
в
формировании
ценностных
ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент
на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии
молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности
(изучение рынка труда).
Психологический
аспект состоит
в
изучении
структуры
личности,
формировании профессиональной направленности (способность к осознанному
выбору).
Педагогический
аспект связан
с
формированием
общественно
значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как
разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием
здоровья,
а
также
требований,
которые
предъявляет
профессия
к
личности
кандидата.
Программа по профессиональной ориентации
«Пути к выбору профессии»
Программа
создает
психологическую
основу
для
развития
профессионального самосознания.
Основная направленность занятий:
знакомство с содержанием труда людей самых распространенных
профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;
формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной
деятельности, стремление к общественно-полезному труду;
воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости
в доведении дела до конца;
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей
жизненной перспективе;
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и
доступных для выпускников детских домов.
Занятия
проводятся
воспитателями
детского
дома,
педагогом-
психологом
и
социальным
педагогом
во
время
внеклассных
занятий,
воспитательских часов.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора
профессии воспитанником:
знание и учет умственных возможностей и способностей;
знание требований профессии к человеку;
умение соотносить свои возможности с профессиональными
требованиями и требованиями рынка труда.
Программа имеет своей целью:
Знакомство с профессиями и специальностями, рекомендуемыми для
профессиональной
подготовки
и
трудоустройства
выпускников
детских
домов;
осознание
воспитанниками
своих
личностных
особенностей
и
соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Основные задачи :
формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности;
расширять кругозор и осведомленность воспитанников об основном
содержании профессий;
знакомить воспитанников с основными требованиями профессий,
основными орудиями труда;
мотивировать личностный рост воспитанников;
создавать условия для сознательного выбора профессии;
актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор;
совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой
сплоченности.
Основные методы , используемые во время занятий:
словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, тренинги,
профориентационные консультации;
наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация через
использование компьютерных систем;
практические: упражнения, деловые игры, практические работы,
экскурсии, общественно-полезный труд.
Профориентационная программа основывается на ряде
дидактических принципов :
воспитывающая и развивающая направленность обучения
научность и доступность
систематичность и последовательность
связь обучения с жизнью
принцип наглядности
сознательность и активность воспитанников
индивидуальный и дифференцированный подходы
Структура
профориентационных
занятий
основывается
на
возрастных
особенностях
воспитанников,
опирается
на
познавательные
интересы
их
(применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни»,
рассказы
о
себе,
решение
кроссвордов,
ребусов,
разыгрывание
сценок,
ролевые игры).
Формы работы, используемые на профориентационных занятиях:
рисуночные методики
игры и праздники, связанные с профессией
беседы с приглашенными специалистами
экскурсии
оформление уголка профессии в группе
общественно-полезный труд
На профориентационных занятиях большое внимание уделяется развитию
познавательных
процессов,
в
частности
внимания,
а
также
развитию
мышления, воображения.
Структура занятия может быть представлена следующим образом:
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации.
Анализ информации. Использование различных методов и приемов в
соответствии с темой занятия.
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность усвоения
содержания
занятий
выражается
в
расширении
з н а н и й
д е т е й
о
м и р е
п р о ф е с с и й ,
о ц е н и в а е т с я
п о
сформированности у них способности к осознанному выбору профессии.
По завершении изучения курса воспитанники должны знать :
свои способности и возможности
основные правила выбора профессии
владеть основными понятиями в вопросах профориентации
иметь представления об индивидуальных особенностях личности
Воспитанники должны уметь :
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором
профессии
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования
профессии со своими интересами, склонностями и способностями
Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются
неотъемлемой
частью
профессиональной
пригодности
человека.
Наличие
профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие
успешной
профессиональной
деятельности.
Важное
значение
имеет
отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания,
опыт.
Программа по профессиональной ориентации «Путь к выбору профессии»
с объемом 36 часов изучается в течение учебного года.
План тематических воспитательских часов
Месяц
Мероприятия
Количество
часов
Сентябрь
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Что я знаю о своих
возможностях?
1.занятие «Я-творец своей жизни;
эмоции в выборе профессии»
2.занятие «Свойства нервной системы в
профессиональной деятельности».
3. занятие «Волевые качества личности»
4.Практическое задание «Что я хочу?»
4
Октябрь
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Что я знаю о профессиях?
1.занятие «Классификация профессий.
Мир профессий»
2.занятие «Информ-дайджест
«Краткое описание профессий»
3.занятие «Основные медицинские
противопоказания к группам
профессий»
4.Конкурсно-игровая программа
«Профессия каждая самая важная»
4
Ноябрь
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Типология профессий.
1.занятие Тип профессии
«Человек-техника»
2.занятие Тип профессии
4
«Человек-знаковая система», «Человек-
художественный образ»
3.занятие Тип профессии
«Человек-природа», «Человек-человек»
4.Практическое занятие.
Дифференциально диагностический
опросник (Е. А. Климов)
Декабрь
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Учусь общаться по- деловому
1.занятие «Основы технологической
культуры. Навыки самопрезентации»
2.занятие «Способность быть
внимательным»
3.занятие «Человек среди людей»
4.Практическая работа. Экскурсия в
ЦЗН, молодежную биржу труда
4
Январь
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Ценности жизни
1.занятие «Ценности жизни: к чему я
стремлюсь»
2.занятие «Личные и профессиональные
цели»
3.занятие «Мир профессий и мое место
в нем»
4.Брейн-ринг «В мире профессий»
4
Февраль
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Оформление документации.
Периодика.
1.занятие «Портфолио будущего
профессионала. Оценка готовности к
профессиональному выбору»
2.занятие «Мои документы и как их
оформлять».
4
3.занятие «Работа с периодикой. Поиск
профессии»
4.Деловая игра «Как найти работу?»
Март
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Профессиональное
самоопределение (Хочу-Могу-Надо)
1.занятие «Интересы и склонности в
профессиональном выборе («Хочу»)»
2.занятие «Возможности личности в
профессиональной деятельности
(«Могу»)»
3.занятие. «Твоя профессиональная
карьера («Надо»)»
4. Деловая игра «Мир бизнеса»
4
Апрель
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Формула профессии
1.занятие «Профессия, специальность,
должность»
2.занятие «Представление о себе и
выборе профессии»
3.занятие «Типичные ошибки при
выборе профессии»
4.Игровой час «Мое видение будущей
профессии»
4
Май
Программа по
профессиональной
ориентации «Путь
к выбору
профессии»
Блок: Планирование
профессиональной карьеры
1.занятие «Мои жизненные планы. Мои
компетенции»
2.занятие «Планируем свою карьеру»
3.занятие «Слагаемые современного
рынка труда»
4
4.Заключительное занятие-конференция
«Моя будущая профессия»
Календарный учебный график
Год
обучения
сентябрь
октябрь
Недели
обучения
01.09.15
07.09.15
08.09.15
-
14.09.15
15.09.15
-
21.09.15
22.09.15
-
28.09.15
01.10.15
-
07.10.15
08.10.15
-
14.10.15
15.10.15
-
21.10.15
22.10.15
-
18.10.15
1
2
3
4
5
6
7
8
Теория
1
1
1
1
1
1
Практика
1
1
Контроль
Год
обучения
ноябрь
декабрь
Недели
обучения
01.11.15
07.11.15
08.11.15-
14.11.15
15.11.15-
21.11.15
22.11.15-
28.11.15
01.12.15
-
07.12.15
08.12.15
-
14.12.15
15.12.15
-
21.12.15
22.12.15
-
18.12.15
9
10
11
12
13
14
15
16
Теория
1
1
1
1
Практика
1
1
1
1
Контроль
Год
обучения
январь
февраль
Недели
обучения
01.01.1
6
07.01.1
6
08.01.16
-
14.01.16
15.01.16
-
21.01.16
22.01.16
-
28.01.16
01.02.16
-
07.02.16
08.02.16
-
14.02.16
15.02.16
-
21.02.16
22.02.16
-
18.02.16
17
18
19
20
21
22
23
24
Теория
1
1
1
1
1
Практика
1
1
4
Контроль
Год
обучения
март
апрель
Недели
обучения
01.03.1
6
07.03.1
6
08.03.16
-
14.03.16
15.03.16
-
21.03.16
22.03.16
-
28.03.16
01.04.16
-
07.04.16
08.04.16
-
14.04.16
15.04.16
-
21.04.16
22.04.16-
18.04.16
25
26
27
28
29
30
31
32
Теория
1
1
Практика
1
1
1
1
1
1
Контроль
Год
обучения
май
Всего
учебны
х недель
Всего
часов по
программ
е
Недели
обучения
01.05.16
-
07.05.16
08.05.16
-
14.05.16
15.05.16
-
21.05.16
22.05.16
-
28.05.16
33
34
35
36
36
36
Теория
Практика
1
1
1
1
Контроль