Напоминание

Кружок" Говорунишка"


Автор: Харитонова Ольга Анатольевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 14 "Дружба"
Населённый пункт: г. Ярцево, Смоленская область
Наименование материала: Кружковая работа
Тема: Кружок" Говорунишка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Программа кружковой деятельности "Говорунишки"
«Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку — можно творить” К.С.Станиславский учитель-логопед: Харитонова Ольга Анатольевна.
Пояснительная записка.
Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Гипердинамия, гиподинамия, нарушение общей, ручной моторики, речевой моторики, нарушение ориентировки в пространстве, речевые дефекты – это далеко не полный перечень нарушений у детей дошкольного возраста. Речевые патологии детей носят многообразный характер: это и общее недоразвитие речи, и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У детей логопедической группы отмечается выраженная моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Вследствие слабого развития моторики руки, многие современные дети не готовы к письму или имеют проблемы речевого развития. Исходя из этого возникла необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. В.А. Сухомлинский сказал о том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Данные многих исследований говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, а формирование речи способствует развитию мышления. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Для целенаправленной помощи воспитанникам логопедической группы я создала кружок "Говорунишки"
Цели работы кружка:
1. Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением. 2. Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга.
3. Оказание помощи детям логопедической группы по развитию мелкой моторики для дальней подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.
Задачи:
 Создание условий для оптимального развития речи дошкольника.  Развитие мелкой моторики, речевой моторики, внимания, зрительного восприятия, мышления, памяти, речи.  Стимуляция речевой деятельности ребенка.  Освоение сенсорных эталонов формы, величины, цвета.  Формирование умения управлять эмоциями.  Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей.  Воспитание интереса к деятельности, усидчивости, терпения, стремления к достижению позитивного результата.
Принципы работы кружка:
 Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).  Доступность (Использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).  Активность (участие воспитателей логопедической группы и родителей).  Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).  Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.  Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).  Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).
Предполагаемые результаты:
 Повышение уровня готовности к школьному обучению.  Довести произношение звуков до нормы.  Развитие речевой моторики ребенка.  Укрепление мышечного тонуса кисти ребенка и развитие четкой координации руки ребенка.  Снижение утомляемости и повышение работоспособности детей. Кружок "Говорунишки" проводится для детей старшей группы. Работа ведется во второй половине дня ( в среду): одно занятие в неделю. Длительность: 25 минут.

Контроль учёт знаний и умений
. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:  чистота звукопроизношения;  автоматизация звуков в речи;  умение строить предложения;  умение произносить монолог, чётко высказываться;  умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
 Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;  Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Материалы и оборудование:
Прищепки разных цветов. Пальчиковый бассейн. Пальчиковая гимнастика. Игры-шнуровки. Пальчиковый театр. Цветные карандаши. Природный материал (ореховые скорлупки, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т.д.).
Список детей, посещающих кружок «Говорунишки»на 2015-2016 учебный год 1. Алексеев Алексей 2. Бондаренкова Дина 3. Бурова Анжелика 4. Власова София 5. Горохов даниил 6.Гулидова Арина 7. Журова Виктория 8. Казаков Артем 9. Кожевников Станислав 10. Киян Илья 11. Лоза Анастасия 12. Лихачева Анастасия 13. Огонян Егор 14. Павлов Миша 15. Трущенков Александр 16. Харланова София
Тематическое планирование работы кружка на сентябрь 2015 год

Лексическая тема недели Упражнения и игры с пальчиками Октябрь 1.Сад.Фрукты. Ягоды. *Выгибание и прогибание кистей рук плюс Повторение предыдущих упражнений – вращение и сжимание *Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, слив положим и песок. Варим , варим мы компот, угостим честной народ. 2.Лес. Грибы. *Соприкосновение подушечек пальцев – « Пальчики здороваются» Каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно ( сила надавливания пальчиков и темп выполнения увеличиваются) *Лес гостям сердечно рад! Угощает он ребят: Ваню – земляникой, Танечку – черникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой! *Сел мышонок на маслёнок, а маслёнок липкий гриб, Сел мышонок на маслёнок и прилип. ой-ой-ой, ай – ай-ай- мама, мама, выручай! 3.Осень. Деревья *-Вращение, сжимание, выгибание, прогибание . «Щелчки» – левой и правой рукой отдельно и обеими руками одновременно. * Непоседа ветерок с дерева сорвал листок. Долго листиком осенним над деревьями кружил, А потом мне на колени этот листик положил. Тронул ласково лицо: - Получите письмецо. *Если мы идём гулять, зонт с собою нужно брать. Осенью от дождика спрячемся под зонтиком !
4.Домашние животные и птицы и их детёныши. * «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев по 10-20 раз Левой и правой рукой по очереди и обеими руками одновременно * Прижимающий массаж «Кусается сильно котёнок – глупыш . Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою малыш, А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!» *Повстречались два котёнка, два щенка, два жеребёнка, два телёнка, два быка – вот такие вот рога! *Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, Аза ней ребятки – жёлтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко – не ходите далеко, Лапками гребите, зёрнышки ищите. *Раз –два – шли утята, Три – четыре – шли домой, Вслед за ними плёлся пятый, позади бежал шестой. А седьмой от всех отстал, а восьмой уже устал А девятый всех догнал, а десятый запищал –пи-пи-пи - Не пищи, мы тут рядом, поищи. Ноябрь 1.Перелётные птицы. *Сгибание и разгибание пальцев в кулак поочерёдно правой и левой рукой и обеими руками одновременно. *Пой-ка, подпевай –ка, прилетела стайка. Эта птичка соловей, эта птичка - воробей. Эта птичка скворушка – серенькое пёрышко, Ну, а эта – коршун злой. Птички, птички- все домой 2.Дикие животные наших лесов. *» Ножницы» - разведение пальцев в стороны -каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно -соединив ладони вместе. *Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: Лисичке – сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в зубок, кому в платок, кому в лапочку. *Прижимающий массаж: Шёл медведь к свое берлоге, да споткнулся по дороге- Видно очень мало сил я за лето накопил, так подумал И пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки, Любят есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги, До весны сопят в берлоге.
3.Дом. Его части. * « Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены. - сдавливании е ладоней с силой - вращение , повороты, наклоны - разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону не расцепляя ладоней *Молотком мы стучим, строить новый дом хотим. А кто в доме будет жить, с нами кто будет дружить? Девочки и мальчики – маленькие пальчики! *Туки –ток, туки –ток – застучал молоток. Туки –туки-туки-точки –застучали молоточки. *На двери висит замок. Кто открыть его бы смог? Постучали, покрутили, потянули и открыли! 4.Мебель. * Руки на столе - свободное постукивание по столу подушечками пальцев обеих рук и каждой рукой отдельно. Имитация игры на пианино. Отстукивание определённого ритма по показу воспитателя. *-Сиденье, ножки, спинка – стульчик для Полинки -Мы поставили кровать, чтобы мягко было спать. - В комнате стоит диван, а на нём сидит Иван. декабрь 1.Зима. Признаки зимы. *Бегают человечки» - указательный и средний пальцы каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно *1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили – Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, два – поймаем, три –уроним и сломаем. 2 . Зимующие птицы. *Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами руки на основание большого пальца – 10 раз, затем на середину ладони – 1- раз То же другой рукой и обеими руками одновременно. *Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. В гости в первый день недели к нам синицы прилетели, А во вторник посмотри, прилетели снегири. Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог налетело 7 сорок. В воскресенье, в воскресенье было общее веселье. 3.Зимние забавы. Развлечения. *- Растирание ладоней движениями вверх – вниз -растирание боковых поверхностей сплетённых пальцев. * 1,2.3,4,5 Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.
4. Новый год. Ёлка. * « Фонарики» - вращение свободными кистями рук каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно. *Перед нами ёлочка – шишечки , иголочки, Шарики, фонарики, зайчики и свечки, Звёзды, человечки! Январь 1.У детей каникулы 2.Одежда. Обувь. Головные уборы *Разминание и растирание каждого пальца вдоль и поперёк. - Надеваем – снимаем тугие колечки с пальцев ( имитация) *Иголка, иголка, шей быстрей - мы шьём одежду для друзей Матрёшку, мишку, куклу Ладу оденем в новые наряды.! * «Есть у пальцев Домик шерстяной, каждый пальчик в комнатке одной, Сколько пальцев на руках твоих, столько же и комнаток у них.» *Целый день сегодня шью, я одела всю семью Погоди немного ,кошка, будет и тебе одёжка. *Посчитаем в первый раз , сколько обуви у нас? Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Серёжки. Да ещё ботинки для нашей Валентинки, А вот эти валенки для маленькой Галеньки. 3.Посуда. *Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий * Вот с кашей зелёная миска, Пришла пушистая киска – ушла пушистая киска, Пуста зелёная миска! *Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идёт.
4.Магазин. Продукты *Мы нальём воды, и насыплем соль –оль – оль – оль - оль И немножечко песку –у-у –у-у, и муку –у-у –у-у, и дрожжей –ей-ей-ей- ей. Размешаем, размешаем и месить , месить начнём. Месим, месим, месим, месим, мнём, мнём, мнём, мнём И немножко отдохнём. Тесто поднимается И пыхтит –пых –пых – пых – пых. Пирожок мы украшаем и в духовку отправляем - Ш-ш-ш-ш. *Мы пришли в магазин и купили торт - один, Плюшек – две, ватрушек – три, а киви купили сразу четыре! *Точим нож, точим нож –будет очень он хорош. Будет резать он припасы – масло, сало хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы – угощайтесь молодцы. Февраль 1 Бытовые приборы . ОБЖ *Комканье платка – собрать носовой платок в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другой рукой не помогать. *Прижимающий массаж 2.Животные севера и жарких стран. *Щелчки – ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой приподнимаем пальцы по одному , преодолевая сопротивление. Затем палец отпускаем и он стучит об стол. * У жирафа пятна ….(муз игра на координацию речи с движением ) 3.Наша Армия. *Чередуем напряжение и расслабление « Кулачок – ладошка» *Наша Армия родная и отважна и сильна. Никому не угрожая охраняет мир она. 4.Профессии. Инструменты. *Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому что тот кто строит, тот чего – нибудь, да стоит. И не важно, что пока этот домик из песка. *Раз, два – помнят дети –много дел на белом свете. Вот швея иглу берёт и одежду людям шьёт. Доктор лечит, повар варит, Дворник улицу метёт, а строитель строит дом, Мы с тобой жить будем в нём!
Март 1.Мамин праздник. * Вот красивые цветы раскрывают лепестки. Вечером мои цветы закрывают лепестки. *Мамины руки – добрые руки В будни и в праздник не ведают скуки. Варят борщи, пеленают детей, В час неурочный встречают гостей. *Мамочка –мама, милая моя, мамочка-мама, я люблю тебя 2.Семья. *Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, Этот пальчик -я, вот и вся моя семья! * - Братец, принеси дрова, - Заболела голова. - Средний, ты на колешь дров? – Я сегодня не здоров. - Ну, а ты затопишь печку? – Ой болит моё сердечко. - Ты меньшой свари обед. – У меня силёнок нет. - Что же, сделаю всё сам, но обеда вам не дам, голодать готовы? - Мы уже здоровы! 3. Весна. Приметы весны. Прилёт птиц. * « Солнечные лучи» -руки в « Замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. *Ушла зима, пришла весна, нас очень радует она! Небо синеет и солнышко греет. Подснежник цветёт и трава зеленеет. *Хорошо весной – я знаю. Я с друзьями птиц встречаю. Лодочки в ручье пускаю. С папой грядки я копаю. С мамочкой цветы сажаю. 4.У детей каникулы 1 Транспорт. ПДД. *Впереди силён –красив тянет всех локомотив. Мы сцепились, как вагоны, дайте нам скорей зелёный. Мы вагончики трамвая тоже вместе быть желаем, Мы -машина и прицеп –очень крепок этот сцеп. * Правила движения - все без исключения Знать должны зверята, мамы и ребята: волки и волчата ,лисы и лисята, зайцы и зайчата, кошки и котята, мышки и мышата.
Апрель 2.Космос. Спорт. *Чтоб ракетой управлять нужно смелым, сильным стать. Слабых в космос не берут, ведь полёт нелёгкий труд! Рано утром я проснусь - на зарядку становлюсь. Приседаю и скачу – космонавтом стать хочу. *Каждый день я по утрам делаю зарядку! Очень нравится мне делать всё по порядку: С дедом весело шагать – 1, 2, 3,4, 5! С бабой руки поднимать -1,2,3,4,5! С мамой – приседать – вставать – 1,2.3,4,5! С папой - прыгать и скакать – 1,2,3,4,5! 3.Весна. Первоцветы. *Упражнение с сомкнутыми ладонями(10 раз) -сомкнутые ладони поднять вверх - развести кисти рук , не размыкая запястий. *Утром рано он закрыт, но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик И теперь он будет спать до утра , как птенчик. *Наши первые цветы раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветы закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. 4.Вода и её обитатели *Отхлопывание ритма по показу воспитателя -правой и левой рукой поочерёдно -обеими руками одновременно Ах, обжора черепашка, панцирь – вот её рубашка. Может лазить по горам, может плавать по волнам. Поплывёт и схватит рыбку – съест с довольною улыбкой. Отдохнёт она немножко - на обед поёмает мошку. Если ужинать пора -а -ам – и схватит комара, Но еды её не хватило – цап! – меня за нолс схватила. май 1.Труд людей весной *Зайчики – рожки - колечки» « Кулачок – ладошка»- упражнения на переключение позиций. *Капля – раз, капля - два - очень медленно сперва, А потом, потом, потом всё бегом , бегом, бегом – Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
2.Насекомые . *Цветочек на клумбе растёт и цветёт. На солнышке греясь гостей к себе ждёт. К нему прибежал покачаться жучок, качает, качает его ветерок. Попить сладкий сок прилетел мотылёк, качает, качает его ветерок. За мёдом к цветку прилетела пчела, чуть-чуть покачалась и мёд собрала. Но вот улетели пчела, мотылёк, жучок убежал и остался цветок. На солнышке греясь он будет стоять, А солнце зайдёт наш цветок будет спать.
Практический материал .
Октябрь.1 неделя
Октябрь 2неделя Октябрь 3 неделя
Октябрь 4 неделя Ноябрь.
1 неделя 2 неделя 3 неделя
4 неделя декабрь
1 неделя 2 неделя
3 неделя 4 неделя
Январь 2 неделя январь 3 неделя
январь 4 неделя февраль 1 неделя
Февраль 2 неделя февраль 3 неделя февраль 4 неделя
март 1 неделя март 2 неделя
март 3 неделя март 4 неделя
апрель 1 неделя апрель 2 неделя
апрель 3 неделя
апрель 4 неделя май 1 неделя май 2 неделя

Используемая литература:
1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005. 2. Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста


В раздел образования