Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ
Автор: Малашенко Лазарина Юрьевна Должность: воспитатель мдоу Учебное заведение: МДОУ №6 "Колокольчик" Населённый пункт: с.Стародубское Буденновского района Ставропольского края Наименование материала: Статья Тема: Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ Раздел: дошкольное образование
образовательном процессе ДОУ
Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу
выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или
нескольких
сферах:
интеллектуальной,
творческого
или
продуктивного
мышления,
организаторской,
художественной,
спортивной
и
др.
Детская
одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений. Проблемы
ее
диагностики
и
развития
волнуют
педагогов
на
протяжении
многих
столетий,
что
связано
с
общественными
потребностями
в
неординарной
творческой личности.
Выявление,
воспитание
и
поддержка
одаренных
детей
во
многих
странах осуществляются за счет специально разработанных государственных
программ.
В
России
для
развития
одаренных
детей
реализуется
президентская
программа
«Дети
России»,
которая
включает
разделы:
«Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции
модернизации образования на период до 2020 года».
Нужно отметить, что специально организованная работа с одарёнными
детьми
выступает
одним
из
направлений
реализации
права
личности
на
индивидуальность.
Современная
система
образования
стремится
к
стандартам, проверки решений задач по шаблону, унификации требований.
Так, даже детские сады строго регламентированы в своей воспитывающей
функции и испытывают острый дефицит в программах, которые учитывали
бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Конкретных критериев одаренности пока не выработано, хотя многие
специалисты
сходятся
во
мнении,
что
для
одаренных
детей
характерно
опережающее
развитие,
т.е.
опережение
своих
сверстников
по
ряду
психических
параметров.
В
познавательной
области
это
проявляется
в
чрезвычайной
любознательности,
способности
следить
за
несколькими
действиями одновременно, активно изучать и познавать окружающий мир,
воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы,
создавая
в
воображении
альтернативные
системы
и
т.д.
Отмечают
особенности детей в эмоциональной сфере, повышенный энергетический
уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или
сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития
различных
психических
функций
(например,
развитие
координации
движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.
2.1.
Организация
и
диагностический
инструментарий
опытно-
экспериментального исследования работы ДОУ с одарёнными детьми
Опытно-экспериментальное исследование организации работы ДОУ с
одарёнными
детьми
проводилось
на
базе Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным осуществлением физического развития № 6 «Колокольчик»
села Стародубского Буденновского района. В исследовании участвовали дети-
дошкольники, их родители, педагоги ДОУ, психолог и социальный педагог
детского сада.
Диагностические мероприятия были организованы и проводились в
2016-2017
учебном
году
в
процессе
производственной
и
преддипломной
практики. Выборка осуществлялась с учётом первичных диагностических
данных по выявлению одарённых детей дошкольного возраста.
В
экспериментальную
работу
по
многим
направлениям
были
вовлечены все дети, независимо от того какие способности они проявляли так
как всегда есть вероятность позднего проявления одарённости.
Цель
опытно-экспериментального
исследования
–
разработка
методических
рекомендаций
для
работы
педагога
ДОУ
с
учётом
особенностей
одарённых
детей-дошкольников
на
основе
результатов
диагностики.
Гипотеза исследования заключается в следующем:
Работа
с
одарёнными
детьми
будет
продуктивной, если
учебно-
воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении:
организован с учетом результатов диагностики уровня развития
различных способностей одаренных детей;
обеспечены
условия
индивидуальной
траектории
развития
личности одарённого ребёнка;
предоставляет
возможности
для
творческой
деятельности
и
самореализации личности одарённых детей,
будут
своевременно
диагностированы
проблемы
в
развитии
социально-психологических особенностей одарённых детей и предложены
пути их оптимизации;
будет
создан
доброжелательный
психологический
климат
в
группе ДОУ и в семье;
будет
создан
оптимальный
режим
игры,
обучения
и
отдыха
ребёнка,
обеспечены
интеллектуальные
и
коммуникативные
нагрузки,
посильные для ребёнка;
сформированы единые педагогические требования к поведению и
общению одарённого ребёнка, соответствующие его актуальным социальным
знаниям и навыков самовыражения и самоконтроля.
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в несколько
этапов:
Подготовительный
–
изучение
теоретических
аспектов
работы
дошкольной
образовательной
организации
с
одарёнными
детьми-
дошкольниками,
изучение
методической
литературы
по
проблеме
исследования,
подбор
диагностического
инструментария
для
выявления
особенностей одарённых детей-дошкольников;
Диагностический – подготовка педагогов и психолога к диагностике
детей,
осуществление
диагностических
мероприятий,
обработка
и
интерпретация полученных данных;
Аналитический – выявление основных сложностей и затруднений в
организации
работы
ДОУ
с
одарёнными
детьми-дошкольниками,
определение
актуальных
направлений
психолого-педагогической
работы,
основных содержательно-процессуальные компоненты данной работы;
Проектировочный
–
разработка
программы
работы
педагогов
и
психологов с учётом особенностей одарённых детей-дошкольников.
На
каждом
из
этапов
опытно-экспериментального
исследования
ставились и решались следующие исследовательские задачи :
1.
р а з р а б о т а т ь
м е т од и к у
с и с т е м а т и ч е с ко го
о п ы т н о -
экспериментального
исследования
на
основе
имеющихся
теоретических
данных и диагностических методов и методик;
2.
выявить содержание работы детского сада с одарёнными детьми
дошкольного возраста;
3.
выявить недочёты и проблемы в работе с одаренными детьми
дошкольного возраста;
4.
выделить
содержательно-процессуальные
компоненты
программы работы с одарёнными детьми с учётом их особенностей;
5.
представить
комплекс
мер
работы
педагогов
и
психолога
с
одарёнными детьми с учётом их особенностей.
Для
осуществления
диагностики
использовались
комплекс
взаимопроверяющих и взаимодополняющих методик и методов :
анализ документации дошкольной образовательной организации,
характеризующий работу с одарёнными детьми в ДОУ;
методика В.С. Юркевич «Дерево желаний» (Приложение 4);
рекомендации родителям (Приложение 9).
2.2. Результаты диагностики работы ДОУ с одарёнными детьми и
их обсуждение
Анализ
документации
детского
сада
показал,
что
пять
лет
назад
педагогический коллектив детского сада принял решение актуализировать
работу с одарёнными детьми. Это обстоятельство вызвано тем, что многие
родители заинтересованы в ранней диагностике задатков и способностей
детей-дошкольников. Такой интерес и активная забота о детях обнаружили,
что
детей
с
повышенными
способностями
значительно
больше,
чем
интуитивно предполагалось ранее.
Таким
образом,
в
детском
саду,
представляющим
базу
дипломного
исследования,
с
2013
года
осуществляется
направленная
работа
по
выявлению
одарённых
детей,
созданию
условий
для
развития
их
способностей, сопровождению семьи одарённого ребёнка. Работа детского
сада предполагает тесное сотрудничество старшего воспитателя, педагога-
психолога, воспитателей, родителей.
Особенности работы ДОУ следующие:
интеграция на базе детского сада основного и дополнительного
образования дошкольников;
наличие
научно-методического
обеспечения
образовательного
учреждения в соответствии с требованиями ФГОС;
соблюдение
санитарно-гигиенических,
эргономических,
педагогических требований образовательного процесса;
медико-психологическое
сопровождение
воспитательного
и
образовательного процесса;
квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный
на
работу
по
развитию
интеллектуально-творческих
способностей
детей
(34% педагогов с высшим педагогическим образованием; 16 % педагогов с
высшей и 55,3 % педагогов с первой категорией);
высокий
уровень
обученности
(более
70
%)
и
воспитанности
(более 80%) детей обследованного детского сада;
высокий
уровень
развития
различных
способностей
детей
дошкольного возраста – 16 % детей заявлены родителями и педагогами как
дети с повышенными способностями и одарённые дети;
более
90%
родителей
воспитанников
детского
сада
выразили
желание и согласие на организацию опытно-экспериментальной работы по
внедрению и апробации программы «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер).
Вместе с тем, были выявлены ряд аспектов, которые не представлены в
работе ДОУ с одарёнными детьми:
систематизация
работы
с
детьми-дошкольниками
различных
видов одаренности,
работа по выявлению скрытой одаренности дошкольников;
возрастающими требованиями к профессиональной деятельности
воспитателя и возможности преодолевать профессиональный стресс в силу
перегруженности служебными обязанностями;
стандартизированными подходами к воспитанию и образованию
дошкольников в условиях запросов на индивидуализированное обучение.
В
целом,
нужно
отметить,
что
отсутствует
координация
работы
в
различных
группах
дошкольного
образовательного
учреждения,
каждый
воспитатель самостоятельно устанавливает порядок и последовательность
работы,
направленной
на
поиск
одаренных
детей.
В
целом
работа,
с
одарёнными детьми носит не достаточно систематизированный характер.
Работа с одарёнными детьми представлена в планах работы каждого
воспитателя в соответствии с общими принятыми направлениями работы
ДОУ.
Цели и задачи работы с одаренными детьми были представлены в
соответствии с ФГОС:
1.
Создание
благоприятных
условий
для
выявления,
развития
и
поддержки одарённых детей.
2. Обеспечение развития способностей дошкольников.
3. Воспитание личности активной, творческой, гармонично развитой.
4.
Знакомство
воспитателя
с
приемами
целенаправленного
педагогического наблюдения, диагностики;
5. Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад,
позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;
6.
Предоставление
возможности
совершенствовать
способности
в
совместной
деятельности
со
сверстниками,
воспитателем,
через
самостоятельную работу.
Работа с семьёй воспитывающего одарённого ребёнка представлена в
следующих мероприятиях:
информирование
родителей
об
особенностях
их
ребёнка
по
результатам диагностирования;
консультирование
родителей
об
особенностях
воспитания
одарённого ребёнка;
уст ановление
взаимодействия
с емьи
и
р а з л и ч н ы м и
учреждениями дополнительного образования и социальными службами.
Согласно
данным диагностики
универсальных
способностей
детей
дошкольного
возраста,
дошкольников
с
повышенными
способностями
выявлено в детском саду более одной четверти (рис. 1). Данная диагностика,
в
соответствии
с
инструкцией
может
использоваться
в
работе
с
детьми
старше 5 лет. Выполнение данного задания детьми младше 5 лет говорит о
раннем проявлении способности, а не выполнение может характеризоваться
как
своевременное
развитие
способностей.
По
этой
причине
данная
диагностика осуществлялась во всех группах детей от 5 лет и старше, по
желанию воспитателей и родителей могли применяться в группах с детьми
младше 5 лет.
дети 5 лет и старше
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
очень высокий
высокий
средний
низкий
очень низкий
Р и с у н о к
1 . Распределение
детей
по
уровню
развития
универсальных способностей детей дошкольного возраста
Как видно из диаграммы, наиболее многочисленными являются дети со
средним
уровнем
способностей.
Очень
высокий
уровень
способностей
выявлен у 12 % детей. Они могут в дальнейшем рассматриваться как дети,
которые потенциально могут проявлять одарённость общего вида. Вероятнее
всего во всех видах учебной и трудовой деятельности они будут проявлять
успешность большую, чем остальные дети. Их внимание, мышление, речь,
скорость и гибкость психических процессов, продуктивность деятельности,
организованность – благоприятные задатки для проявления одарённости в
различных областях.
Дети,
проявившие
данные
способности,
были
уже
ранее
отмечены
работой детского сада с одарёнными детьми. Все они диагностированные по
другим параметрам как одарённые и имеют различные виды специальной
одарённости.
Выполнение данного задания детьми младше 5 лет показало, что ещё
14 детей выполняют задание на высоком (8 детей) и очень высоком уровне (6
детей). Эти показатели настолько высоко характеризуют способности детей,
что можно утверждать наличие одарённости (общей и, вероятно, у некоторых
детей ещё и специальной). Количество таких детей – менее 20% от детей
младше
5
лет.
Данные
этого
диагностического
мероприятия
может
рассматриваться
только
как
ориентировочные,
поскольку
методика
разрабатывалась для другой возрастной группы.
Продолжение таблицы 1
Диагностируем
ы е
в и д ы
способностей
и
одарённости
Уровни проявления способностей у детей (в %)
Невыраженн
ые
способности
Выраженн
ые
способност
и
Повышенн
ый
уровень
способности
Одарённос
ть
(очень
высокий
уровень)
артистические
способности
12%
61%
24%
3%
интеллектуальн
ые способности
32%
55%
10%
3%
спортивные
способности
19%
60%
17%
4%
литературные
способности
28%
51%
19%
2%
художественные
способности
52%
26%
18%
4%
Как представлено в таблице, достаточно большое количество детей
имеет более или менее выраженные способности детей, но не обязательно
эти
способности
будут
закрепляться,
развиваться
и
достигать
уровня
одарённости.
Дошкольники
часто
являются
«музыкальными»,
проявляют
разную
степень
артистических
способностей
–
охотно
танцуют,
поют,
изображают, подражают и др.
Другие способности – исследовательские, интеллектуальные выражены
несколько реже. Вместе с тем, в проявлении одарённости могут быть другие
пропорции:
самыми
многочисленными
оказались
исследовательские,
спортивные, художественные. Литературная и техническая одарённость, как
и другие, встречаются у 2% детей-дошкольников.
Выводы :
1.
Анализ
документации
детского
сада
показал,
что
работа
с
одарёнными детьми осуществляется в сотрудничестве старшего воспитателя,
педагога-психолога, воспитателей, родителей. В рамках этого сотрудничества
потребовалось вести в работу ряд особенностей: интеграция на базе детского
сада
основного
и
дополнительного
образования
дошкольников;
наличие
научно-методического
обеспечения
образовательного
учреждения
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС;
мед ико-пс ихологиче с ко е
сопровождение
воспитательного
и
образовательного
процесса
одарённых
детей; повышение квалификации педагогического коллектива.
2.
Педагоги
ДОУ
и
родители
воспитанников
выразили
высокую
степень
заинтересованности
в
ранней
диагностики
одарённости
детей
и
организации целенаправленной работы с ними.
3.
Выявлены ряд аспектов, которые не представлены в работе ДОУ с
одарёнными
детьми,
но
нуждаются
в
последующей
разработке:
систематизация
работы
с
детьми-дошкольниками
различных
видов
одаренности,
работа
по
выявлению
скрытой
одаренности
дошкольников;
профилактика
профессионального
стресса
педагогов,
вызванного
перегруженностью
служебными
обязанностями
и
повышенной
ответственностью. Эти нерешённые вопросы могут стать отдельной темой
исследования.
4.
Цели и задачи работы с одаренными детьми были представлены в
соответствии
с
ФГОС,
а
работа
с
семьёй
включает
информирование
родителей об особенностях их ребёнка по результатам диагностирования;
консультирование
родителей
об
особенностях
воспитания
одарённого
ребёнка; установление взаимодействия семьи и различными учреждениями
дополнительного образования и социальными службами.
5.
Согласно
данным диагностики
универсальных
способностей
детей с повышенными способностями выявлено в детском саду более одной
четверти. Хотя наиболее многочисленной группой являются дети со средним
уровнем
способностей,
одарённых
детей
больше,
чем
интуитивно
предполагают педагоги. Так, очень высокий уровень способностей выявлен у
12 % детей, т.е они потенциально могут проявлять одарённость общего вида.
Все они диагностированные по другим параметрам как одарённые и имеют
различные виды специальной одарённости.
6.
В ряде случаев дети младше 5 лет успешно выполняли тесты для
пятилетних детей. Эти сведения не могут приниматься как достоверные –
методики разработаны для другой возрастной группы, но ими, в то же время,
нельзя полностью пренебрегать. 14 детей младше 5 лет выполняют задание
на высоком (8 детей) и очень высоком уровне (6 детей). В целом таких детей
менее 20% от общего числа детей младше 5 лет.
7.
Значительной части детей с повышенным уровнем различных
способностей свойственен высокий уровень познавательной активности – эту
группу детей решено обозначить как потенциально одарённые.
8.
По результатам проведённых диагностических мероприятий все
воспитанники детского сада были подразделены на несколько групп:
дети, не проявляющие высоких способностей и познавательную
активность;
дети, проявляющие отдельные способности, не превышающие
средние, познавательная активность – средняя;
дети, проявляющие повышенные способности, высокий уровень
познавательной активности – потенциально одарённые;
одарённые
дети
(с
разными
видами
одарённости)
и
высокой
познавательной активностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА В.С. ЮРКЕВИЧ «ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ»
Цель :
изучение
познавательной
активности
детей
(используются
картинки и словесные ситуации).
Ситуации :
1.
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него
попросил? (6 мин.)
2.
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты
спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3.
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь.
Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4.
Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду,
делать
любые
игрушки.
Что
должна
сделать
чудо-машина
по
твоему
приказанию? – 5 мин.
5.
Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо
всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6.
Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается.
Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком
случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ :
Высокий
уровень
–
стремление
проникнуть
в
причинно-
следственные
связи
явлений,
отчетливо
проявляется
исследовательский
интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает
только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий
уровень
–
дети
удовлетворяются
односложной
информацией,
например
их
интересует
реальность
услышанной
когда-то
сказки, легенды и т.д.
Все
эти
суждения
носят
познавательный
характер,
но
различаются
разным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить
досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Позволяйте детям как можно чаще высказывать свои творческие
идеи.
Находите время для спокойного выслушивания ребенка.
Создавайте ситуации успеха, ожидайте "выдающихся успехов" от
детей.
Не следует приучать его быть "как все".
Следует
поощрять
его
желание
работать,
а
не
стремление
обогнать сверстников.
Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в
его
поисках,
к
которой
он
мог
бы
возвращаться,
если
будет
напуган
собственными открытиями.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте
сочувствие
к
ранним
неудачам.
Избегайте
неодобрительной
оценки
творческих попыток ребенка.
Будьте
терпимы
к
странным
идеям,
уважайте
любопытство,
вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они
кажутся дикими или "за гранью".
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает,
самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить
творчество.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не
обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать
сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом,
он в свою очередь будет и сам ценим другими.
Помогайте
ребенку
в
удовлетворении
основных
человеческих
потребностей
(чувство
безопасности,
любовь,
уважение
к
себе
и
окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными
потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда
он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить
однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок
должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей,
которые его создают.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако
его поведение не должно выходить за рамки приличного.
Находите
слова
поддержки
для
новых
творческих
начинаний
ребенка,
избегайте
критиковать
первые
опыты
-
как
бы
ни
были
они
неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится
творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте
ребенку
стать
"разумным
авантюристом",
порой
полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно
это поможет совершить действительное открытие.
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая
ребенку
избежать
общественного
неодобрения,
уменьшить
социальные
трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же
возраста и таких же способностей.
Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения
одарённого ребёнка.
Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы,
ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может
их надолго выбить из колеи.
Дайте
ребенку
возможность
находить
решения
без
боязни
ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные
мысли и учиться на своих ошибках.
Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить
книги или другие источники информации для получения ответов на свои
вопросы.
Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в
его самовыражении.
Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда
и во всем
ЛИТЕРАТУРА
1.
Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева,
Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239.
2.
Аннастази
А.
Психологическое
тестирование.
Кн.
2.
М.,
Педагогика, 1982,
3.
Бабаева
Ю.Д.
Потенциальная
и
скрытая
одаренность
/
Ю.Д.
Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва,
28-30 марта 2001 г. – М., 2001.
4.
Белова Е. Одаренные дети // Дошкольное воспитание. – № 4. –
1991,
5.
Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать:
пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – 3 изд. – М.: МПСИ;
Флинта, 2004.
6.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности:
понятие, виды, проблемы. – М.: Открытый университет, 2005.
7.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.
Репиной. – М., 1987. – С. 105.
8.
Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н.
Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей.
– СПб.,
2009.
9.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга
для учителей и родителей / В. С. Юркевич. – М: Просвещение, 1996. – 136 с.