Напоминание

Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ


Автор: Малашенко Лазарина Юрьевна
Должность: воспитатель мдоу
Учебное заведение: МДОУ №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: с.Стародубское Буденновского района Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: Учет особенностей одаренных детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема:

Учет

особенностей

одаренных

детей

дошкольного

возраста

в

образовательном процессе ДОУ
Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий, что связано с общественными потребностями в неординарной творческой личности. Выявление, воспитание и поддержка одаренных детей во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. В России для развития одаренных детей реализуется президентская программа «Дети России», которая включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования на период до 2020 года». Нужно отметить, что специально организованная работа с одарёнными детьми выступает одним из направлений реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования стремится к стандартам, проверки решений задач по шаблону, унификации требований. Так, даже детские сады строго регламентированы в своей воспитывающей функции и испытывают острый дефицит в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Конкретных критериев одаренности пока не выработано, хотя многие специалисты сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной области это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими действиями одновременно, активно изучать и познавать окружающий мир,
воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы и т.д. Отмечают особенности детей в эмоциональной сфере, повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.
2.1.

Организация

и

диагностический

инструментарий

опытно-

экспериментального исследования работы ДОУ с одарёнными детьми
Опытно-экспериментальное исследование организации работы ДОУ с одарёнными детьми проводилось на базе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития № 6 «Колокольчик» села Стародубского Буденновского района. В исследовании участвовали дети- дошкольники, их родители, педагоги ДОУ, психолог и социальный педагог детского сада. Диагностические мероприятия были организованы и проводились в 2016-2017 учебном году в процессе производственной и преддипломной практики. Выборка осуществлялась с учётом первичных диагностических данных по выявлению одарённых детей дошкольного возраста. В экспериментальную работу по многим направлениям были вовлечены все дети, независимо от того какие способности они проявляли так как всегда есть вероятность позднего проявления одарённости.
Цель

опытно-экспериментального

исследования
– разработка методических рекомендаций для работы педагога ДОУ с учётом особенностей одарённых детей-дошкольников на основе результатов диагностики.
Гипотеза исследования
заключается в следующем:
Работа с одарёнными детьми будет продуктивной, если учебно- воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении:  организован с учетом результатов диагностики уровня развития различных способностей одаренных детей;  обеспечены условия индивидуальной траектории развития личности одарённого ребёнка;  предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности одарённых детей,  будут своевременно диагностированы проблемы в развитии социально-психологических особенностей одарённых детей и предложены пути их оптимизации;  будет создан доброжелательный психологический климат в группе ДОУ и в семье;  будет создан оптимальный режим игры, обучения и отдыха ребёнка, обеспечены интеллектуальные и коммуникативные нагрузки, посильные для ребёнка;  сформированы единые педагогические требования к поведению и общению одарённого ребёнка, соответствующие его актуальным социальным знаниям и навыков самовыражения и самоконтроля. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в
несколько

этапов:
Подготовительный – изучение теоретических аспектов работы дошкольной образовательной организации с одарёнными детьми- дошкольниками, изучение методической литературы по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария для выявления особенностей одарённых детей-дошкольников; Диагностический – подготовка педагогов и психолога к диагностике детей, осуществление диагностических мероприятий, обработка и интерпретация полученных данных;
Аналитический – выявление основных сложностей и затруднений в организации работы ДОУ с одарёнными детьми-дошкольниками, определение актуальных направлений психолого-педагогической работы, основных содержательно-процессуальные компоненты данной работы; Проектировочный – разработка программы работы педагогов и психологов с учётом особенностей одарённых детей-дошкольников. На каждом из этапов опытно-экспериментального исследования ставились и решались следующие
исследовательские задачи
: 1. р а з р а б о т а т ь м е т од и к у с и с т е м а т и ч е с ко го о п ы т н о - экспериментального исследования на основе имеющихся теоретических данных и диагностических методов и методик; 2. выявить содержание работы детского сада с одарёнными детьми дошкольного возраста; 3. выявить недочёты и проблемы в работе с одаренными детьми дошкольного возраста; 4. выделить содержательно-процессуальные компоненты программы работы с одарёнными детьми с учётом их особенностей; 5. представить комплекс мер работы педагогов и психолога с одарёнными детьми с учётом их особенностей. Для осуществления диагностики использовались комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих
методик и методов
:  анализ документации дошкольной образовательной организации, характеризующий работу с одарёнными детьми в ДОУ;  методика В.С. Юркевич «Дерево желаний» (Приложение 4);  рекомендации родителям (Приложение 9).
2.2. Результаты диагностики работы ДОУ с одарёнными детьми и

их обсуждение
Анализ документации детского сада показал, что пять лет назад педагогический коллектив детского сада принял решение актуализировать
работу с одарёнными детьми. Это обстоятельство вызвано тем, что многие родители заинтересованы в ранней диагностике задатков и способностей детей-дошкольников. Такой интерес и активная забота о детях обнаружили, что детей с повышенными способностями значительно больше, чем интуитивно предполагалось ранее. Таким образом, в детском саду, представляющим базу дипломного исследования, с 2013 года осуществляется направленная работа по выявлению одарённых детей, созданию условий для развития их способностей, сопровождению семьи одарённого ребёнка. Работа детского сада предполагает тесное сотрудничество старшего воспитателя, педагога- психолога, воспитателей, родителей. Особенности работы ДОУ следующие:  интеграция на базе детского сада основного и дополнительного образования дошкольников;  наличие научно-методического обеспечения образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС;  соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических, педагогических требований образовательного процесса;  медико-психологическое сопровождение воспитательного и образовательного процесса;  квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию интеллектуально-творческих способностей детей (34% педагогов с высшим педагогическим образованием; 16 % педагогов с высшей и 55,3 % педагогов с первой категорией);  высокий уровень обученности (более 70 %) и воспитанности (более 80%) детей обследованного детского сада;  высокий уровень развития различных способностей детей дошкольного возраста – 16 % детей заявлены родителями и педагогами как дети с повышенными способностями и одарённые дети;  более 90% родителей воспитанников детского сада выразили желание и согласие на организацию опытно-экспериментальной работы по внедрению и апробации программы «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер).
Вместе с тем, были выявлены ряд аспектов, которые не представлены в работе ДОУ с одарёнными детьми:  систематизация работы с детьми-дошкольниками различных видов одаренности,  работа по выявлению скрытой одаренности дошкольников;  возрастающими требованиями к профессиональной деятельности воспитателя и возможности преодолевать профессиональный стресс в силу перегруженности служебными обязанностями;  стандартизированными подходами к воспитанию и образованию дошкольников в условиях запросов на индивидуализированное обучение. В целом, нужно отметить, что отсутствует координация работы в различных группах дошкольного образовательного учреждения, каждый воспитатель самостоятельно устанавливает порядок и последовательность работы, направленной на поиск одаренных детей. В целом работа, с одарёнными детьми носит не достаточно систематизированный характер. Работа с одарёнными детьми представлена в планах работы каждого воспитателя в соответствии с общими принятыми направлениями работы ДОУ. Цели и задачи работы с одаренными детьми были представлены в соответствии с ФГОС: 1. Создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одарённых детей. 2. Обеспечение развития способностей дошкольников. 3. Воспитание личности активной, творческой, гармонично развитой. 4. Знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 5. Проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности; 6. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.
Работа с семьёй воспитывающего одарённого ребёнка представлена в следующих мероприятиях:  информирование родителей об особенностях их ребёнка по результатам диагностирования;  консультирование родителей об особенностях воспитания одарённого ребёнка;  уст ановление взаимодействия с емьи и р а з л и ч н ы м и учреждениями дополнительного образования и социальными службами. Согласно данным диагностики универсальных способностей детей дошкольного возраста, дошкольников с повышенными способностями выявлено в детском саду более одной четверти (рис. 1). Данная диагностика, в соответствии с инструкцией может использоваться в работе с детьми старше 5 лет. Выполнение данного задания детьми младше 5 лет говорит о раннем проявлении способности, а не выполнение может характеризоваться как своевременное развитие способностей. По этой причине данная диагностика осуществлялась во всех группах детей от 5 лет и старше, по желанию воспитателей и родителей могли применяться в группах с детьми младше 5 лет. дети 5 лет и старше 0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% очень высокий высокий средний низкий очень низкий Р и с у н о к 1 .
Распределение

детей

по

уровню

развития

универсальных способностей детей дошкольного возраста
Как видно из диаграммы, наиболее многочисленными являются дети со средним уровнем способностей. Очень высокий уровень способностей
выявлен у 12 % детей. Они могут в дальнейшем рассматриваться как дети, которые потенциально могут проявлять одарённость общего вида. Вероятнее всего во всех видах учебной и трудовой деятельности они будут проявлять успешность большую, чем остальные дети. Их внимание, мышление, речь, скорость и гибкость психических процессов, продуктивность деятельности, организованность – благоприятные задатки для проявления одарённости в различных областях. Дети, проявившие данные способности, были уже ранее отмечены работой детского сада с одарёнными детьми. Все они диагностированные по другим параметрам как одарённые и имеют различные виды специальной одарённости. Выполнение данного задания детьми младше 5 лет показало, что ещё 14 детей выполняют задание на высоком (8 детей) и очень высоком уровне (6 детей). Эти показатели настолько высоко характеризуют способности детей, что можно утверждать наличие одарённости (общей и, вероятно, у некоторых детей ещё и специальной). Количество таких детей – менее 20% от детей младше 5 лет. Данные этого диагностического мероприятия может рассматриваться только как ориентировочные, поскольку методика разрабатывалась для другой возрастной группы.
Продолжение таблицы 1
Диагностируем

ы е

в и д ы

способностей

и

одарённости

Уровни проявления способностей у детей (в %)

Невыраженн

ые

способности

Выраженн

ые

способност

и

Повышенн

ый

уровень

способности

Одарённос

ть

(очень

высокий

уровень)
артистические способности 12% 61% 24% 3% интеллектуальн ые способности 32% 55% 10% 3% спортивные способности 19% 60% 17% 4% литературные способности 28% 51% 19% 2% художественные способности 52% 26% 18% 4% Как представлено в таблице, достаточно большое количество детей имеет более или менее выраженные способности детей, но не обязательно эти способности будут закрепляться, развиваться и достигать уровня одарённости. Дошкольники часто являются «музыкальными», проявляют разную степень артистических способностей – охотно танцуют, поют, изображают, подражают и др. Другие способности – исследовательские, интеллектуальные выражены несколько реже. Вместе с тем, в проявлении одарённости могут быть другие пропорции: самыми многочисленными оказались исследовательские, спортивные, художественные. Литературная и техническая одарённость, как и другие, встречаются у 2% детей-дошкольников.
Выводы
:
1. Анализ документации детского сада показал, что работа с одарёнными детьми осуществляется в сотрудничестве старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателей, родителей. В рамках этого сотрудничества потребовалось вести в работу ряд особенностей: интеграция на базе детского сада основного и дополнительного образования дошкольников; наличие научно-методического обеспечения образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС; мед ико-пс ихологиче с ко е сопровождение воспитательного и образовательного процесса одарённых детей; повышение квалификации педагогического коллектива. 2. Педагоги ДОУ и родители воспитанников выразили высокую степень заинтересованности в ранней диагностики одарённости детей и организации целенаправленной работы с ними. 3. Выявлены ряд аспектов, которые не представлены в работе ДОУ с одарёнными детьми, но нуждаются в последующей разработке: систематизация работы с детьми-дошкольниками различных видов одаренности, работа по выявлению скрытой одаренности дошкольников; профилактика профессионального стресса педагогов, вызванного перегруженностью служебными обязанностями и повышенной ответственностью. Эти нерешённые вопросы могут стать отдельной темой исследования. 4. Цели и задачи работы с одаренными детьми были представлены в соответствии с ФГОС, а работа с семьёй включает информирование родителей об особенностях их ребёнка по результатам диагностирования; консультирование родителей об особенностях воспитания одарённого ребёнка; установление взаимодействия семьи и различными учреждениями дополнительного образования и социальными службами. 5. Согласно данным диагностики универсальных способностей детей с повышенными способностями выявлено в детском саду более одной четверти. Хотя наиболее многочисленной группой являются дети со средним уровнем способностей, одарённых детей больше, чем интуитивно
предполагают педагоги. Так, очень высокий уровень способностей выявлен у 12 % детей, т.е они потенциально могут проявлять одарённость общего вида. Все они диагностированные по другим параметрам как одарённые и имеют различные виды специальной одарённости. 6. В ряде случаев дети младше 5 лет успешно выполняли тесты для пятилетних детей. Эти сведения не могут приниматься как достоверные – методики разработаны для другой возрастной группы, но ими, в то же время, нельзя полностью пренебрегать. 14 детей младше 5 лет выполняют задание на высоком (8 детей) и очень высоком уровне (6 детей). В целом таких детей менее 20% от общего числа детей младше 5 лет. 7. Значительной части детей с повышенным уровнем различных способностей свойственен высокий уровень познавательной активности – эту группу детей решено обозначить как потенциально одарённые. 8. По результатам проведённых диагностических мероприятий все воспитанники детского сада были подразделены на несколько групп:  дети, не проявляющие высоких способностей и познавательную активность;  дети, проявляющие отдельные способности, не превышающие средние, познавательная активность – средняя;  дети, проявляющие повышенные способности, высокий уровень познавательной активности – потенциально одарённые;  одарённые дети (с разными видами одарённости) и высокой познавательной активностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА В.С. ЮРКЕВИЧ «ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ»

Цель
: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Ситуации
: 1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) 2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин. 4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин. 5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин. 6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов. Качественный анализ
:
 Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно- следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.  Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
 Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
 Позволяйте детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи.  Находите время для спокойного выслушивания ребенка.  Создавайте ситуации успеха, ожидайте "выдающихся успехов" от детей.  Не следует приучать его быть "как все".  Следует поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.  Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.  Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.  Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.  Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и
окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.  Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.  Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.  Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.  Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.  Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.  Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.  Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
 Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.  Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.  Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем

ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2006. – 239. 2. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982, 3. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. – М., 2001. 4. Белова Е. Одаренные дети // Дошкольное воспитание. – № 4. – 1991, 5. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. – 3 изд. – М.: МПСИ; Флинта, 2004. 6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. – М.: Открытый университет, 2005. 7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987. – С. 105. 8. Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. 9. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В. С. Юркевич. – М: Просвещение, 1996. – 136 с.


В раздел образования