Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в СПО
Автор: Санатова Елена Григорьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Истринский филиал " Красногорский колледж" Населённый пункт: город Истра Московской области Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в СПО Раздел: среднее профессиональное
ц е н н о с т е й » .
Докладчик
:
Санатова
Е
.
Г
.
,
преподаватель
Истринского
филиала
«
Красногорского
колледжа
»
Истра 2017
1
Изучив вопрос, о придании образовательному процессу воспитательной
направленности на основе традиционных духовных ценностей, я обратилась к
материалам «Социальная компетентность классного руководителя» под редакцией А.Г.
Асмолова и Г.У. Солдатовой, где для себя нашла ответы на волнующие меня аспекты.
Я убеждена, что упрек образованию за духовную незрелость
молодёжи, за рост социальной агрессии подростков, появление скинхедов и
т.д. нередко высказывают публицисты, социологи, родители и политики.
С этим же упреком норм выступают и сами учителя. Логика
подсказывает, что процесс обучения - это центральный социальный
институт образования и воспитания подрастающих поколений. В этих
поколениях распространяются социально-психологические болезни.
Значит, образование – главный виновник горьких плодов воспитания. С
этим я НЕ СОГЛАСНА. Просто вытекает вывод: чтобы по-новому
воспитывать и учить молодёжь, нужно реформировать образование.
Подобное утверждение верно, но не достаточно…
Ахиллесова пята этого вывода состоит в том, что за ним молчаливо проступает
взгляд на образование как на «государство в государстве». Сейчас нам особенно ясно,
что обучая нельзя спрятаться от жизни. Но готовы ли к ней обучающиеся? Далеко не
всегда. Как же научиться этой борьбе, если до сих пор не изжито господство
«охранительной», бесконфликтной, догматической педагогики? Она вовсе исключает
такие условия, в которых ученик может проявить гражданское мужество, сделать свой
нравственный выбор. Да, сегодня общество требует, чтобы были воспитаны
гражданские, нравственные качества у молодёжи. Но, требуя это, и само общество
обязано упорно культивировать те нравственные ценности, что проповедует учитель.
Иначе и любая инновационная педагогика обречена на провал.
Не снимая с педагогов ответственности за духовные раны подрастающих
поколений, не будем вместе с тем превращать их в «крайних». Какова здесь роль
учителя? Размышление над этими вопросами подводят к целостному видению
воспитания в обществе. Без такого видения, пожалуй, нельзя выработать стратегию
воспитания личности.
2
Изменив социально-экономический статус учителя, как работника духовного
производства, мы надеемся сделать реальный шаг к повышению действенности
воспитания подрастающих поколений.
Ещё один шаг на этом пути – изменение социальной технологии
взаимоотношений учителя и ученика. Нынешняя система обучения нацелена,
прежде всего, на то, чтобы усердно «снабжать» ученика информацией. Учитель
даёт, ученик берёт. Так привыкли к подобному положению дел, что оно
представляется чуть ли не извечным законом природы. Но проделайте
простой эксперимент. Подойдите к незнакомому прохожему на улице и
скажите: «Вчера в Бразилии была жаркая погода». Вы убедитесь, что от вас
отшатнутся и посмотрят как на странненького. Но не нечто ли похожее
происходит, когда преподносит ответы ученику, который его не о чем не
спрашивал?
Обучение нередко – это снабжение ответами без
поставленных учеником вопросов.
Из личного опыта могу сказать, что от того, как понимается
личность, какой образ личности складывается в общественном сознании,
зависят действия, нацеленные на ее воспитание. Если, как иногда
считают, за проявлениями жестокости стоят гены, то в помощники к
педагогам нужно срочно звать специалистов по «генной инженерии», а
психологам, и социологам – разводить руками, удрученно говоря, «что
выросло, то выросло».
Если же личность, по ироническому выражению одного из
основателей отечественной психологии Л.С. Выготского, - кожаный мешок с
условными рефлексами, то педагогика воспитания сведется к удачному подбору
стимулов, на которые будут послушно реагировать ученики. Если же личность –
пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к
достижению целей и отстаивающее своими делами и отстаивающее своими делами тот
или иной социальный образ жизни, то сутью педагогики становится организация
деятельности людей, их сотрудничество в общем деле. Какое же из приведенных
представлений о личности завоевало право гражданства в отечественной психологии?
Большинство наших сотрудников считают, что с «боями» пробило
себе дорогу представление социально - деятельностной сущности
человеческой личности. Оно начало утверждаться в психологии
сравнительно недавно, так как многие века поиски сущности личности
сковывались старой формулой «познай самого себя». Вот исследователи и
искали понимание природы личности то под поверхностью кожи
человека, например в типах его высшей нервной деятельности, то в его
субъективных переживаниях.
Искать личность человека под поверхностью кожи или в
переживаниях отдельного ребёнка столь же безнадежно, как искать
природу стоимости денежных знаков в самой бумаге, на которой они
отпечатаны. Можно рассмотреть эту бумагу под микроскопом, но так
3
и не узнать: сколько, действительно, затрат использовано на конечном
результате её изготовления
. Бесспорно: нужно искать ключ к
пониманию личности.
Личностью становятся, приобщаясь к культуре, а индивидуальность отстаивают
в борьбе за те или иные общечеловеческие и социальные ценности.
Так где же существует индивидуальность личности, в каком она
обитает пространстве? Я убеждена, что и в природе, и в системе
воспитания.
В статье А.Г. Асмолова «Как воспитать личность?» я нашла для себя
ответы на волнующие меня вопросы. Ведь очень часто бывает, что мы, ссылаясь
на рассуждения психологов «негодуем»: «Придумают невесть что в своих
лабораториях, а нам работать нужно». По словам автора, когда речь идёт о
стратегии воспитания, то, казалось бы, странный вопрос о месте обитания
сущности личности приобретает сугубо практическую направленность. Ведь
если согласиться с устойчиво бытующим мнением, что личность обитает
внутри отдельного человека, а все поступки жёстко выводятся из его
собственной биографии, то и процесс воспитания будет строиться, попросту
говоря, в лоб: «Ты не должен. Ты не имеешь права. Ты не можешь так
поступать. Скажи мне, кто твои родители, и я скажу тебе, кто ты». Грустные
последствия сведения сути личности к её индивидуальным знаниям и
переживаниям трудно переоценить.
Одним из последствий такого
понимания является подмена воспитания обучением, иллюзия о том, что
воспитать – значит объяснить.
Из-за этой иллюзии господствует чисто словесное воспитание. При этом
не учитывается, что даже самые правильные слова и призывы не могут научить
совести, что нечестность рождается не из-за незнания и знанием её не
перекроишь. Нельзя ввести расписание наряду с уроками математики уроки
доброты и мужества.
Существующая социальная технология обучения
привела к растворению воспитания в обучении, а представление о
личности как сумме индивидуальных знаний и переживаний – к
превращению воспитания в потоки объяснений и нравоучений.
Об
исчезновении воспитания начинают говорить в последнее время некоторые
писатели и политики. Но выход из создавшейся ситуации они ищут, опять же
исходя из подкожного понимания человеческого «я». Совесть, доброта,
честность – все эти, по их мнению, свойства даны человеку чуть ли не от
рождения. Не трогайте их, не мешайте их росту – и они в конце концов
расцветут. Если бы действительно было так, то оставалось бы уповать на гены
«добра» и «совести», а стратегией процесса воспитания стала бы бережливая
стратегия невмешательства.
Убеждения, совесть, честь
– всё это смысловые установки
личности, которые формируют традиционные духовно-нравственные ценности.
4
В каком же направлении нам вести поиск действенных воспитательных
приемов? Согласитесь, что эти приемы зависят от искусства учителя и классного
руководителя, которое никогда не заменит никакая наука, в том числе и психология
личности. Но эти приемы тогда действенны, когда за ними принципы, которые
буквально выстраданы наукой и практикой.
Думается, что надо прежде всего обратить внимание на такой принцип, как
включение ученика в значимую для него
деятельность . В нем сфокусирована идея,
вытекающая из социально-деятельного понимания природы личности. Эта идея, по
сути, была положена в основу воспитательной практики таких выдающихся педагогов,
как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Именно эти великие люди заставили нас
задуматься о том, как важен принцип демонстрации последствий поступка
личности. Личность живёт в других людях. Обучающийся должен понять, как
повлияет его деятельность на коллектив в целом.
Немалые возможности для перестройки мотивов поведения содержит в себе
принцип смены социальной позиции ученика. Смена социальной позиции и есть тот
рычаг, с помощью которого осуществляется переделка стремлений и мотивов
личности.
В период социальных перемен у общества обостряется особое чувство – чувство
ценности человеческой личности. Образовавшийся в годы застоя дефицит духовности,
атрофия нравственного выбора породили, с одной стороны, страх взрослости, бегство
от выбора, социальный инфантилизм, а с другой – жадное стремление добиться
самыми различными средствами подтверждения своей индивидуальности.
Вывод:
Ценность «быть личностью» тогда приводит к
возникновению у человека подлинных мотивов, когда её мотивация с
потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на
созидание, на не знающее границ творчество. Тогда-то ценность «быть
личностью» возвышает человека до истинно человеческого, соединяет
его жизнь с жизнью людей, а не обосабливает человека от общества.