Напоминание

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в СПО


Автор: Санатова Елена Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Истринский филиал " Красногорский колледж"
Населённый пункт: город Истра Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема

:

Духовно-нравственное

воспитание

как

педагогическая

проблема.

Основные

направления

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся.

Выступление

на

МО

преподавателей

общеобразовательных

дисциплин.

Доклад:« Придание образовательному процессу

воспитательной

направленности

на

основе

т р а д и ц и о н н ы х

д у хов н ы х

ц е н н о с т е й » .
Докладчик : Санатова Е . Г . , преподаватель Истринского филиала « Красногорского колледжа » Истра 2017 1
Изучив вопрос, о придании образовательному процессу воспитательной направленности на основе традиционных духовных ценностей, я обратилась к материалам «Социальная компетентность классного руководителя» под редакцией А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой, где для себя нашла ответы на волнующие меня аспекты. Я убеждена, что упрек образованию за духовную незрелость молодёжи, за рост социальной агрессии подростков, появление скинхедов и т.д. нередко высказывают публицисты, социологи, родители и политики. С этим же упреком норм выступают и сами учителя. Логика подсказывает, что процесс обучения - это центральный социальный институт образования и воспитания подрастающих поколений. В этих поколениях распространяются социально-психологические болезни. Значит, образование – главный виновник горьких плодов воспитания. С этим я НЕ СОГЛАСНА. Просто вытекает вывод: чтобы по-новому воспитывать и учить молодёжь, нужно реформировать образование. Подобное утверждение верно, но не достаточно… Ахиллесова пята этого вывода состоит в том, что за ним молчаливо проступает взгляд на образование как на «государство в государстве». Сейчас нам особенно ясно, что обучая нельзя спрятаться от жизни. Но готовы ли к ней обучающиеся? Далеко не всегда. Как же научиться этой борьбе, если до сих пор не изжито господство «охранительной», бесконфликтной, догматической педагогики? Она вовсе исключает такие условия, в которых ученик может проявить гражданское мужество, сделать свой нравственный выбор. Да, сегодня общество требует, чтобы были воспитаны гражданские, нравственные качества у молодёжи. Но, требуя это, и само общество обязано упорно культивировать те нравственные ценности, что проповедует учитель. Иначе и любая инновационная педагогика обречена на провал. Не снимая с педагогов ответственности за духовные раны подрастающих поколений, не будем вместе с тем превращать их в «крайних». Какова здесь роль учителя? Размышление над этими вопросами подводят к целостному видению воспитания в обществе. Без такого видения, пожалуй, нельзя выработать стратегию воспитания личности. 2
Изменив социально-экономический статус учителя, как работника духовного производства, мы надеемся сделать реальный шаг к повышению действенности воспитания подрастающих поколений. Ещё один шаг на этом пути – изменение социальной технологии взаимоотношений учителя и ученика. Нынешняя система обучения нацелена, прежде всего, на то, чтобы усердно «снабжать» ученика информацией. Учитель даёт, ученик берёт. Так привыкли к подобному положению дел, что оно представляется чуть ли не извечным законом природы. Но проделайте простой эксперимент. Подойдите к незнакомому прохожему на улице и скажите: «Вчера в Бразилии была жаркая погода». Вы убедитесь, что от вас отшатнутся и посмотрят как на странненького. Но не нечто ли похожее происходит, когда преподносит ответы ученику, который его не о чем не спрашивал? Обучение нередко – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов. Из личного опыта могу сказать, что от того, как понимается личность, какой образ личности складывается в общественном сознании, зависят действия, нацеленные на ее воспитание. Если, как иногда считают, за проявлениями жестокости стоят гены, то в помощники к педагогам нужно срочно звать специалистов по «генной инженерии», а психологам, и социологам – разводить руками, удрученно говоря, «что выросло, то выросло». Если же личность, по ироническому выражению одного из основателей отечественной психологии Л.С. Выготского, - кожаный мешок с условными рефлексами, то педагогика воспитания сведется к удачному подбору стимулов, на которые будут послушно реагировать ученики. Если же личность – пристрастное активное существо, порождаемое жизнью в обществе, стремящееся к достижению целей и отстаивающее своими делами и отстаивающее своими делами тот или иной социальный образ жизни, то сутью педагогики становится организация деятельности людей, их сотрудничество в общем деле. Какое же из приведенных представлений о личности завоевало право гражданства в отечественной психологии? Большинство наших сотрудников считают, что с «боями» пробило себе дорогу представление социально - деятельностной сущности человеческой личности. Оно начало утверждаться в психологии сравнительно недавно, так как многие века поиски сущности личности сковывались старой формулой «познай самого себя». Вот исследователи и искали понимание природы личности то под поверхностью кожи человека, например в типах его высшей нервной деятельности, то в его субъективных переживаниях. Искать личность человека под поверхностью кожи или в переживаниях отдельного ребёнка столь же безнадежно, как искать природу стоимости денежных знаков в самой бумаге, на которой они отпечатаны. Можно рассмотреть эту бумагу под микроскопом, но так 3
и не узнать: сколько, действительно, затрат использовано на конечном результате её изготовления .
Бесспорно: нужно искать ключ к

пониманию личности.
Личностью становятся, приобщаясь к культуре, а индивидуальность отстаивают в борьбе за те или иные общечеловеческие и социальные ценности. Так где же существует индивидуальность личности, в каком она обитает пространстве? Я убеждена, что и в природе, и в системе воспитания. В статье А.Г. Асмолова «Как воспитать личность?» я нашла для себя ответы на волнующие меня вопросы. Ведь очень часто бывает, что мы, ссылаясь на рассуждения психологов «негодуем»: «Придумают невесть что в своих лабораториях, а нам работать нужно». По словам автора, когда речь идёт о стратегии воспитания, то, казалось бы, странный вопрос о месте обитания сущности личности приобретает сугубо практическую направленность. Ведь если согласиться с устойчиво бытующим мнением, что личность обитает внутри отдельного человека, а все поступки жёстко выводятся из его собственной биографии, то и процесс воспитания будет строиться, попросту говоря, в лоб: «Ты не должен. Ты не имеешь права. Ты не можешь так поступать. Скажи мне, кто твои родители, и я скажу тебе, кто ты». Грустные последствия сведения сути личности к её индивидуальным знаниям и переживаниям трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является подмена воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить. Из-за этой иллюзии господствует чисто словесное воспитание. При этом не учитывается, что даже самые правильные слова и призывы не могут научить совести, что нечестность рождается не из-за незнания и знанием её не перекроишь. Нельзя ввести расписание наряду с уроками математики уроки доброты и мужества. Существующая социальная технология обучения привела к растворению воспитания в обучении, а представление о личности как сумме индивидуальных знаний и переживаний – к превращению воспитания в потоки объяснений и нравоучений. Об исчезновении воспитания начинают говорить в последнее время некоторые писатели и политики. Но выход из создавшейся ситуации они ищут, опять же исходя из подкожного понимания человеческого «я». Совесть, доброта, честность – все эти, по их мнению, свойства даны человеку чуть ли не от рождения. Не трогайте их, не мешайте их росту – и они в конце концов расцветут. Если бы действительно было так, то оставалось бы уповать на гены «добра» и «совести», а стратегией процесса воспитания стала бы бережливая стратегия невмешательства.
Убеждения, совесть, честь

всё это смысловые установки

личности, которые формируют традиционные духовно-нравственные ценности.
4
В каком же направлении нам вести поиск действенных воспитательных приемов? Согласитесь, что эти приемы зависят от искусства учителя и классного руководителя, которое никогда не заменит никакая наука, в том числе и психология личности. Но эти приемы тогда действенны, когда за ними принципы, которые буквально выстраданы наукой и практикой. Думается, что надо прежде всего обратить внимание на такой принцип, как
включение ученика в значимую для него

деятельность
. В нем сфокусирована идея, вытекающая из социально-деятельного понимания природы личности. Эта идея, по сути, была положена в основу воспитательной практики таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Именно эти великие люди заставили нас задуматься о том, как важен
принцип демонстрации последствий поступка

личности.
Личность живёт в других людях. Обучающийся должен понять, как повлияет его деятельность на коллектив в целом. Немалые возможности для перестройки мотивов поведения содержит в себе
принцип смены социальной позиции ученика.
Смена социальной позиции и есть тот рычаг, с помощью которого осуществляется переделка стремлений и мотивов личности. В период социальных перемен у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Образовавшийся в годы застоя дефицит духовности, атрофия нравственного выбора породили, с одной стороны, страх взрослости, бегство от выбора, социальный инфантилизм, а с другой – жадное стремление добиться самыми различными средствами подтверждения своей индивидуальности.
Вывод:

Ценность «быть личностью» тогда приводит к

возникновению у человека подлинных мотивов, когда её мотивация с

потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на

созидание, на не знающее границ творчество. Тогда-то ценность «быть

личностью» возвышает человека до истинно человеческого, соединяет

его жизнь с жизнью людей, а не обосабливает человека от общества.

Ведущая смысло-образующая мотивация «быть личностью»

пронизывает всю человеческую жизнь. Если мы не учитываем этой

мотивации, то начинаем, например, интерпретировать

профессиональный выбор ученика как подгонку личности под

профессию. Индивидуальность же даже по профессиональному

признаку не удается вместить в узкие рамки профессий.
5


В раздел образования