"Информационные технологии на уроках химии" и "Металлы 2 А группы- магний и кальций"
Автор: Швецова Надежда Петровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Маромица Опаринского района Кировской области Населённый пункт: п. Маромица Опаринского района Кировской области Наименование материала: Статья и методическая разработка урока Тема: "Информационные технологии на уроках химии" и "Металлы 2 А группы- магний и кальций" Раздел: среднее образование
Информационные технологии на уроках химии
В последнее десятилетие компьютерной техникой оснащено большинство школ.
Применение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном
процессе делает обучение школьников наглядным, запоминающимся. Способствует
совершенствованию методики преподавания. Считаю, что компьютер в состоянии заменить
химический эксперимент на виртуальный без риска для здоровья учащихся и учителя, когда
надо провести химические реакции с участием токсических и взрывоопасных веществ. На
уроках использую готовые диски и презентации, которые сделала сама по темам: «Кислоты,
их классификация», «Основания», «Путешествие по периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева», «Генетическая связь между классами неорганических
веществ», «Серная кислота и её соли», «Пластмассы, их применение», «Эфиры», «Металлы
IIА группы: магний и кальций» и другие.
Презентация – форма подачи материалов в виде слайдов. Если презентация является
основной частью урока, то необходимо выделить этапы урока, определяя содержание текста
и мультимедийного материала в виде таблиц, схем, иллюстраций, выводов.
При изучении нового материала на слайдах размещаю тему урока, эпиграф, проблему, схемы
химических опытов, уравнения химических реакций, задания для самостоятельной работы.
Использую компьютер и при закреплении материала, располагая на слайдах блиц, вопросы,
тесты, кроссворды. Компьютерная программа выполняет обучающие, а при компьютерном
тестировании контролирующие функции.
Безусловно, разработки первых уроков с использованием новых технологий требуют много
времени. Но использование информационных технологий является улучшением условий
труда учителя.
Использование интерактивной доски поможет учителю использовать задания на
установление соответствия между названием и классом веществ, между формулой и типом
кристаллической решетки, а также выполнять задания по осуществлению цепочек
превращений в неорганической и органической химии. Работа с таблицами позволяет
выделять нужную информацию. А зрительные опоры в виде схем, где пояснения дают
учащиеся, помогают вовлекать детей в изучение материала. Затемнение экрана удобно при
организации самостоятельной работы учащихся с последующим самоконтролем, а также при
написании уравнений реакций не полностью и дальнейшей проверкой. Данные приемы
использования ИКТ создают условия для развития у учащихся логического мышления, а для
учителя являются инструментом творческой деятельности.
В работе над проектами я помогаю учащимся в поиске источников информации, в
формулировании проблемы, цели, задачи. Для написания теоретической части помогают
сайты Интернета. Основная образовательная ценность Интернета заключается в том, что
информационные ресурсы сети можно использовать для развития интеллектуальных и
творческих умений учащихся. Форма презентации позволяет эстетично «расположить»
материал на слайдах и сопровождает рассказ учащегося при защите проектов, например
«Химия и пища», «Химия и косметика», «Полиэтилен – знакомый незнакомец», «Интерьер
кабинета химии», и другие.
Применение компьютерных технологий на уроках химии, во внеклассной деятельности
усиливает восприятие материала, воздействует на несколько информационных каналов
учащегося, способствует повышению познавательного интереса к химии.
Урок с использованием компьютерных технологий по теме:
«Металлы IIА группы – магний и кальций».
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания нового учебного
материала средствами компьютерной технологии.
Цели по содержанию:
Образовательная: создать условия для понимания зависимости между строением
атома, свойствами и применением щелочноземельных металлов.
Развивающая: продолжить развитие умений обосновывать химические свойства
металлов, характерные для главной подгруппы
Воспитательная: продолжить формирование значения металлов в жизни человека.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский.
Формы занятий: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: презентация к уроку, коллекция «Минералы и горные породы», электронное
пособие, виртуальная лаборатория.
За две недели до урока были сформированы группы учащихся. Каждая группа получила
задание, итогом выполнения которой является презентация, сделанная в Microsoft Power
Point. Отбор материала и подготовка презентации проводилась под руководством учителя.
Средства обучения: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия 9 кл. М. Просвещение, 2016.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. М. Блик Ко, 2008
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя о щелочноземельных металлах.
Георг Агрикола в 1556 году сказал: Человек не может обойтись без металлов…Если бы не
было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких
зверей…».
Сегодня, изучая магний и кальций, относящиеся к группе щелочноземельных металлов, мы
попытаемся ответить, прав ли автор данного высказывания.
2.
Изучение нового материала.
Презентация группы 1.
Задание :послушайте вступление первой группы и запишите определение о
щелочноземельных металлах; перечислите их химические знаки, покажите возрастание
металлических свойств в подгруппе.
Презентация группы 2.
Цель: ознакомиться с положением магния и кальция в ПСХЭ и строением их атомов.
Используя презентацию, учащиеся дают характеристику металлов.
Задание: прослушав выступление второй группы, запишите в тетради строение атомов
магния, кальция, бериллия, стронция. Составьте график изменения радиусов атомов.
Презентация группы 3.
Цель: узнать о расположении магния и кальция в природе.
Участники группы готовят слайды о распространении минералов в природе.
Задание: прослушав сообщение учащихся группы 3, заполните таблицу
Название
материала
Магнези
т
Доломит
Карналлит
Мел, мрамор,
известняк
Гипс
Фосфорит и
апатит
Химическая
формула
Название
вещества
Презентация группы 4:
Цель: изучить получение магния и кальция.
Участники второй группы готовят слайды о получении магния и кальция. Показывают на
слайдах уравнения реакций электролиза расплавов хлоридов магния и кальция, а остальные
учащиеся делают задание в тетради.
Презентация группы 5:
Цель: изучить физические и химические свойства магния и кальция.
Учащиеся пятой группы демонстрируют опыты, используя виртуальную лабораторию,
записывают на доске уравнения химических реакций для магния.
Задание: запишите самостоятельно уравнения химических реакций для кальция и назовите
полученные вещества.
Презентация группы 6:
Цель: познакомиться с применением магния и кальция.
Учащиеся слушают сообщение о применении металлов и биологическом значении их для
человека.
3.
Подведение итогов урока.
Обсуждение высказывания немецкого химика и металлурга Г. Агриколы. Прав ли автор в
своем высказывании?
4.
Рефлексия: учащиеся высказывают мнение о достижении цели урока.
5.
Домашнее задание: учащиеся получают разноуровневые домашние задания на
карточках
Дополнительный материал по уроку.
В промышленности магний используется как сильный восстановитель для получения
металлов из оксидов и галогенидов (бериллий, алюминий) и неметаллов (бор, кремний)
Магний используется в виде сплавов с алюминием, марганцем: для производства
высокопрочного чугуна, для осветительных и зажигательных ракет. Магниевый термит
применяют для сварки стальных телеграфных и телефонных проводов.
Кальций – энергичный восстановитель, вытесняет металлы из оксидов, сульфидов,
галогенидов (рубидия, цезия, хрома, ванадия); в технике применяются сплавы кальция со
свинцом. .
Выводы: Использование информационных технологий позволяет:
Наглядно представить структуру изучения темы
Наблюдать химический эксперимент применяя электронное пособие – виртуальная
лаборатория, а также увидеть природные объекты (материалы), исторические
памятники
С помощью музыкального оформления создать положительный эмоциональный
настрой, поддерживать познавательный интерес к химии
Если учащиеся затрудняются в ответе на какой-либо вопрос по изученной теме, то по
гиперссылке можно вернуться именно к той части материала, которая вызвала
затруднения.
Ключевые слова: компьютерная презентация, металлы IIА группы.
Библиографический список
1.
Габриелян О. С. Настольная книга учителя химии. М. Блик Ко, 2008
2.
Зимина А. И. , Беспалов П. И., Дорофеев М. В.. Применение цифровых лабораторий
при проведении демонстрационного эксперимента // Химия в школе. -2010 - №10
3.
Иванова Р. Г. Общая методика обучения химии в школе. М.: Дрофа, 2008
4.
Нечитайлова Е.В. Интерактивная доска на уроке химии.// Химия в школе. – 2009 - №6