"Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ".
Автор: Морозова Олеся Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №99 "Топ-топ" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ". Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 99 «ТОП-ТОП»
663300, Красноярский край, г. Норильск, ул. Хантайская, д.25, тел. (3919) 43-34-60
"Инновационные подходы к экологическому образованию
дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ".
Проект "Экологическая мозаика"
Воспитатель: Морозова О.А
Актуальность:
Сегодня все больше стран, в том числе и России, присоединяется к
реализации
концепции
"устойчивого
развития",
согласно
которой
человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы,
изменять потребительское отношение к природе на признание ее самооценки.
Важным
условием
перехода
современного
общества
к
"устойчивому
развитию"
является
экологическое
образование.
С
понятием
законов
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Законе
об образовании РФ", "Указ Президента РФ по охране окружающей среды и
обеспечению
устойчивого
развития"
(с
учетом
Декларации
Конференции
ООН
по
окружающей
среде
и
развитию,
подписанной
Россией),
соответствующие
постановления
Правительства
возводят
экологическое
образование
в
разряд
первостепенных
государственных
проблем.
Эти
документы подразумевают создание системы непрерывного экологического
образования, первой ступенью которой является дошкольное. Таким образом,
в настоящее время экологическое образование и воспитание дошкольников
становится приоритетным направлением в педагогической практике.
Также одним из главным факторов актуальности стал региональный
компонент: специфические, географические, климатические, экологические
особенности муниципального образования г. Норильск, расположенного на
крайнем севере:
- время начало и окончание тех или иных сезонных явлений (длительная
зима в среднем 286 дней в году лежит снег, короткая холодная лето) и
интенсивность их протекания;
- длительность светового дня (наличие полярной ночи- 45 суток-дефецит
ультрафиолетовых излучений, полярного дня 68 суток);
- погодные условия;
- бедный состав флоры и фауны.
Все
это
не
способствует
формированию
целостной
картины
мира,
затруднению
познаний
свойств
и
связей
объектов
и
явлений
и
ведет
к
недоступности причинно-следственных связей в природе.
основываясь
на
вышеизложенном,
мною
был
разработан
4-секционный
проект "Экологическая мозаика"
Цель
проекта:
Пропаганда
экологического
образования
в
условиях
современного ДОУ
Таким образом задачами проекта являются:
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости
экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
-
создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих
педагогический прцесс экологического воспитания;
- внедрение новых форм сотрудничества с родителями и социальным
окружением
детей,
совершенствование
экологической
пропаганды
среди
родителей;
- осуществление систематической экологической работы с детьми и
постоянное ее совершенствование;
- выявление уровня экологической культуры- реальных достижений в
интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферы детской личности
при ее взаимодействии с природой, предметами людьми и оценках себя.
Проект реализуется в четырех секциях-блоках:
1.
Массовая работа с детьми не посещающими экологический кружок.
Целью данного направления является актуализация знаний, умений,
навыков
детей,
их
практическому
применению
во
взаимодействии
с
окружающими,
с
миром
природы;
стимулирование
потребности
детей
в
самореализации,
самовыражении,
в
творческой
и
познавательной
деятельности.
категория
детей-
от
среднего
до
старшего
дошкольного
возраста.
2. Работа с детьми посещающими кружок Детской лаборатории "Юный
эколог".
Целью данного направления является развитие у детей познавательного
интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствование к
формированию
нравственного,
эколого-эстетического
и
научного
мировоззрения.
Отличия между двумя первыми секциями в том, что в первой группе детей
экологизация
происходит
через
эмоционально
насыщенную
творческую
периодическую
деятельность.
А
для
детей
второй
группы
экологическая
деятельность
организованна
и
систематизирована.
Одна
группа
детей
является контрольной, другая экспериментальной.
3. Работа с педагогами ДОУ
Целью этого направления является презентация и распространение
педагогиче ского
опыта,
способствующего
повышению
у р о вн я
профессиональной
компетентности
педагогов
в
области
экологического
образования в профессиональной деятельности.
4. Работа с родителями проект "Я познаю мир"
Целью этого направления-внедрения новых форм сотрудничества с
родителями,
повышение
психолого-педагогической,
социокультурной
и
экологической
компетентности
родителей,
вовлечение
в
процесс
формирование целостной картины мира у детей через экспериментально-
познавательную деятельность, как активных субъектов.
Плнирование мероприятий по секциям-блокам
Реализация секций работы с педагогами ДОУ осуществлялась
в следующих направлениях:
- ознакомление и презинтация с существующим проектом "Экологическая
мозаика" на педагогическом совете.
- участие педагогов диагностики по экологическому образованию детей и
анализе результатов.
-
проведение
методического
семинара
"Эко-тренинг"
для
членов
педагогического коллектива.
- проведение мастер-класса для педагогов "Лабораторные занятия с Экошей"
- участие в экологизации развивающей предметной среды
- "Презентация экологического паспорта ДОУ"
В секции работы с родителями работа велась в следующих
направлениях:
Были проведены следующие мероприятия:
1. Родительское собрание "Занимательные опыты и эксперименты в нашей
семье"
2. Родительская гостиная "Мама, папа и я - Экологическая семья";
3. Экологическая акция "Давай беречь воду"
4. Создание в группе огорода на окне: "Во саду, ли в огороде"
5. Мастер-класс для родителей: "Волшебница-Водица"
6. Мастер-класс для родителей: "Лабораторные занятия"Природа вокруг нас"
7. Выпуск семейных экологических газет.
8.Участие в Экологической краевой акции "Зеленый кошелек"
9.
Педагогические
ширмы,
в
которых
родителям
давались
практические
советы по экологическому воспитанию в семье. Через ширмы я знакомила
детей и родителей с народными приметами. консультвция "Использование
художественной
литературы
в
экологических
воспитаниях
дошкольников
семье", организовывались выставки книг по природе для детей.
10. Анкетирование.
Мероприятия Экологического кружка "Юный эколог" проходят по
перспективному плану.
Цель: продолжать развитие у детей познавательного интереса, интереса к
исследовательской
деятельности
и
способствовать
к
формированию
нравственного эколого-эстетического и научного мировоззрения.
Задачи:
Развивать
наблюдательность
и
любознательность
детей
в
процессе
ознакомления с явлениями природы;
Формировать
обобщенные
представления
о
признаках
природных
объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
Развивать эстетическое восприятие природных явлений;
Воспитывать
любовь
к
природе,
интерес,
чуткое
и
заботливое
отношение к растительному и животному миру;
Различать
живую
природу
(растения,
грибы,
животные,
человек)
и
неживую природу (воздух, почва, вода)
Отличать
и
называть
характерные
признаки
разных
времен
года,
упражнять в определении состоянии погоды:
Продолжать формировать навыки ухода за животными и растениями;
Продолжать
вести
наблюдения
за
объектами
живой
и
неживой
природы;
Продолжать
проводить
простейшие
экскременты,
опыты
и
исследования объектов природы
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,
выполняя правила безопасного труда в природе.
Формы работы с детьми: занятия, прогулки и экскурсии, беседы,
практическая
деятельность
в
природе,
природоохранные
акции,
экологические проекты (педагогические, детско-родительские), проведение
экологических викторин, выставок, выпуск с детьми совместно со взрослыми
экологических
плакатов,
газет,
демонстрация
и
просмотр
мультфильмов,
видеофильмов, музыкальных произведений, серия картин и иллюстраций,
чтение художественной литературы, дидактические, экологические игры.
Сентябрь.
Занятие 1. "Что нас окружает?"
Цель:
Ознакомление
детей
с
лабораторными
приборами,
правилами
пользования
ими,
способствовать
познавательному
интересу
к
исследовательской
деятельности,
учить
различать
объекты,
созданные
природой и человеком.
Занятие 2. "Растения лечат"
Цель: Познакомить с лекарственными растениями, дать знания о простейших
способах
использования
некоторых
растений
для
лечения,
формировать
познавательный
интерес
к
растительному
миру
и
бережное
к
нему
отношение.
Занятие 3. "Где живет вода"
Цель: Дать представление о планете земля, расширять знания о роли воды в
жизни человека, развивать анализирующее восприятие предметов неживой
природы, воспитывать бережное отношение к воде.
Занятие 4. "Мониторинг экологических знаний у детей!"
Октябрь
Занятие 5 "Подарки осени"
Цель:
закреплять
знания
о
явлениях
осенней
природы,
проведение
экспериментальных исследований с помощью органов осязания, обоняния,
зрения и вкуса над овощами и фруктами,
развитие исследовательского интереса.
Занятие 6. "Как Незнайка узнавал о сахаре и соли"
Цель: развивать познавательную исследовательскую активность в процессе
экспериментирования,
формировать
умение
делать
выводы
на
основе
практического опыта.
Занятие 7. "Зачем животным нужны хвосты"
Цель:
Уточнять
и
расширять
представление
детей
о
животных,
учить
признакам
характеризующие
понятия"дикие
животные",
"домашние
животные", "Экзотические животные", "Морские животные". О способах х
самозащиты от врагов, воспитывать добрые чувства к животным.
Ноябрь
Занятие 8. "Воздушный океан"
Цель: Уточнять и расширять знание детей о воздухе, о природном явлении
ветер,
познакомить
с
основными
причинами
загрязнения
воздуха
и
с
мероприятиями по его защите от загрязнений, формировать экологическую
культуру.
Занятие 9. "Как происходит извержение вулкана"
Цель:
познакомит
детей
с
природным
явление
-
извержение
вулкана,
развивать стремление к поисково- познавательной деятельности
Занятие 10. "Удивительный лес"
Цель: Расширять представление о лесе, учить узнавать и называть и отличать
разные виды деревьев (Ель, береза, сосна, клен), различать их части: корни,
ствол, крона, вызывать интерес к лесу, воспитывать бережное отношение к
растениям, совершенствовать речь, развивать мышление.
Занятие 11. "Удивительные кристаллы"
Цель:
Активизировать
поисковую
и
творческую
деятельность,
через
экспериментирование,
закреплять
навыки
работы
с
лабораторными
приборами и веществами.
Декабрь
Занятие 12 "Тайны птичьего мира"
Цель: Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомит с удивительными
загадками
и
тайнами
живой
природы,
продолжать
активизировать
познавательные способности у детей. Рассматривание предметов, опыты на
определение свойств, игра"Назови предмет"
Занятие 13. "Рукотворный мир", "Древесина, ее качества и свойства"
Цель: Расширять и закреплять знания о свойствах материалов, из которых
изготовлены различные предметы, упражнять в умении узнавать предметы,
изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру
поверхности, толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не
бьется, не тонет в воде)
Занятие 14. "Веселый снеговик или тайны снега и льда"
Цель:
Расширять
представления
детей
о
свойствах
снега
и
льда,
учить
анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования, развивать
мышление и интерес к зимним явления природы.
Занятие 15."Проказница зима".
Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях природы: вьюга, метоель,
пурга, буря. Развивать наблюдательность, мышление. Учить моделировать
явление природы в быту с помощью подручных средств.
Январь
Занятие 16. "Удивительная вода"
Цель: выявить и расширить представление детей о свойствах воды, выявить
вещества, которые растворяются в воде, познакомится со способом очистки
воды- фильтрование. Закрепить знания о правилах безопасного поведения
при
работе
с
различными
веществами,
воспитывать
интерес
к
явлениям
неживой
природы,
развивать
речь,
мышление,
в о о б р а же н и е ,
экспериментальные
умения,
проведение
опытов
с
водой
"Окрашивание
воды", "Очищение воды", игра "Спрячь пуговку"
Занятие 17 Игра -экспериментирование: "Что случилось с хлебом"
Цель:
1.Познакомить
со
свойствами
роста
мелких
живых
организмов
и
условиями для их роста.
2. Учить правильно хранить продукты (хлеб).
Занятие
18.
"Волшебный
магнит"
(опытно-экспериментальная
и
познавательная деятельность)
Цель: Познакомить со свойствами магнита, выявить способность магнита
притягивать
некоторые
предметы,
подвести
к
пониманию,
что
только
предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Февраль
Занятие 19. "Морские чудеса"
Цель:
Знакомит
с
разнообразием
морских
обитателей
развивать
познавательный
интерес
к
природе,
желание
узнавать
о
характерных
особенностей, образе жизни, о приспособленности живых организмов.
Занятие 20-21."Жизнь растений"
1.Растение "Живой мир"
Цель: обобщать представление детей о росте и развитии, устанавливать связь
между ростом растений и их потребностей в различных условиях среды.
Беседа "Что раньше появляется из семени?", опыт "Замачивание боба во
влажной
ткани".
Рассматривание
схемы
строение
растения,
зарисовки
с
использованием символов строения растения. Игра "вершки-корешки"
2. "Необходимые условия для развития растений"
Цель:
определить
факторы
внешней
среды,
необходимые
для
роста
и
развития растения. Уточнить представления о необходимости наличия почвы
света и воды. Установить как растение ищет свет. Выявить потребность
растения в воздухе, дыхании. Понять как происходит процесс дыхание у
растений. Беседы:"Что необходимо для роста растений". Наблюдение и уход
за рассадой.
Занятие 22 "Песок, глина, земля"
Цель:
выявить
и
определить
свойства
песка,
глины,
земли.
Выявить
изменения песка, глины, земли при взаимодействии
с водой и ветром.
Упражнять
в
опытно-исследовательской
деятельности.
Развивать
речь
и
мышление.
Март
Занятие 23 "Весна-красна"
Цель:
Учить
устанавливать
связь
между
изменениями
живой
и
неживой
природы с наступлением весны, воспитывать чувства любви к природ.
Занятие 24. "Посев семян для выращивания рассады для огорода на окне"
Цель: продолжать учить детей к приемам посева семян, учить выращивать
рассаду из семян, подвести к пониманию условий, необходимых для роста
растений.
Занятие 24. "Термометр и температура"
Цель: Учить проводить исследования и опыты, развивать любознательность,
наблюдательность, интерес к окружающему миру, выявить принцип действия
термометра, измерение температуры тела, воздух в помещении и на улице.
Занятие 25. Игра - экспериментирования: Как заводы загрязняют воздух?
Цель:
Познакомить
с
загрязнением
воздуха.
Развивать
исследовательский
интерес. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
Апрель
Занятие 26 "Космос, звезды, вселенная"
Цель: расширять представления детей о космосе; вызвать познавательный
интерес к космосу.
Занятие 27 "Источник тепла и света". "Световая энергия"
Цель: дать представления о том, что солнце является источником тепла и
света. Познакомить с понятием "Световая энергия. Закрепить правила
безопасности при использовании световой энергии "Солнце, электрическая
лампа".
Загадки
о
солнце.
Беседа:
"Что
я
знаю
о
солнце?".
Опыты
с
фонариком, зеркалом.
Занятие 28 "Праздник природы или земля на общий дом"
цель: обобщать и систематизировать знания детей о полученных в процессе
занятий,
учить
использовать
полученные
знания
в
играх,
рисовании;
поддерживать интерес к живой и нежевой природе.
Занятие 29 "Лабораторный экзамен"
Цель: Мониторинг экологических знаний у детей. Диагностические карты.
Май
Занятие 30."Лабораторные исследования окружающего мира"
Цель:
Использовать
умение
работать
с
лабораторными
приборами,
веществами, использовать правильную теминологию, делать выводы.
Занятие 31. "В гостях у профессора Всезная: игра- эксперементирование: что
и чем можно измерить".
Цель: Закрепить умение и выполненнии измерительных действий. Опыты:
предложить
измерит
объем
воды,
крупы,
высоту
куклы,
длину
ленты,
притяжение железа, исследование солнцем.
Массовая работа с детьми строилась на проведении экологических
календарных праздников.
Роль праздников и развлечений заключалось в сильнейшем воздействии
на эмоциональную сферу личности ребенка. По ходу сюжета разыгрываемой
детьми
сказки,
отдельным
эпизодом
мы
старались
вызвать
у
детей
переживания гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям
или решить проблемную ситуацию.
Народные традиции, фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также
сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы,
людьми их отношения к ней, характер использования природных ресурсов.
Кроме того, в народом творчестве хорошо прослеживаются региональные
особенности взаимоотношений человек-природа. Интерес детей
дошкольного
возраста
к
играм,
сказкам,
загадкам,
делает
особо
перспективным
использованием
элементы
различных
культур
в
целях
экологического образования
Показывали сценку, например: "Лесные уроки вежливости, в которых
сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе.
Мы широко используем прогулки для экологического воспитания детей. Мы
знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня,
погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей)
На прогулке организовываем игры с природным материалом (песок,
вода, снег).
Именно на прогулке дети могут знакомится со свойством песка, земли,
глины, снега, льда, воды.
Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения"Найди по
описанию",
"Что,
где
растет",
"Узнай
и
назови",
"Вершки-Корешки",
"Чудесный мешочек", "Угадай животное", отгадай и нарисуй", "Когда это
бывает", загадки о животных".
Детям очень понравилось играть с игрушками, приводимыми в движение
ветром "Султанчики", "разноцветные ленточки". Через игры они научились
определять силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин, явлений, связей и отношений, между предметами
и явлений, использовались опыты. В каждом опыте раскрывалась причина
наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям,
умозаключением. уточнялись их знания о свойствах и качествах объектах
природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях ит.д.). Опыты
способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе,
развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.
Вывод:
Экологическое
образование-это
непрерывный
процесс
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка,
направленный
на
формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально-
положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей
среды,
в
соблюдении
определенных
моральных
норм
в
системе
ценностных
ориентаций.
Как показывает практика современные дошкольники обладают большим
объемом
знаний
о
природе.
Однако
зачастую
эти
знания
формируются
стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов.
Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно
сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление,
экологическое сознание.
Наш
проект
"экологическая
мозаика"
это
лишь
оказывается
попытка
заглянуть
в
удивительно
разнообразный,
неразгаданный
мир
природы.
Попытка увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь
видеть и слышать.
Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек-
часть природы. Не будет зелени, животных - ему не жить на земле. И
наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом
мире.