Влияние стиля семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности старшего дошкольника
Автор: Зуева Татьяна Владиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" №88 Населённый пункт: Пермский край г. Березники Наименование материала: Доклад Тема: Влияние стиля семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности старшего дошкольника Раздел: дошкольное образование
На тему:
Влияние стиля семейного воспитания на
формирование нравственных качеств личности
старшего дошкольника.
Подготовила:
Зуева Т.В
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад» №88
г. Березники
Введение
В
настоящее
время,
когда
начинается
процесс
духовного
возрождения
России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет
приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих
положениях
отмечено,
что
одним
из
основных
принципов
ДО
является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Из
числа
многих
обозначенных
задач
Стандарт
направлен
на
решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно
‐
нравственных и социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества.
ФГОС
ДО
представляет
собой
совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения,
касающиеся духовно
‐
нравственного воспитания дошкольников. В Требованиях
к
структуре
образовательной
программы
ДО
и
ее
объему
раскрывается
содержание
программы.
Оно
должно
обеспечивать
развитие
личности
и
охватывать
определенные
направления
развития
и
образования
детей,
так
называемые, образовательные области.
Социально
‐
коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирования
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества.
Актуальность
работы. Бесспорным
является
тот
факт,
что
семья
–
главный
институт
воспитания.
Она
является
отправной
точкой
всего
воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в
семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института
воспитания
обусловлена
тем,
что
в
ней
ребенок
находится
в
течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В
ней закладываются основы нравственных качеств ребенка, и к поступлению в
школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не
стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и
отрицательного фактора воспитания.
Безусловно,
никто
не
может
дать
ребенку
столько
любви,
ласки
и
заботы,
сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой
социальный
институт
не
может
потенциально
нанести
столько
вреда
в
воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе
социализации ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на
развитие и становление нравственных качеств является столь актуальной. В
связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так,
чтобы
максимизировать
положительные
и
свести
к
минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Влияние
семьи
на
формирование
личности
ребенка
признается
многими
педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.
Вышеизложенное
свидетельствует
об
актуальности
данного
дипломного
исследования, необходимости углубленного изучения не только специалистами в
областях психологии и педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей
детских дошкольных учреждений, что и предопределило выбор темы нашего
исследования.
С учётом вышесказанного была выбрана тема дипломной работы: Влияние
стилей семейного воспитания на формирование нравственных качеств личности
старшего дошкольника.
Вопросы
формирования
нравственной
основы
личности
в
с емье
рассматривались в трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М.
Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое внимание уделяли дошкольному
возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.
М. Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но
и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо
построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и
представления.
Таким
образом,
по
мнению
учёного
основу
нравственного
воспитания закладывает семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в
рамках школы.
Проблема
исследования:
Какого
влияние
стилей
семейного
воспитания
на
формирование нравственной основы личности ребёнка в старшем дошкольном
возрасте.
Теоретические основы проблемы формирования нравственных качеств у
старшего дошкольника
1. Особенности формирования нравственных качеств личности старшего
дошкольника
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу
проблем,
поставленных
всем
ходом
развития
человечества.
Процесс
нравственного
воспитания
–
это
совокупность
по следовательных
взаимодействий
воспитателя
и
коллектива,
направленных
на
достижение
эффективности
и
качества
педагогической
деятельности
и
должного
уровня
нравственной
воспитанности
личности
ребенка.
Нравственность
является
составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам
отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть
не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки
и
привычки
поведения
личности
и
их
неуклонное
соблюдение ».
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать
у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное
поведение
и
нравственные
чувства,
соответствующие
современному
образу
жизни,
сформировать
активную
жизненную
позицию
каждого
человека,
привычку
руководствоваться
в
своих
поступках,
действиях,
отношениях
чувствам
общественного
долга.
Дети
проходят
большой
путь
от
усвоения
нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения
его
содержанием.
Растущая
самостоятельность
и
осознанность
поведения
приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными
нравственными
нормами.
Возникают
внутренние
«этические
инстанции»,
которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Нравственное
воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек
поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий,
деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных
и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм,
процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Старший
дошкольный
возраст
является
наиболее
ответственным
этапом
в
развитии
механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в
целом.
Основополагающей
базовой
категорией
нравственного
воспитания
является
понятие
нравственного
чувства
—
постоянного
эмоционального
ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Нравственность
для
ребенка
—
прежде
всего
это
живое
чувство,
реальное
состояние.
Нравственное
воспитание,
игнорирующее
эмоциональную
сферу,
эстетическое
отношение
к
действительности
является
слабосильным,
не спо собным
формировать
внут ренние
стимулы
и
п о буж д е н и я
высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное
чувство
является
основообразующим
началом
человеческой
морали.
Составляющим
элементом
нравственного
чувства
является
нравственное
сознание — это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных
отношений, состояний. Оно предполагает знание, моральных принципов, норм
и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного
положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
Основные задачи нравственного воспитания старшего дошкольника можно
сформулировать следующим образом:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитание и развитие нравственных чувств.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.
Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера
субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят:
1)
отношения и общение в коллективе
2)
отношения и общение на улице
3)
общение с товарищами
4)
отношение к себе
5)
отношение к природе, к внешнему миру
6)
отношение к общественным требованиям
7)отношения в семье, которое является самым важным пространством для
ребёнка.
Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в
руках
семьи,
воспитателя.
Они
выполняют
функции
организации
процесса
нравственного
развития
и
совершенствования
личности,
управление
этим
процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется
целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется
их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости
от
развития
детского
коллектива.
Если
коллектив
еще
не
сформирован,
воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем
детям.
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от
индивидуальных
особенностей
детей.
Воспитательная
работа
проводится
не
только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель
работы с коллективом — воспитание личности каждого ребенка. Этой цели
подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель,
а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Анализируя
комплексные
развивающие
программы,
принятые
современной
практикой
образования
можно
сделать
вывод,
что
раздел
«Нравственное
воспитание»
декларативно
выделен
лишь
в
традиционной
«Программе
обучения
и
воспитания»,
где
так
же
спроецирован
на
раздел
«Музыкальное
воспитание»,
сюжетно
‐
ролевую игру и коллективный труд
детей.
В
других
комплексных
про-
граммах
содержание
нравственной
направленности фрагментарно введено в не- которые разделы. Так, например, в
программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры
решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В
программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой – в разделе «Ребенок в
мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения»
акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников.
Итак, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация
детей
на
преодоление
и
разрешение
жизненных
противоречий,
проблем,
выборов,
конфликтов
и
столкновений.
Усилия
воспитателя
должны
сосредотачиваться
на
умелом
разрешении
противоречий
вместе
с
детьми
и
развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек,
нравственного
поведения.
Формирование
нравственного
воспитания
у
детей
происходит
под
воздействием
объективных
условий
жизни,
обучения
и
воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой
культуры
и
будет
эффективно
осуществляться,
как
целостный
процесс
педагогической,
соответствующей
нормам
общечеловеческой
морали,
организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Поэтому учебно
‐
воспитательная работа должна включать в себя
нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах,
содержательно
и
при
должной
эмоциональной
насыщенности.
Богатство
идейно
‐
нравственного
содержания
учебно
‐
игровых занятий, разнообразие
видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники
формирования нравственности детей.
2. Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной
основы личности
Для
родителей
семейное
воспитание
–
процесс
сознательного
формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и
каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим
определяется
сознательный
характер
семейного
воспитания
и
требование
разумного, взвешенного подхода к решению воспитательных задач.
Семейное воспитание – это общее название для процессов воздействия на
детей
со
стороны
родителей
и
других
членов
семьи
с
целью
достижения
желаемых результатов.
Семейное
воспитание
–
это
система
воспитания
и
образования,
складывающаяся
в
условиях
конкретной
семьи
силами
родителей
и
родственников.
Семейное
воспитание
–
сложная
система.
На
него
влияют
наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая
обеспеченность,
социальное
положение,
уклад
жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все
это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-
разному.
Пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное
педагогическое
влияние
родителей
на
сознание
и
поведение
детей,
не
отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:
-
влияние на ребенка – индивидуальное, основанное на конкретных
поступках и приспособленное к личности;
-
выбор
методов
зависит
от
педагогической
культуры
родителей:
понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях,
стиля отношений в семье и т. д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток
личности их родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько
разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое
внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие,
теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных
отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень
зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят
воспитать
послушание
–
поэтому
методы
нацелены
на
то,
чтобы
ребенок
безотказно выполнял требования взрослых; другие считают более важным учить
самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для
этого соответствующие методы.
Все
родители
используют
общие
методы
семейного
воспитания:
убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала,
подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий,
отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов,
создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них
– слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний
быт,
национальные
обычаи,
традиции,
общественное
мнение,
духовный
и
моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература,
музеи
и
выставки,
игры
и
игрушки,
демонстрации,
физкультура,
спорт,
праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд
общих условий:
1)
знание
родителями
своих
детей,
их
положительных
и
отрицательных
качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие
т рудно сти
испытывают,
какие
отношения
складывают ся
с
одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по
возрасту, что более всего ценят в людях и т. д.
2)
личный
опыт
родителей,
их
авторитет,
характер
отношений
в
семье,
стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе
методов.
Эта
группа
родителей
обычно
выбирает
наглядные
методы,
сравнительно чаще использует приучение.
Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно
превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного
труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты:
дети
более
откровенны,
и
это
помогает
родителям
лучше
понять
их.
Нет
совместной деятельности – нет и повода, и возможности для общения
Педагогическая
культура
родителей
оказывает
решающее
влияние
на
выбор методов, средств, форм воспитания.
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции
ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности
воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию
механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном
воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он
столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
Из
опыта
воспитания
детей
огромное
значение
имеет
здоровый
тон
семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим
всем подразумеваются взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Семья
в
воспитании
ребёнка-дошкольника
является
первой
и
часто
единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство —
период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и
влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания,
усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют
характер поведения ребёнка в семье.
Как
известно,
старшие
дошкольники
являются
в
этот
период
очень
хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя.
Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится
под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей
природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей
жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в
первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и
мамы
никого
нет,
то
пусть
эта
истина
навсегда
останется
ею.
В
этом
главенствующую
роль
играет
нравственный
облик
родителей,
который
импонирует
детям
и
заражает
их,
оставляя
глубокий
отпечаток
на
всю
последующую жизнь.
Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без
родительского
авторитета
воспитание
невозможно.
Главным
основанием
родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо,
поведение. Авторитет — это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях,
нравственных достоинствах и жизненном опыте.
Быть
авторитетным
родителем
—
значит
притягивать
ребёнка
силой
обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.
Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении
нравственности
личности,
наряду
с
ним
можно
выделить
также
и
общеобразовательную
и
педагогическую
подготовленность
родителей.
Концепция
семейной
педагогики
—
это
создание
системы
воспитания,
обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое
семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.
Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться
детям
чаще
и,
скорее
всего
не
словами,
а
фактами
самой
повседневной
жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность
воспитания была безупречна.
Итак, воспитание в семье носит комплексный, естественный характер.
Важнейшим
фактором
реализации
воспитательного
потенциала
семьи
выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная
деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена
на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении
стать полноценной высоконравственной личностью.
3. Влияние стиля семейного воспитания на формирование у старших
дошкольников
нравственных
качеств
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих
личность.
Здесь
на
первый
план
выступает
воспитание
непреходящих
моральных ценностей – любви и уважения, доброты и порядочности, честности,
справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие
нравственные
качества:
разумные
потребности,
дисциплинированность,
о т в е т с т в е н н о с т ь ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
б е р е ж л и в о с т ь .
Сколько
семей,
столько
особенностей
воспитания,
и,
тем
не
менее,
можно
выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях.
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они
интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения, переживания, стараются
тактично помочь. Развивают интересы детей. Это наиболее благополучные для
воспитания
семьи.
Дети
в
них
растут
счастливыми,
инициативными,
независимыми,
дружелюбными.
Родители
и
дети
испытывают
устойчивую
потребность
во
взаимном
общении.
Их
отношения
характеризуются
общей
нравственной атмосферой семьи – порядочностью, откровенностью, взаимным
доверием, равенством во взаимоотношениях.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные,
но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не
нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители
сами
решают,
что
нужно
детям.
Дети
растут
послушными,
вежливыми,
дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного
мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, и
дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но
некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.
Материально-ориентированные
семьи.
Главное
внимание
уделяется
материальному
благополучию.
Детей
в
таких
семьях
с
раннего
возраста
приучают
смотреть
на
жизнь
прагматически,
во
всем
видеть
свою
выгоду.
Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются,
поощряется
только
«выгодная»
инициативность.
Отношения
с
родителями,
лишенные
духовной
основы,
могут
развиваться
непредсказуемо.
Родители
стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще
всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае
зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления.
Враждебные
семьи.
Детям
в
таких
семьях
плохо:
неуважение
к
ним,
недоверие,
слежка,
телесные
наказания.
Дети
растут
скрытными,
недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со
сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Механизм отношений
здесь
такой.
Поведение,
жизненные
стремления
детей
вызывают
в
семье
конфликты, и при этом правы (скорее правы) родители. Такого рода ситуации
обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда они еще не могут
оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи. Справедливые огорчения
родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, основным
занятиям, а в некоторых случаях – с аморальными поступками.
Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а временные пристанища для
детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило,
ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям,
пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, в 30%
случаев ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно
берутся под опеку государства.
В
современной
практике
семейного
воспитания
довольно
определенно
выделяются три
стиля
(вида)
отношений:
авторитарное,
демократическое
и
попустительское отношение родителей к своим детям.
Авторитарный стильродителей в отношениях с детьми характеризуется
строгостью, требовательностью, безапелляционностью.
Угрозы, понукания, принуждение – главные средства авторитарного стиля.
У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают,
что
это
ведет
к
внутреннему
сопротивлению,
проявляющемуся
внешне
в
грубости,
лживости,
лицемерии.
Родительские
требования
вызывают
либо
протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Либеральный
стиль
предполагает
всепрощенчество,
терпимость
в
отношениях с детьми.
Источником
либерального
стиля
является
чрезмерная
родительская
любовь.
Дети
растут
недисциплинированными,
безответственными.
Попустительский
тип
отношения
А.С. Макаренко
называет
«авторитетом
любви».
Суть
его
заключается
в
потакании
ребенку,
в
погоне
за
детской
привязанностью
путем
проявления
чрезмерной
ласки,
вседозволенности.
В
своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают
эгоиста,
человека
лицемерного,
расчетливого,
умеющего
«подыгрываться»
к
людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
Демократический стиль характеризуется гибкостью.
Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки
и
требования,
прислушиваются
к
мнению
детей,
уважают
их
позицию,
развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают
родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством
собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности,
трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются
сами.
Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо
отметить, что существуют 3 стиля воспитания детей в семье. К ним относят:
демократический, авторитарный и попустительский.
Таким образом, перечисленные стили и методы семейного воспитания
оказывают различное влияние на ребенка, нравственность как состояние духа
детерминирует поведение человека изнутри, помогает человеку устоять против
негативных
внешних
воздействий.
Нравственность
лучше
воспитывать
в
дошкольном
возрасте,
т.к.
именно
в
этом
периоде
ребёнок
легко
поддаётся
воздействию, а самое главное с какой стороны повлиять на ребёнка и от этого
зависит его дальнейшая судьба. Большую часть своего времени дошкольник
проводит
в
семье,
следовательно,
большая
ответственность
в
воспитании
будущего гражданина ложится на плечи родителей. При этом родитель должен
быть авторитетным для ребёнка и примером во всём. Так как в дошкольном
возрасте ребёнок является хорошим наблюдателем, то родители должны быть
положительным примером для ребёнка во всех отношениях.