Напоминание

Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"


Автор: Крыжановская Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №83"
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

Утверждаю

Директор МАДОУ «Детский сад № 83»

_____________________Г.Н.Вахнина

от « » 2015 г.

Рабочая программа

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

для детей 5-6 лет

старшая группа


Авторы - составители: Воспитатели :  Крыжановская И. Л. Сыктывкар. 2015 г.
Утверждено на

педагогическом совете №

от « » 2015 г.


Оглавление

1 Целевой раздел
.......................................................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка
.................................................................................................... 3
1.2 Планируемые результаты
.................................................................................................7
2. Содержательный раздел
....................................................................................................... 12
2.1 Описание

образовательной

деятельности
.........................................................12
2.2 Взаимодействие педагогов коллектива с семьями дошкольников.
..................... 37
2.3. Организация предметно-пространственной среды
.................................................. 38
3. Литература:
.............................................................................................................................40

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие в соответствии с ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие игровой деятельности становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Основной образовательной программой МАДОУ «Дет сада № 83» и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в образовательной области Социально-коммуникативное развитие в старшей группе для детей 5-6 лет. Дети шестого года жизни в игровой деятельности уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства,
Основная цель реализации программы:
обеспечение усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи программы:

Развитие игровой деятельности:
 закреплять умение договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;  развивать умение разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;  формировать способность оценивать свои возможности в дидактических играх и без обиды воспринимать проигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
 формировать умение объяснять правила игры сверстникам;  способствовать, после просмотра спектакля, проводить оценку игры актера (актеров), используемых средств художественной выразительности и элементов художественного оформления постановки;  поощрять использование «вежливых» слов;  формировать умение оценивать свои поступки.
Развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками:
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств.
 формировать представления о профессии своих родителей;  расширять представления о родном городе, крае; закреплять знание названия своей Родины, ее символики.
Формирование основ безопасности

1.

Безопасность собственной жизнедеятельности
 закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.  продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).  формировать умение соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду:
2.

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного

движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
 расширять знания о значении сигналов с ве то ф о р а ; способствовать узнаванию и называнию дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;  закреплять способность различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), формировать умение объяснять их назначение;
 формировать способность соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;  совершенствовать умение различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
3.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего

мира природы поведения:
 совершенствовать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности

1.

Самообслуживание
 совершенствовать умение соблюдать последовательность в одевании, раздевании, складывать и убирать одежду, приводить ее в порядок, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью;  совершенствовать умение выполнять обязанности дежурного по столовой, правильно сервировать стол, выполнять поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
2.

Воспитание

ценностного

отношения

к

собственному

труду,

труду

других людей и его результатам:
 совершенствовать умение доводить начатое дело до конца, поддерживать порядок в группе и на участке детского сада;  формировать способность оценить результат своей работы;  воспитывать интерес к выполнению полезной для других деятельности.
3.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли

в обществе и жизни каждого человека:
 формировать знания о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;  развивать представление о значимости труда взрослых, воспитывать чувство благодарности к людям за их труд;  воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
В соответствии с современными требованиями содержание планирования образовательного процесса построено с учетом календарно- тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей. Для реализации образовательных задач рабочей программы предусматриваются модели организации обучения такие как: совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей в режимных моментах.
1.2 Планируемые результаты

Развитие игровой деятельности
:
Ребёнок умеет
 договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры;  разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей;  оценивать в дидактических играх свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
 объяснять правила игры сверстникам;  оценивать после просмотра спектакля игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки;  использует «вежливые» слова;  оценивает свои поступки, поступки сверстников и литературных героев;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств:
 имеет представление о работе своих родителей;  знает название своей Родины.
Формирование

основ безопасности


1.

Безопасность собственной жизнедеятельности
 знает основы безопасности жизнедеятельности человека.  знаком с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).  соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду. 2.
Передача

детям

знаний

о

правилах

безопасности

дорожного

движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
:  понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»;  различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение;  соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения;  различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». 3.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего

мира природы поведения
:  знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Развитие трудовой деятельности
:
1.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
 соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает  убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;  чистит самостоятельно зубы, умывается по мере необходимости;
 выполняет самостоятельно обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
2.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду

других людей и его результатам:
 доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;  оценивает результат своей работы;  испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
3.

Формирование

первичных

представлений

о

труде

взрослых,

его

роли в обществе и жизни каждого человека:
 владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;  имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;  бережно относится к тому, что сделано руками человека. В рабочей программе в разделе п. 2.1. задачи указываются с учётом направлений: Трудового воспитания Игровой деятельности Формирование основ безопасности Социально-нравственное воспитание. Принципы содержания рабочей программы (по Л.В.Коломийченко):  принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможно сть усво ения знаний на уровне п е р в о н ач а л ь н ы х , дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование
познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;  принцип доступности, обеспечивающий адаптацию научного знания  специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;  принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;  принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;  принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;  принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, те ат ра ли зован н ой , экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной); принцип культуро сообразно сти и р е г и о н а л и з м а , обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на
познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;  принцип «диалога культур», ориентирующий на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов. Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».



2. Содержательный раздел

2.1 Описание

образовательной

деятельности

Тема

недели

Занятие

Задачи

Виды и формы совместной

образовательной деятельности

Этно-

культурный

компонент

Взаимодейств

ие с семьей
Как я провел лето НОД «Рассказы, обмен впечатления ми о летнем отдыхе»  Активизировать положительные эмоций детей в воспоминаниях о событиях летнего отдыха. Учить детей в сюжетно-ролевых играх согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: уступать, убеждать.  Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время летних игр (купание в водоемах, пребывание на солнце)  Активизировать совместное творчество детей и родителей.
Фотовернисаж
«Как я провёл лето?» (с рассказами детей) Выставка рисунков «Самый интересный день»
Выпуск стенгазеты
«Память о лете»
Сюж рол игра
«Отдых на море», «У бабушки в деревне» «В поезде»
Д/и
«Кто быстрее соберет чемодан»,
Беседа
«Первая помощь при солнечном ударе, при ожогах»
ЧХЛ:
Трутнева. Е. «Улетает лето», Александрова З. «Дождик», басня Крылова «Стрекоза и муравей». Т Бокова «На что похоже солнце» Н Калинина «В лесу» Любоваться достопримечатель ностями и красивыми местами РК Вечер воспоминаний о лете детей и родителей. Развивать желание семей общаться друг с другом Привлечь родителей к участию оформления стенгазеты. Памятка о правилах поведения на воде», «Осторожно, солнечный удар» Дары осени «Что нам осень принесла»  Расширить знания детей о дарах осени.  Привлекать детей к помощи
Беседы:
«О домашних и диких животных» «Кто любит грибы?» 1. Углублять знания детей о том, что Конкурс поделок: «Осенняя 12
взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян.  Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.  Развивать творческие способности детей и родителей  Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх распределять роли, используя различные приемы (с помощью жребия, считалки, кастинга на главную роль, по очередности) Дидактические игры: «Съедобный грибок положи в кузовок» «Сбор ягод» «Угадай, кто это?»
Экскурсия в осенний лес

Трудовое воспитание:
сбор овощей, выращенных на своем огороде Пословицы, стихи и загадки об осени. Картотека «Песни об осени».
СРИ:
«По грибы», «Пикник в лесу». заготавливали люди на зиму. 2. Формировать представление о труде коми народа (охота, рыболовство, сбор урожая на огороде и в лесу, квашение капусты, и т.д). 3. Воспитывать чувство гостеприимства фантазия». Папка- передвижка «Осенние забавы». Выставка работ «Осенняя палитра». Привлечение к сбору природного и бросового материала для творчества детей. Осень золотая Здравст- вуй, осень золотая»  Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе на экскурсии в Берендеевский парк.  Расширять представления о неживой природе, об осенних изменениях в природе  Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора  Продолжать развивать память, гибкость мышления, через дидактические игры.
Рассматривание
картин об
осени

(И.И.Левитан «Золотая осень»,

И.Остроухов «Золотая осень»,

В.Поленов «Золотая осень»,

Жуковский «Осень.Веранда»)
.
Беседы
об
осени.

Рассматривание
энциклопедий.
Рисовани
е
осени
в свободной деятельности. Знакомство с приметами и фольклором, загадками.
ЧХЛ
Токмакова «Осенние листья», Пушкин «Уж небо осенью дышало», Бальмонт «Осень».
Дидактические игры
: «Найди ошибку», «Узнай деревья по листочкам», «Консервированные овощи». Определение фруктов по вкусу.
Беседа
Обобщать знания детей о том, какой урожай собирают люди на территории РК. Развлечение «Осенний праздник» Рекомендации родителям погулять в осеннем парке, полюбоваться красотой осени, собрать листья для гербария отразить впечатления от посещения парка в 13
«О здоровой пище», Подметать дорожку на веранде, в домиках. Собирать и уносить мусор.
Беседа
«Репка, яблоко, морковка – детским зубкам тренировка»
Театр игрушек
по русской народной сказке «Репка» рисунках; Наш любимый детский сад «Детский сад- наш дом родной, в нем все дружно мы живем»  Продолжать знакомить с детским садом и формировать интерес к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада  Показать общественное значение работы воспитателя и других сотрудников, воспитывать уважение к труду взрослых.  Воспитывать умение проявлять заботу о людях, работающих в д/с, относиться с благодарностью.  Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх согласовывать тему игры; распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.
Сюжетные игры
: «Семья», «Кукольный детский сад», «Детский сад», «День рожденья»
Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний» (Профессии), «Сервировка стола к празднику» Коммуникативная
Беседы
«Наши любимые дела», «Кто это?» (по фотографиям сотрудников из альбома «Сотрудники детского сада»),
Ситуативный разговор
и речевая ситуация по теме.
Отгадывание загадок
о предметах и инструментах, необходимых людям разных профессий, работающих в детском саду, об игрушках. Познавательно - исследовательская
Экскурсии и целевые прогулки
по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет), по территории детского сада (сезонные изменения в природе).
Наблюдения
за трудом сотрудников детского сада.
Моделирование
правил поведения в группе. Познакомить с историей возникновения детского сада. Показ иллюстраций, фотоальбомов Пополнение предметно - пространствен ной среды атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек. Оформление стенгазеты «Поздравления С днем дошкольного работника». 14

Разучивание стихотворений
о детях, о детском саде, интересных делах, взаимоотношениях, о людях разных профессий
Ручной труд.
Открытка «Поздравления воспитателям». Неделя доброты Беседа. «Доброта украшает мир. С добром в сердце»  Воспитывать уважительное отношение к старшим, формировать качество сочувствие, отзывчивость, заботу. С благодарностью относиться к пожилым людям. Обогащать словарный запас детей вежливыми словами.  Сплотить людей разных поколений.  Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание помогать старшим. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близкому человеку, бабушке, дедушке.  Продолжать развивать в дидактических играх умение логически мыслить, общаться со сверстниками, комментируя свои действия.
Беседы, общение:
«Наши хорошие поступки» «Позаботимся о бабушках и дедушках», «Мы собираемся в гости», «Мы помогаем старшим».
Чтение стихотворений:
Э. Мошковская «Помогаю маме», Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» К.Чуковский «Федорино горе»
Чтение сказок:
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Мошковская «Обида» Берестов «Больная кукла».
Сюж-рол игра:
«Лечим кукол», «В гостях у бабушки», «Бабушкин огород»
Беседа
о вежливых словах. Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по - другому», «Дай совет», «Конфликт»
Д/И
«Какие вежливые слова ты знаешь», «Кто больше назовет вежливых слов», «Положительные и отрицательные поступки». Побуждать к использованию в речи коми фольклора. Подбор фотографий, на которых отображены интересные события семьи Создание газеты с фотографиями и рассказами детей о своих бабушках и дедушках. Памятка «Воспитание заботливого отношения к старшему поколению». Основы безопасно сти жизни НОД «Основы безопасност  Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека и
Интеллектуальная коммуникативная

игра
: Викторина «Что, где, когда?». Беседа о правилах безопасного поведения на Изготовление атрибутов к Сюж Рол.Игре 15
и жизни», закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).  Уточнять знания о работе пожарных, о причинах пожаров, в том числе в лесу, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умения называть свой домашний адрес.  Знакомить с отличительными особенностями лекарственных и ядовитых растений.  Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: уступать, убеждать. (знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту)
ЧХЛ:
Л.Толстой «Пожарные собаки», Чуковский «Путаница», Маяковский «Рассказ о неизвестном герое»,С. Маршак «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»
Беседы
по иллюстрациям на плакатах, сюжетным картинам: «Огонь наш друг. Огонь наш враг», «Не все растения полезны», «Не все грибы съедобны».
Д/и
«Поступи правильно», «Знаешь ли ты номера экстренных служб», «Кто такой пожарный», «Найди съедобный гриб» или «4 лишний»
СРИ
«Спасатели», «Пожарные», «По грибы, по ягоды».
Экскурсия в пожарную часть.
Встреча с представителем пожарной охраны. природе, в лесу. Закрепить знания о природе и животных севера Воспитывать заботливое отношение к природе родного края (Правила поведения в лесу, знание съедобных ягод и грибов) Закрепление знаний о лекарственных травах РК «Пожарные», «МЧС» Папка- передвижка «Как правильно обращаться с бытовыми приборами». Правила пожарной безопасности» Памятка «Осторожно, телевизор», «Чтобы не было беды», «Один дома», «Берегите лес от пожаров». Создание альбомов «Лекарственны е травы РК», «Ядовитые растения и грибы» Правила дорож- ного движения «Правила дорожного движения нужно знать всем!»  Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.  Знакомить с названиями
Партнерские игры
: «Шоферы», «Автомастерская», «Пост ГАИ», «Играй городок», «Путешествие на автобусе».
Д/И:
«Найди на карте города (района) свою улицу», «Транспорт на нашей улице», «Какие дома есть на нашей Расширить знания о родном городе, названии улиц. Развивать понимание того, что малая Родина Консультация «Личный пример родителя – безопасность детей на 16
ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.  Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.  Продолжать знакомить с дорожными знаками.  Закреплять правила поведения в общественном транспорте.  Формировать умение создавать игрушки для С/Р игр и играть с ними. улице».
Ручной труд
«Светофор»
Проведение тематических акций:
 «Дорога и дети»  «Дорожная азбука»
Объяснение
правил безопасного поведения на улице.
ЧХЛ:
Александрова «Светофор», Воронкова. Л. «На дороге пешеходы», Маршак «На мостовой», Б.Заходер «Шофер», «Раз случилася беда». – частица нашего огромного Отечества. Развивать внимание и наблюдатель ность. дороге; Беседа «Осторожно, улица» Взаимодействи е с сотрудниками ГИБДД на родительском собрании. Участие родителей в акции «Дорога и дети», «Дорожная азбука» Все профес- сии нужны, все професси и важны «Профес- сии»  Расширять представления детей о профессиях, сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и т.д.).  Воспитывать уважение к труду взрослых, к его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.  Продолжать учить детей в словесных играх совершенствовать
Д/И:
«Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
Словесные игры:
«Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись».
Рассматривание альбомов:
«Профессии сотрудники д/сада», «Профессии моих родителей».
Составление рассказа
о профессии по модели: место (где), должность (кем), инструменты (чем), операции (как).
Беседы
о профессиях родителей и сотрудниках детского сада.
ЧХЛ:
Маяковский «Кем быть?», Г. Углублять знания о различных ви- дах профессий коми народа, уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, оленеводство, и.т.д. Фотоальбом «Профессии наших родителей». Выставка рисунков «Кем мне стать». 17
разговорную речь , формировать грамматический строй речи . Брамловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», А. Кардашова «Наш доктор», Ильин «Машины на нашей улице», Пословицы и поговорки о профессиях.
Сюжетно-ролевые игры:
«Повара. Варим обед» «Едем на автобусе по городу» «Стюардесса», «Проводник», «Библиотекарь» Моя страна «Моя страна» Праздник «День единства»  Формировать представление о государственных праздниках (День Единства).  Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении.  Воспитывать чувство гордости за свою страну.  Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх подготавливать необходимые атрибуты для игры, договариваясь распределять роли.
Презентация
«Моя Родина – Россия»
Беседа о празднике
.
ЧХЛ:
Приходько. В. «Вот когда я взрослым стану», Баруздин «Страна моя родная», З.Александрова «Дозор».
СРИ
«Президент РФ», «Экскурсия в русский музей»
Д/И
«Собери флаг», «Угадай гимн», «4 лишний».
СРИ:
«Путешествие по городам нашей страны», «Пограничники». Познакомить детей с городами Республики, их расположением на карте, обликом, особенностями, видами деятельности жителей. Знакомство с народной культурой и традициями коми народа. Закрепить знания о флаге и гербе РК Помощь в сборе материала к презентации «Моя Родина – Россия» Пополнение экспонатами из домашних коллекций национального уголка. Мой город «Мой город»  Продолжать формировать интерес к малой родине. Рассказывать о достопримечательностях,
Сюжетные игры:
«Семья», «Строители», «Шоферы»
Д/И
: «Угадай - ка» (по фотографиям знакомых мест в городе). Знакомство с народной культурой и традициями коми Помощь в создании альбома «Мой город и его 18
культуре, традициях родного города. Закрепить и систематизировать знания детей об истории возникновения, имени основателя, о древних постройках родного города,  Воспитывать чувства гордости и восхищения за свой город, за его красоту, его достопримечательности.  Продолжать развивать память, гибкость мышления, через дидактические игры.
Беседы
«Наш любимый город» (по фотографиям, открыткам и иллюстрациям).
Презентация
«Любимый город»
ЧХЛ:
Рассказы о возникновении Усть – Сысольска.
Посещение музея им Дьяконова.

Ознакомление
детей с коми национальной героиней Домной Каликовой. народа. достопримечат ельности». Я -человек «Я-человек»  Дать первоначальные представления о себе как о представителе мира людей.  Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образ ные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.  Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола. Углублять представления ребенка о семье и ее истории.
Беседы
«В группе дружно мы живем», «Мы любим играть», «Наши праздники», «Как дети могут заботиться о взрослых»
СРИ
«Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Детский сад», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».
Д/И:
«Дети на прогулке», «Сложи узор».
ЧХЛ
: Благинина «мама спит», Ушинский «Лекарство», Николаенко «Все сделалось грустно» Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку». Вызвать интерес к истории семьи. Создание бизиборда для мальчиков, платья со шнуровкой для девочек. Договориться о презентации интереса семьи: вышивка, кулинария и выпечка. Консультация «Игры, в которые можно играть всей семьёй». Беседы о необходимости контроля за 19
 Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх распределять роли, используя различные приемы (с помощью жребия, считалки, кастинга на главную роль, по очередности и т.п.) просмотром Моя семья «Моя семья»  Углублять представления о семье и ее истории, что семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем, учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Приучать к выполнению обязанностей по дому.  Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.  Побуждать детей в сюжетно-ролевых играх творчески воспроизводить быт семьи.
Беседа
«Семьи большие и маленькие»
Труд
: Наведение порядка в кукольном уголке, «Один дома».
Д/И:
«Мой адрес», «Правильно-неправильно».
Пальчиковые игры:
«Есть у каждого свой дом», «У меня есть брат, сестренка»,
СРИ:
«День рождения»,«Катаем кукол на санках»
,
«Дочки-матери»
,
«Больница»
,
«Мы печём блины»
,
«В парикмахерской делаем причёски».
ЧХЛ
сказки «Красная Шапочка»,» Три медведя» «Репка», стих. Александровой «В нашей квартире ребята растут», Сапгир «Семья», Капутикян «Моя бабушка». Подвести детей к мысли о том, что понятие «Родина» начинается с понятия «Семья» Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к своей семье. Углублять знания о культуре в своей семье. Приглашение родителей на зарядки и «весёлые старты». Папка- передвижка «Режим дня». Укрепить понимание здорового образа жизни в семье. Показать родителям значимость развивающих игр для развития интеллектуальн ых способностей у детей. Зимушка зима «Здравствуй, зимушка- зима!» Уточнять знания детей о зиме, ее признаках, зимних месяцах. Расширять и обогащать знания
Беседы, общение:
«Здравствуй, зимушка-зима!» «Зимние явления природы», «Зимой весело Углублять знания о профессиях коми народа, Совместное с родителями украшение 20
детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе;  Уточнять знания детей о безопасном поведении зимой через беседы.  Ручной труд : закреплять умение вырезать снежинки разной формы  В подвижных играх воспитывать у детей чувство товарищества , развивать ловкость , внимание . Укреплять мышцы . играть», «Как не заболеть зимой».
ЧХЛ:
«Зимовье зверей», Пляцковский «Какая бывает зима», Сурикова «Зима», Садовский М «Хотел я снежинку»
Подвижные, хороводные игры:
«Снежинки и ветер», «Перепрыгни через ров», «Мышки в кладовой», «Не боимся мы кота»
,
«Берегись - заморожу»
,
«Зимний хоровод», «Сугроб, кочка, гора».
Коми п/и
«Оленеводы»
Д/И:
«Зимняя одежда и обувь», «Чей след», «Зимние запасы», «Снежинки». «Зимние запасы», «Чей след?» уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, оленеводство Дать представление о коми народных забавах. Прививать интерес к старинным обычаям и традициям наших земляков. Оформить папку– передвижку «Животные РК зимой». снежных фигур, расчистка участка от снега, Конкурс снегов иков (с использование м любого материала: пенопласта, ваты, разных кругов. Зимние забавы «Забавы зимой»  Расширять представления детей о зимней природе, о зимних видах спорта.  Расширить и обогатить знания детей о безопасном поведении зимой при катании с горки на санках, салазках, ватрушках, лыжах, коньках.  Уточнить представление детей о зимних играх-забавах.  Закреплять умение выполнять трудовые поручения на участке.
Опытническая деятельность
«Свойства воды» игра-экспериментирование «Снег, лед, вода».
Д/И:
«Что за птица?», «Угадай какой вид спорта», «Что мне нравится зимой»,
Беседа:
О безопасном поведении во время катания с горки на санках, лыжах, ватрушках, на катке и т.д.
ЧХЛ:
Н Носов «На горке», Л Квитко «Санки», А. Введенский «На лыжах»
П/и
«Сугроб, кочка, гора» и т.д.), «К названному дереву беги», «Два мороза».
СРИ
на прогулке «Катание с горки, «Выходной день с мамой», «Зимние путешествия». Дать представление о коми народных забавах. Прививать и н т е р е с к старинным о б ы ч а я м и традициям наших земляков. Папка- передвижка «Зимние виды спорта». Совместная лепка снеговика на участке (родители, дети, воспитатели) 21

Труд на участке:
чистить снег, обметать постройки, создавать фигуры, кормить птиц.
Совместная игра
с параллельной группой «Какие вы меткие». -игры-эстафеты («бег на 1 лыже» или «прыжки в 1 валенке»
Викторина
«Что, где, когда: «Необычное путешествие в зимний лес» с приглашением родителей. Мастерск ая Деда Мороза «Новогод- ние поделки» Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Приучать детей участвовать в посильном труде в изготовлении новогодних игрушек. Обогащать знания о безопасном использовании новогодней пиротехники при изготовлении видеоролика. Воспитывать у детей в подвижных играх чувство товарищества, умение действовать по сигналу. Почта «Деда Мороза» с пожеланиями детей.
Изготовление детьми приглашения на

праздник.

Оформление группы
,
муз.зала
своими поделками, рисунками, новогодними рисунками
П/и
«Снежная карусель», «Лесной переполох».
Участие в городском конкурсе
по пожарной безопасности – изготовление видеоролика «Безопасное поведение возле новогодней елки».
Беседа
по пожарной безопасности «Осторожно елка!» Изготовление поделок из бересты и меха с элементами коми орнамента. Участие в конкурсе «Новогодний серпантин» Привлечь родителей к украшению группы, подготовке костюмов и атрибутов для новогоднего утренника. Работа с родительским комитетом по подготовке подарков для детей К нам идет Новый «Любимый праздник Новый год»  Расширить представление о празднике Новый год, объяснить его происхождение.
Рассказ воспитателя с показом

иллюстраций.
«Любимый праздник Новый год» Дать представление о коми народных Оформление группы к новогоднему 22
год  Продолжить знакомство с традициями празднования Нового года в разных странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке и сюжетно- ролевых играх. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками (открытки и поделки)  Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий при изготовлении новогодней открытки.
Беседа
«Как отмечают Новый год в других странах» с просмотром учебного фильма «В гости к тетушке сове».
ЧХЛ
отрывки из пьесы Маршака «Двенадцать месяцев», заучивание стихотворения «Разбегайтесь, ручьи».
Ручной труд.
Изготовление новогодней открытки.
СРИ:
«Готовимся к празднованию Нового года», «В гостях», «Новогодние угощения».
Д/И:
«Собери елочную игрушку», «Магазин елочных игрушек»
П/и
«Были бы у елочки ножки» «Путешествие Деда Мороза и его друзей». праздниках. Прививать интерес к старинным обычаям и традициям наших земляков. празднику. Папка- передвижка «Зимние забавы и развлечения», стихи о зиме и народных приметах. Рождеств енские истории «Коляда»  Формировать представления о традициях празднования на Руси Рождества Христова. Познакомить с историей возникновения Рождественских колядок  Формировать умения создавать игрушки для ярмарки. Воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы.
Рассказ воспитателя
о празднике Рождество Христово.
Разучивание колядок.

Ручной труд
«Рождественская ярмарка» (изготовление игрушек из бросового материала)
Экскурсия в храм
(с родителями)
Рассматривание
еловых веток и шишек, рождественских открыток. Познакомить с некоторыми видами гаданий в деревнях республики коми Привлечение к чтению легенд и историй о жизни в древности. Оформление стенда «Коляда, коляда – открывай ворота» «Важность знаний о малых формах фольклора и народных играх». Красная книга «В царстве Берендея», интегрирова  Формировать основы экологической культуры и экологически сообразного
Рассматривание
книжек-малышек «Берегите природу» Беседы с
детьми
: «Зачем нужны Рассматривание видеослайдов о Красной книге Оформление книжек- малышек 23
нное НОД поведения в окружающем мире, воспитывать у детей осознанно бережного отношения к природе родного края.  Продолжать знакомство детей с редкими и находящимися под угрозой исчезновения растениями Российской Федерации  Способствовать формированию заботливого отношения к своему здоровью через систему знаний о лекарственных растениях РФ.  Воспитывать потребности в общении с природой, её эмоциональном восприятии через ЧХЛ.  В Д/И стимулировать внимание, память, развитие скорости реакции. растения», «Растения – помощники человека», «Чем можно лечиться?», «Растения - лекари», «Как они растут», «Что было бы, если бы…», «Нужно ли беречь растения?».
Рассматривание лэпбука
о редких и лекарственных растениях нашего края (зверобой, валериана лекарственная, ромашка аптечная, душица, медуница, кувшинка, ландыш, можжевельник и др., ядовитых растениях, занесённых в
Красную книгу)

Д/И
«Растет-не растет», «Летает, плавает, ходит».
СРИ
«Зоопарк», «Ветеринарная клиника». Коми края Д/и «Полезно- вредно», «Продолжи предложение, «Сложи растение», «Правила поведения в лесу, на лугу», «Продолжи сказку», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Узнай растение по описанию», «Что где растёт?», «Что нужно растениям?» «Берегите природу». Помощь в подборе видеослайдов о Красной книге РК. Изготовление лэпбуков «Лекарственны е растения нашего края», «Редкие растения нашего края» Край наш северный «Наша родина- край наш северный»  Расширять представления детей о северном крае через ЧХЛ и в народных играх севера, воспитывать положительные эмоции, умение согласовывать движения с текстом. Продолжать развивать интерес к родной природе, к народным играм. Развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.  Уточнять и расширять знания детей о жизни и труде народов севера.
ЧХЛ:
С.Пахтушкин «Республике», В.Грасс «Богатства Коми края»
Рассматривание иллюстраций и

фотографий
о природе коми края.
Рассматривание коми

календаря
«Народы северного края и его промыслы».
Беседы
о труде северного народа -Труде шахтера, а также способах добычи и использования полезных ископаемых республики. Оленеводы-северный народ.
Подвижные народные игры
«Ловля оленей», «Замри», «Оленята и пастух», Презентация «Полезные ископаемые РК» Знакомство с полезными ископаемыми Республики Коми, способами их добычи и использования. Закрепить знания о природе и животных севера. Изготовление макетов «Животные Северного края». Помощь в сборе информации о полезных ископаемых РК. Оформление стенда «Наша 24
 Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей, нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны «Рыболов». Воспитывать заботливое отношение к природе родного края Родина – край наш северный». Русские самоцвет ы «Народные промыслы России и Коми края»  Обобщать знания детей о русском народном декоративно- прикладном искусстве – народных промыслах через НОД Рисование.  Продолжать учить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская), посуда (Хохлома, Гжель), материалы (дерево, глина, жесть, фарфор) и изделия коми быта  развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, материал, назначение, фон, элементы узора;  приобщать детей к истокам русской народной культуры через дидактические
Презентация
«Коми край наш богатый»
Рассматривание альбомов
«Дымка», «Хохлома», «Гжель», а также рассматривание посуды, матрешек, игрушек народных мастеров.
Рисование
и роспись «Дымковские игрушки», «Матрёшки».
Д/И:
«Собери матрешку», «Составь узор», «Найди отличия в узорах». Пальчиковая гимнастика «Привезли мы глину с дальнего бугра…».
Беседа, просмотр слайдов
: «Знакомство с творчеством художников» (Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка»). Знакомство с коми орнаментами, встречающимися в быту. Показ подлинных вещей – старинных полотенец, вышитых платков, посуды, музыкальных инструментов. Сбор предметов народных промыслов для мини- выставки. Выставка работ по декоративно- прикладному творчеству. Папка- передвижка «Народное декоративно- прикладное искусство» 25
игры. У луко- морья… «Мы любим сказки Пушкина»  Закрепить представления о сказках А.С. Пушкина через ЧХЛ, Беседы, Д/и.  Создать условия для узнавания сказок А.С. Пушкина и сказочных персонажей через литературную викторину  Привить любовь к творчеству поэта. Воспитывать эстетический вкус.  Литературный вечер, посвящённый памяти А.С. Пушкина – чтение любимых сказок  Развить память, воображение.  Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения. Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно.
Литературная викторина
«Мы любим сказки Пушкина»
Выставка книг:
«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
Просмотр

иллюстраций с героями сказок.

Просмотр мультфильмов.

Д/И:
Кубики, пазлы по сюжетам знакомых сказок, «продолжи сказку», «Я начну, а ты продолжи», «Придумай свой конец сказки».
Заучивание стихов по мнемо-таблицам.

Вечер загадок
по знакомым произведениям А.С. Пушкина. Знакомство с коми сказками. Путешествие в мир коми легенд и предсказаний. Совместно развивать и обучать детей русскому языку. Нацелить родителей на приобщение детей к русским литературным произведениям, а также произведениям коми фольклора. Консультация «Как научить быстрому разучиванию стихов с помощью мнемо-таблиц» Широкая маслениц а Традиции русского народа- масленица. «Масленица - объедуха, деньгам приберуха»  Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение.  Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость  При разучивании хороводов развить координацию слов с движениями, работать над
Беседы
о Масленице, об истоках происхождения и традициях празднования.
Разучивание хороводов
«Веснянка», «Масленица, куда идёшь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русских народных игр «Заря – Заряница, красная девица»
СРИ
«Мамины помощники», «В гостях». Прививать интерес к старинным обычаям и традициям наших земляков. Знакомство с коми кухней. Оформление уголока русского быта. Изготовление кукол – закруток Конкурс для родителей «Блинный пир на весь мир» 26
темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться. Русские игры – забавы совместно с родителями. Наша армия сильна «Мужчины- защитники наши»  Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.  Уточнить представления детей о подвигах солдат.  Расширять представления детей о значении праздника 23 февраля, армии.  Способствовать развитию чувства гордости за подвиги солдат и всеобщее к ним уважение.  Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.  Развивать у детей желание радовать взрослых своими поделками.
ЧХЛ: В.Степанов «Наша армия»,

Б.Поляков «Славный день»,

Р.Алдонина «Строй».

Просмотр слайдов
о подвигах российских солдат.
Беседа о празднике День защитника

Отечества.

Пояснения к слайду
иллюстрирующего картину художника Петра Александровича Кривоногова «Победа»
СРИ
«Пограничники», «Армия», «Медсестры», «Моряки».
Ручной труд.
Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек. Знакомство с героями РК. Воспитывать чувства гордости за героев родного края. Выставка портретов «Мой папа», нарисованных детьми. Изготовление поздравительно й газеты для мужчин ко дню Защитников Отечества. Папка- передвижка «Воспитаем в наших детях чувство гордости за нашу Отчизну, за наших героев» Скоро праздник у девчат «Мамин праздник»  Расширение представления детей о Международном женском дне, о семейных традициях, о роли самого доброго и близкого человека – мамы в нашей жизни.
Беседа
о международном женском дне – формировать представление о культурных ценностях. Рассказ детей о своей маме с показом семейных фотографий. Рисование платья для мамы с элементами коми орнамента. 1. Выпуск газеты «Доброе слово о маме». 2. Совместное мероприятие, п 27
 Прививать доброжелательное отношение к членам семьи. Воспитывать уважительное отношение к старшим, формировать нравственные качества: сочувствие, отзывчивость, заботу.  Через СРИ развивать умение детей отражать отношение и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи и общественно- полезный труд взрослых.
ЧХЛ:
Л.Квитко «Бабушкины руки», А.Пассова «Подарок маме», В.Коркин «Помогаю бабушке», В.Крючков «Моя мама».
Д/И:
«Моя мама самая-самая», «Свою маму я люблю», «Назови ласково», «Мама какая?»
Составление рассказа по картине
«Подарок маме на 8 Марта», отгадывание загадок, вопросы по теме.
Рассматривание фото
с изображением мам, бабушек.
Изготовление поздравительной

открытки
«Подарки для мам и бабушек»
СРИ:
«Семья», «Мамины помощники», «Идем в гости к бабушке» освященное 8 марта, «Созвездие талантов». Провести праз дник для мам и бабушек, организовать чаепитие. Воспитывать дружеские взаимоотношен ия между родителями, желание совместно находить ответы на вопросы по воспитанию детей. Юные натуралис ты «Мы- юннаты»  Познакомить с понятием – юннаты. Развивать у детей потребность к освоению основ экологических знаний.  Формировать у детей чувство команды, занятой общим делом, имеющей общие интересы.  Формировать осознанное и бережное отношение детей к
НОД
«Тропинками юннатов».
Изготовление стенгазеты
«Помогаю птицам», «Жизнь животных зимой» (работа в командах).
Беседы.
Рассматривание картинок: «Лес- богатство нашего края», «Берегите лес от пожара!».
Д/И:
«Найди домик», «Накорми животного», «Что можно, а чего нельзя», «Опасно, не опасно», «Расскажи, а мы Воспитывать бережное отношение к животным и растениям Коми края. Рекомендация посетить с детьми Станцию Юннатов. Помощь в сборе материалов для создания детьми стенгазет. 28
природе родного края. Закрепить знания детей о безопасном поведении в лесу.  Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе через дидактические игры и беседы. узнаем».
ЧХЛ
Л.Толстой «Рассказы о животных», Б.Житков «Рассказы о животных», Рассказы Евгения Чарушина. Памятка «Берегите лес от пожара!» Рекомендации к чтению дома литературы о Юных натуралистах. Золотой ключик Мы любим театр  Закреплять представление о театре, о театральных профессиях; ч\з беседу, пословицу  расширять знания театра как вида искусства; ч/з просмотр иллюстраций  познакомить с видами театров (пальчиковый, театр- рукавичка, кукольный, теневой и др.);  воспитывать эмоционально положительное отношение к театру через постановку сказок.  Развивать интерес к театральной деятельности.  Закреплять умение делать несложные игрушки к сказкам через ручной труд.  В играх-драматизациях помогать детям в овладении
Беседа
«Театр- что это такое?»
Ситуативный разговор
о правилах поведения в театре, объяснение пословицы «Зрительская культура»
Рассматривание картин, фотографий
про театр.
ЧХЛ
рус. нар. сказок.
СРИ
«Поездка в кукольный театр», «Ставим спектакль».
Партнерская игра
«Мы пришли в театр».
Игры-драматизации
, постановка кукольных спектаклей по мотивам знакомых сказок.
Ручной труд.
Изготовление игрушек, атрибутики к играм-драматизациям. Познакомить с театральной афишей детских сказок в родном городе Привлечь родителей к изготовлению атрибутики для театрализованн ых представлений Консультация «Чему учат рус. нар. сказки» Участие в оформлении фотовыставки «Мы в театре» 29
выразительных средств реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллектив е . Веселые затейники День смеха- 1 апреля!  Познакомить детей с веселым праздником «День смеха» через коммуникативно- интеллектуальную игру.  Расширять представления о том, как веселятся 1 апреля в разных странах;  Развивать чувство юмора у детей, умение радоваться.  Поддерживать интерес и желание трудиться при изготовлении атрибутов к КВН  Способствовать детской активности через конкурсы пословицы, П/И.
Коммуникативная интеллектуальная

игра
«Первое апреля-день смеха и розыгрышей!»
Мультимедийная презентация, рассказ

воспитателя.
Шуточные игры, розыгрыши, викторины.
ЧХЛ
Чтение стихов о Дне смеха, народных прибауток, перевертышей. Совместное с родителями придумывание и
изготовление костюмов
к празднику
Конкурс пословиц и поговорок
о веселье, шутках, шуточные частушки
П/И:
«Поймай хвостик», «Ровным кругом», забавные вопросы, смешные загадки, песня «Улыбка» Слушание коми- песен и частушек Беседа с родителями «Юмор – как необходимая часть вашей жизни» Домашнее задание: «Мама, расскажи мне смешную историю» для рассказывания детьми в группе. Конкурс «Самый веселый и смешной костюм». Космичес кие просторы День космонавтик и  Дать представление: о космосе, космическом пространстве; о ближайшей
Презентация:
«Мир космоса», просмотр слайдов.
ЧХЛ:
В Синицын «Первый космонавт», Космическая история Коми: какие космонавты Рекомендации для родителей «Что 30
звезде - Солнце; о планетах Солнечной системы; о спутнике Земли – Луне, познакомить с героями космоса  Формировать чувство патриотизма через рассказы о подвигах космонавтов  Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.  Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить на чатое дело до конца.  Закреплять понятие о ЗОЖ, довести до понимания, что космонавты- это очень спортивные и здоровые люди.  Через СРИ закрепить знания детей по усвоению темы «Космос». Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос . К. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Шмигина «Космонавты», Н Носов «Незнайка на луне», загадки о космосе. .
Беседы
Земля – наш дом во Вселенной». «Что такое солнечная система». Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе! »
Д/И:
«Подбери правильную одежду для космонавта»; «Сложи ракету»
Рассматривание иллюстраций,

фотоальбомов
о космосе. Знакомство с профессией летчик- космонавт.
Создание схемы

космического корабля

и коллективное конструирование его

по схеме.

Экскурсия
в библиотеку «День космонавтики»
Выставка детских работ
на тему: «Космос».
СРИ
«Космическое путешествие», «Космонавты», «Построим ракету».
П/И:
«Вокруг солнца», «Кто быстрее соберёт все звёздочки?».
Слушание песни
«Таких не берут в космонавты». посещали города РК, музей космоса в шк№4 г Сыктывкара, рассказ о людях РК, внесшими вклад в науку космонавтику. Улицы нашего района, связанные с космосом (Комарова, космонавтов) рассказать ребенку про космос? » Оформление стенда «Герои космоса» Подбор книг и энциклопедий о космосе . Спортивное развлечение С Днем рож- дения, детский сад Детский сад наш так хорошо, лучше сада не найдешь.  Уточнить знания детей о детском саде через с/р игру. Показать общественное значение работы воспитателя.  Расширять представления
ЧХЛ:
Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», Э. Успенский, «Вера и Анфиса в детском саду» Осеева «Сторож»
Рассматривание иллюстраций
с Дать понятие названию нашего д/с с рассказом об истории его происхожде-ния. Оформление поздравительно го стенда «С днем рождения, 31
о профессиях. Познакомить с профессиями работников дошкольного образования. Воспитывать уважение к труду взрослых.  Продолжать учить детей в сюжетно-ролевых играх договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: уступать, убеждать. изображением режимных моментов;
Наблюдение
за работой дворника. Экскурсия по территории д/с.
Беседа
«Наш любимый воспитатель»
СРИ
«В детском саду», «Воспитатель».
Изготовление поздравительных

открыток
,
плакатов
сотрудникам д/с своими руками. любимый детский сад» Стенд «Интересные высказывания наших детей». Огород на подоконн ике Посадили огород- посмотрите, что растет,  Познакомить с праздником – День Земли, который отмечается 22 апреля.  Привлекать детей к посильному труду в природе — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; воспитывать бережное отношение к труду, его результатам.  учить понимать и любить природу, познакомить с профессией овощеводов  Учить выращивать культурные растения и ухаживать за ними.  Обобщать представление
Беседа
«От семени к ростку»
Оформление альбома
«Огород круглый год», «Витаминки с грядки».
Совместные трудовые поручения
: подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.
Рассказы детей:
Как ухаживали за луком, дома, на подоконнике.
ЧХЛ:
подбор пословиц о труде, Г Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Н Носов «Огородники».
Беседа
«Знакомство с трудом овощевода»
Д/И:
«Дикорастущие и культурные растения «Узнай овощ по его части», «Определи на вкус» «Разрезные Расширить представления детей об овощных культурах коми края о профессиях, связанных с овощеводст-вом. Выращивание дома лука на подоконнике. Консультации: «Учите детей трудиться» «Самостоятель ность – ценное качество». Родительское собрание «В труде воспитывается воля» Помощь родителей в приобретении посевного материала, в оформлении участка детского сада. Памятка 32
детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.  Формировать представление о том, что человек – часть природы.  Закрепить знания об овощах, о пользе растений через дидактические игры. картинки», «Лото»
СРИ:
«Магазин», «Хозяюшки» «Цветочный магазин»
П/И:
«Огородная- хороводная». «Съедобное- несъедобное», «Урожай» «Витамины в продуктах». Салют победы «Русским воинам слава» Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы. Обогащать духовный мир ребёнка через обращение к героическому прошлому нашей страны Знакомство с памятниками героям Великой отечественной войны. Развивать у детей желание радовать взрослых своими поделками.
НОД
«Этот День Победы».
Беседа
«Помощники победы- лошади, собаки, голуби».
Слушание военных песен
.
Рассматривание альбома

«9 Мая»,

фото военных лет.

Встречи с интересными людьми:
приглашение ветерана для беседы с демонстрацией медалей и орденов.
Выставка рисунков и совместных

работ
на тему «Великая отечественная война».
Презентация:
«Русским воинам слава».
Экскурсия к памятнику
«Вечный огонь».
Ручной труд.
Изготовление пригласительных для ветеранов на праздничный концерт в д/с. Изготовление открыток ветеранам. Расширять знания о г е р о я х – з е м л я к а х и участниках ВОВ В о с п и т ы в а т ь у в а ж е н и е к старшему поколению. Бе седа « В к л а д сыктывкарцев в Великую Победу» Рассматривани е фото военных лет. П о м о щ ь в сборе информации к презентации «Русским воинам слава». Совместная выставка рисунков «ВОВ». У ч а с т и е с д е т ь м и в Параде Победы. 33
В музеях тайны и секреты «Тайны музея» Сформировать представление о музее. Познакомить с правилами поведения в музее, на выставке. Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ. Через дидактические игры закрепить правила поведения в музее.
НОД
«Мы в музее»
Рассматривание фото
с изображением музеев., различных тематических выставок.
Беседа
«Правила поведения в музее и на выставке».
Д/и
«Что можно, а чего нельзя», «Я начну, а ты продолжи», «Что может быть в музее».
СРИ
«Экскурсия в музей», «Экскурсовод».
Создание мини-музея в группе
«Изделия из бересты», Создание мини музея «Изделия из бересты» Привлечение родителей к созданию мини-музея «Изделия из бересты», пополнением экспонатов из семейных коллекций. Дать рекомендации посетить музей Дьяконова. Выставку «Коми керка». Библиоте ка- книг страна «В стране сказок» Обобщить знания детей по сказкам. Прививать интерес к чтению. Воспитывать в процессе игры викторины дружбу, товарищество, умение работать в командах, умение выслушивать товарища и умение отстаивать свое мнение. Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам. Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание. Экскурсия в библиотеку
Викторина
«В стране сказок». Моя любимая книга» - презентация ребёнком своей любимой книги.
Выставка художественной литературы
«Писатели – детям».
Д/И
«4 лишний», «Сложи сказку по эпизодам», «Придумай свой конец сказки».
СРИ
«В библиотеке», «Книжный магазин».
ЧХЛ
: РН сказки, произведения писателей разных стран. Чтение произведений по желанию детей, любимые сказки. Знакомство с коми сказками и и х героями (Пера- богатырь, Яг – Морт) Путешествие в мир коми легенд и предсказаний. Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Консультация «Научите ребёнка любить книги». Советы по покупке детских книг. Памятка «Прививаем 34
детям любовь к чтению». Детство- золотая пора Мы счастливые растём Создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям и взрослым от совместной деятельности. Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, самостоятельность, инициативность, учитывать интересы и чувства других. Поощрение стремления поздравить друзей с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками.
Помощь в праздничном оформлении

группы и участка.

Конкурс совместных рисунков
«Мирное детство».
Беседа
«Папа, мама, я – дружная семья», «Я главный помощник родителей».
Совместные подвижные игры с

родителями.

Изготовление подарков
друзьям из природного материала. Совместные коми подвижные игры с родителями. Конкурс совместных рисунков «Мирное детство». Анкетирование родителей «Как я знаю своего ребёнка». Советы с использование м наглядных примеров, схем «Что можно сделать совместно с ребёнком» Привлечение малоактивных родителей к участию в совместном празднике, посвященному Дню защиты детей. 35

2.2 Взаимодействие педагогов коллектива с семьями дошкольников.


Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Работа с семьей строится по двум основным направлениям:
1.

Наглядно-информационное

просвещение

родителей:
Оформление информационного стенда «Коляда, коляда-открывай ворота!», «Наша Родина – край наш северный», «Какие книжки читать детям», и т.д. Консультации Личный пример родителя – безопасность детей на дороге», «Игры, в которые можно играть всей семьей», и т.д. Беседы «Осторожно, улица», «Юмор – как необходимая часть вашей жизни», и т.д. Памятки «Воспитание заботливого отношения к старшему поколению», «Чтобы не было беды», «Берегите лес от пожара», и т.д. Папки-передвижки «Учите детей трудиться», «Осенние забавы», «Как правильно обращаться с бытовыми приборами», «Режим дня», и т.д. Лэпбук «Как научить быстрому разучиванию стихов с помощью мнемо-таблиц».
2.

Организация продуктивного общения всех участников

образовательного процесса на основе общего дела:
Участие в праздниках; Издание семейных газет «Поздравления С Днем дошкольного работника»; Оформление книжек- малышек «Берегите природу»; Изготовление бизиборда; Изготовление лэпбуков 37
«Лекарственные растения нашего края», «Редкие растения нашего края»; Помощь в подборе видеофайлов и т.д.
2.3. Организация предметно-пространственной среды
Программа
по

социально-коммуникативному

развитию

рекомендует
систематически обогащать и пополнять развивающую предметно- пространственную среду: Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения. Муляжи овощей и фруктов Календарь погоды Фланелеграф Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий Магнитофон, аудиозаписи Детская мебель для практической деятельности Детская мебель для практической деятельности Книжный уголок Уголок для изобразительной детской деятельности Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека» и т.д. Природный уголок Конструкторы различных видов Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото. Лэпбуки, бизиборды, книжки- малышки Различные виды театров Выставки детского творчества Наглядно – информационный материал Библиотека педагогической и методической литературы Библиотека периодических изданий 38
Библиотека коми сказок Пособия для занятий Демонстрационный, раздаточный материал для занятий Иллюстративный материал Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, матрешки, Богородские игрушки, Изделия из бересты и меха. Аудиозаписи коми песен Государственные символы РФ (герб, флаг) и символика РК Игрушки, муляжи
Список используемых сокращений:

Д/И
– дидактические игры;
П/И
– подвижные игры;
СРИ
– сюжетно-ролевая игра;
ЧХЛ
– чтение художественной литературы;
НОД
– непосредственная образовательная деятельность. 39

3. Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса. 3. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр» 4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» 5. И. А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений старшая группа» 6. Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду» 7. Р. С. Буре «Социально нравственное воспитание дошкольников» 8. В. И. Петрова «Этические беседы с дошкольниками» 9. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметами и социальным окружением» 10. Н. Е. Веракса «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников.» 11. Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» 12. Е. Е. Крашенинников «Развитие познавательных способностей» 13. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» 14. «Народное искусство детям» под редакцией Комаровой 15. Т. Ф. Саулина «Знакомим с правилами дорожного движения». 16. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика, комплексы упражнений» 17. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» 18. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 19. «Полная хрестоматия для дошкольников» под редакцией Томилова 2 тома 40


В раздел образования