Напоминание

"Воздействие музыки на детей с нарушением речи"


Автор: Писарева Людмила Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС №79"
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: статья
Тема: "Воздействие музыки на детей с нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воздействие музыки на развитие детей

с нарушением речи.
Писарева Людмила Викторовна Муниципальное дошкольное образова- тельное учреждение Центр раз- вития ребенка – детский сад № 79, музыкальный руководитель. 672030 Забайкальский край, г. Чита, 5-ый микрорайон, дом 28, квартира 63 Контактный телефон: 8-914-470-16-74; 8(3022)25-70-80 Ключевые слова: Музыка, игра, речь, ритм, интонационно-тембровый слух. Аннотация статьи: В статье представлены традиционные и авторские игры, направленные на развитие музыкальных способностей и психических процессов у детей до- школьного возраста с нарушениями речи. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Свои занятия мы проводим в игровой форме. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесто- ронне влиять на развитие детей. Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка мож- но рассматривать в трех аспектах. Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтере- ва, И.М.Догеля и М.Сеченова, И.Р.Тараханова и других, которые выявили поло- жительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музы- ки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций. 1
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психиче- ских, коммуникативных нарушений. Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ре- бенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности. В музыкальной игре, как в пении, в ритмических движениях, дети осваива- ют средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает нам возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. В практике мы используем: - имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки» и другие); - сюжетно – образные; - режиссерские («Мы сказочники», «Театр киндер-сюрприз»); - сюжетно – ролевые («Автобус», «Магазин», «Мир музыки», «Музей ис- кусств»); - игры – драматизации («Семеро козлят», «Теремок», «Тень-тень», «Пере- дай голосом» и т.д.; - музыкально-дидактические («Музыкальная лесенка», «Тихо - громко», «Цветная радуга» (авторская игра), «Настроение и темп», «Настроение в ва- режках», «Осеннее крещендо» (авторская разработка», логопедическая игра «Музыкальная карусель» (авторская разработка), «Кубик на эмоции» и т.д.; 2
Игра «Цветная радуга» Игра «Настроение в варежках» 3
Игра «Осеннее крещендо» - развивающие игры: например «Море». Цель этой игры привитие навыков слушания музыки и адекватной передачи ее пластики и ритма в движении, стимулирование творческой фантазии. Я рассказываю о море, демонстрирую репродукции. Дети сидя на стульях показы- вают как летают птицы, движутся волны, облака. Затем слушают музыку «Море» композитора Дебюсси. Делятся на три группы: 1 гр. – «волны», 2 гр. – «птицы», 3 гр. – «облака». Затем начинается игра. Звучит музыка и «волны», стоя на месте, плавно ко- лышутся, пролетают не спеша «птицы» и в конце медленно наплывают «обла- ка». Движения свободные, импровизационные, непосредственные, не похожие на хореографию. У детей должны быть ощущения свободы. По окончанию зву- чания музыки, когда игра закончена, полезно устроить обсуждения у кого луч- ше, красивее получился образ. Игру целесообразно через какое-то время повто- рить, меняя музыку, а соответственно название, сюжет игры и ее персонажи. Например, «Волшебное озеро» А.Лядов (персонажи: растения, рыбы, русал- ки, звезды). Симфоническая сказка «Петя и волк» музыка С.Прокофьева (персо- нажи: птицы, утки, кошки, волки). «Утро» Э.Грига – (персонажи: туман, травы, цветы, солнце). 4
Многим знакома музыкальная сказка - игра «Три кита» (дети делятся на три подгруппы: песня, танец, марш). Каждая подгруппа одевает колпачки своего цвета (желтый, красный, зеленый). Рассказ сказки и когда звучит музыка данной подгруппы дети должны показать в движениях характер музыкального произве- дения. Можно предложить детям придумать речевки, девизы для своей подгруп- пы; - игры – импровизации: «Сочини мелодию к четверостишью», «Музыкаль- ные портреты» (авторская игра); - игровой фольклор: «Народные инструменты», «Угадай мелодию» и т.д.; - моделирующие игры: например «Цветное крещендо» или «Снежные хло- пья» (авторская игра - выкладывают из осенних листьев или снежинок картину звучащей музыки). «Музыкальный конструктор» (авторская игра - моделирова- ние детьми простых мелодий знакомых песен). Вот примерный отрывок занятия где используется моделирующая игра. Зал превращен в королевский замок. Под музыку дети с Оле – Лукойе вхо- дят в зал. Оле-Лукойе: друзья, вот мы и прибыли в волшебную страну. Садитесь по- удобнее и слушайте сказку. Звучит спокойная музыка. Слайд № 1. Жил был в старину датский король. И была у него единственная дочка. Она была и умна и красива, добра и щедра. Но вот беда: печальнее ее на всем свете не было никого. Что не делай, не засмеется принцесса, не улыбнется даже. День - деньской плачет и горюет, хмурится и куксится. Так и прозвали ее – принцесса Кукса. Долго печалился король и наконец объявил: «Всякий, кто рассмешит принцессу получит ценный приз». Слайд №2. Во дворце на троне сидит грустный король. Он разговаривает с Куксой. (Запись голоса короля и принцесы.) Король: Ах ты, доченька моя, Кукса милая, Ты красивая моя и любимая, 5
Улыбнись, засмейся, очень прошу… Кукса: Ничего я не хочу! Король: Звездочет был, доктора лечили, шуты со всего королевства при- езжали…что же делать, как мне Куксу рассмешить? Оле-Лукойе: Ваше величество, мне кажется, что мы сможем помочь. Для этого я в Ваше сказочное королевство привел ребят, которые по- знакомят принцессу Куксу с новой, интересной игрой «Лего». В переводе с датского языка «Лего» означает «хорошо играть». Слайд №3. Игра «Лего» «Лего» - это просто «класс»! Будет игра в королевстве у Вас! Кукса: Сомневаюсь я, что ваше замечательное «Лего» поможет стать мне веселой. Впрочем, ладно, показывайте, а то во дворце со всем скучно. Оле-Лукойе: Кубик на кубик построим мы дом. Чтобы жили дружно все ребята в нем! Будем знакомы и будем дружить В «Лего-стране» не придется тужить! Слайд №4. «Веселый, дружный хоровод» Дети исполняют песню «Дружба» музыка С.П.Смирнова. Итак, первое задание: «Собери кирпичики по цвету». Дети делятся на две команды. Первая команда собирает кирпичики зеленого и желтого цвета, а вторая команда – синие и красные. Задача: Построить замок будущего». Второе задание: «Музыкальный конкурс». Воспроизвести ритмический рисунок при помощи лего - кирпичиков: «Ан- дрей – воробей», «На зеленом лугу» или одну и туже распевку. Можно предло- жить самим придумать ритмический рисунок своей песенки. Третье задание: «Кто быстрее выложит музыкальный отрывок песен». Пер- вая команда выкладывает «Жили у бабуси», а вторая команда «Пету шок». 6
жи ли у ба бу Си П е ту шок пе ту Шок зо ло той гре бе Шок Оле-Лукойе: Что-то Вы опять призадумались принцесса. Ребята, как нам ее снова заинтересовать и развеселить? (предложения детей). Исполнение частушек или веселого танца. Слайд №5. Анимация танцующей принцессы. Оле-Лукойе: Смотрите ребята, принцесса танцует, смеется, мы справились с трудной задачей. Слайд №6. Запись голоса принцесы. Кукса: Спасибо вам, мои друзья, Теперь веселой буду я И жизнь изменится моя. Также используем в своей работе: деловые игры: «Музыкальный ринг», «Идем в театр», «Мы - фольклористы»; - компюторные игры. Особое значение в дошкольном возрасте имеют художественно-познаватель- ные и интеллектуально-творческие игры. В них сочетаются игра и познание, учение и творчество, осуществляется передача информации о мире искусства, развитие художественных и творческих способностей детей. Например: - интеллектуальная игра «Музыкальное досье». - концерт - загадка «Музыкальная карусель» (авторская игра), «КВН». - ребусы; - кроссворды: «Карнавал животных», «Певческие голоса», «Театр детям» (авторская), симфоническая сказка «Петя и волк». Эти кроссворды можно положить в папку «Советы музыкального руководи- теля». А также сделать подборку для родителей и детей «Семейные головолом- ки», а чтобы эти игры проходили продуктивно и давали положительные ре- зультаты надо научить и детей и родителей сопоставлять. Ш. Бодлер говорил: 7
«В нас запах, звуки и цвет ответствуют друг другу». Потому что человек обла- дает удивительной способностью находить сходство между предметами и явле- ниями, воспринимаемыми разными органами чувств. В основе этой способно- сти лежит синестезия (соощущение) – явление восприятия, когда при раздраже- нии данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Но способ- ность к ассоциированию распространяется и на восприятие разных произведе- ний, разных видов искусства. Именно на нее опираются педагоги, использую- щие: музыка -живопись, музыка -художественное слово, музыка -хореография, мелодекламация с музыкальным сопровождением. В своей практике при слушании музыки на первом занятии я использую игру «на ассоциацию», где детям надо установить ассоциацию между услышан- ными звуками и перецептивными ощущениями. На втором – использую авторскую игру «Радуга настроения». Цель этой игры способствовать развитию умений ребенка правильно определять цветом полярные эмоции. Тут же я могу задать вопрос: «А кто из детей у нас похож на эту музыку?», а «Как Вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку?», «А как Вы себе представляете композитора?». После от- ветов детей показываю портрет композитора. А испытывали Вы такое чувство и с чем оно связано? На третьем занятии провожу работу по картинам (это могут быть и фотогра- фии и скульптуры, и натюрморты, и портреты и т.д.). Задача детей – определить и доказать какая из данных картин подходит к прослушанной музыке. Иногда беру картины живописи, которые совсем не подходят к музыке. Дети должны аргументировать свой ответ и объяснить почему они так решили. Также можно использовать метод музыкально-образной графики. Детям предлагается под му- зыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием музыки, затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких об- разов. 8
Не менее интересен метод арт-терапия. Где дети рисуют пальчиками и про- водят эмоциональную индентификацию с любимым персонажем (по методике Л.Стрелковой). Например: «Новая кукла» музыка П.И.Чайковского, «Солнеч- ные зайчики» музыка А.Моцарта «Сороковая симфония». На четвертом занятии использую мелодекламации, разгадывание кроссвор- дов, игру на музыкальных инструментах где предоставляю возможность детям самостоятельно определить и выбрать инструменты, которые подходят к музы- кальному произведению при озвучевании или сочинении сказки, стихотворения. Также применяю речевое музицирование: «Молоточки» - игра ритмов по типу эхо с заменой слов во фразе на ритмические слоги (Та-ти-ти), «Скок-скок» - ре- чевой канон (каноном вступает педагог), «Чик-чирик» слова А.Усачева – декла- мация с дудочками, шуточные игры – разминки (н-р: «Кто взял ключи от буфе- та?», «Осенним утром», слова Г.Ходырева – речевая пьеса с инструментами и т.д.). Очень интересно проходят занятия с использованием презентаций из серии «Животные и подводный мир», «Птицы и насекомые» под редакцией музыкаль- ного редактора Мишеля Вагнера. Обычно я начинаю: «Сегодня я Вам пригото- вила сюрприз. Вы услышите знакомую музыку в необычных картинках приро- ды (просмотр определенной части, где звучит музыка «Танец маленьких лебе- дей» П.И.Чайковского). После просмотра задаю вопросы: откуда эта музыка?, кто написал эту музыку?, а как Вы думаете подходит ли эта музыка к явлениям природа которые Вы видели?, скажите пожалуйста свое мнение (ответы детей). Все это придумал музыкальный редактор Мишель Вагнер. А сейчас Вы будете режиссерами и придумаете свое кино, а затем поделитесь своими впечатления- ми. Закройте глазки. Не менее интересные и «загадочные концерты» для детей, которые являются своеобразной школой искусства слышать. Проблемная информация, специфика музыкального языка неоднозначность и обобщенность музыкальных образов, опосредованность аналогий, мотивация решения проблемной задачи («тайны», «загадки») в максимальной степени активизируют музыкально-сенсорную сфе- 9
ру ребенка, ассоциативный опыт, являются источником новых знаний и творче- ства. В концерте, который мы предлагаем в качестве варианта, «тайна», «загадка» связана с проблемой «изобразительности» в музыке. Шкала музыкальной изоб- разительности включает много градаций – от прямого «имитирования» звуко- вых явлений жизни (конкретная музыка), имитация, подражание до предельной обобщенности, трансформации и деформации предмета изображения. Преоб- разования музыкальных интонаций - один из законов музыкального творчества. Разнообразие градаций и способов преобразований позволяет понять, каким об- разом одни и те же явления (море, лес, гроза…) получили столь многообразное переломление в музыке. Способность воспринимать нюансы преобразований в музыке свидетель- ствуют о гибкости и динамичности музыкального интеллекта, о достаточно вы- соком уровне музыкального развития ребенка. В музыкальной литературе суще- ствуют примеры, когда музыка изображает музыку. Например: Чайковский ими- тировал в своей фортепианной музыке звучание русских музыкальных инстру- ментов («В деревне» - свирель, «Масленица» - гармошка, «Приглашение к тре- паку» - балалайка, «На тройке» - бубенцы). Имитация этих инструментальных тембров усиливает национальный колорит музыки и придает ей красочность. Услышать и отгадать такие темброво-интонационные комплексы, ответить, какие музыкальные инструменты «закодированы» в звучании других инстру- ментов – и есть музыкальная загадка, проблема, которую решают дети в предла- гаемом концерте. Основой таких игр является: - научить слушать и слышать музыку как интонационный процесс, развивать интонационно-тембровый слух, музыкальное мышление; - обогащение ассоциативного и музыкально-познавательного опыта. Таким образом воздействие музыки в игровой деятельности на организм ре- бенка оправдывает себя целесообразностью, способствует: - развитию интонационно-темброваго слуха, мышления; 10
- развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков темпа и ритма речи; - развитию правильного дыхания и певческого диапазона голоса. Список литературы Анисимова Г.И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников» – Я; 2005 г., стр. 3. Данные об авторе: Писарева Людмила Викторовна; 04 октября 1957 года рождения; Муниципаль- ное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – дет- ский сад № 79, музыкальный руководитель; домашний адрес: 672030 За- байкальский край, г. Чита, 5-ый микрорайон, дом 28, квартира 63; контактный телефон: 8-914 470-16-74, рабочий – 25-70-80; паспорт: серия 76 05, номер 165385, выдан Отделом Внутренних дел Железнодорожного района города Читы 29 июня 2006 года; ИНН № 753703422676; страховое пенсионное свиде- тельство № 038-055-780-61. 11


В раздел образования