Автор: Писарева Людмила Викторовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС №79" Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита Наименование материала: статья Тема: "Воздействие музыки на детей с нарушением речи" Раздел: дошкольное образование
с нарушением речи.
Писарева Людмила Викторовна
Муниципальное дошкольное образова-
тельное учреждение Центр раз-
вития ребенка – детский сад № 79,
музыкальный руководитель.
672030 Забайкальский край, г. Чита,
5-ый микрорайон, дом 28, квартира 63
Контактный телефон:
8-914-470-16-74;
8(3022)25-70-80
Ключевые слова:
Музыка, игра, речь, ритм, интонационно-тембровый слух.
Аннотация статьи:
В статье представлены традиционные и авторские игры, направленные на
развитие музыкальных способностей и психических процессов у детей до-
школьного возраста с нарушениями речи.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушение речи. Свои занятия мы проводим в игровой форме. Игра –
оптимальное
психолого-педагогическое
средство,
которое
позволяет
всесто-
ронне влиять на развитие детей.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка мож-
но рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект – физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтере-
ва, И.М.Догеля и М.Сеченова, И.Р.Тараханова и других, которые выявили поло-
жительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музы-
ки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем,
формирует произвольность психических функций.
1
Второй аспект – психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-
личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психиче-
ских, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается у ре-
бенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать
социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении, в ритмических движениях, дети осваива-
ют средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи
– ритм, динамику, темп, высоту. Это дает нам возможность дифференцированно
воздействовать на детей с разным темпом развития.
В практике мы используем:
- имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки» и другие);
- сюжетно – образные;
- режиссерские («Мы сказочники», «Театр киндер-сюрприз»);
- сюжетно – ролевые («Автобус», «Магазин», «Мир музыки», «Музей ис-
кусств»);
- игры – драматизации («Семеро козлят», «Теремок», «Тень-тень», «Пере-
дай голосом» и т.д.;
- музыкально-дидактические («Музыкальная лесенка», «Тихо - громко»,
«Цветная радуга» (авторская игра), «Настроение и темп», «Настроение в ва-
режках», «Осеннее крещендо» (авторская разработка»,
логопедическая игра
«Музыкальная карусель» (авторская разработка), «Кубик на эмоции» и т.д.;
2
Игра «Цветная радуга»
Игра «Настроение в варежках»
3
Игра «Осеннее крещендо»
- развивающие игры: например «Море».
Цель этой игры привитие навыков слушания музыки и адекватной передачи
ее пластики и ритма в движении, стимулирование творческой фантазии. Я
рассказываю о море, демонстрирую репродукции. Дети сидя на стульях показы-
вают
как
летают
птицы,
движутся
волны,
облака.
Затем
слушают
музыку
«Море» композитора Дебюсси. Делятся на три группы: 1 гр. – «волны», 2 гр. –
«птицы», 3 гр. – «облака».
Затем начинается игра. Звучит музыка и «волны», стоя на месте, плавно ко-
лышутся, пролетают не спеша «птицы» и в конце медленно наплывают «обла-
ка». Движения свободные, импровизационные, непосредственные, не похожие
на хореографию. У детей должны быть ощущения свободы. По окончанию зву-
чания музыки, когда игра закончена, полезно устроить обсуждения у кого луч-
ше, красивее получился образ. Игру целесообразно через какое-то время повто-
рить, меняя музыку, а соответственно название, сюжет игры и ее персонажи.
Например, «Волшебное озеро» А.Лядов (персонажи: растения, рыбы, русал-
ки, звезды). Симфоническая сказка «Петя и волк» музыка С.Прокофьева (персо-
нажи: птицы, утки, кошки, волки). «Утро» Э.Грига – (персонажи: туман, травы,
цветы, солнце).
4
Многим знакома музыкальная сказка - игра «Три кита» (дети делятся на три
подгруппы: песня, танец, марш). Каждая подгруппа одевает колпачки своего
цвета (желтый, красный, зеленый). Рассказ сказки и когда звучит музыка данной
подгруппы дети должны показать в движениях характер музыкального произве-
дения. Можно предложить детям придумать речевки, девизы для своей подгруп-
пы;
- игры – импровизации: «Сочини мелодию к четверостишью», «Музыкаль-
ные портреты» (авторская игра);
- игровой фольклор: «Народные инструменты», «Угадай мелодию» и т.д.;
- моделирующие игры: например «Цветное крещендо» или «Снежные хло-
пья» (авторская игра - выкладывают из осенних листьев или снежинок картину
звучащей музыки). «Музыкальный конструктор» (авторская игра - моделирова-
ние детьми простых мелодий знакомых песен).
Вот примерный отрывок занятия где используется моделирующая игра.
Зал превращен в королевский замок. Под музыку дети с Оле – Лукойе вхо-
дят в зал.
Оле-Лукойе: друзья, вот мы и прибыли в волшебную страну. Садитесь по-
удобнее и слушайте сказку.
Звучит спокойная музыка.
Слайд № 1. Жил был в старину датский король. И была у него единственная
дочка. Она была и умна и красива, добра и щедра. Но вот беда: печальнее ее на
всем свете не было никого. Что не делай, не засмеется принцесса, не улыбнется
даже. День - деньской плачет и горюет, хмурится и куксится. Так и прозвали ее
– принцесса Кукса. Долго печалился король и наконец объявил: «Всякий, кто
рассмешит принцессу получит ценный приз».
Слайд №2. Во дворце на троне сидит грустный король. Он разговаривает с
Куксой. (Запись голоса короля и принцесы.)
Король: Ах ты, доченька моя,
Кукса милая,
Ты красивая моя и любимая,
5
Улыбнись, засмейся, очень прошу…
Кукса: Ничего я не хочу!
Король: Звездочет был, доктора лечили, шуты со всего королевства при-
езжали…что же делать, как мне Куксу рассмешить?
Оле-Лукойе: Ваше величество, мне кажется, что мы сможем помочь. Для
этого я в Ваше сказочное королевство привел ребят, которые по-
знакомят принцессу Куксу с новой, интересной игрой «Лего». В
переводе с датского языка «Лего» означает «хорошо играть».
Слайд №3. Игра «Лего»
«Лего» - это просто «класс»!
Будет игра в королевстве у Вас!
Кукса: Сомневаюсь я, что ваше замечательное «Лего» поможет стать
мне веселой. Впрочем, ладно, показывайте, а то во дворце со
всем скучно.
Оле-Лукойе: Кубик на кубик построим мы дом.
Чтобы жили дружно все ребята в нем!
Будем знакомы и будем дружить
В «Лего-стране» не придется тужить!
Слайд №4. «Веселый, дружный хоровод»
Дети исполняют песню «Дружба» музыка С.П.Смирнова.
Итак, первое задание: «Собери кирпичики по цвету».
Дети делятся на две команды. Первая команда собирает кирпичики зеленого
и желтого цвета, а вторая команда – синие и красные. Задача: Построить замок
будущего».
Второе задание: «Музыкальный конкурс».
Воспроизвести ритмический рисунок при помощи лего - кирпичиков: «Ан-
дрей – воробей», «На зеленом лугу» или одну и туже распевку. Можно предло-
жить самим придумать ритмический рисунок своей песенки.
Третье задание: «Кто быстрее выложит музыкальный отрывок песен». Пер-
вая команда выкладывает «Жили у бабуси», а вторая команда «Пету
шок».
6
жи
ли
у
ба
бу
Си
П
е
ту
шок
пе
ту
Шок
зо
ло
той
гре
бе
Шок
Оле-Лукойе: Что-то Вы опять призадумались принцесса. Ребята, как нам ее
снова заинтересовать и развеселить? (предложения детей).
Исполнение частушек или веселого танца.
Слайд №5. Анимация танцующей принцессы.
Оле-Лукойе: Смотрите ребята, принцесса танцует, смеется, мы справились с
трудной задачей.
Слайд №6. Запись голоса принцесы.
Кукса: Спасибо вам, мои друзья,
Теперь веселой буду я
И жизнь изменится моя.
Также используем
в своей работе: деловые игры: «Музыкальный ринг»,
«Идем в театр», «Мы - фольклористы»;
- компюторные игры.
Особое значение в дошкольном возрасте имеют художественно-познаватель-
ные и интеллектуально-творческие игры. В них сочетаются игра и познание,
учение и творчество, осуществляется передача информации о мире искусства,
развитие художественных и творческих способностей детей.
Например: - интеллектуальная игра «Музыкальное досье».
- концерт - загадка «Музыкальная карусель» (авторская игра), «КВН».
- ребусы;
- кроссворды: «Карнавал животных», «Певческие голоса», «Театр детям»
(авторская), симфоническая сказка «Петя и волк».
Эти кроссворды можно положить в папку «Советы музыкального руководи-
теля». А также сделать подборку для родителей и детей «Семейные головолом-
ки», а чтобы эти игры проходили продуктивно и давали положительные ре-
зультаты надо научить и детей и родителей сопоставлять. Ш. Бодлер говорил:
7
«В нас запах, звуки и цвет ответствуют друг другу». Потому что человек обла-
дает удивительной способностью находить сходство между предметами и явле-
ниями, воспринимаемыми разными органами чувств. В основе этой способно-
сти лежит синестезия (соощущение) – явление восприятия, когда при раздраже-
нии данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями
возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Но способ-
ность к ассоциированию распространяется и на восприятие разных произведе-
ний, разных видов искусства. Именно на нее опираются педагоги, использую-
щие: музыка -живопись, музыка -художественное слово, музыка -хореография,
мелодекламация с музыкальным сопровождением.
В своей практике при слушании
музыки на первом занятии я использую
игру «на ассоциацию», где детям надо установить ассоциацию между услышан-
ными звуками и перецептивными ощущениями.
На втором – использую авторскую игру «Радуга настроения». Цель этой
игры способствовать развитию умений ребенка правильно определять цветом
полярные эмоции. Тут же я могу задать вопрос: «А кто из детей у нас похож на
эту музыку?», а «Как Вы думаете, какое настроение было у композитора, когда
он писал эту музыку?», «А как Вы себе представляете композитора?». После от-
ветов детей показываю портрет композитора.
А испытывали Вы такое чувство и с чем оно связано?
На третьем занятии провожу работу по картинам (это могут быть и фотогра-
фии и скульптуры, и натюрморты, и портреты и т.д.). Задача детей – определить
и доказать какая из данных картин подходит к прослушанной музыке. Иногда
беру картины живописи, которые совсем не подходят к музыке. Дети должны
аргументировать свой ответ и объяснить почему они так решили. Также можно
использовать метод музыкально-образной графики. Детям предлагается под му-
зыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием
музыки, затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного
цвета. Одна и та же линия может использоваться в создании нескольких об-
разов.
8
Не менее интересен метод арт-терапия. Где дети рисуют пальчиками и про-
водят эмоциональную индентификацию с любимым персонажем (по методике
Л.Стрелковой). Например: «Новая кукла» музыка П.И.Чайковского, «Солнеч-
ные зайчики» музыка А.Моцарта «Сороковая симфония».
На четвертом занятии использую мелодекламации, разгадывание кроссвор-
дов, игру на музыкальных инструментах где предоставляю возможность детям
самостоятельно определить и выбрать инструменты, которые подходят к музы-
кальному произведению при озвучевании или сочинении сказки, стихотворения.
Также применяю речевое музицирование: «Молоточки» - игра ритмов по типу
эхо с заменой слов во фразе на ритмические слоги (Та-ти-ти), «Скок-скок» - ре-
чевой канон (каноном вступает педагог), «Чик-чирик» слова А.Усачева – декла-
мация с дудочками, шуточные игры – разминки (н-р: «Кто взял ключи от буфе-
та?», «Осенним утром», слова Г.Ходырева – речевая пьеса с инструментами и
т.д.).
Очень интересно проходят занятия с использованием презентаций из серии
«Животные и подводный мир», «Птицы и насекомые» под редакцией музыкаль-
ного редактора Мишеля Вагнера. Обычно я начинаю: «Сегодня я Вам пригото-
вила сюрприз. Вы услышите знакомую музыку в необычных картинках приро-
ды (просмотр определенной части, где звучит музыка «Танец маленьких лебе-
дей» П.И.Чайковского). После просмотра задаю вопросы: откуда эта музыка?,
кто написал эту музыку?, а как Вы думаете подходит ли эта музыка к явлениям
природа которые Вы видели?, скажите пожалуйста свое мнение (ответы детей).
Все это придумал музыкальный редактор Мишель Вагнер. А сейчас Вы будете
режиссерами и придумаете свое кино, а затем поделитесь своими впечатления-
ми. Закройте глазки.
Не менее интересные и «загадочные концерты» для детей, которые являются
своеобразной школой искусства слышать. Проблемная информация, специфика
музыкального языка неоднозначность и обобщенность музыкальных образов,
опосредованность аналогий, мотивация решения проблемной задачи («тайны»,
«загадки») в максимальной степени активизируют музыкально-сенсорную сфе-
9
ру ребенка, ассоциативный опыт, являются источником новых знаний и творче-
ства.
В концерте, который мы предлагаем в качестве варианта, «тайна», «загадка»
связана с проблемой «изобразительности» в музыке. Шкала музыкальной изоб-
разительности включает много градаций – от прямого «имитирования» звуко-
вых явлений жизни (конкретная музыка), имитация, подражание до предельной
обобщенности, трансформации и деформации предмета изображения. Преоб-
разования музыкальных интонаций - один из законов музыкального творчества.
Разнообразие градаций и способов преобразований позволяет понять, каким об-
разом одни и те же явления (море, лес, гроза…) получили столь многообразное
переломление в музыке.
Способность воспринимать нюансы преобразований в музыке свидетель-
ствуют о гибкости и динамичности музыкального интеллекта, о достаточно вы-
соком уровне музыкального развития ребенка. В музыкальной литературе суще-
ствуют примеры, когда музыка изображает музыку. Например: Чайковский ими-
тировал в своей фортепианной музыке звучание русских музыкальных инстру-
ментов («В деревне» - свирель, «Масленица» - гармошка, «Приглашение к тре-
паку» - балалайка, «На тройке» - бубенцы). Имитация этих инструментальных
тембров усиливает национальный колорит музыки и придает ей красочность.
Услышать и отгадать такие темброво-интонационные комплексы, ответить,
какие музыкальные инструменты «закодированы» в звучании других инстру-
ментов – и есть музыкальная загадка, проблема, которую решают дети в предла-
гаемом концерте.
Основой таких игр является:
- научить слушать и слышать музыку как интонационный процесс, развивать
интонационно-тембровый слух, музыкальное мышление;
- обогащение ассоциативного и музыкально-познавательного опыта.
Таким образом воздействие музыки в игровой деятельности на организм ре-
бенка оправдывает себя целесообразностью, способствует:
- развитию интонационно-темброваго слуха, мышления;
10
-
развитию
речевой
моторики
для
формирования
артикуляционной
базы
звуков темпа и ритма речи;
- развитию правильного дыхания и певческого диапазона голоса.
Список литературы
Анисимова Г.И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников» – Я;
2005 г., стр. 3.
Данные об авторе:
Писарева Людмила Викторовна; 04 октября 1957 года рождения; Муниципаль-
ное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – дет-
ский сад № 79, музыкальный руководитель;
домашний адрес: 672030 За-
байкальский край, г. Чита, 5-ый микрорайон, дом 28, квартира 63; контактный
телефон: 8-914 470-16-74, рабочий – 25-70-80; паспорт: серия 76 05, номер
165385,
выдан
Отделом
Внутренних
дел
Железнодорожного
района
города
Читы 29 июня 2006 года; ИНН № 753703422676; страховое пенсионное свиде-
тельство № 038-055-780-61.
11