Напоминание

Урок русского языка по теме "Личные местоимения" (4 класс)


Автор: Комарова Алевтина Андрияновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г.Югорск ХМАО - Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка по теме "Личные местоимения" (4 класс)
Раздел: начальное образование





Назад





Русский язык (4 класс) Учитель: Комарова А.А.

Единица содержания урока:
способ различения личных местоимений.
Тема:
Личные местоимения.
Цель:
обеспечить условия по формированию способа различения личных местоимений.
Задачи:
- формировать умение различать местоимения 1,2.3-го лица; - развивать умение выбирать, заменять, дополнять информацию (УИК) - развивать умение оценивать свою и чужую работу .
Использование ИКТ

Содержание урока

I. Организация начала урока.
- У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о новой части речи местоимении.
II. Актуализация опорных знаний.
- Внимательно прочитайте предложения. Выпишите в столбик повторяющиеся слова (
слайд).
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули ветви. Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб . На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые. Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
березы ученик девочка помидоры путешествие Рефлексия. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность написания слов по
слайду.
Оцените работу соседа. Встаньте, кто выполнил работу на пять. Молодцы! Аплодисменты! - Что общего между этими словами? (Они все словарные) -Назовите орфограмму (Непроверяемая безударная гласная).
III. Изучение нового. Работа в парах.
Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Посоветуйтесь и решите, что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными. -Какие слова вы записали рядом с существительными? березы - (они) ученик - (он) девочка - (она) помидоры - (они) путешествие - (оно) Рефлексия. Одна пара отвечает по очереди, согласие остальных - хлопок в ладоши. Место, какой части речи заняли в предложении слова? (Место имени существительного). - Если прочитать измененное предложение, без первого,
понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении? (Нет т.к. местоимение только указывает на предмет, но не называет его). -Как называются эти местоимения? Кто забыл, найдёт подсказку в стихотворении
(слайд).
Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и
личные.
Это, без сомнения, Всё местоимения. (Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют
личными

местоимениями).
- Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, каким членом предложения могут быть выражены личные местоимения? (В данных предложениях они являются главными членами предложения - подлежащими). -Кто, догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. ( На уроке мы будем говорить о личных местоимениях, значит тема урока «Личные местоимения»)
(слайд).
Сегодня на уроке мы исследуем эти местоимения и узнаем их отличительные особенности. Наша главная задача: научиться различать местоимения друг от друга.

Письмо по памяти
(развитие зрительной и слуховой памяти) (
слайд ).
- Прочитайте стихотворение ещё раз и запомните первые три строчки стихотворения. Запишите их по памяти. Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они. Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Рефлексия. Самопроверка по слайду. Встанут те, кто написал всё правильно. Аплодисменты. -Как называются эти местоимения? -(Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными). -Как вы понимаете слово «личный»? -Где можно найти информацию? ( В словаре)
Работа со словарём. (
Поиск информации в дополнительных источниках).
Работа в группах
: 4 группы. -Чья группа быстрее найдёт значение данного слова? Рефлексия. Прочитайте значение слова «Личный». Отличилась группа… Они быстро сумели найти нужную информацию. Молодцы! Аплодисменты! В "Толковом словаре" Ожегова записано:
(слайд )

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело. - Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). - Давайте исследуем личные местоимения, для того чтобы узнать различаются они друг от друга или нет. -Какие задания можно выполнить для этого?
Составление и заполнение таблицы. Работа в группах
(Учебно-информационное умение-составление и заполнение таблицы) -Попробуем составить таблицу. -Как вы думаете, по каким отличительным особенностям можно различать местоимения друг от друга? (По числу, по лицу) -Какие ключевые слова вы запишите в таблицу? -На какие 2 группы можно разделить местоимения? - Распределите личные местоимения по числам
(слайд)
- Объясните, как вы это сделали. Рефлексия. Дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяем одну группу, согласие остальных – хлопок
в ладоши и затем по слайду подтверждение правильности сказанного) Единственное число Множественное число Я, ты, он, она, оно Мы, вы, они -Достаточно ли колонок в таблице? -Что нужно добавить в таблицу? (Ещё одну колонку - лицо) - Как нужно понимать значение слова «лицо» в данном случае? (Лицо, как способ отличия одного местоимения от другого). -Мы с вами говорили, что личный - это значит принадлежащий лично кому-то, т.е. указывающий на лицо. -Сколько будет строчек? Как подписать строчки? - Попробуйте распределить местоимения по лицам в единственном числе
(слайд ).
(Дети работают в группах. Если возникнут сложности, то через наводящие вопросы помочь заполнить таблицу). -Давайте определим, почему местоимение
я
называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение
я - 1 лица.
-Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты).
Он

второй участник
нашей беседы, значит
ты
- местоимение
2

лица.
-А тот человек, который
не участвует
в разговоре –
э
то

может быть
он, она, или оно - 3 лицо
.
-Сколько строк у нас получилось? (3 строки – 3 лица) Рефлексия. Что у вас получилось, расскажите! Проверим по слайду, правильно ли вы заполнили местоимения единственного числа. У кого было так же? Поднимитесь! Молодцы! (
Слайд)
- Теперь попробуйте распределить местоимения по лицам во множественном числе. (Дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяем одну группу, согласие остальных – хлопок в ладоши и затем по слайду подтверждение правильности сказанного) Если возникнут сложности, то через наводящие вопросы помочь заполнить таблицу). -Если я
иду с другом
, то как скажем о себе? (
Мы
). Какое это лицо? -При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение:
(Вы
). Это местоимение множественного числа. А какого лица? -Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? -Какое местоимение осталось ? (
Они)
К какому лицу оно относится?
-
Про кого мы можем сказать они? (Они не выучили стихи). -Что у вас получилось, расскажите! Рефлексия. Проверим по слайду, правильно ли вы заполнили местоимения множественного числа. У кого было так же? Поднимитесь! Молодцы!
Единственное число Множественное число 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он, она, оно они - Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа (
слайд).
-Какую особенность вы заметили в местоимениях 3 лица? ( Можно определить род у местоимений 3 лица, единственного числа).
-Чему вы сейчас учились?
(Учились составлять таблицу и различать местоимения по лицам и числам). -Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (Местоимения изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица, имеют род в 3 лице единственного числа). -Эту таблицу надо запомнить.
IV. Закрепление. Работа в группах.
- Предлагаю
обобщить нашу исследовательскую
деятельность.
У вас лежат листочки с неполной информацией о местоимениях.
Допишите недостающую информацию.
1.Местоимение - самостоятельная часть речи, которая ……. (указывает на предметы, но не называет их). 2.Личные местоимения ………(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) 3.Они бывают ………(1,2,3 лица), ...( ед. и мн. числа), в 3 лице ед. числа имеют …(род). 4.В предложении бывают …(подлежащими). Рефлексия. Выступление всех групп по одному предложению. Согласие остальных - хлопок в ладоши. Общая оценка работы. Подтверждение ответов на
слайде .

Физминутка на предметном материале.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец
вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
"Четвёртое – лишнее». Работа в парах.
- Прочитайте слова. Найдите лишнее слово в каждом ряду, подготовьтесь объяснить, почему оно лишнее. Запишите лишние слова, укажителицо и число личных местоимений (
слайд).
Он, она, оно,
я
Я, ты,
они
, он
Ты
, к, от, за Рефлексия. Проверка. Одна пара отвечает, другие хлопком показывают согласие. Оценка детьми работ. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).
5.Самостоятельная работа.

РРО КИМ -
Тест по теме "Личные местоимения"(
слайд).
-А сейчас у вас есть возможность показать свои знания по новой теме. Предлагаю вам тест, в котором нужно выбрать информацию, а в последнем задании дополнить информацию. -Выберите те задания, которые вам легко выполнить.
Базовый уровень:
1. Укажи местоимения 1-го лица. 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 2.Укажи, какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 3. Укажи местоимения 3-го лица. 1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) вы 8) они
Повышенный уровень:
4. Личные местоимения употребляются вместо... 1 ) имени существительного; 2) имени прилагательного. 5. Личные местоимения... 1) называют предметы; 2) указывают на предметы. 6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо. Целый день он занят делом, Двух минут не отдохнет: То он парту мажет мелом, То сидит, бумажки рвет! а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
Высокий уровень:
7*. Вставь пропущенные местоимения. Когда ______ приедете? ______ нарисую елочку. Почему ______ улетают? Куда ______ идешь? Завтра ______ пойдем в кино. Какую задачу _____ решает?

6. Итог урока.
-Назовите тему урока. (Личные местоимения). -Какую задачу мы ставили перед собой? (Научиться различать личные местоимения). -Как мы их отличали? (По числу и по лицу). - У каких местоимений можно определить род? (У местоимений 3 лица, единственного числа: он, она, оно).
Рефлексия "Светофор"

(слайд )
Пожалуйста, отметьте, в карточке как вы поняли новый материал. Для этого выберите один сигнал из трёх: понятно, частично понятно, не понятно. Встаньте, кто выбрал первый сигнал, второй, третий.
Прочитайте стихотворение.

(Слайд)
Я, ты, он, она, Вместе – целая страна. Вместе – дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я»! -Как вы понимаете выражение: В слове «мы» - сто тысяч «я»?
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы. На память о нашем уроке я дарю вам эти сердечки с надписью Я + Я = МЫ.
(Слайд)

7.Домашнее задание (Слайд).

Обязательная часть.
С. 51 упр.377, выучить таблицу личных местоимений. В задании 1часть-определить лицо выделенных местоимений , 2 часть - вставить пропущенные буквы, подчеркнуть местоимения, определить род.
Дополнительный материал по желанию.
Задания на смекалку. Записать только ответы. -Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ) -Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ) -Первый слог – местоимение 2 лица, ед. ч .. Второй слог - звук, который издаёт лягушка. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА) -Шарада. Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который Выбрасывают, когда он нужен И поднимают, когда он не нужен. -Что это? (Я - корь).
-Ребус. 7 я (семья)


В раздел образования