Эмоциональное развитие детей начальной школы в контексте инклюзивной образовательной среды
Автор: Ожерельева Ирина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 763" УК № 3 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: Статья Тема: Эмоциональное развитие детей начальной школы в контексте инклюзивной образовательной среды Раздел: начальное образование
Эмоциональное детей начальной в контексте инклюзивной среды
Проблема личности ребенка одной из центральных психологической
науки и
давнюю историю.
эмоционального развития
оказывается ее
частным
Проблема
эмоционального
ребенка
в
последние
все
чаще
оказывается исследовательского интереса Это не случайно, так как к концу
века стало
очевидно, что именно
в первые годы
является ядром
всех
психологических
При том, что все исследователи так или иначе обращаются к и уже
накоплен огромный
материал, вопрос о
осмыслении этой
стоит очень
Л.С. Выготский
был в
первых отечественных
предпринявшим попытку
фактор эмоциональности в концепцию развития, и в его теории собственно
не рассматривается ни в качестве ни в качестве механизма, ни как фактор
психического вводя в отечественную понятие «социальная развития», Л.С.
отмечал особую
феномена ключевого
который по своему
безусловно,
должен отнесен к области явлений. За ключевым по мнению Л.С. стоит та
реальность, определяет роль в развитии ребенка. представляет собой как бы
в котором завязаны
влияния различных
и внутренних обстоятельств».
образом, для понимания и механизмов развития нам необходимо знать не о
реальных обстоятельствах его
но и о том, как эти обстоятельства
в его
переживаниях, которые в общении, поведении и деятельности.
Младшие еще не могут сдерживать
своих чувств, лица и позы очень
ярко
их эмоциональные переживания. непосредственное обна своих чувств
недостаточным развитием у этого возраста процессов в коре мозга. Этим
также и возникновение у детей состояний, т.е. их к кратковременным бурным
радости,
Правда, такие
состояния у младших не являются стойкими и
переходят в противо Дети так же легко как и возбуждаются. Под развития
воли младшего школьного воз учатся сдерживать чувства (прежде перестают
громко
Для младших школьников
легкая «заразитель эмоциональными
переживаниями людей.
Возникновение у младших школьников с конкретной обстановкой, в
попадают
дети. ные наблюдения тех или иных
или яркие жизненные
и
переживания - все вызывает у этого, возраста
Школа способствует высших чувств у моральных, интеллектуальных
и
Участие в жизни
коллектива формирует у ших школьников чувство и
общественной
соли
Выполнение
определенных
в
школьном коллективе,
учебная и общественная взаимная ответственность перед другом и классом
в целом к тому, что у учащихся необходимый опыт морального в коллективе.
На основе опыта у школьников чувство долга и умение подчинять чувства и
личные интересы целям и интересам
Складывающиеся моральные
поведения в коллективе
влияют на
формирование
товарищества
и
дружбы
у
школьников.
Чувства
взаимопомощи и уважения друга, формирующиеся в коллективе, переносятся
и на дружеские и товарищеские шения учащихся возраста.
Показательны в характере дружбы у школьников разных У учащихся I
и II классов
взаимоотношения еще недоста устойчивы и мотивы
слабо
осознаются.
дети этого меняют своих по случайным и субъ мотивам. В
основе младших школьников лежат интересы, преимущественно с игровой
деятельностью, с свободного досуга,
и т.п.
Интересы,
с
учебной
деятельностью,
еще
слабо отражаются в
взаимоотношениях детей
возраста. На основе
ограниченных интересов
определенные дружеские, и формируются соответствующие чувства детей -
девятилетнего возраста.
школьник
положительно
или
оценивает
преимущественно
на
основании
что его друг лично для него. Предъявляемые к своему другу
этого возраста не относит к себе, он еще не того, что дружба строиться на
равенстве и взаимных обязанностях. - ответственность за сохранение или
дружеских
взаимоотношений нок этого возраста, как
перекладывает на
своего друга.
этого возраста (I-II - еще только входят в коллектива, они не научились
ить свои отношения на
уважении друг
у них еще слабо развито личной
ответственности товарищами,
коллективом - все эти моральные
у них
находятся на первоначальной формирования.
У
школьников III-IV
опыт моральных шений в коллективе
более
богатым. На
основе у них складываются глубокие и прочные и дружеские
взаимоотношения, начинают играть все более роль в формировании качеств
характера
У детей этого значительно расширяется общих интересов, на основе
складывается
дружба. щими становятся
познавательные и общественные
Дружба становится деловой и устойчивой, а ее - более серьезными и
Дружеские чувства в стремлении быть ным своему товарищу, в своих
действий
и ков,
во
взаимной
друг
перед
У
младших школьников
формироваться более дружеские чувства, в сочувствии, в стремлении друг с
другом радостями и горестями. ды и конфликты, как правило,
серьезно и
глубоко.
В школьном возрасте нравственных чувств опережает знание норм
морального по Школьник не всегда объяснить, почему вести себя образом в
той, или
обстановке, но моральное
сформировавшееся на основе ущего
жизненного правильно подсказывает что такое хороший и поступок.
С другой ребенок овладевает сдерживать бурные и выражения чувств.
ребенок в отличие от уже может не показывать или слезы. Он научается не
в значительной степени выражением своих облекать их в культурно форму,
но и осознанно ими, информируя о своих переживаниях, на них.
Но младшие все еще остаются непосредственными и Эмоции, которые
они легко прочитываются на в позе, жесте, во поведении.
Таким
эмоциональное развитие
является значимой
развития его
личности. играют важную в жизни детей: воспринимать действительность
и на нее.