Подготовка к сочинению-рассуждению "Что такое жестокость?" (9 кл.)
Автор: Иванова Анджелика Куприяновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 26" Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: презентация к уроку Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению "Что такое жестокость?" (9 кл.) Раздел: среднее образование
«Что такое жестокость?»
Иванова Анджелика
Куприяновна, учитель русского
языка и литературы МОБУ СОШ
№26 г. Якутск РС (Я)
Словарная работа
•
Задание: определить лексическое значение
слов:
•
мораль
•
этический
•
духовный (связанный с внутренним
миром человека)
•
гуманность, гуманный
Повторение
•
1.Какие существуют стили речи?
•
2.Какова сфера их употребления?
•
3. Допустимо ли смешение стилей речи?
•
4. Какие типы речи вы знаете?
•
5.Возможно ли смешение типов речи?
•
Повествование с элементом описания
•
Повествование с элементом рассуждения
•
Описание с элементом повествования
•
Рассуждение с элементом описания
•
Рассуждение с элементом повествования
ДАЛЬШЕ
Стили речи
назад
Описание
•
Описание
– это такой тип
речи, при котором
перечисляются
•
временные или постоянные
признаки предметов
(явлений).
•
Объект описания всегда
определён и раскрывается
через перечисление
признаков.
•
Предмет описания статичен;
•
Действия в описании
практически нет.
•
К тексту можно
задать вопрос:
какой?
Повествование
•
Повествование
– тип речи со
значением сообщения о
развивающихся событиях,
действиях или состояниях.
•
Основное его свойство –
динамичность;
•
Ведущая часть речи – глагол
или слова со значением
движения;
•
Последовательность
действий подчёркивается
интонацией.
•
К тексту можно
задать вопрос:
что произошло?
Рассуждение
•
Рассуждение
– тип речи со
значением сообщения, в котором
наиболее важной частью
является указание причины или
следствий того или иного явления.
•
Необходимым компонентом
являются аргументы
(доказательства).
•
В ряде текстов – рассуждений нет
ярко выраженного тезиса и
доказательств, авторы обычно в
них объясняют какое-либо
явление.
•
К тексту можно
задать вопрос:
почему?
назад
Схема построения
сочинения-рассуждения:
•
-Тезис.
•
-Аргументы (2 доказательства):
•
1) из прочитанного текста
•
2) из жизненного опыта или
художественного произведения
•
-Вывод.
•
Тезис – это положение, утверждение,
которое требуется доказать.
•
Аргументы – это доказательства, факты,
подтверждающие выдвинутый тезис.
•
Вывод – это заключение, итог
проведённого рассуждения.
Елена Васильевна
Габова
•
Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952
года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя
Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1
и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного
института кинематографии (ВГИК).
•
Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав
стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы
и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово»,
«Наш современник», «Путеводная звезда» и др.
•
Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и
подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее
произведения переведены на английский, немецкий,
украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов
России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки»,
«Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в
издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о
первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой
взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков.
Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен
тонким психологизмом.
•
В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем
Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера»,
проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки
Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на
протяжении многих лет
•
Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952
года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя
Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1
и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного
института кинематографии (ВГИК).
•
Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав
стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы
и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово»,
«Наш современник», «Путеводная звезда» и др.
•
Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и
подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее
произведения переведены на английский, немецкий,
украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов
России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки»,
«Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в
издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о
первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой
взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков.
Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен
тонким психологизмом.
•
В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем
Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера»,
проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки
Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на
протяжении многих лет
«Не пускайте Рыжую на озеро!»
(
1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно
пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки
трудности Рыжухи во внимание не
принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...
(10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
(11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся?
(13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом...
(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой
по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку.
(16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
(19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
(21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...
(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела
на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
(28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
(30)– Моя, – ответила Светка.
(31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!
(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов,
наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(37)Женька Светке рукой машет и орёт:
(38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(
1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно
пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки
трудности Рыжухи во внимание не
принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...
(10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
(11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся?
(13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом...
(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой
по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку.
(16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
(19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
(21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...
(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела
на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
(28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
(30)– Моя, – ответила Светка.
(31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка!
(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов,
наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(37)Женька Светке рукой машет и орёт:
(38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41)– Прощай, подруга!
(42)– Больше не увидимся!
(43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил...
(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет.
(46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои
припасы на общий стол выкладывала, но её
хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала...
(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то
неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться...
(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и
познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё
глаз.
(55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе
шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились!
(60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это?
(62)Это же наша восходящая звезда!
(63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я.
(64)– Светлана Сергеева.
(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(66)После спектакля Наташа предложила:
(67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего
одноклассника.
(69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
(73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился!
(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)
(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41)– Прощай, подруга!
(42)– Больше не увидимся!
(43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил...
(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет.
(46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои
припасы на общий стол выкладывала, но её
хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала...
(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то
неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться...
(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и
познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё
глаз.
(55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе
шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились!
(60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это?
(62)Это же наша восходящая звезда!
(63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я.
(64)– Светлана Сергеева.
(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
(66)После спектакля Наташа предложила:
(67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего
одноклассника.
(69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
(73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился!
(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)
Работа по анализу текста в формате
ОГЭ
•
Замените разговорное слово «бродила» в
предложении 46 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот
•
Ответ: _________________.
•
ХОДИЛА
« Светка оказалась золотой».
•
Укажите, какое лексическое средство
использовано в предложении: «
Светка
проволоки», построенное на основе
согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
•
Ответ:
•
Проволока из меди
Найдите и исправьте речевые ошибки
•
А) Этот жестокий подросток никогда не станет гормональной личностью.
•
гармоничной
•
Б) Одноклассники жестоко обращались к Рыжухе.
•
относились
•
В) Над Светкой разыграли злую шутку.
•
Со Светкой сыграли
•
Г) Одноклассники весело радовались, что Светка не смогла поехать с
ними на озеро.
•
Лишнее слово «весело»
•
Д) Девочки травили Светку, презирали ее.
•
унижали
•
Е) Рассказчик чувствует чувство раскаяния.
•
испытывает
Найдите и исправьте грамматические ошибки.
•
А) Всех, кто поступают жестоко с
окружающими, можно назвать нелюдями.
•
ПОСТУПАЕТ
•
Б) Женька сказал, что я не пущу Рыжую на
озеро.
•
ОН НЕ ПУСТИТ
Найдите и исправьте грамматические
ошибки
•
В) Я ненавижу и плохо отношусь к жестоким людям
•
Я ненавижу жестоких людей и плохо отношусь к ним
•
Г) Унижающие одноклассники Светку вызывают
возмущение
•
Вызывают возмущение одноклассники, унижающие
Светку.
•
Д) Читая этот текст, мне вспомнилась подобная
история
•
Когда я читал этот текст, мне вспомнилась
подобная история
Требования задания 15.3 части3.:
•
Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Что
такое жестокость?»
, взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста
, а
второй -
из Вашего жизненного опыта.
•
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
•
Если сочинение представляет собой пересказанный или
полостью переписанный текст, без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
•
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Где искать значения понятий?
ЭТИКА - (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай,
характер, образ мысли) – 1.на уровне
самоопределения - теория морали, видящая
свою цель в обосновании модели достойной
жизни.Философское учение о морали, её
развитии, принципах, нормах и роли в
обществе.
2. Совокупность норм поведения (обычно
применительно к какой-н. общественной
группе). Парламентская э. Врачебная э. Э.
учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические
нормы.
Философия (греч. philosophía,
буквально – любовь к мудрости, от
philéo – люблю и sophía – мудрость),
форма общественного сознания;
учение об общих принципах бытия и
познания, об отношении человека и
мира; наука о всеобщих законах
развития природы…
И. Т. Фролов
Дайте определение слову ЖЕСТОКОСТЬ
•
Безжалостность
•
Беспощадность
•
Жестокосердие
•
Бессердечие
•
Бесчеловечность
•
Доброта
•
Жалость
•
Сострадание
•
Гуманность
•
Милосердие
•
Человечность
•
Черта личности
•
Чувство
•
Свойство
•
Качество
•
Способность
•
Поведение
Вариант 1.
Жестокость-это…
А) выбираем
подходящий гипероним;
Б) которое (-ое,-ая)
проявляется (указываем
как).
Вариант 2.
При помощи
слов-
синонимов.
Вариант 3.
Жестокость-это
свойство человека, не
знающего…(антонимы)
Комментарий к тезису
•
Комментарий к тезису – 2-3 предложения,
содержащие Ваши размышления в соответствии с
заявленным тезисом.
•
В данном случае это могут быть размышления по
поводу того, где и при каких обстоятельствах может
быть проявлена человеком жестокость? Что может
послужить причиной проявленной жестокости? И т.п.
•
Помните, что комментарий должен быть логически
связан с дальнейшими аргументами и примерами из
текста и вашего жизненного опыта.
Дайте определение слову ЖЕСТОКОСТЬ
•
Безжалостность
•
Беспощадность
•
Жестокосердие
•
Бессердечие
•
Бесчеловечность
•
Доброта
•
Жалость
•
Сострадание
•
Гуманность
•
Милосердие
•
Человечность
•
Черта личности
•
Чувство
•
Свойство
•
Качество
•
Способность
•
Поведение
Взрослые, дети,
животные…
•
В злых насмешках
•
Обидных, унижающих
словах
•
Издевательствах, побоях
•
Притеснениях
Звериной
Подростковой
Ужасной
Отвратительной
Неосознанной
Беспредельной
Необъяснимой
невероятной
Причины:
•
Бездушие,бессердечие
•
Отсутствие собственного
мнения, нежелание быть
«белой вороной»;
•
Желание самоутвердиться
за счет более слабого;
•
Ложное осознание
собственного
превосходства;
•
Неумение и нежелание
понять чувства др.человека;
•
Ложный коллективизм
Подбираем аргументы
•
1-й аргумент
- из прочитанного текста
(цитата или № предложения).
•
2-й аргумент
– из художественного
произведения или из Вашего жизненного
опыта
•
(жизненные наблюдения; пример из
истории города, страны; истории из жизни
известных людей или Ваших знакомых, из
Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Подбираем аргументы
Как оформить аргументы в сочинении?
У к а з а т ь
н о м е р
предложения без скобок
Содержание
предложения
27
показывает,
насколько
бездушно вели себя одноклассники по отношению к
Светке.
У к а з а т ь
н о м е р
предложения в скобках
Одноклассники и представить себе не могли, чтО могла
чувствовать
Рыжая,
чьи
«хлеб
с
маргарином
и
яйца
Маринка
Быкова
брезгливо
в
сторону
отодвигала»
(предл.46).
У к а з а т ь
н о м е р
предложения без скобок, а
пример привести в скобках
Повтором
слова
«одна»
в
предложении
46
(«Бродила
одна по лугам,
одна у костра сидела, когда все уже по
палаткам
расходились…»)
автор
подчеркнул
не
только
вынужденное
одиночество
девочки,
но
и
бездушие
одноклассников, не желавших общаться с ней.
Процитировать
фрагменты
предложения без указания
н о м е р а
( о б р а т и т е
в н и м а н и е
н а
з н а к и
препинания в этом случае!)
Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до нее
даже
дотрагиваться
не
хотели»,
презирали
за
«единственные потёртые джинсы».
Проблема жестокости в литературе
•
А.И.Радищев «Путешествие из Петербурга в
Москву»,
•
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,
И.С.Тургенев «Муму», М.Горький «На дне»,
•
Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»,
•
В.К.Железников «Чучело»,
•
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо»,
А.П.Платонов «Юшка»,
•
Л.Н.Андреев «Кусака»,
•
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» и др.
Вывод
•
Вывод к сочинению – это общий итог,
подтверждающий выдвинутый тезис, без
него рассуждение будет незаконченным.
•
Вывод должен быть связан по смыслу с
тезисом. Он не может противоречить
данному вами определению!
Чем страшна жестокость?
•
Разъединяет людей;
•
Делает человека несчастным;
•
Может перерасти в преступление;
•
Уничтожает веру в добро и в
справедливость…
Составляем план сочинения
1.
Вступление. Что такое жестокость? Как я понимаю это
слово? Какие синонимы этого слова я могу подобрать?
2.
Переход к основной части – можно ли говорить о
жестокости в данном тексте? - выдвигаем тезис. Нет?
Почему? ( задаем риторический вопрос)
3.
Основная часть.
а) аргумент первый из текста о бесчеловечности. Жестокости
детей с указанием №№ предложений текста
б)аргумент второй из жизни о проявлении истинной
жестокости, бесчеловечности людей по отношению к другим
людям , к старому человеку, к человеку, у которого горе,
кому плохо .
4. Заключение. Вывод ( обобщение) сказанному
( возвращаемся к тезису , а не к вашим примерам)
Можно сослаться на народную мудрость. Чье-то
авторитетное высказывание.
План-схема сочинения-рассуждения
•
Безжалостность
•
Беспощадность
•
Жестокосердие
•
Бессердечие
•
Бесчеловечность
•
Доброта
•
Жалость
•
Сострадание
•
Гуманность
•
Милосердие
•
Человечность
•
Черта личности
•
Чувство
•
Свойство
•
Качество
•
Способность
•
Поведение
Взрослые, дети,
животные…
•
В злых насмешках
•
Обидных, унижающих
словах
•
Издевательствах, побоях
•
Притеснениях
Звериной
Подростковой
Ужасной
Отвратительной
Неосознанной
Беспредельной
Необъяснимой
невероятной
Причины:
•
Бездушие,бессердечие
•
Отсутствие собственного
мнения, нежелание быть
«белой вороной»;
•
Желание самоутвердиться
за счет более слабого;
•
Ложное осознание
собственного
превосходства;
•
Неумение и нежелание
понять чувства др.человека;
•
Ложный коллективизм
Домашнее задание
•
написать сочинение – рассуждение на тему:
«Что
такое жестокость?»
, взяв в качестве тезиса
данное Вами определение.
•
Аргументируя свой тезис, приведите 2(два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши
рассуждения:
один пример-аргумент
приведите из
прочитанного текста,
•
а второй -
из Вашего жизненного опыта.
•
Объём сочинения должен составлять
не менее 70 слов.