Напоминание

Подготовка к сочинению-рассуждению "Что такое жестокость?" (9 кл.)


Автор: Иванова Анджелика Куприяновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 26"
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению "Что такое жестокость?" (9 кл.)
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие речи
Подготовка к сочинению-рассуждению

на морально-этическую тему

«Что такое жестокость?»
Иванова Анджелика Куприяновна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №26 г. Якутск РС (Я)
Словарная работа • Задание: определить лексическое значение слов: • мораль • этический • духовный (связанный с внутренним миром человека) • гуманность, гуманный
Повторение • 1.Какие существуют стили речи? • 2.Какова сфера их употребления? • 3. Допустимо ли смешение стилей речи? • 4. Какие типы речи вы знаете? • 5.Возможно ли смешение типов речи? • Повествование с элементом описания • Повествование с элементом рассуждения • Описание с элементом повествования • Рассуждение с элементом описания • Рассуждение с элементом повествования ДАЛЬШЕ
Стили речи назад

Описание

Описание
– это такой тип речи, при котором перечисляются • временные или постоянные признаки предметов (явлений). • Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. • Предмет описания статичен; • Действия в описании практически нет. • К тексту можно задать вопрос:
какой?


Повествование

Повествование
– тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. • Основное его свойство – динамичность; • Ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения; • Последовательность действий подчёркивается интонацией. • К тексту можно задать вопрос:
что произошло?


Рассуждение

Рассуждение
– тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. • Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). • В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. • К тексту можно задать вопрос:




почему?
назад
Схема построения сочинения-рассуждения: •
-Тезис.

-Аргументы
(2 доказательства): • 1) из прочитанного текста • 2) из жизненного опыта или художественного произведения •
-Вывод.


Тезис
– это положение, утверждение, которое требуется доказать. •
Аргументы
– это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. •
Вывод –
это заключение, итог проведённого рассуждения.

Елена Васильевна

Габова
• Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). • Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. • Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом. • В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет • Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). • Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. • Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом. • В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет
«Не пускайте Рыжую на озеро!» ( 1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало... (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. (11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом... (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то. (17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход. (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку! (21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное... (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)– Моя, – ответила Светка. (31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! ( 1)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (3)Одевались они понятно как – ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы. (5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи. (7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть. (8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало... (10)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова. (11)– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. (12)– И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома. (14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом... (15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то. (17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход. (18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал: (19)– Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку! (21)– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно. (22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне: (24)– В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я. (25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное... (26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился. (28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька. (29)– Это твоя сумка? – спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали. (30)– Моя, – ответила Светка. (31)– Алле хоп! – воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала: (32)– Эй, Рыжая! (33)Вон где твоя сумочка! (34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно. (35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит – и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (36)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил. (37)Женька Светке рукой машет и орёт: (38)– До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(40)Девчонки кричат противными голосами: (41)– Прощай, подруга! (42)– Больше не увидимся! (43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил... (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала... (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться... (52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу. (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились! (60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда! (63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я. (64)– Светлана Сергеева. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда. (66)После спектакля Наташа предложила: (67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла». (73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился! (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой) (40)Девчонки кричат противными голосами: (41)– Прощай, подруга! (42)– Больше не увидимся! (43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил... (44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала... (48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться... (52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. (54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу. (55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот. (57)– Рыжуха! – ахнул я. (58)– Ты понимаешь, это Рыжуха! – кричу я Наташе шёпотом. (59)– Мы с ней в одном классе учились! (60)– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. (61)– Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда! (63)– Как её звать? – ещё на что-то надеясь, спросил я. (64)– Светлана Сергеева. (65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда. (66)После спектакля Наташа предложила: (67)– Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника. (69)– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я. (70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз. (71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла». (73)– Надо же! – удивлялась Наташа. (74)– С Сергеевой в одном классе учился! (75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос. (76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий. (По Е. Габовой)
Работа по анализу текста в формате ОГЭ • Замените разговорное слово
«бродила»
в предложении 46 стилистически нейтральным
синонимом.
Напишите этот • Ответ: _________________. • ХОДИЛА
«
Светка оказалась золотой».
• Укажите, какое лексическое средство использовано в предложении: «
Светка

оказалась золотой. А рыжие мы. Весь

класс рыжий».
• 1) сравнение • 2) фразеологизм • 3) олицетворение • 4) контекстные антонимы. • Ответ: 4
Подбор синонима • Замените словосочетание
«медной

проволоки»,
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
управление.
Напишите получившееся словосочетание. • Ответ: • Проволока из меди
Найдите и исправьте речевые ошибки • А) Этот жестокий подросток никогда не станет гормональной личностью. • гармоничной • Б) Одноклассники жестоко обращались к Рыжухе. • относились • В) Над Светкой разыграли злую шутку. • Со Светкой сыграли • Г) Одноклассники весело радовались, что Светка не смогла поехать с ними на озеро. • Лишнее слово «весело» • Д) Девочки травили Светку, презирали ее. • унижали • Е) Рассказчик чувствует чувство раскаяния. • испытывает
Найдите и исправьте грамматические ошибки. • А) Всех, кто поступают жестоко с окружающими, можно назвать нелюдями. • ПОСТУПАЕТ • Б) Женька сказал, что я не пущу Рыжую на озеро. • ОН НЕ ПУСТИТ
Найдите и исправьте грамматические ошибки • В) Я ненавижу и плохо отношусь к жестоким людям • Я ненавижу жестоких людей и плохо отношусь к ним • Г) Унижающие одноклассники Светку вызывают возмущение • Вызывают возмущение одноклассники, унижающие Светку. • Д) Читая этот текст, мне вспомнилась подобная история • Когда я читал этот текст, мне вспомнилась подобная история
Требования задания 15.3 части3.: • Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
«Что

такое жестокость?»
, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста
, а

второй -
из Вашего жизненного опыта. • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. • Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Где искать значения понятий?

ЭТИКА
- (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) – 1.на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы.
Философия
(греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы…
И. Т. Фролов


Дайте определение слову ЖЕСТОКОСТЬ
• Безжалостность • Беспощадность • Жестокосердие • Бессердечие • Бесчеловечность • Доброта • Жалость • Сострадание • Гуманность • Милосердие • Человечность • Черта личности • Чувство • Свойство • Качество • Способность • Поведение Вариант 1. Жестокость-это… А) выбираем подходящий гипероним; Б) которое (-ое,-ая) проявляется (указываем как). Вариант 2. При помощи слов- синонимов. Вариант 3. Жестокость-это свойство человека, не знающего…(антонимы)
Комментарий к тезису • Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. • В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлена человеком жестокость? Что может послужить причиной проявленной жестокости? И т.п. • Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Дайте определение слову ЖЕСТОКОСТЬ
• Безжалостность • Беспощадность • Жестокосердие • Бессердечие • Бесчеловечность • Доброта • Жалость • Сострадание • Гуманность • Милосердие • Человечность • Черта личности • Чувство • Свойство • Качество • Способность • Поведение Взрослые, дети, животные… • В злых насмешках • Обидных, унижающих словах • Издевательствах, побоях • Притеснениях Звериной Подростковой Ужасной Отвратительной Неосознанной Беспредельной Необъяснимой невероятной
Причины:
• Бездушие,бессердечие • Отсутствие собственного мнения, нежелание быть «белой вороной»; • Желание самоутвердиться за счет более слабого; • Ложное осознание собственного превосходства; • Неумение и нежелание понять чувства др.человека; • Ложный коллективизм
Подбираем аргументы •
1-й аргумент
- из прочитанного текста (цитата или № предложения). •
2-й аргумент
– из художественного произведения или из Вашего жизненного опыта • (жизненные наблюдения; пример из истории города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).
Подбираем аргументы
Как оформить аргументы в сочинении?
У к а з а т ь

н о м е р

предложения без скобок

Содержание

предложения

27

показывает,

насколько

бездушно вели себя одноклассники по отношению к

Светке.

У к а з а т ь

н о м е р

предложения в скобках
Одноклассники и представить себе не могли, чтО могла чувствовать Рыжая, чьи «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала» (предл.46).
У к а з а т ь

н о м е р

предложения без скобок, а

пример привести в скобках
Повтором слова «одна» в предложении 46 («Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились…») автор подчеркнул не только вынужденное одиночество девочки, но и бездушие одноклассников, не желавших общаться с ней.
Процитировать

фрагменты

предложения без указания

н о м е р а

( о б р а т и т е

в н и м а н и е

н а

з н а к и

препинания в этом случае!)
Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до нее даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы».
Проблема жестокости в литературе • А.И.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Муму», М.Горький «На дне», • Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», • В.К.Железников «Чучело», • Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», А.П.Платонов «Юшка», • Л.Н.Андреев «Кусака», • Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» и др.
Вывод • Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. • Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Он не может противоречить данному вами определению!
Чем страшна жестокость? • Разъединяет людей; • Делает человека несчастным; • Может перерасти в преступление; • Уничтожает веру в добро и в справедливость…

Составляем план сочинения

1.

Вступление.
Что такое жестокость? Как я понимаю это слово? Какие синонимы этого слова я могу подобрать? 2. Переход к основной части – можно ли говорить о жестокости в данном тексте? - выдвигаем тезис. Нет? Почему? ( задаем риторический вопрос)
3.

Основная часть.
а) аргумент первый из текста о бесчеловечности. Жестокости детей с указанием №№ предложений текста б)аргумент второй из жизни о проявлении истинной жестокости, бесчеловечности людей по отношению к другим людям , к старому человеку, к человеку, у которого горе, кому плохо .
4. Заключение.
Вывод ( обобщение) сказанному ( возвращаемся к тезису , а не к вашим примерам) Можно сослаться на народную мудрость. Чье-то авторитетное высказывание.

План-схема сочинения-рассуждения
• Безжалостность • Беспощадность • Жестокосердие • Бессердечие • Бесчеловечность • Доброта • Жалость • Сострадание • Гуманность • Милосердие • Человечность • Черта личности • Чувство • Свойство • Качество • Способность • Поведение Взрослые, дети, животные… • В злых насмешках • Обидных, унижающих словах • Издевательствах, побоях • Притеснениях Звериной Подростковой Ужасной Отвратительной Неосознанной Беспредельной Необъяснимой невероятной
Причины:
• Бездушие,бессердечие • Отсутствие собственного мнения, нежелание быть «белой вороной»; • Желание самоутвердиться за счет более слабого; • Ложное осознание собственного превосходства; • Неумение и нежелание понять чувства др.человека; • Ложный коллективизм
Домашнее задание • написать сочинение – рассуждение на тему:
«Что

такое жестокость?»
, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. • Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, •
а второй -
из Вашего жизненного опыта. • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


В раздел образования