Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом образовании дошкольников.
Автор: Никулина Людмила Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №13 Населённый пункт: город Томск Наименование материала: статья Тема: Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом образовании дошкольников. Раздел: дошкольное образование
экологическом образовании дошкольников.
Сюжетная
игра
-
это
воспроизведение
событий,
происходящих
в
жизни
или
в
литературном
произведении.
В
этих
событиях
действуют
люди
или
персонажи
произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-
ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли,
ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.
В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти
элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие
игры
-
наличие
у
детей
знаний
о
той
или
другой
стороне
действительности,
о
деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание
литературного
произведения),
служат
источником
построения
сюжета
игры,
осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых
игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его
руководством.
Игра
как
метод
экологического
воспитания
-
это
игра,
специально
организованная
воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую
форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую
цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС
-
это
полноценная,
но
специально
организованная
сюжетно-ролевая
игра.
Ее
характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий
или
сказочного
либо
литературного
произведения,
которое
хорошо
знакомо
дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются
пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым
подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну
роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с
сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей
детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми
действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно
выделить
несколько
видов
ИОС,
с
помощью
которых
успешно
решаются
различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического
воспитания.
Воспитатель МАДОУ№13
Никулина Людмила Витальевна, 02.02 2017 г.