Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа на фольклорных праздниках.
Автор: Рахвалова Татьяна Васильевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 "Радуга" Новосибирской области Барабинского района Населённый пункт: г. Барабинск Новосибирская область Наименование материала: Доклад Тема: Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа на фольклорных праздниках. Раздел: дошкольное образование
праздниках.
Перед
современной
системой
образования
стоит
задача
приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а
значит
–
и
сохранение
ее
в
наших
детях.
Знание
наследия
необходимо
каждому
народу.
Наше
прошлое
–
это
фундамент
стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в
будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому,
что
это
кладезь
мудрости,
запасник
педагогической
мысли
и
нравственного
здоровья,
но
и
потому
что
это
наши
истоки
и
поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую
память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к
истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об
окружающем мире.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных
ценностей.
Великие
художники,
композиторы,
поэты
черпали
вдохновение
в
народе,
из
народного
творчества.
Поэтому
их
творения во все эпохи были доступны и близки народу.
А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном
творчестве. Все они преследовали определенные педагогические
цели.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один
из
факторов
воспитания.
Он
не
только
знакомит
ребенка
с
окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы
поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме,
понятной и доступной. На протяжении нынешнего учебного года в
нашем детском саду прошли ряд ярких, эмоциональных и важных
традиционных обрядовых праздников. Фоторепортаж о которых, вы
в данный момент наблюдаете на экране.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения,
создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним
из
средств
передачи
традиции
являются
песни.
Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности,
ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок
должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Главное назначение
песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические
взгляды и вкусы.
К
примеру,
большинство
колыбельных
песен
раскрывает
огромную силу материнской любви.
Так
же
сказки
являются
важными
воспитательными
средствами,
на
протяжении
столетий,
выработанным
и
проверенным
народом.
Жизнь,
народная
практика
воспитания,
убедительно
доказала
педагогическую
ценность
сказок.
Дети
и
сказка
–
неразделимы,
они
созданы
друг
для
друга
и
поэтому
знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить
в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве
правды,
в
победе
добра
над
злом.
Оптимизм
сказок
особенно
нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Образность – важная особенность сказок. В герое обычно
весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера:
отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила,
смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок –
тонким и веселым юмором.
Важнейшей
особенностью
сказок
является
–
дидактизм,
который
носит
поучительный
характер
«Сказка
ложь,
да
в
ней
намек, добрым молодцам урок».
В сказку можно обернуть любое действие, направленное на
воспитание
детей
в
народных
традициях.
Появление
любых
персонажей
фольклора
рождает
в
ребенке
отклик
и
желание
участвовать в данном представлении. Ребенок неосознанно, но с
огромным интересом погружается в атмосферу народных традиций.
И как ужепоказала практика проведений данных праздников у нас в
детском саду, дети с удовольствием поют колядки, водят хороводы,
играют в народные игры, и что самое главное это все пробуждает в
их душе желание узнавать больше из своей родной культуры.
Основным фактором народного воспитания является природа.
Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе.
Эта
любовь
не
требует
шума,
крикливости.
Как
сказал
Булат
Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Об этом не нужно
кричать, родину нужно любить воспевая ее в песнях, прославляя в
стихах и закличках и уважать соблюдая традиции.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы
родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка.
Важно
приучать
детей
к
духовному
общению
с
природой
«Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье», «Дятла стук
услышишь – день предстоит радостный». Все, что согласуется с
природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее
развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был
глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским.
Землю
мы
до
сих
пор
называем
матерью
–
и
это
трудно
оспорить. Только вот мы обращаемся с ней не всегда почтительно.
Как же называли Богиню Земли?
Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь (ма – мама,
кошь – кошелек, кошара - счастье, судьба). А также короб, корзина,
куда складывали урожай. Вот и получается – Макошь – всеобщая
мать, хозяйка жизни, Дарительница урожая. Одним словом – Земля.
Сидя
на
уютном
пригорке,
поросшем
цветущими
медоносными
травами,
наш
языческий
предок
чувствовал
под
собой живые теплые колени матери земли, а с высоты на него был
устремлен строгий и ласковый взгляд неба – отца. Именно поэтому
через
природу,
через
обряды
связанные
с
поклонением
и
воспеванием
природы
можно
привить
детям
любовь
к
своей
истории и своим корням.
Из
явлений,
прямо
и
непосредственно
связанных
с
воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее
чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра –
удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она
связана
с
песней,
танцами,
плясками,
сказками,
загадками
и
другими видами народного творчества как средствами воспитания
народной культуры.
И
поэтому
все
наши
проведенные
мероприятия
были
основаны на игровую ситуацию. Играя в хозяйку и хозяина, ребята
на посиделках в музыкальном зале, оформленном как русская изба,
изучили традиции осенней «Капустницы». Собирая угощения от
радушных
хозяев,
с
удовольствием
колядовали
на
«Святки».
Водили хороводы и жгли чучело «Маслёны». А какие вкусные и
сладкие блины были с горячим чаем и под заводные народные
песни. Этот праздник не оставил ни одного ребенка равнодушным.
Из всего вышеизложенного могу сделать один простой вывод
Сохраняя традиции мы сохраняем себя!!!