Элементы хореографии в танце как средство оздоровления
Автор: Ахмедова Анна Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №79 "Сказка" Населённый пункт: город Орёл Наименование материала: статья Тема: Элементы хореографии в танце как средство оздоровления Раздел: дошкольное образование
Элементы хореографии в танце как средство оздоровления
А.А. Ахмедова, музыкальный руководитель МБДОУ №79 «Сказка», г. Орёл
Каждый педагог, который работает в системе дошкольного образования
знает,
что
с
2013
года
произошли
существенные
изменения
в
системе
дошкольного
образования.
В
первую
очередь,
появились
нормативно
правовые
документы
федерального
уровня:
закон
об
образовании
от
29
декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ
Министерства
образовании
и
федерального
го суд а р с т в е н н о го
образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные
коррективы в сложившееся представление педагогов в работе дошкольных
учреждений. Содержание музыкального образования в современном мире
является приоритетной сферой, от которой зависит развитие музыкальных
способностей
ребёнка,
способного
в
дальнейшем
самостоятельно
и
сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей.
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и
умений,
а
гармоничное
разностороннее
развитие
личности,
дающее
возможность
реализации
уникальных
возможностей
человека,
подготовка
ребенка
к
жизни,
его
психологическая
и
социальная
адаптация.
Для
достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо
уделять его художественно-эстетическому совершенствованию личности.
Танец
имеет
не
только
художественно-эстетическое
значение,
но
и
большое оздоровительное значение и может применяться для коррекции и
профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.
Танец
с
элементами
хореографии
я
предлагаю
рассмотреть
как
средство оздоровления воспитанников. Танцы
с элементами хореографии
являются
хорошим
средством
борьбы
с
гиподинамией,
оказывают
благоприятное влияние на сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную
системы
организма,
позволяют
поддерживать
гибкость
позвоночника,
содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным
исследователей,
они
способствуют
формированию
правильной
осанки,
красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений.
С помощью танцевальных хореографических движений можно воспитывать
внимание,
умение
ориентироваться
во
времени
и
про странстве,
способствовать
развитию
ловкости
и
координации
движений.
Сам
танец
совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал, и
воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно – через
нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной
психотерапии,
основная
цель
которой
–
принести
облегчение
детям
с
неустойчивой
нервной
системой
и
эмоционально
перегруженным.
Танец
может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но
и
как
средство
установления
межличностных
отношений
в
группе,
проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения,
высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения.
Танцевальные хореографические упражнения не требуют специальных
снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают
занимающимся
культуру
движений:
правильную
постановку
рук,
ног,
туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной
амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную
целесообразность движений. Танцы с элементами хореографии могут быть
одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма.
Поэтому
в
системе
своей
работы
мною
используются
хореографические
упражнения
для
тренировки
и
расслабления,
эмоциональной
разрядки,
снятия
физического
и
нервного
напряжения,
развития
ритмичности
и
координации
движений.
Целенаправленное
использование
элементов
хореографии в танце развивает координацию, выразительность движений,
гибкости,
силы
мышц
ног
и
туловища.
Хореографические
упражнения
предварительно разучиваются у опоры и по мере освоения выполняются в
различных
комбинациях,
музыкальных
композициях
и
комплексах
упражнений.
Для укрепления мышц стопы можно использовать хореографические
позиции ног. В дошкольном возрасте в танце носки не обязательно должны
быть широко разведены, необходимо следить за правильностью постановки
стопы (распределение всей тяжести тела на всю рабочую площадь стопы). На
занятиях со старшими дошкольниками
использую первую танцевальную
позицию ног- пятки вместе, носки врозь. Вторую танцевальную позицию ног-
ноги врозь на ширине ступни. Третью танцевальную позицию ног- впереди
стоящая нога касается пяткой середины ступни сзади стоящей ноги. Ногами
можно
выполнять
следующие
движения:
выставление
на
носок
в
трёх
направлениях(вперёд, в сторону, назад и еще раз в сторону), поднимание ноги
в трёх направлениях, махи ногами, удары носком об пол, круговые движения
ногой
по
полу
и
всевозможные
сочетания
этих
движений,
а
также
полуприседы, приседы и подъёмы на носки. Для укрепления мышц рук и
спины применяю основные позиции рук. Подготовительная позиция рук-
руки вниз, чуть округлены. Первая позиция рук- руки вперёд, чуть округлены.
Вторая позиция рук- руки в стороны, чуть округлены. Третья позиция рук-
руки вверх, чуть округлены. Руки можно переводить из одной позиции в
другую, стоя на месте или шагая. Для укрепления мышц шеи также можно
использовать упражнения хореографии, где различные положения рук, ног и
туловища
сопровождаются
определёнными
поворотами
или
наклонами
головы. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством
формирования осанки и культуры движений.
На
своих
занятиях
я
чаще
всего
использую
ритмическую
музыку,
потому что под ее влиянием активизируются физиологические и психические
функции ребёнка: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются
кровеносные
сосуды,
повышается
обмен
веществ
и
активность
органов
чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмическая музыка является
могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на
занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует
формированию
у
детей
единого
эмоционального
порыва,
чувства
сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
В работе применяю традиционные методы обучения: использования слова,
наглядное восприятие и практическое. Применение ритмической музыки в
танцах
с
элементами
хореографии
помогает
бороться
с
монотонней,
способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный
характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет
овладение
техникой
движений.
Музыка,
особенно
легкая,
ритмичная
положительно
влияет
на
работоспособность
занимающихся
и
их
восстановительные процессы. Хореографические упражнения, выраженные в
танцевальной
форме
под
музыку,
приобретают
более
яркую
окраску,
и
оказывают большой оздоровительный эффект.
Занятия
с
использованием
хореографии
и
танца
стимулируют
творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений
личности.
Влияние танца с элементами хореографии на оздоровление детей
можно наблюдать по индивидуальному показателю
достижений
каждого
воспитанника. Из собственного опыта могу сделать вывод, что использование
хореографических
упражнений
в
танце
имеют
большое
оздоровительное
значение и могут применяться на занятиях по художественно-эстетическому
развитию дошкольников.
Список литературы:
1.
Барышникова Т.К. Азбука хореографии.-СПб.,1996.
2. Ж.Е. Фирилева Учебно-методическое пособие «Лечебно-
профилактический танец».- СПб., «Детство -ПРЕСС», 2014