Напоминание

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами народного фольклора


Автор: Ковалева Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 "Дюймовочка" (МБДОУ д/с № 31)
Населённый пункт: Красноярский край г. Зеленогорск
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами народного фольклора
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами народного фольклора Начиная с рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называется адаптацией. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него, это, прежде всего новый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей, не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем, отказом идти в группу, некоторые заболеваниями. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Новые условия жизнедеятельности, новый распорядок дня в детском саду - все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и в итоге дезадаптация ребенка в социуме. И от того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям зависят его психическое и физическое здоровье, дальнейшее познавательное, речевое и эмоциональное развитие и благополучное существование в д/саду и в семье. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в
д/саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти
безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к д/саду. И тут нам на помощь приходят фольклорные формы общения с детьми. К таким
формам обращаются почти все родители, они хорошо знакомы детям, создают у них благоприятный эмоциональный настрой. Наше знакомство с новым ребенком начинается в тот момент, когда мама с ребенком получив путевку, приходят знакомиться с детским садом, и с группой, которую этому ребенку предстоит посещать. При первом, ознакомительном посещении мы стараемся максимально выяснить условия в которых ребенок привык находиться дома ,предпочтения в еде, уходе, его привычки ,любимые блюда, книги, игры, игрушки, с тем, чтобы переход к новым, для ребенка условиям пребывания в незнакомой, для него обстановке прошел наиболее легко и безболезненно. Опыт работы с детьми ясельного возраста показал благоприятное и действенное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. На этапе адаптации часто используются игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, они способствуют снятию эмоционального напряжения, стабилизируют психофизическое состояние ребенка. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек уже знакомых ребенку,(что выясняем при беседе с мамой при первом, ознакомительном посещении группы). Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в первые дни пребывания ребенка в д/саду . Многие мамы в повседневной жизни тоже используют произведения устного народного творчества: потешки, пестушки, прибаутки ,пальчиковые игры, колыбельные. Это всем знакомые: «Сорока-ворона», »Это кто тут хороший», »Варись, варись, кашка», »Ладушки-ладушки ,»Идет коза рогатая». Повторение знакомых форм в незнакомой обстановке действует на ребенка
успокаивающе, способствует более мягкой и быстрой адаптации к условиям д/сада. Использование малых фольклорных форм - утром во время приема, »Это кто тут хороший ?», при проведении различных режимных моментов, «Водичка-водичка», »Ах, ты котенька - коток», »Варись варись, кашка», »Сорока-ворона»,» Вот и люди спят « способствуют улучшению эмоционального настроя , установлению открытых ,доверительных отношений между ним и незнакомым взрослым, побуждают его к совместным действиям со взрослым. А правильно организованные систематические и планомерные воздействия способствуют повышению эмоционального настроя ребенка ,побуждают его к совместным со взрослым действиям ,предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают беспрепятственное вхождение ребенка в новый увлекательный мир детского сада.


В раздел образования