Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами народного фольклора
Автор: Ковалева Татьяна Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31 "Дюймовочка" (МБДОУ д/с № 31) Населённый пункт: Красноярский край г. Зеленогорск Наименование материала: статья Тема: Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами народного фольклора Раздел: дошкольное образование
Адаптация
детей
раннего
возраста
к
условиям
ДОУ
средствами
народного
фольклора
Начиная с рождения, человеческий организм приспосабливается к
условиям среды и обитания. В научной литературе
приспособительные реакции человеческого организма и его
психики к новым условиям жизни называется адаптацией.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него, это, прежде
всего новый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей, не все дети принимают сразу и без проблем.
Большинство из них реагируют на детский сад плачем, отказом
идти в группу, некоторые заболеваниями. Одни легко входят в
группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в
детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать
и плакать. Новые условия жизнедеятельности, новый распорядок
дня в детском саду - все эти изменения обрушиваются на ребенка
одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая
без специальной организации может привести к невротическим
реакциям, таким, как страхи, отказ от еды, частые болезни,
психическая регрессия и в итоге дезадаптация ребенка в социуме.
И от того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям
зависят его психическое и физическое здоровье, дальнейшее
познавательное, речевое и эмоциональное развитие и
благополучное существование в д/саду и в семье.
Именно
поэтому необходима такая организация жизни ребенка в
д/саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти
безболезненному приспособлению его к новым условиям,
позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со
сверстниками и положительное отношение к д/саду. И тут нам на
помощь приходят фольклорные формы общения с детьми. К таким
формам обращаются почти все родители, они хорошо знакомы
детям, создают у них благоприятный эмоциональный настрой.
Наше знакомство с новым ребенком начинается в тот момент, когда
мама с ребенком получив путевку, приходят знакомиться с детским
садом, и с группой, которую этому ребенку предстоит посещать.
При первом, ознакомительном посещении мы стараемся
максимально выяснить условия в которых ребенок привык
находиться дома ,предпочтения в еде, уходе, его привычки
,любимые блюда, книги, игры, игрушки, с тем, чтобы переход к
новым, для ребенка условиям пребывания в незнакомой, для него
обстановке прошел наиболее легко и безболезненно.
Опыт работы с детьми ясельного возраста показал благоприятное и
действенное влияние фольклора на психофизическое состояние
малыша в период его адаптации к дошкольному учреждению. На
этапе адаптации часто используются игры, направленные на
развитие мелкой моторики рук, они способствуют снятию
эмоционального напряжения, стабилизируют психофизическое
состояние ребенка. К таким играм относятся пальчиковые игры, в
основу которых положено содержание пестушек и потешек уже
знакомых ребенку,(что выясняем при беседе с мамой при первом,
ознакомительном посещении группы). Проигрывая различные
ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается
от напряжения и беспокойства. Пальчиковые игры способствуют
стабилизации эмоционального состояния, что очень важно в
первые дни пребывания ребенка в д/саду . Многие мамы в
повседневной жизни тоже используют произведения устного
народного творчества: потешки, пестушки, прибаутки ,пальчиковые
игры, колыбельные. Это всем знакомые:
«Сорока-ворона», »Это кто тут хороший», »Варись, варись, кашка»,
»Ладушки-ладушки ,»Идет коза рогатая». Повторение знакомых
форм в незнакомой обстановке действует на ребенка
успокаивающе, способствует более мягкой и быстрой адаптации к
условиям д/сада. Использование малых фольклорных форм - утром
во время приема, »Это кто тут хороший ?», при проведении
различных режимных моментов, «Водичка-водичка», »Ах, ты
котенька - коток», »Варись варись, кашка», »Сорока-ворона»,» Вот и
люди спят « способствуют улучшению эмоционального настроя ,
установлению открытых ,доверительных отношений между ним и
незнакомым взрослым, побуждают его к совместным действиям со
взрослым. А правильно организованные систематические и
планомерные воздействия способствуют повышению
эмоционального настроя ребенка ,побуждают его к совместным со
взрослым действиям ,предотвращают, сводят до минимума
эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают
беспрепятственное вхождение ребенка в новый увлекательный
мир детского сада.