Автор: Баисова Абидат Алимурзаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Д/С "БЕРЕЗКА" Населённый пункт: Город Новый Уренгой ЯНАО Наименование материала: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП Тема: ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность в рамках
образовательной области «Познание»
Формирование элементарных математических представлений
«Сказка про Геометрика»
(для старшего дошкольного возраста (6-7 лет))
Тема : Деление на равные части
Цель: формирование представления о делении предмета на восемь равных
частей путем последовательного складывания плоских предметов пополам.
-
д е м о н с т р а ц и о н н ы й
м а т е р и а л : п л о с к о с т н а я
к у к л а
Геометрик ; геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, трапеция, ромб,
прямоугольник, квадрат; 2 квадрата, разрезанных на 8 треугольников;
-
раздаточный
материал :
по
4
квадрата
разного
цвета
на
каждого
воспитанника, по 8 треугольников на каждого воспитанника.
Оборудование:
( Воспитатель с детьми располагаются на ковре около мольберта)
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже их люблю. Поэтому
сейчас я вам расскажу одну необыкновенную сказку. «Давным - давно жил
на свете волшебник Геометрик. Он очень любил геометрические фигуры и
бродил
повсюду в
их
поисках.
Все
найденные
им
фигуры
селились
в
с т р а н е
п о д
н а з в а н и е м Математика
и
даже,
становились
родственниками.
(Повествуя, воспитатель выкладывает на магнитную доску геометрические
фигуры)
Так, круг породнился с овалом, треугольник с трапецией и ромбом, а вот
прямоугольник захотел породниться с квадратом. Однако квадрат был
очень
важным,
потому
как, считал
себя особенной,
выдающейся
фигурой. Он не захотел родниться с каким-то там прямоугольником,
чем
очень
сильно
обидел
последнего. Геометрику
стало жалко
прямоугольник, и он решил преподнести квадрату небольшой урок. Чтоб
доказать квадрату, что он ничем не лучше и не главнее других фигур, он
его
просто
видоизменил». А
как
это,
спросите
вы?
Да
очень
просто.
Геометрик просто разделил его пополам, и вот что произошло?
(Воспитатель загибает квадрат пополам)
- Что значить разделить пополам? (на две равные части)
2. Основная часть:
Воспитатель: На столахперед вами лежат квадраты. Сколько их? Какого
они цвета? (4, синего, красного, жёлтого и зелёного цвета)
-
Синий
квадрат
мы
оставим
без
изменения,
а
вот
красный
квадрат
я
предлагаю вам разделить пополам так, как это сделал Геометрик. Для этого
необходимо загнуть одну сторону квадрата так, чтобы верхний угол совпал с
противоположным нижним углом квадрата.
- На сколько частей мы разделили красный квадрат? (на 2).
- Эти части между собой одинаковые или разные? (одинаковые)
- Почему их можно назвать одинаковыми? (потому что все углы
совпали). - Сколько раз мы сгибали квадрат, чтобы получить две равные
части? (один). - Какой формы эти части? (треугольной формы).
Итак, мы разделили квадрат на 2 равные половины, по-
другому можно сказать на 2 одинаковые части треугольной формы.
- Как вы думаете, можно ли продолжить деление на меньшие части? Давайте
попробуем разделить жёлтый квадрат уже не на 2 , а на 4 равные части.
- Что для этого мы должны сделать? (сгибаем жёлтый квадрат
пополам и ещё пополам).
- Какой формы части жёлтого квадрата?
(треугольной). - Посчитайте, на сколько частей
вы разделили квадрат? (на 4). - Эти части между собой
одинаковые или разные? (одинаковые, равные). - Сколько раз вы
сложили фигуру, чтоб получить 4 равные части? (2 раза). Итак, мы
разделили красный квадрат на 2 равные половины, а жёлтый квадрат на 4
равные части треугольной формы. Если в красном квадрате всего 2 части, то
каждую из них мы можем называть половиной или одной второй части
квадрата, а жёлтый квадрат мы разделили на 4 равные части, поэтому одна
из его частей называется одна четвёртая
(По просьбе воспитателя дети повторяют понятия «одна вторая» и «одна
четвёртая»).
Физкультминутка «Живые фигуры».
Дети встают в центре комнаты. Они получают верёвку со связанными
концами. Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, ребята
называют эти фигуры, берутся за верёвку обеими руками и образуют их.
Загадки:
1 . Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг).
2 . Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут? (овал).
3 . Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник).
4 . Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад,
А зовут его (квадрат) .
5 . Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).
(Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами)
- Можно ли продолжить деление квадрата на большее количество частей?
(можно)
Перед вами лежит квадрат зелёного цвета, попробуем вместе его поделить
на большее количество частей.
- Как это сделать? Складываем квадрат пополам 1 раз, сколько
частей
у
нас
получилось?(2) Продолжаем складывать его дальше, снова
загибаем пополам, сколько частей у нас получилось? (4) И ещё раз сложим
его пополам. Вы пока свои квадраты не разворачивайте, а посмотрите на мой
квадрат. Давайте посчитаем, на сколько одинаковых частей мне удалось его
разделить? (Считает ребёнок) На 8 частей. Теперь проверьте, на сколько
частей вы разделили свои зелёные квадраты? Итак, мы сумели разделить 1
целый квадрат на 2, 4 и 8 одинаковые между собой части треугольной формы.
-
Как
вы
думаете,
квадрат
из
нашей
сказки
после
таких
неожиданных
превращений по-прежнему был гордым и заносчивым или он изменился?
(изменился)
- Да, он изменился в лучшую сторону, и теперь он не один, у него есть
большая семья и друзья в лице других геометрических фигур.
- Мы сегодня стали волшебниками, потому что, как Геометрик, совершили с
квадратом разные превращения. Сейчас я предлагаю продолжить творить
волшебство, но уже на скорость и в командах. Для этого вам необходимо не
глядя вытянуть из моего «чудесного» мешочка фигуру. Фигуры в мешочке 2-х
цветов: игроки в команду собираются по общему цвету. (Дети вытягивают
фигуры)
Игра «Кто быстрее?)
- Я предлагаю каждой команде построить целый квадрат из 8-ми частей
треугольной формы. Построить квадрат надо успеть за то время, пока играет
музыка.
(Дошкольники работают в микро-группах, обсуждают результат своего
труда)
- Из скольких частей получился квадрат? (8)
- Как называется одна часть из восьми? (одна восьмая)
- Что больше часть или целое? Целое состоит из
восьми частей.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Для каждого из вас я приготовила конверт. Загляните в свои
конверты, что в них находится? (треугольники)
- Сколько треугольников в конвертах? (8)
- Это части какой фигуры? (квадрата)
Я предлагаю вам из этих треугольников создать силуэт любой фигуры. Это
может быть самолёт, домик, кошка или что-то другое, на ваш выбор. Только у
меня
условие,
во
время
аппликации
вы
должны
использовать
все
8
треугольников. Подумайте, что бы вам хотелось изобразить. Если кто-то
испытывает трудности, поднимите руку, я к вам подойду и помогу.
(Дети
занимаются
моделированием
и
аппликацией
силуэтов,
тем,
кто
испытывает
трудность,
воспитатель
предлагает
готовые
варианты
образцов силуэтов).
Рефлексия
- Из каких фигур вы сделали свои работы? (ответы детей)
- Сколько треугольников вам понадобилось? (8)
- Напомните, пожалуйста, какую фигуру мы делили на части? (квадрат)
- На сколько частей вы научились делить квадрат? (на 8)
(Воспитатель предлагает украсить группу работами детей, чтобы создать
праздничную
обстановку,
как
в
стране
Математика.
По
окончании
деятельности дети приводят в порядок рабочие места.)