Напоминание

"Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности


Автор: Курицына Мария Федоровна
Должность: старший методист , педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП "ДТДиМ" ГБОУ СОШ №14"Центр образования" г.о. Сызрань Самарской области
Населённый пункт: город Сызрань Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Использование интерактивных методов обучения как средство

активизации познавательной деятельности обучающихся»
(М.Ф.Курицына, старший методист и педагог дополнительного образования СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.Сызрани, Самарской области) В чем же суть интерактивных методов обучения? Изменить учебный процесс «изнутри», уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым? Слово «интерактив» пришло к нам из английского «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Какие конкретные приёмы и методы можно использовать, чтобы сделать занятие динамичным и более насыщенным, но не перегруженным, необычным и интересным? К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Рассмотрим наиболее важные интерактивные методы с точки зрения формирования исследовательской компетенции при реализации программы «Историческое краеведение»
1. Метод проектов
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт, исследовательская работа и др. Роль ребенка сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случ ае необходимости.
2.

Кейс-метод

Кейс-метод

(Case

study)
– это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case – «случай»). «Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений». В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр. Можно привести пример включения учащихся в программы создания кейсов по отдельным этапам хронологии «Человек в событиях ХХ века на материалах устной истории», «История повседневности в локальной истории края». В состав кейсов данного типа могут входить тексты ученых, работавших по данной исследовательской проблеме раннее, но использовавших иные подходы, источники или методы исследования.
При разработке текста кейса для занятия педагог , на мой взгляд, может использовать многочисленные текстовые материалы художественных произведений. Так на занятиях по темам Великой Отечественной войны вполне приемлемы фрагменты из произведений писателей, участников войны ввиду максимальной их достоверности. Например, «Солдатские мемуары» К. Симонова, «Я погиб подо Ржевом» А. Твардовского, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич или мемуары известных полководцев.
3.Исследовательский метод
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: - ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; - формулировка целей и задач исследования; - сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); - проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента. - объяснение полученных данных; - формулировка выводов, оформление результатов работы. Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения. При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. 4.
Дискуссии
Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности педагога. Их целесообразно использовать при проведении проблемных конференций, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер.
5. Эвристическая беседа
Ее прообразом считаются беседы Сократа, в которых он при помощи вопросов и возражений помогал собеседнику самому приходить к правильным выводам, получать новое (для собеседника) знание. В отличие от традиционной педагогики, которая направлена скорее на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития познавательных и творческих способностей, в эвристической педагогике научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учащимися под руководством педагога. Моделирование творческой деятельности на учебном материале подготавливает учащихся к решению «настоящих» творческих задач, развивает познавательные способности и исследовательские навыки.
6. Игровые методики
Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ гуманитарных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) .
7.

Метод «мозгового штурма»
Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать фундаментальные знания истории, при этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей
позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Рассмотрим пример
,
который предлагается обсудить учащимся по теме «Формирование и развитие пионерского движения в годы Великой Отечественной войны на примере Дворца пионеров и школьников». На проведение «мозгового штурма выделяется 5 минут. При рассмотрении данной проблемы может быть предложено задание: деятельность Дворца в годы войны ( архивные материалы)? В течение одной минуты учащиеся, например, на доске записывают варианты ответов. Ответы обучающихся: выставки технического творчества, концерты, тимуровская деятельность и др. По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа. Обучающимся сообщается правильный ответ: Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме программы). Рассмотренные выше интерактивные методы способствуют повышению познавательной активности обучающихся и качества обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности детей на достижение целей занятия. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В таких отношениях обучающийся является не столько ментором, сколько равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития. Учитывая дефицит времени некоторые методы (метод проектов, кейс-метод, игровые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации занятий или обобщения изученного материала и осуществления интеграции знаний посредством реализации межпредметных связей. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования исследовательской компетенции при проведении занятий.
И в заключение:

«Если мы собираемся улучшить положение для других, то нам надо спешить. Время

уходит. По этому пути я пройду лишь один раз. Так пусть же я уже сейчас совершу какой-

нибудь достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отложу и не упущу случая это

сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду».

Теодор Драйзер


В раздел образования