Автор: Исаева Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Теремок" Населённый пункт: Ульяновская область Капсунский район. р.п Языково Наименование материала: конспект Тема: Русская красавица матрёшка Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного занятия в старшей группе.
На тему «Русская красавица матрёшка».
Выполнила воспитатель Исаева .Т.А.
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и
Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными
особенностями.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру,
символу страны.
Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении
игрушки – матрешки.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о матрешках.
Чтение стихотворений о матрешках.
Загадывание загадок об игрушках.
Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов –
Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
Изготовление книжки «Веселые матрешки».
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными
игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Воспитатель: Какая матрешка?
Дети:
Деревянная,
красочная,
яркая,
разъемная,
веселая,
интересная,
загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд,
из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии
привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а
там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Воспитатель:
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера
фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Воспитатель:
Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком,
румянец
на
щечки
яблочками
лег,
прикрыл
голову
веселый
платочек,
свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной
куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И
стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Воспитатель:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в
народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь».
— «Дело мастера боится».
-« Всякий мастер сам себе дивиться».
Воспитатель:
Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М.
Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. ( «прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Воспитатель: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому,
хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Воспитатель: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и
название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у
матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Воспитатель:
Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат
в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое
оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный
цветами.
Воспитатель:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Воспитатель:
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель:
Это
соседка
Семеновской
матрешки.
У
нее
нет
таких
деталей
как
сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно
видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен
сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту
матрешку.
Слайд 7.
Воспитатель:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель:
Эта
игрушка
и
сейчас
похожа
на
первую
матрешку
с
петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с
радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан,
кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок
завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором,
который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след –
лепесток
или
листок.
А
круглую
серединку
цветка
или
«горох»
можно
получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления
создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Воспитатель:
Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что
живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок,
национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
— Сестренке – брелочки.
— Матрешками можно украшать елки.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть матрёшки. ( воспитатель
достаёт матрёшек, а они весь белые).
Воспитатель: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
— украл злой волшебник;
— отпали…
Воспитатель: Что же делать, как вернуть красоту матрёшки?
Дети:
— нарисовать;
Воспитатель:
Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи
матрешек. Чем можно расписать Матрешку?
Ответы детей: Можно расписать пальчиком.
Матрешку можно расписать при помощи «тычка» и ватной палочки.
Помогут
при
росписи
матрешки
цветные
и
пастельные
карандашами,
красками.
Можно расписать с помощью перышка, печатки.
(Воспитатель предлагает физминутку)
Физминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно
расписывают Матрешек)
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.
Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Каков мастер, такова и работа.
Всякое дело мастера красит.
Воспитатель:
Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о
чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Воспитатель:
(
Подвожу
итог
устраиваю
выставку
работ
задаю
ряд
вопросов) Дети скажите .А кто сегодня к нам в гости приходил ? Что нового
вы
узнали
о
матрёшках?.
Какие
матрёшки
бывают?
Как
вы
помогли
матрёшкам?
Воспитатель: (говорю слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а
сейчас пришло время расставаться. До свиданья.