Напоминание

Русская красавица матрёшка


Автор: Исаева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Ульяновская область Капсунский район. р.п Языково
Наименование материала: конспект
Тема: Русская красавица матрёшка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект комплексного занятия в старшей группе. На тему «Русская красавица матрёшка». Выполнила воспитатель Исаева .Т.А.

Цель:
формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:  Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.  Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями. Развивающие:  Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.  Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.  Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки. Воспитательная:  Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
 Рассматривание иллюстраций о матрешках.  Чтение стихотворений о матрешках.  Загадывание загадок об игрушках.  Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.  Изготовление книжки «Веселые матрешки».

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я на ярмарке была, Сундучок вам принесла. Сундучок тот не простой, И товар в нем расписной. Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Загадка: Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Кукла первая толста, А внутри она пуста, Разнимается она на две половинке, В ней живет еще одна Кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская… Дети: Матрешка. Воспитатель: Правильно, матрешка. Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Воспитатель: Какая матрешка? Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная. Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Слайд 1. Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку? Дети: Из березы, липы. Воспитатель: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Слайд 2 Сделали мастера заготовки и художникам отдали. Слайд 3. Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками. Слайд 4. Воспитатель: И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь». — «Дело мастера боится». -« Всякий мастер сам себе дивиться». Воспитатель: Хочется вам поиграть с матрешкой? Игра «Матрешки и мышки». Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина). Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную. В лесу ягоды искали. Так, так и вот так, В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды». Под кусточком посидели, Вкусны ягоды поели. Так, так и вот так, Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки Как матрешечки устали, Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку Так, так и вот так, Под кусточком задремали. А потом они плясали, Свои ножки показали. Так, так и так, Выставляют ножки на пятку. Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами. Только слышат вдруг подружки: Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху Чьи – то серенькие ножки. ( «прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись! Оказалось, это – мышь! Воспитатель: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно. Слайд 5. Я из тихого зеленого Городка Семенова. В гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бордовых В подарок принесла. Воспитатель: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки? Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Воспитатель: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами. Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришла матрешка. Ложки деревянные, Матрешечка румяная. К нам матрешечка пришла, Звонкий бубен принесла. Слайд 6.
Воспитатель: Я матрешка из Майдана. Украшен мой наряд цветами. С сияющими лепестками. И ягодами разными, Спелыми и красными. Воспитатель: Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки. Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их. Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Слайд 7. Воспитатель: Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой. Воспитатель: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок
завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Воспитатель: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Слайд 7. Слайд 8. Какие же бывают матрешки – сувениры? Ответы детей. На слайдах появляются матрёшки – сувениры. Слайд 9 — 15. Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры? Дети: — Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку. — Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр. — Маме мы можем подарить магниты на холодильник. — Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками. — Сестренке – брелочки. — Матрешками можно украшать елки. Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть матрёшки. ( воспитатель достаёт матрёшек, а они весь белые). Воспитатель: Ах, а куда же делись цветы? Дети:
— украл злой волшебник; — отпали… Воспитатель: Что же делать, как вернуть красоту матрёшки? Дети: — нарисовать; Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Чем можно расписать Матрешку? Ответы детей: Можно расписать пальчиком. Матрешку можно расписать при помощи «тычка» и ватной палочки. Помогут при росписи матрешки цветные и пастельные карандашами, красками. Можно расписать с помощью перышка, печатки. (Воспитатель предлагает физминутку)
Физминутка.
Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали – сжали, Кулачки разжали – сжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. (Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек) Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор. (Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде. Поспешишь – людей насмешишь. Хорошая работа два века живет. Умелые руки не знают скуки. Землю красит солнце, а человека – труд. Каков мастер, такова и работа. Всякое дело мастера красит. Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? Дети: — я думал, какие искусные мастера были в давние времена; — эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем; — я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину. Воспитатель: ( Подвожу итог устраиваю выставку работ задаю ряд вопросов) Дети скажите .А кто сегодня к нам в гости приходил ? Что нового вы узнали о матрёшках?. Какие матрёшки бывают? Как вы помогли матрёшкам? Воспитатель: (говорю слова на фоне музыки) Прекрасный мир вещей Накоплен был веками. Хранит их каждый дом, а может быть – музей. Умейте рисовать и сотворять руками Все то, что может радовать друзей. Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья.


В раздел образования