Напоминание

"Из опыта преподавания истории в группах коррекции"


Автор: Акчурина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО " Энгельсский политехникум"
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: Статья "Из опыта преподавания истории в группах коррекции"
Тема: "Из опыта преподавания истории в группах коррекции"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В нашем учебном учреждении получают профессию выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Это дети с легкой формой задержки психического развития (ЗПР). По мере демократизации нашего общества усиливается и гуманизация образования. Проявление заботы о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – их обучение в системе профессионального образования, помощь в овладении рабочими профессиями, коррекция их развития и социализация аномальных детей. С 1995 года автор преподавала в группах коррекции предмет «История России ХХ века» по программе обучения без получения среднего общего образования. Для эффективной работы были изучены общие вопросы дефектологии и методики обучения обучающихся вспомогательных учреждений, с годами накоплен и обобщен практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В специальной литературе мало разработок, освещающих преподавание в специализированных учреждениях, и практически совсем не разработан вопрос о преподавании теоретических курсов для обучающихся с ОВЗ в системе профессионального образования. Поэтому предложенные материалы, возможно, окажут методическую помощь педагогам, работающим с данной категорией обучающихся. Целью обучения истории обучающихся коррекционных групп является, прежде всего, их
социальная

адаптация,
т.к. под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и
целостное влияние на личность
аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Не имеет смысла ставить своей целью дать ученикам строго систематизированные знания по истории. Курс истории должен строиться на изучении наиболее ярких, значительных событий отечественной истории. Наша цель – воспитать из всех детей, в меру их возможностей, сознательных граждан, участвующих в созидательной жизни страны. Решать коррекционные задачи уроков истории наиболее эффективно позволяют следующие условия и методические приемы:
1) Обеспечение разнообразия выполняемых заданий
репродуктивного, познавательного и творческого характера, что позволяет активизировать различные познавательные процессы, развивает речь, мышление, воображение. Как правило, обучающиеся коррекционных групп с удовольствием работают с учебником (составляют конспекты по вопросам, сами готовят вопросы к тексту, могут составить простой план параграфа). Большинство детей любят задания по работе с картой и заполнение контурных карт (о работе с картой будет сказано отдельно). Они способны выполнять простые творческие задания: описывать репродукции картин с историческим сюжетом или писать мини-сочинения об исторических деятелях. Такие работы получаются успешнее, если даются ориентиры и указания к их выполнению. Конечно, написание таких работ должно быть предварено детальным повторением темы и выполнением подготовительных заданий.
2) Задания
, предлагаемые группе,
должны быть дифференцированы
по трудности материала и сложности их выполнения. Кто-то из обучающихся может отвечать устно, но не умеет составлять конспекты, не владеет письменной речью; кто-то испытывает трудности при разговоре, поэтому ему легче выполнить письменное задание. Эти особенности обязательно нужно учитывать и индивидуализировать задания. Кроме того, по нашим наблюдениям, эффективна работа в малых группах, в которых представлены обучающиеся, как с различными дефектами, так и с различными умениями. Им выдается общее задание, которое они выполняют сообща, и выставляются одинаковые оценки за выполнение. Таким образом, дети помогают друг другу, учат и контролируют себя сами. Важен и воспитательный аспект: ребята учатся работать в коллективе или, как сейчас принято говорить, в «одной команде». Это подготавливает их к трудовой деятельности, формирует общие компетенции.
3) Сочетание
на основных этапах урока
различных методов и приемов обучения.
Для обучающихся коррекционных групп сложно воспринимать уроки-лекции, готовиться к урокам- семинарам, они не могут долго самостоятельно конспектировать или выполнять большие по объему задания. Оптимально на одном уроке использовать «ассорти» методических приемов. Это не ослабит интерес и позволит «переключить» работу органов чувств, одновременно разгружая и тренируя их. По данным румынского дефектолога Г.Раду при словесном методе обучения умственно отсталые дети усваивают не более 20% новых сведений и сообщений на уроке. При совместном применении слова и наглядности процент усвоения новых сведений возрастает до 28-37 % и только при сопряженном использовании слова, наглядности и практической деятельности ученики усваивают 58-70% сведений. В использовании названных методов тоже есть специфические особенности. Сформировать знания у обучающихся с ЗПР, используя обычное объяснение и показ, удается далеко не всегда. Умственно отсталые дети во многих случаях усваивают в основном второстепенные сведения. Поэтому в
рассказе

нужно избегать чрезмерно обобщенных описаний. Следует специально выделить отдельные мелкие детали, опираясь на которые впоследствии обучающийся вспомнит содержание урока. Для усиления эмоциональности рассказа, повышения его образовательной и воспитательной ценности можно использовать отрывки из произведений художественной литературы. При этом приеме важно чувствовать меру, т.к. при сильной возбудимости обучающихся эмоции могут «перекрыть» зону памяти, а для детей, близких к аутизму, такой прием излишен. Предметно-образная
наглядность
способствует формированию представлений. Однако при организации восприятия наглядного материала данной категории обучающихся следует предоставить достаточно времени для знакомства с объектом изучения. Поэтому из многочисленных экранных средств обучения полезнее использовать кинофрагменты, презентации чем полные фильмы, рассчитанные на большую быстроту восприятия предлагаемого материала. Восприятие необходимо направлять предварительными заданиями и комментариями преподавателя. Специфические трудности возникают у обучающихся коррекционных в работе с символической наглядностью, в первую очередь – с картой. Для исправления этого недостатка прежде всего необходимо использование словесного описания событий на основе карты, а также иллюстративной наглядности. Вспомогательным приемом является размещение на карте иллюстраций (стрелок, флажков, звездочек, человечков) и организация рассказов обучающихся по таким дополнениям. Для упрощения понимания и запоминания хода военных действий нами используются
карто-схемы
войн или отдельных сражений. Карто-схемы создаются на глазах учащихся на доске в виде меловых схем и воспроизводятся ими сначала в тетрадях, а в ходе закрепления материала – на доске. В психологических исследованиях по проблемам дефектологии рекомендуется использовать схематические изображения при изучении любого теоретического материала. Сущность составления словесно-графических схем заключается в том, что вокруг главного признака (события) объединяются другие его признаки (события). При рассмотрении причин и следствий явлений возможен графический показ этих причинно-следственных отношений, например, при помощи соединительных стрелок. Обучающиеся коррекционных групп затрудняются воспринимать и запоминать сложные схемы с зашифрованной информацией. Для них более доступны
опорные схемы
с небольшим числом информативных единиц. При работе со схемами и опорными конспектами можно использовать опыт В.Ф.Шаталова. Так эффективным является сжатое изложение материала преподавателем по опорным конспектам, которое следует за развернутым объяснением, а также использование схем и опорных конспектов при повторении и изложении ранее изученного материала. При закреплении и повторении материала, при изучении некоторых новых тем нами используются специально составленные для коррекционных групп
рабочие тетради.
Имеющиеся в продаже готовые рабочие тетради по курсу истории не учитывают особенностей данной категории обучающихся и привязывают преподавателя к изложению материала в заданных объеме и последовательности. Отступление от порядка изложения в тетради не желательно, т.к. некоторые дети могут потерять нить изложения. Последовательность заданий рабочей тетради должна совпадать с планом изучения темы. Обучающиеся могут сами принять участие в создании таких рабочих тетрадей на уроках или во внеурочной работе. Задания рабочей тетради содержат составление карто-схем, выбор правильных и вычеркивание неправильных ответов в тестах, исправление и дополнение ошибочных и неполных ответов, раскрытие причинно-следственных связей, работу с документами и т.д. Таким образом, происходит не только восприятие, но и осмысление материала. 4) Еще один момент обязателен при работе с детьми с ОВЗ – это доброжелательная, теплая атмосфера,
особый психологический климат
на уроке. Любовь и понимание нужны каждому ребенку, а детям с больной психикой – особенно. Они не станут профессиональными историками, их знания относительно других ребят – примитивны. Но мы не жалеем похвалы и хороших оценок для этих детей, потому что каждый правильный ответ – это их победа прежде всего над собственным спящим разумом, это шаг в становлении их личности. Успех должен приводить к новым успехам – таково кредо нашей работы и цель психолого-педагогического воздействия на обучающихся корррекционных групп.
Список использованной литературы:
1. В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. Основы дефектологии. М., 1990. 2. С.П.Мирский. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М.,1992. 3. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.,1980. 4. В.Ф.Шаталов. Педагогическая проза. М.,1980.


В раздел образования