"Из опыта преподавания истории в группах коррекции"
Автор: Акчурина Светлана Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ СО " Энгельсский политехникум" Населённый пункт: г. Энгельс Наименование материала: Статья "Из опыта преподавания истории в группах коррекции" Тема: "Из опыта преподавания истории в группах коррекции" Раздел: среднее профессиональное
В нашем учебном учреждении получают профессию выпускники специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида. Это дети с легкой формой задержки психического развития (ЗПР).
По мере демократизации нашего общества усиливается и гуманизация образования. Проявление
заботы о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – их обучение в системе
профессионального образования, помощь в овладении рабочими профессиями, коррекция их развития
и социализация аномальных детей.
С 1995 года автор преподавала в группах коррекции предмет «История России ХХ века» по программе
обучения без получения среднего общего образования. Для эффективной работы были изучены общие
вопросы дефектологии и методики обучения обучающихся вспомогательных учреждений, с годами
накоплен и обобщен практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В специальной литературе мало разработок, освещающих преподавание в специализированных
учреждениях, и практически совсем не разработан вопрос о преподавании теоретических курсов для
обучающихся с ОВЗ в системе профессионального образования. Поэтому предложенные материалы,
возможно, окажут методическую помощь педагогам, работающим с данной категорией обучающихся.
Целью обучения истории обучающихся коррекционных групп является, прежде всего, их социальная
адаптация, т.к. под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и
целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата
в процессе его обучения, воспитания и развития.
Не имеет смысла ставить своей целью дать ученикам строго систематизированные знания по истории.
Курс истории должен строиться на изучении наиболее ярких, значительных событий отечественной
истории. Наша цель – воспитать из всех детей, в меру их возможностей, сознательных граждан,
участвующих в созидательной жизни страны.
Решать коррекционные задачи уроков истории наиболее эффективно позволяют следующие условия и
методические приемы:
1) Обеспечение разнообразия выполняемых заданий репродуктивного, познавательного и
творческого характера, что позволяет активизировать различные познавательные процессы, развивает
речь, мышление, воображение.
Как правило, обучающиеся коррекционных групп с удовольствием работают с учебником (составляют
конспекты по вопросам, сами готовят вопросы к тексту, могут составить простой план параграфа).
Большинство детей любят задания по работе с картой и заполнение контурных карт (о работе с картой
будет сказано отдельно). Они способны выполнять простые творческие задания: описывать
репродукции картин с историческим сюжетом или писать мини-сочинения об исторических деятелях.
Такие работы получаются успешнее, если даются ориентиры и указания к их выполнению.
Конечно, написание таких работ должно быть предварено детальным повторением темы и выполнением
подготовительных заданий.
2) Задания , предлагаемые группе, должны быть дифференцированы по трудности материала и
сложности их выполнения.
Кто-то из обучающихся может отвечать устно, но не умеет составлять конспекты, не владеет
письменной речью; кто-то испытывает трудности при разговоре, поэтому ему легче выполнить
письменное задание. Эти особенности обязательно нужно учитывать и индивидуализировать задания.
Кроме того, по нашим наблюдениям, эффективна работа в малых группах, в которых представлены
обучающиеся, как с различными дефектами, так и с различными умениями. Им выдается общее
задание, которое они выполняют сообща, и выставляются одинаковые оценки за выполнение. Таким
образом, дети помогают друг другу, учат и контролируют себя сами. Важен и воспитательный аспект:
ребята учатся работать в коллективе или, как сейчас принято говорить, в «одной команде». Это
подготавливает их к трудовой деятельности, формирует общие компетенции.
3) Сочетание на основных этапах урока различных методов и приемов обучения.
Для обучающихся коррекционных групп сложно воспринимать уроки-лекции, готовиться к урокам-
семинарам, они не могут долго самостоятельно конспектировать или выполнять большие по объему
задания. Оптимально на одном уроке использовать «ассорти» методических приемов. Это не ослабит
интерес и позволит «переключить» работу органов чувств, одновременно разгружая и тренируя их.
По данным румынского дефектолога Г.Раду при словесном методе обучения умственно отсталые дети
усваивают не более 20% новых сведений и сообщений на уроке. При совместном применении слова и
наглядности процент усвоения новых сведений возрастает до 28-37 % и только при сопряженном
использовании слова, наглядности и практической деятельности ученики усваивают 58-70% сведений.
В использовании названных методов тоже есть специфические особенности. Сформировать знания у
обучающихся с ЗПР, используя обычное объяснение и показ, удается далеко не всегда. Умственно
отсталые дети во многих случаях усваивают в основном второстепенные сведения. Поэтому в рассказе
нужно избегать чрезмерно обобщенных описаний. Следует специально выделить отдельные мелкие
детали, опираясь на которые впоследствии обучающийся вспомнит содержание урока. Для усиления
эмоциональности рассказа, повышения его образовательной и воспитательной ценности можно
использовать отрывки из произведений художественной литературы. При этом приеме важно
чувствовать меру, т.к. при сильной возбудимости обучающихся эмоции могут «перекрыть» зону памяти,
а для детей, близких к аутизму, такой прием излишен.
Предметно-образная наглядность способствует формированию представлений. Однако при
организации восприятия наглядного материала данной категории обучающихся следует предоставить
достаточно времени для знакомства с объектом изучения. Поэтому из многочисленных экранных
средств обучения полезнее использовать кинофрагменты, презентации чем полные фильмы,
рассчитанные на большую быстроту восприятия предлагаемого материала. Восприятие необходимо
направлять предварительными заданиями и комментариями преподавателя.
Специфические трудности возникают у обучающихся коррекционных в работе с символической
наглядностью, в первую очередь – с картой. Для исправления этого недостатка прежде всего
необходимо использование словесного описания событий на основе карты, а также иллюстративной
наглядности. Вспомогательным приемом является размещение на карте иллюстраций (стрелок,
флажков, звездочек, человечков) и организация рассказов обучающихся по таким дополнениям.
Для упрощения понимания и запоминания хода военных действий нами используются карто-схемы
войн или отдельных сражений. Карто-схемы создаются на глазах учащихся на доске в виде меловых
схем и воспроизводятся ими сначала в тетрадях, а в ходе закрепления материала – на доске.
В психологических исследованиях по проблемам дефектологии рекомендуется использовать
схематические изображения при изучении любого теоретического материала. Сущность составления
словесно-графических схем заключается в том, что вокруг главного признака (события) объединяются
другие его признаки (события). При рассмотрении причин и следствий явлений возможен графический
показ этих причинно-следственных отношений, например, при помощи соединительных стрелок.
Обучающиеся коррекционных групп затрудняются воспринимать и запоминать сложные схемы с
зашифрованной информацией. Для них более доступны опорные схемы с небольшим числом
информативных единиц. При работе со схемами и опорными конспектами можно использовать опыт
В.Ф.Шаталова. Так эффективным является сжатое изложение материала преподавателем по опорным
конспектам, которое следует за развернутым объяснением, а также использование схем и опорных
конспектов при повторении и изложении ранее изученного материала.
При закреплении и повторении материала, при изучении некоторых новых тем нами используются
специально составленные для коррекционных групп рабочие тетради. Имеющиеся в продаже готовые
рабочие тетради по курсу истории не учитывают особенностей данной категории обучающихся и
привязывают преподавателя к изложению материала в заданных объеме и последовательности.
Отступление от порядка изложения в тетради не желательно, т.к. некоторые дети могут потерять нить
изложения. Последовательность заданий рабочей тетради должна совпадать с планом изучения темы.
Обучающиеся могут сами принять участие в создании таких рабочих тетрадей на уроках или во
внеурочной работе.
Задания рабочей тетради содержат составление карто-схем, выбор правильных и вычеркивание
неправильных ответов в тестах, исправление и дополнение ошибочных и неполных ответов, раскрытие
причинно-следственных связей, работу с документами и т.д. Таким образом, происходит не только
восприятие, но и осмысление материала.
4) Еще один момент обязателен при работе с детьми с ОВЗ – это доброжелательная, теплая
атмосфера, особый психологический климат на уроке. Любовь и понимание нужны каждому ребенку,
а детям с больной психикой – особенно. Они не станут профессиональными историками, их знания
относительно других ребят – примитивны. Но мы не жалеем похвалы и хороших оценок для этих детей,
потому что каждый правильный ответ – это их победа прежде всего над собственным спящим разумом,
это шаг в становлении их личности. Успех должен приводить к новым успехам – таково кредо нашей
работы и цель психолого-педагогического воздействия на обучающихся корррекционных групп.
Список использованной литературы:
1.
В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. Основы дефектологии. М., 1990.
2.
С.П.Мирский. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда.
М.,1992.
3.
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.,1980.
4.
В.Ф.Шаталов. Педагогическая проза. М.,1980.