Напоминание

Модернизация качества педагогического образования в условиях колледжа на основе использования стандартов конкурса "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)


Автор: Жуков Станислав Валентинович
Должность: заведующий ресурсным центром
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Автодорожный колледж"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Модернизация качества педагогического образования в условиях колледжа на основе использования стандартов конкурса "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Модернизация качества педагогического образования в условиях

колледжа на основе использования стандартов конкурса «Молодые

профессионалы» (WorldSkills Russia)
Главным предметом рассмотрения в нашей статье являются вопросы модернизации ФГОС по профессии «Автомеханик» с учетом требований профессиональных стандартов и конкурса WorldSkills. Эти вопросы мы обсуждаем в аспекте управления образовательной деятельностью, развития профессиональных компетенций с целью обеспечения качества и эффективности успешной социализации всех участников образовательных отношений. В связи с реализацией ФГОС СПО у педагогического сообщества меняется понимание того, что является результатом обучения и как этот результат можно оценить. В профессиональном образовании, согласно требованиям ФГОС СПО, в качестве результатов освоения программы обучения выступают наборы компетенций – общих и профессиональных. Они обозначают, что обучающийся должен знать, уметь, делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей образовательной программы по специальности. Согласно № 273–ФЗ (ст. 2, п. 29), «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Обращаем ваше внимание на то, что Закон фиксирует возможность различия (несовпадения) между государственными требованиями (их определяет ФГОС) и потребностями общества. Таким образом, определяется необходимость изучения общественного заказа и качественного соответствия и ему тоже. Согласно № 273–ФЗ (гл. 3, гл. 12), оценивание качества образования может проводиться в ходе государственной и общественной аккредитации, мониторинга системы образования, самообследования, государственного контроля (надзора) в сфере образования. Мы представляем педагогическому сообществу опыт участия в конкурсе «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Использование принципов и стандартов WorldSkills (далее – WS) мы рассматриваем как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества.
Независимая оценка качества образования признана в РФ на законодательном уровне с 2012 г. В № 273–ФЗ она отнесена к системе управления образованием. Согласно статье 95, независимая оценка качества образования (далее – НОКО) включает оценку качества подготовки обучающихся и оценку качества образовательной деятельности организации. Оценка качества подготовки предполагает получение информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей. Организации, осуществляющие НОКО, самостоятельно определяют условия, формы и методы проведения такой оценки. WS International (далее – WSI) – это международная некоммерческая организация, основанная в 1950 г., и сегодня объединяющая 75 стран мира. WSI организует конкурсы профессионального мастерства, в которых принимают участие как молодые специалисты – студенты колледжей в возрасте от 16 до 22 лет (в качестве соревнующихся), так и известные профессионалы (в качестве экспертов, описывающих ключевые проверяемые навыки – skills, оценивающих выполнение заданий по специальным критериям). Целью проведения чемпионатов является повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, сферу услуг, совершенствование квалификационных стандартов по профессиям и специальностям с учетом российских и международных требований к профессиональным компетенциям. Еще одной из целей WS является создание широкого экспертного сообщества. Чемпионаты по стандартам WS позволяют преподавателям познакомиться с инновационными технологиями обучения и профессиональными стандартами международного уровня, тем самым осуществляя модернизацию системы образования в своей стране. Стандарты WS предполагают неукоснительное выполнение требований к проведению соревнований: публичность (соревновательную площадку могут посетить все заинтересованные лица); единство и равенство условий для всех участников; достаточную продолжительность соревнований по времени (16–22 час.); открытость тестовых заданий и критериев оценки; непредвзятость оценивания по критериям с использованием электронных систем подсчета. Российская Федерация вступила в движение WSI в 2012 г. С января 2016 г. чемпионаты по стандартам WS в России официально получили новое название – «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Стандарты WSR при подготовке специалистов по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (33 Automobile technology)
определены в документе, разработанном WorldSkills International – «Стандартные технические условия WorldSkills» (WSSS). Стандартные технические условия WorldSkills в компетенции «Автомеханика» определяют знания, понимания и конкретные навыки, в основе которых лежат лучшие международные обучающие технологии, используемые при подготовке специалистов автомобильной отрасли. Целью внедрения стандартов WorldSkills в учебном процессе является подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных на современном рынке труда. Содержание СТУ WorldSkills направлено на изучение всех узлов и агрегатов современных автомобилей, а также новых технологий, применяемых в автомобильной отрасли. СТУ WorldSkills включают в себя две составляющие:
1. Организация практических работ и техника безопасности:
1. Организация практических работ и техника безопасности
2. Требования к техническим знаниям и навыкам:
1. Системы управления работой бензинового и дизельного двигателя современных автомобилей. Принципы работы, диагностика, ремонт и обслуживание 2. Электрооборудование, мультиплексные сети. Принципы работы, диагностика, ремонт и обслуживание 3. Механическая часть современных бензиновых и дизельных двигателей. Устройство, диагностика, ремонт 4. Гибридные автомобили. Электромобили. Принципы работы, диагностика, обслуживание и ремонт Требования к техническим заданиям представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен обладать специалист в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» в соответствии со стандартом WSR. Современные автомобильные технологии воплотили в себе все передовые достижения научно-технического прогресса. Для подготовки высокопрофессиональных кадров, способных обслуживать и ремонтировать современные автомобили, требуется:
 высококачественное техническое, методическое и программное обеспечение учебного процесса;  возможность осуществления практических работ на действующих узлах и агрегатах современных автомобилей;  использование профессионального диагностического оборудования и измерительных приборов различных производителей;  многократное выполнение технических работ под руководством высокопрофессиональных наставников (преподавателей, мастеров производственного обучения) Выполнение всех этих составляющих позволит готовить специалистов, способных побеждать в конкурсах, проводимых по стандартам WorldSkills, и быть всегда востребованными на современном рынке труда в соответствии с требованиями бизнеса и промышленности.


В раздел образования