Модернизация качества педагогического образования в условиях колледжа на основе использования стандартов конкурса "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)
Автор: Жуков Станислав Валентинович Должность: заведующий ресурсным центром Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Автодорожный колледж" Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Модернизация качества педагогического образования в условиях колледжа на основе использования стандартов конкурса "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Раздел: среднее профессиональное
Модернизация качества педагогического образования в условиях
колледжа на основе использования стандартов конкурса «Молодые
профессионалы» (WorldSkills Russia)
Главным предметом рассмотрения в нашей статье являются вопросы
модернизации ФГОС по профессии «Автомеханик» с учетом требований
профессиональных
стандартов
и
конкурса WorldSkills.
Эти
вопросы
мы
обсуждаем в аспекте управления образовательной деятельностью, развития
профессиональных
компетенций
с
целью
обеспечения
качества
и
эффективности успешной социализации всех участников образовательных
отношений.
В
связи
с
реализацией
ФГОС
СПО
у
педагогического
сообщества
меняется понимание того, что является результатом обучения и как этот
результат
можно
оценить.
В
профессиональном
образовании,
согласно
требованиям
ФГОС
СПО,
в
качестве
результатов
освоения
программы
обучения
выступают
наборы
компетенций – общих и профессиональных.
Они
обозначают,
что
обучающийся
должен
знать,
уметь,
делать
после
завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или
всей образовательной программы по специальности.
Согласно № 273–ФЗ (ст. 2, п. 29), «качество образования – комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам,
ФГТ и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения
планируемых
результатов
образовательной
программы».
Обращаем ваше внимание на то, что Закон фиксирует возможность различия
(несовпадения)
между
государственными
требованиями
(их
определяет
ФГОС)
и
потребностями
общества.
Таким
образом,
определяется
необходимость изучения общественного заказа и качественного соответствия
и
ему
тоже.
Согласно
№
273–ФЗ
(гл.
3,
гл.
12),
оценивание
качества
образования может проводиться в ходе государственной и общественной
аккредитации,
мониторинга
системы
образования,
самообследования,
государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Мы представляем педагогическому сообществу опыт участия в конкурсе
«Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Использование принципов и
стандартов
WorldSkills
(далее
–
WS)
мы
рассматриваем
как
инструмент
независимой
оценки
качества
педагогического
образования
и
средство
повышения его качества.
Независимая
оценка
качества
образования
признана
в
РФ
на
законодательном уровне с 2012 г. В № 273–ФЗ она отнесена к системе
управления образованием. Согласно статье 95, независимая оценка качества
образования
(далее
–
НОКО)
включает
оценку
качества
подготовки
обучающихся и оценку качества образовательной деятельности организации.
Оценка качества подготовки предполагает получение информации об уровне
освоения
обучающимися
образовательной
программы
или
ее
частей.
Организации, осуществляющие НОКО, самостоятельно определяют условия,
формы и методы проведения такой оценки.
WS International (далее – WSI) – это международная некоммерческая
организация, основанная в 1950 г., и сегодня объединяющая 75 стран мира.
WSI
организует
конкурсы
профессионального
мастерства,
в
которых
принимают
участие
как
молодые
специалисты
–
студенты
колледжей
в
возрасте от 16 до 22 лет (в качестве соревнующихся), так и известные
профессионалы (в качестве экспертов, описывающих ключевые проверяемые
навыки
–
skills,
оценивающих
выполнение
заданий
по
специальным
критериям). Целью проведения чемпионатов является повышение престижа
рабочих
профессий,
привлечение
молодежи
в
производственные
секторы
экономики, сферу услуг, совершенствование квалификационных стандартов
по профессиям и специальностям с учетом российских и международных
требований к профессиональным компетенциям. Еще одной из целей WS
является
создание
широкого
экспертного
сообщества.
Чемпионаты
по
стандартам WS позволяют преподавателям познакомиться с инновационными
технологиями обучения и профессиональными стандартами международного
уровня, тем самым осуществляя модернизацию системы образования в своей
стране.
Стандарты
WS
предполагают
неукоснительное
выполнение
требований
к
проведению
соревнований:
публичность
(соревновательную
площадку могут посетить все заинтересованные лица); единство и равенство
условий для всех участников; достаточную продолжительность соревнований
по времени (16–22 час.); открытость тестовых заданий и критериев оценки;
непредвзятость оценивания по критериям с использованием электронных
систем подсчета.
Российская Федерация вступила в движение WSI в 2012 г. С января
2016 г. чемпионаты по стандартам WS в России официально получили новое
название – «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Стандарты WSR при подготовке специалистов по компетенции «Ремонт
и
обслуживание
легковых
автомобилей»
(33 Automobile
technology)
определены
в
документе,
разработанном
WorldSkills International
–
«Стандартные технические условия WorldSkills» (WSSS).
Стандартные
технические
условия
WorldSkills
в
компетенции
«Автомеханика»
определяют
знания,
понимания
и
конкретные
навыки,
в
основе
которых
лежат
лучшие
международные
обучающие
технологии,
используемые при подготовке специалистов автомобильной отрасли.
Целью внедрения стандартов WorldSkills в учебном процессе является
подготовка
высококвалифицированных
кадров,
востребованных
на
современном рынке труда.
Содержание
СТУ
WorldSkills
направлено
на
изучение
всех
узлов
и
агрегатов
современных
автомобилей,
а
также
новых
технологий,
применяемых в автомобильной отрасли. СТУ WorldSkills включают в себя
две составляющие:
1. Организация практических работ и техника безопасности:
1. Организация практических работ и техника безопасности
2. Требования к техническим знаниям и навыкам:
1.
Системы
управления
работой
бензинового
и
дизельного
двигателя
современных
автомобилей.
Принципы
работы,
диагностика,
ремонт
и
обслуживание
2.
Электрооборудование,
мультиплексные
сети.
Принципы
работы,
диагностика, ремонт и обслуживание
3. Механическая часть современных бензиновых и дизельных двигателей.
Устройство, диагностика, ремонт
4. Гибридные автомобили. Электромобили. Принципы работы, диагностика,
обслуживание и ремонт
Требования
к
техническим
заданиям
представляют
собой
перечень
знаний и умений, которыми должен обладать специалист в компетенции
«Ремонт
и
обслуживание
легковых
автомобилей»
в
соответствии
со
стандартом WSR.
Современные
автомобильные
технологии
воплотили
в
себе
все
передовые
достижения
научно-технического
прогресса.
Для
подготовки
высокопрофессиональных кадров, способных обслуживать и ремонтировать
современные автомобили, требуется:
высококачественное
техническое,
методическое
и
программное
обеспечение учебного процесса;
возможность
осуществления
практических
работ
на
действующих
узлах и агрегатах современных автомобилей;
использование профессионального диагностического оборудования и
измерительных приборов различных производителей;
многократное
выполнение
технических
работ
под
руководством
высокопрофессиональных
наставников
(преподавателей,
мастеров
производственного обучения)
Выполнение
всех
этих
составляющих
позволит
готовить
специалистов,
способных побеждать в конкурсах, проводимых по стандартам WorldSkills, и
быть всегда востребованными на современном рынке труда в соответствии с
требованиями бизнеса и промышленности.