Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе дополнительного образования
Автор: Крылова Людмила Леонидовна Должность: методист, педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП "ДТДиМ" ГБОУ СОШ №14 г.о. Сызрань Самарской областиг Населённый пункт: г.Сызрань Самарской области Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе
дополнительного образования
Л.Л. Крылова
Структурное подразделение, реализующее дополнительные
общеобразовательные программы «Дворец творчества детей и молодежи»
ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» г.о. Сызрань Самарской области.
С чего начинается Родина? С березки за окном, с трели соловья, с ласковых
и нежных рук матери, с семьи, с привязанности к дому, к природе, окружающей
его, к родной улице, городу, селу.
С чего начинается народ? С неповторимой внешности, с определенным
укладом жизни, с обычаев и традиций, с песенного и танцевального богатства –
с особой культуры, присущей только ему (народу) и никому больше. Духовно
нравственные истоки как раз и берут свое начало в традиционной народной
культуре, в воспитании терпимости и доброты, щедрости и милосердия. Вот
что лежало в основе быта и традиций русского народа.
Формирование духовно-нравственных основ личности осуществляется в
процессе знакомства детей с фольклором, народными сказками, пословицами,
поговорками,
с
историей
родного
края,
многонациональной
культурой.
Освоение
культурных
ценностей
происходит
в
ходе
выполнения
образовательной программы, в сравнении народного искусства того времени с
настоящим. Народное искусство раскрывает истоки духовной жизни русского
народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности.
Зачем же приобщать ребенка к истокам народной культуры? Отвечая на
этот вопрос,
приведу слова И. А. Ильина:
«Судьба народа скрыта в его
истории. Она таит в себе не только прошлое, но и его будущее… История
народа
есть
молчаливый
глагол
его
духа,
таинственная
запись
его
судеб,
пророческое знамение его судеб». Не надо выращивать Ивана, непомнящего
своего родства.
Большие
воспитательные
возможности
в
работе
по
возрождению
русской национальной культуры, народных традиций заключены в организации
и проведении воспитательных мероприятий, бесед о народных праздниках и
традициях.
В
них
накоплены
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времён
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
животных,
насекомых,
растений.
Эти
наблюдения
связаны
с
трудом
и
различными
сторонами
общественной
жизни
человека.
Праздник
также
неотделим
от
жизни
общества.
Он
вобрал
в
себя
все
представления
и
нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный
период жизни.
Важным
аспектом
по
формированию
духовно-нравственного
и
гражданского
воспитания
является
знакомство
с
декоративно-прикладным
искусством России. Каждое изделие народного искусства это национальная
гордость,
это
начало,
питающее
и
сегодняшнюю
культуру,
искусство,
образование.
Воспитание
на
традициях
русского
народа
–
одна
из
важнейших
педагогических задач объединения «Чудо-мастерица». Рукоделие приобщает
ребят
к
духовным
ценностям,
знакомит
с
наследием
мировой
культуры.
В
процессе
занятий,
подготовки
и
проведению
бесед,
выставок
у
детей
формируется чувство гордости и восхищения за свой народ. Тематика занятий
каждого
блока
программы
способствует
развитию
духовно-нравственных
качеств и возрождению народных традиций.
Сегодня, когда возрождается интерес к воспитанию, и растёт понимание
его
роли
в
современной
ситуации
развития
общества,
уже
недостаточно
говорить
о
необходимости
централизации
воспитательного
процесса
на
личность
ребёнка.
Без
реальных
механизмов
воспитания
успехов
добиться
невозможно. Педагогические исследования и практика последних лет показали,
что такими эффективными механизмами являются воспитательная система и
воспитательное пространство.
Общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и
продуктивным
воспитание
может
стать
только
в
рамках
организованной
воспитательной системы образовательного учреждения. Осознание это привело
коллектив Дворца творчества детей и молодёжи к пониманию необходимости
перехода
от
системы
воспитательной
работы
к
созданию
воспитательной
системы
образовательного
учреждения.
С
2015
реализуется
воспитательная
система
«Духовно-нравственное
и
гражданско-патриотическое
воспитание».
Наша
воспитательная
система
стоит
на
принципах,
заложенных
в
Уставе
образовательного
учреждения.
Основу
воспитательной
политики
Дворца
творчества
составляет
Программа
развития
(программа
деятельности),
базирующаяся на системообразующих идеях: идея приоритетности воспитания
и идея воспитания на основе национальных ценностей и традиций.
Формирование у молодого поколения и у самих себя патриота,
готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей,
воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем,
учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал
наше Отечество.
Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это
не
только
военно-патриотическое,
а
и
художественное,
туристско
-
краеведческое,
спортивно-оздоровительное
развитие
творческих
детских
инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство
истинного
патриотизма
как
духовно-нравственную
и
социальную
ценность,
сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые
качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах
деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
У нас проводятся мероприятия ориентированные на все социальные слои
и
возрастные
группы,
определяют
основные
пути
развития
системы
патриотического
воспитания,
ее
основные
компоненты,
позволяющие
формировать готовность молодежи округа к служению Отечеству. При этом
учитывается опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы,
тенденции развития современного общества.
Сегодня
ВПО «Щит»
объединяет более 500 курсантов, которые
з а н и м а ю т с я
в
о т д е л е н и я х «Авиация»,
«Пожарный-спасатель»,
«Транспортная
полиция»,
«Юный
инспектор
движения»,
«Школа
выживания».
Участвуя и побеждая на городских, областных военно-патриотических
слетах, фестивалях, конкурсах ВПО «Щит» удостаивалось чести представлять
Самарскую область на Всероссийской спартакиаде школьников по военно-
прикладным и техническим видам спорта,
в финале Всероссийской военно-
спортивной игры « Победа». Курсанты ВПО «Щит» являются организаторами
и
активными
участниками
традиционного
мероприятия
«Вахта
Памяти»,
участниками Парада в День Победы, Поста №1 в Дни боевой славы у Вечного
Огня.
Мы гордимся нашими выпускниками, которые достойно служат в рядах
Российской армии, обучаются в военных ВУЗах нашей необъятной родины.
Разные люди, разные судьбы, но всех нас объединяет одно. ВПО «Щит» - это
школа мужества, надежности и верности.
У
многих
людей
и
народностей
привязанность
к
родным
местам
огромна. А это, несомненно,
стержневое свойство здорового патриотизма.
Вспоминается и такой рассказ. Отец и сын возятся у пня сосны, которая росла
перед домом. Быть может, сосне лет 300 было, возможно и больше. Дедушка
срубил, когда посохла. А вот его сын и внук превратили пень в клумбу: всё лето
– с ранней весны до поздней осени - цветут на ней цветы, меняя друг друга. «В
росе
на
лепестках
умывается,
купается
душа
дедушки»,
сказал
мальчик
с
нежностью. Вот такие люди не дадут разрушить экологию ни своей природе,
ни родной культуре. И живую душу, верную родине, сохранят, и заветы предков
детям передадут.
Воспитывать
эти
драгоценные
чувства
лозунгами
и
призывами
невозможно. Чтобы дети выросли
счастливыми и
истинными гражданами
своей страны надо заложить в них добрые зёрна творческого и физического
начала.
Только
постоянная
практическая,
созидательная
деятельность
взрослых и детей будет эффективно этому способствовать.
Ещё Аристотель говорил: «Ни что так не вредит человеку, как длительное
бездействие».
Труд на благо своей Родины, общение с природой
должны составить
основу гражданственности, красоту духа подрастающего поколения.
Природа в конечном итоге является основой эстетического аспекта нашей
духовной жизни.
Издревле люди различали четыре стихии ( по – гречески «стихия» -
первооснова : огонь, воздух, воду, землю. В наше время выявилась еще одна
стихия – неразумная человеческая деятельность.
Пока мы не научимся
вникать в насущные экологические
проблемы,
аргументировано отстаивать и защищать природоохранные интересы родного
города,
края, своей страны
рано говорить о нравственной и гражданской
позиции подрастающего поколения.
Сейчас
это
актуально
как
никогда.
Всё
чаще
свободное
время
дети
проводят
не
на
природе,
а
за
компьютерными
играми,
где
больше
пропагандируется
физическая
сила,
а
не
развитие
интеллектуально
–
нравственного потенциала. Ребята стали меньше читать, ещё реже обсуждать
насущные природоохранные проблемы свого города, не говоря уже о стране.
Увы, как часто в обществе любовь и забота к окружающему миру у
одних перечёркивается незнанием, безразличием и жестокостью у других.