Напоминание

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе дополнительного образования


Автор: Крылова Людмила Леонидовна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП "ДТДиМ" ГБОУ СОШ №14 г.о. Сызрань Самарской областиг
Населённый пункт: г.Сызрань Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад





Духовно-нравственное воспитание обучающихся в системе

дополнительного образования
Л.Л. Крылова Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы «Дворец творчества детей и молодежи» ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» г.о. Сызрань Самарской области. С чего начинается Родина? С березки за окном, с трели соловья, с ласковых и нежных рук матери, с семьи, с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родной улице, городу, селу. С чего начинается народ? С неповторимой внешности, с определенным укладом жизни, с обычаев и традиций, с песенного и танцевального богатства – с особой культуры, присущей только ему (народу) и никому больше. Духовно нравственные истоки как раз и берут свое начало в традиционной народной культуре, в воспитании терпимости и доброты, щедрости и милосердия. Вот что лежало в основе быта и традиций русского народа. Формирование духовно-нравственных основ личности осуществляется в процессе знакомства детей с фольклором, народными сказками, пословицами, поговорками, с историей родного края, многонациональной культурой. Освоение культурных ценностей происходит в ходе выполнения образовательной программы, в сравнении народного искусства того времени с настоящим. Народное искусство раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности. Зачем же приобщать ребенка к истокам народной культуры? Отвечая на этот вопрос, приведу слова И. А. Ильина: «Судьба народа скрыта в его истории. Она таит в себе не только прошлое, но и его будущее… История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение его судеб». Не надо выращивать Ивана, непомнящего своего родства. Большие воспитательные возможности в работе по возрождению русской национальной культуры, народных традиций заключены в организации и проведении воспитательных мероприятий, бесед о народных праздниках и традициях. В них накоплены тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Праздник также неотделим от жизни общества. Он вобрал в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию в трудный период жизни. Важным аспектом по формированию духовно-нравственного и гражданского воспитания является знакомство с декоративно-прикладным искусством России. Каждое изделие народного искусства это национальная
гордость, это начало, питающее и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Воспитание на традициях русского народа – одна из важнейших педагогических задач объединения «Чудо-мастерица». Рукоделие приобщает ребят к духовным ценностям, знакомит с наследием мировой культуры. В процессе занятий, подготовки и проведению бесед, выставок у детей формируется чувство гордости и восхищения за свой народ. Тематика занятий каждого блока программы способствует развитию духовно-нравственных качеств и возрождению народных традиций. Сегодня, когда возрождается интерес к воспитанию, и растёт понимание его роли в современной ситуации развития общества, уже недостаточно говорить о необходимости централизации воспитательного процесса на личность ребёнка. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Педагогические исследования и практика последних лет показали, что такими эффективными механизмами являются воспитательная система и воспитательное пространство. Общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может стать только в рамках организованной воспитательной системы образовательного учреждения. Осознание это привело коллектив Дворца творчества детей и молодёжи к пониманию необходимости перехода от системы воспитательной работы к созданию воспитательной системы образовательного учреждения. С 2015 реализуется воспитательная система «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание». Наша воспитательная система стоит на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения. Основу воспитательной политики Дворца творчества составляет Программа развития (программа деятельности), базирующаяся на системообразующих идеях: идея приоритетности воспитания и идея воспитания на основе национальных ценностей и традиций. Формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, туристско - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. У нас проводятся мероприятия ориентированные на все социальные слои и возрастные группы, определяют основные пути развития системы
патриотического воспитания, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность молодежи округа к служению Отечеству. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития современного общества. Сегодня ВПО «Щит» объединяет более 500 курсантов, которые з а н и м а ю т с я в о т д е л е н и я х
«Авиация»,

«Пожарный-спасатель»,

«Транспортная

полиция»,

«Юный

инспектор

движения»,

«Школа

выживания».
Участвуя и побеждая на городских, областных военно-патриотических слетах, фестивалях, конкурсах ВПО «Щит» удостаивалось чести представлять Самарскую область на Всероссийской спартакиаде школьников по военно- прикладным и техническим видам спорта, в финале Всероссийской военно- спортивной игры « Победа». Курсанты ВПО «Щит» являются организаторами и активными участниками традиционного мероприятия «Вахта Памяти», участниками Парада в День Победы, Поста №1 в Дни боевой славы у Вечного Огня. Мы гордимся нашими выпускниками, которые достойно служат в рядах Российской армии, обучаются в военных ВУЗах нашей необъятной родины. Разные люди, разные судьбы, но всех нас объединяет одно. ВПО «Щит» - это школа мужества, надежности и верности. У многих людей и народностей привязанность к родным местам огромна. А это, несомненно, стержневое свойство здорового патриотизма. Вспоминается и такой рассказ. Отец и сын возятся у пня сосны, которая росла перед домом. Быть может, сосне лет 300 было, возможно и больше. Дедушка срубил, когда посохла. А вот его сын и внук превратили пень в клумбу: всё лето – с ранней весны до поздней осени - цветут на ней цветы, меняя друг друга. «В росе на лепестках умывается, купается душа дедушки», сказал мальчик с нежностью. Вот такие люди не дадут разрушить экологию ни своей природе, ни родной культуре. И живую душу, верную родине, сохранят, и заветы предков детям передадут. Воспитывать эти драгоценные чувства лозунгами и призывами невозможно. Чтобы дети выросли счастливыми и истинными гражданами своей страны надо заложить в них добрые зёрна творческого и физического начала. Только постоянная практическая, созидательная деятельность взрослых и детей будет эффективно этому способствовать. Ещё Аристотель говорил: «Ни что так не вредит человеку, как длительное бездействие». Труд на благо своей Родины, общение с природой должны составить основу гражданственности, красоту духа подрастающего поколения. Природа в конечном итоге является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Издревле люди различали четыре стихии ( по – гречески «стихия» - первооснова : огонь, воздух, воду, землю. В наше время выявилась еще одна стихия – неразумная человеческая деятельность.
Пока мы не научимся вникать в насущные экологические проблемы, аргументировано отстаивать и защищать природоохранные интересы родного города, края, своей страны рано говорить о нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения. Сейчас это актуально как никогда. Всё чаще свободное время дети проводят не на природе, а за компьютерными играми, где больше пропагандируется физическая сила, а не развитие интеллектуально – нравственного потенциала. Ребята стали меньше читать, ещё реже обсуждать насущные природоохранные проблемы свого города, не говоря уже о стране. Увы, как часто в обществе любовь и забота к окружающему миру у одних перечёркивается незнанием, безразличием и жестокостью у других.


В раздел образования