Напоминание

"Развитие речи младших дошкольников"


Автор: Султанова Гузал Сарваритдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 Детский сад "Крепыш"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Сценарий родительского собрания
Тема: "Развитие речи младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Султанова Гузал Сарваритдиновна, Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 89» г. Сургута
Родительское собрание в средней группе

«Развитие речи младших дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ; - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; -развитие у детей коммуникативных способностей ( способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение ,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? - Формирование звуковой культуры речи. -Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. -Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.
2 часть Игра- путешествие по стране «развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.
1.Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам: -снег (белый , пушистый , сыпучий, холодный , мокрый , скрипучий и т.д.) -человек ( вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.) -ветер ( сильный , холодный , ласковый , пронизывающий и т. д.) -дождь ( холодный , летний , моросящий , сильный и т. д.) -луна (яркая, растущая и т.д.) Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить , поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время , познакомиться с нравственными понятиями , сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная»
(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать). 1) Я решил путешествовать по свету и не знал , что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал , все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось , что в мире живут ещё и злые , жестокие , хитрые. И каждому хочется меня съесть… 2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я , маленькая , серенькая , могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! 3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! 4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , число что активизирует речь.
3)Станция « Наши руки не знают скуки»
1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов. Большой - отвечает за голову; Указательный - желудок; Средний - печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце. 1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. 2)потереть ладони, похлопать. 2этап – Пальчиковые игры. (без предметов). 1)1-2-3-4-5 ( загибаем , начиная с большого). Маме осенний букет отнесём ( « шагают» по ладошке). 2)Пальчиковая игра « Медведь» ( с предметом». ( медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак) Лез медведь в свою берлогу, Все бока свои помял, Эй, скорее, на подмогу, Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек) 3)Пальчиками можно рассказывать стихи. « Под берёзой на пригорке Старый ёж устроил норку. А под листьями лежат Двое маленьких ежат.
4) Станция « Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Вьюга»
(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга) «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Речевая игра « Прогулка в лес»
Чистоговорки: Уп , уп , уп – мама варит суп (зв. П.) БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б) « Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б) « Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» « Жу-жу-жу молоко дадим ежу» « Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки» Словесная игра « Почемучка» Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка , сороконожка, босоножка , соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс. Итог родительского собрания: - родители задают вопросы на уточнение. - проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.


В раздел образования