Дидактическая как средство для формирования речи у детей раннего возраста
Автор: Насибова Гюльмира Сабир Казы Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик" Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновской области Наименование материала: статья Тема: Дидактическая как средство для формирования речи у детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра как средство для формирования
речи у детей раннего возраста
Дидактические игры - широко распространенный метод работы. Дидактические
игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе
(словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом,
активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в
ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь
в новых условиях.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая
дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет
знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное
содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить
ребенок.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького
ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания
маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества,
необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается
способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый.
Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию,
воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает
первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. На
занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему
показывают, овладевает определенными знаниями. Он много узнает о разных
предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет,
величина, вес, качество материалов и др. Развивается и совершенствуется его
восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных
для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми
средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без
поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача - научить
детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-
образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия,
правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,
интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям
ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря.
Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности,
сообразительности.
Дидактические игры являются одним из средств, способствующим уточнению
имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словаря.
Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: "Кукла Катя
проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания
детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь.
Игра "Новая кукла" учит детей правильно называть предметы мебели в групповой
комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-
печатные игры, например: "Парные картинки", "Домино", "Лото", "Чьи детки?"
формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах,
овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются
обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения).
Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит,
стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют
глаголы. В играх: "Больше-меньше", "Кто скорее соберет?", "Чудесный мешочек"
дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и
качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь
прилагательными. И
так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и
обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра
отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует
нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия,
мышления, речи, памяти, воображения