Напоминание

Методы стимулирования поведения и деятельности.


Автор: Бурундукова Надежда Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ" Охтеурская ОСШ"
Населённый пункт: с.Охтеурье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы стимулирования поведения и деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




«Методы стимулирования поведения и деятельности» Учитель начальных классов: Бурундукова Надежда Яковлевна Содержание. Введение……………………………………………………………………………………стр. 2 Глава 1. Теория стимулирования поведения………………стр. 3 – стр. 4 Глава 2. Методы стимулирования поведения…………….стр. 5 – стр. 7 Глава 3. Особенности поведения учащихся……………….стр. 8 - стр. 11 Глава 4. Взаимодействие в процессе воспитания……….стр.12 – стр.13 Глава 5. Эффективность используемых методов………..стр.14 – стр.15 Заключение…………………………………………………………………..стр. 16. Список литературы……………………………………………………….стр. 17. Введение. Воспитание учащихся всегда было приоритетной и актуальной темой педагогики. Для достижения хороших результатов в течение многих лет были выявлены и разработаны методы стимулирования поведения. Целью данной системы методов является воспитание всесторонне развитой, полноценной личности, главными достоинствами для которой станут такие качества, как порядочность, справедливость, достоинство. В достижении данного идеала важную роль имеет гуманное и правильное применение выявленных методов. Этот длительный и трудоёмкий процесс представляет комплекс, в котором взаимодействуют все составляющие: методы и приёмы неотделимы от формы и содержания, а воспитание происходит с учётом
возрастных особенностей учащихся, а так же индивидуальных способностей и фактических условий, в которых происходит воспитание. Основной задачей для педагога является развитие осознанного поведения у своих воспитанников, а не автоматическое исполнение требований, норм и правил. Они должны стать частью характеры, войти в привычку и не противоречить принципам и понятиям обучаемого. Этой проблемы посвящены работы Ильиной Т.А., Бабанского Ю.К, Огородникова И.Т, Болдырева Н.И. и др. Цель данной работы - подробно изучить методы стимулирования учащихся. Основные задачи данной работы: - изучить теорию стимулирования поведения; - рассмотреть методы стимулирования поведения; - определить сущность и особенности поведения учащихся; - взаимодействие учителя и учеников в процессе воспитания и обучения; - выявить, насколько эффективны используемые методы. 1. Теория стимулирования поведения. До сих пор в педагогике нет единственно верных понятий "метод" и "средство" воспитания. Под "методом" подразумевают путь или способ взаимодействия учителя и ученика, направленный на стимулирование поведения. "Приём" - это часть метода, она неотъемлема от него и входит в его структуру. "Средства воспитания" - это в некоторой степени независимые источники для формирования характера и целостной личности. Они имеют в своём составе различные виды деятельности: трудовая, игровая, соревновательная и др., а так же предметы, различные вещи, произведения и явления материально-духовной культуры. Среди данных понятий "метод" - понятие обобщающее, так как содержит в себе приёмы и средства, а реализуется на практике только как их совокупность. Например: метод - чтение классики, приём - воспитание нравственных качеств, средства - книга, письменный текст. Выбор методов воспитания в каждой ситуации индивидуален и зависит от многих причин: возраста, пола, умственного и нравственного развития учащегося, квалификации преподавателя, целей и
задач воспитания и многих других факторов. Немаловажную роль играет личность преподавателя. Различные классификации были предложены Андреевым В.И., Лихачёвым М.П., наиболее распространённой является система, предложенная Бабанским Ю.К. и включает в себя методы формирования сознания личности, методы организации деятельности, методы оценки и стимулирования поведения. Методы формирования сознания имеют своей целью создание полноценной личности, имеющей эстетические, правовые и другие моральные представления, на основе которых строятся взгляды и убеждения. Главным средством достижения в данном методе является слово - это такие виды воспитания, как объяснение, дискуссия, беседа, лекция, внушение и др. Например, с помощью внушения педагог может изменить мировоззрение и понятие обучаемого, а беседа располагает к доверительному разговору. Наиболее эффективным считается пример - как личный, то есть родителей, сверстников или художественный - герой произведения. В обоих случаях в пример ставится уважаемая авторитетная личность. Вторая группа методов основана на понятии, что личность формируется в процессе деятельности и получения опыта. Средством достижения цели становятся различные виды деятельности: приучение, упражнение, требование, общественное мнение, различные воспитывающие ситуации. например, с помощью общественного мнения можно стимулировать обучаемого на действие, в то же время это поможет выполнить его качественно, чтобы высказанное мнение не было отрицательным. Основное назначение методов оценки и стимулирования - воздействие на мысли, чувства, эмоции, в результате чего формируется положительное отношение к действиям воспитателя, которые начинают восприниматься не как чужое требование, а как внутренняя установка, не противоречащая понятиям воспитанника. К таким методам можно отнести соревнование, поощрение и наказание. Два последних метода противопоставлены друг другу, но в тоже время являются частями одного метода. Поощрение имеет положительный заряд и представляет собой выделение среди других для похвалы, благодарности, одобрения или награждения. Наказание представляет противоположный метод и состоит в наложении дополнительных требований, обязанностей, лишении или ограничении прав,
осуждении, порицании, то есть всё то, что может предупредить нежелательные поступки, противоречащие принятым нормам. В педагогике отношение к наказания всегда было и остаётся неоднозначным. Противником наказания был и Сухомлинский, но этот метод всё же используется в педагогике. 2. Методы стимулирования поведения и деятельности. Несмотря на различны и многочисленные классификации методов стимулирования поведения и деятельности, многие используемые в них методы и приёмы повторяются и являются основными в каждой из них. Это такие методы, как соревнование, поощрение, наказание. Соревнование - этот метод основан на естественной потребности человеческой личности в соперничестве, в результате которого формируются необходимые обществу и самому обучаемому качества. В результате соревнований приобретается опыт поведения в обществе, развиваются физические навыки, нравственные и эстетические нормы и качества. Преподавателю необходимо правильно и рационально организовать соревнование. Для этого необходимо соблюдение следующих критериев: 1. продуманность соревнования - у мероприятия должны быть определены цели и задачи, разработана система оценок, созданы условия, завершающим этапом должно быть подведение итогов и награждение победителей. Структура соревнования должна быть направлена на то, чтобы сделать его интересным, оно не должно быть лёгким для участников, в то же время результаты выполнения должны сравниваться, для чего необходима система критериев, понятная для окружающих. 2. организатор должен сделать соревнование содержательным, иметь определённую направленность. Например, можно организовать соревнование "первый ученик класса, школы", "лучший знаток предмета". Подобные соревнования приучают бороться за своё будущее, приобретается знание, что ничего не даётся просто так, ученик получает опыт, который поможет ему в будущем добиваться поставленных целей. Организованности, целеустремлённости и к борьбе человек должен привыкать с детства - этому
способствует создание в школе условий, приближенных к реальной взрослой жизни. 3. Эффективность и результативность соревнования как метода стимулирования значительно возрастает, если ученики сами придумывают и определяют цели и задачи соревнования, самостоятельно подводят итоги и определяют призёров. В этом случае педагог поддерживает и направляет воспитанников, если требуется, предлагает помощь. Последние десятилетия метод "соревнование" стал применяется значительно реже, чем во времена СССР. Это привело к тому, что учащиеся потеряли стимул лучше учиться, лучше себя вести, а соревнования, проводимые без контроля учителя, приобрели агрессивный характер и всё чаще имеют негативные последствия. Виду того, что соревновательность заложена природой, необходимо возобновить соревнования под контролем преподавателя. Так же большим стимулом может послужить такой метод, как "поощрение". С помощью этого метода общество или конкретный человек, пользующийся авторитетом, выражает одобрение поведению или поступкам воспитанников. Это помогает закрепить положительные навыки, привычки, способствует их укоренению и дальнейшему правильному поведению, так как в результате поощрения человек получает положительные эмоции - радость, счастье, гордость собой, уверенность в себе, хорошее настроение, повышает сознательность. Виды поощрения могут быть различны: одобрение, награда, похвала, доверие важного дела, благодарность, премия, приз, грамота и др. Виды поощрения можно разделить на элементарные, простые и сложные. Одобрение - одна из самых простых форм поощрения, которое выражается жестом, мимикой, словом, взглядом, положительной оценкой. Это могут быть выражения, которые передают восхищение воспитанниками ("Ты хорошо выполнил эту работу", "Прекрасно", "Хорошо сделано"), высказывания, которые выражают сочувствие или понимание ("Я понимаю, что ты расстроен", "Любой может ошибиться"), слова, которые говорят о правильности поступка воспитанника ("Ты правильно сделал", "Молодец"), так же это может быть одобрение к целой группе учащихся ("Ваш класс отлично показал себя на этих соревнованиях"). Уважение, которое выражает
учитель своим поощрением, даёт уверенность в собственных силах, поднимает чувство собственного достоинства. Поощрение более высокого уровня - это благодарность, награждение и т.п. - они вызывают устойчивые положительные эмоции, дают долгосрочные стимулы. Такое поощрение становится наградой за длительный и упорный труд. Следует учитывать, что использовать данный метод следует с осторожностью, соблюдать меру и избегать следующих ошибок: - необходимо хвалить не только победителя, но и того, кто проявил старание - это даст стимул продолжать борьбу и не опустить руки. - не следует слишком возносить ученика, нужно понимать степень допустимой похвалы, иначе чрезмерное поощрение вызовет зазнайство и отобьёт желание стремиться к большим успехам. - необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика: неуверенный в себе, отстающий ученик особенно нуждается в поддержке и понимании. - поощрение всегда должно быть справедливым не только для учителя, но и для учеников - можно посоветоваться с другими учащимися, решая вопрос о поощрении. Наказание - это метод, противоположный поощрению как по своей структуре, так и по ситуациям, в которых он применяется. С помощью данного метода преподаватель имеет возможность предупредить неблаговидные поступки, тормозить нежелательные действия путём вызывания чувства вины и раскаяния перед самим собой и окружающими. Это могут быть дополнительные обязанности, лишение или ограничение определённых прав, выражение осуждения или обвинения, как наедине, так и в присутствии коллектива. В школьных учреждениях применяют различные виды наказаний: неодобрение, взыскание, замечание, предупреждение, выговор, освобождение от занятий, исключение из школы, постановка на учёт и др. Следует отметить, что сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Так же не рекомендуется применять групповые наказания. Наказание принесёт пользу, если оно будет понятно для ученика и будет восприниматься им как справедливое. Наказание не должно содержать оскорбления, правило "вина-наказание"
должно неукоснительно соблюдаться. Педагог должен быть уверен в справедливости наказания и в том, что оно принесёт пользу. Так же недопустимо использовать наказание в качестве мести, педагог должен руководствоваться не личным отношением к ученику, а объективными обстоятельствами. Так же как и поощрение, необходим личностный подход - это повысит эффективность наказания. Несмотря на допустимость такого метода, применять его надо с осторожностью, не забывая о педагогическом такте, учитывая возраст и психику наказываемого, необходимо учитывать, что одними наказаниями трудно добиться положительного результата - нужен комплексный подход. 3. Сущность и особенности поведения учащихся. Проблема стимулирования поведения является наиболее сложной проблемой в образовательном процессе во все времена - её актуальность сохраняется и в настоящее время. Несмотря на то, что подчинение и послушание кажется ребёнку естественным поведением по отношению ко взрослому, часто возникают препятствия, которые мешают нормальному развитию ребёнка и формированию полноценной личности. Причиной такого поведения служит недостаток умения, силы воли или других качеств ребёнка, но проходя через призму его самолюбия и потребность самоутверждения, они вызывают чувства внутреннего сопротивления, которое приводит к непослушанию, так как кажется ребёнку справедливым и имеющим справедливые основания. Взрослые часто ещё больше провоцируют такое поведение и усугубляют ситуацию, совершая ошибочные поступки: проявляют несдержанность, вспыльчивость, агрессию, частое наказание. Это только укрепляет в ребёнке уверенность в том, что он прав и усиливает позицию отпора, что затрудняет его воспитание в дальнейшем. До 20в. методы стимулирования были довольно кардинальными и нашли отражение в поговорке "метод кнута и пряника". С давних времён люди часто использовали физические и моральные наказания как единственно возможные, что соответствовало их суровой жизни и утверждениям о том, что человек - это порочное существо, а искоренить пороки можно только путём наказания, которые были очень жестоки и применялись как в семьях, так и в учебных учреждениях, независимо от сословия, так как считались нормой. Педагог изображался с розгами или палкой, готовый покарать за малейший проступок. Тем не менее в результате развития культуры,
повышения общей образованности и просвещения стали использоваться гуманными методы и наказание постепенно было отодвинуто на второй план. Сейчас доказано, что поощрения и похвала гораздо действеннее и более способствуют исправлению, чем наказание. Отмечено, что спортсмены лучше играют, если хвалят себя за удачные манёвры, чем если ругают себя за промахи. В армии и других военных институтах поощрениям уделялось довольно большое значение - постоянно присваивались грамоты, ордена и медали. Даже при дрессировке животных стараются применять поощрение насколько это возможно, а наказание - лишь в крайних случаях. Стимулирование посредством поощрения в школьных учреждениях имеет свои особенности: их круг крайне ограничен - это может быть приветливый взгляд учителя, его улыбка или несколько слов похвальбы и положительные оценки. Так же стоит отметить, что ещё с советских времён поощрению уделялось очень мало внимания, так как считалось, что хорошо учиться, трудиться, достойно себя вести - это не достижение, а обязанность каждого учащегося, а поощрение воспринималось как ненужная роскошь. Поощрения конечно были, но они были однообразны и применялись не так часто, поэтому работа над системой поощрения составляет одна из главных задач современной педагогики. Одним из важных аспектов является то, что каким бы не был гуманным и мягким педагог, он будет выглядеть консервативным в глазах учащихся. То есть современная система находится в постоянном противоречии между традиционными методами и более демократичными требованиями воспитанников, которые всегда опережают педагогическую практику, что приводит к потребности постоянного совершенствования системы стимулирования. Система поощрений в учебных учреждениях имеет и другие особенности: - не стоит хвалить ученика за то, что ему дано от природы, а лишь за те действия и достижения, ради которых ему пришлось потрудиться, она должна быть справедливой и заслуженной, а не вызывать зависть или недовольство других учеников. - не стоит хвалить ученика, если это противопоставляет его группе - это может вызвать не только недовольство, но и агрессию. - в каждой группе есть неформальная иерархия, которую надо учитывать, иначе это может подорвать авторитет учителя и ухудшить ситуацию - более слабых учеников надо хвалить, постепенно повышая их положение в группе.
- не стоит постоянно завышать или занижать оценки - это может уменьшить их влияние на успеваемость. Ученики и так всегда преувеличивают значение любимчиков - не стоит провоцировать подобные мысли. - в настоящее время мало внимания уделяется методу «соревнование», так как часто подобные соревнования носили вымученный и формальный характер. Но соревнование присуще человеческой природе, человеку просто необходимо чувствовать себя хоть в чём-то лучше других. В среде учащихся подобный метод требует упорства и постоянства от учителя, способности проявлять смекалку и выдумку, так как ученики быстро устают от постоянного напряжения, что сказывается на их успеваемости - необходимо постоянно подогревать дух соперничества, который поможет сплотить коллектив, сделать его единым целым. Становится очевидным, что поощрительные методы должны занять главные позиции в стимулировании поведения, так как приносят намного больше пользы, чем наказания, но на практике всё оказывается намного сложнее. Реальность часто не соответствует положениям и нормам: несмотря на то, что физическое наказание осталось в прошлом, достаточно часто имеет место морально-нравственное наказание, к тому же часто не совсем заслуженное. В педагогической литературе термин "наказание" приобретает негативную окраску, но продолжает существовать в повседневной жизни учеников и их учителей - это замечания, выговоры, упрёки, угрозы, ирония, сарказм, насмешка в речи учителя по отношению к ученику. Подобное явление обусловлено несколькими причинами: 1) согласно русской культуре и нормам поведения ученик должен подчиняться учителю и выполнять его требования, а противодействие ведёт к наказанию, а не прощению. 2) учитель и ученики постоянно подвержены конфликтным ситуациям, так как часто ребёнок не может выполнить всё безупречно, поэтому учителю трудно быть мягким и в то же время преодолевать непослушание и постоянно вести борьбу, поэтому внутреннее напряжение педагога требует выхода и часто выливается в ворчание, сарказм, недовольство. Учитывая реальное состояние системы стимулирующих методов на сегодняшний день, нельзя делать вид, что наказания в преподавательской деятельности не существует - надо напротив, более внимательно подойти к
этим методам и свести вред к минимуму. Ввиду отсутствия физических наказаний, осталась доступна только такая форма, как замечание в различных его проявлениях. Поэтому можно было бы внести другие, более гуманные методы наказания, которые были бы менее субъективны и меньше зависели бы от настроения педагога - например, система штрафных баллов. Допустимым наказанием считается мимическое неодобрение учащегося - сдвинутые брови, покачивание головой, недовольный взгляд. Но часто подобных действий со стороны педагога оказывается недостаточно, хотя более суровые наказания не приветствуются и являются крайней мерой (удаление из класса, вызов к директору, вызов в школу родителей). Применение наказания возможно только при соблюдении следующих условий: - наказание должно быть справедливым и полностью заслуженным; - наказания допустимы, когда проступок довольно серьёзен: нечестность, воровство, агрессия, самоутверждение за счёт других, принимающее формы издевательства; в то же время наказания за такие недостатки, как лень и неуспеваемость считаются менее этичными и результативными, так как являются следствием волевого недоразвития учащегося, и он нуждается не в наказании, а в помощи. - особая ситуация - конфликт между педагогом и учеником, обычно старшеклассником. Идеальный вариант - не реагировать на иронию и вызывающие выходки, но это не представляется возможным в современных реалиях. Адекватной реакцией может служить более тонкая ирония педагога на обидный подтекст, за более серьёзные проступки - грубость, явное неповиновение, может быть более серьёзное наказание. Радикальным и предпочтительным методом решения ситуации может стать примирение сторон, устранение конфликта. - нельзя строить наказание на критике физических недостатков или других личностных особенностей ученика ( неуклюжей походки, ношение очков и др.) - применяя наказание, педагог должен дать понять, что его личное отношение к учащемуся не меняется, и если он исправится, то сможет вернуть свою репутацию.
- недопустима дискредитация родителей в глазах ребёнка ни при каких обстоятельствах. - следует учитывать общественное мнение группы: если коллектив поддерживает наказываемого, то наказание не принесёт результата, а может напротив, сделать его героем; в то же время если ученик не пользуется уважением, это может усугубить его положение и ухудшить ситуацию - в данном случае следует применить помощь, а не наказание. В таких ситуациях можно пожертвовать принципом равенства и одинакового наказания для всех, руководствуясь принципом гуманности. Методы стимулирования - важная, но не единственная составляющая воспитательного процесса. Необходимо стремится к уменьшению методов наказания, но развивать потенциал самовоспитания учащихся с помощью таких методов, как поощрение и соревнование. 4. Взаимодействие учителя и учеников в процессе воспитания и обучения. Поощрение и наказание - это методы воздействия на поведение ученика, которые применяются в противоположных ситуациях, но в то же время, у них есть один объединяющий их принцип: они должны использоваться в крайних случаях. Но практика показывает, что и наказание, и поощрение применяется в учебных учреждениях без видимой на то причины и необоснованно, когда нет никакой необходимости выделить конкретного ученика. Это говорит о том, что часто воспитание подрастающего поколения ведётся бессистемно, в результате чего страдает нравственный облик учащихся. Школа и каждый педагог в частности не должен занимать позицию выжидания, а должны стать ядром, которое сплотит и укрепит нравственные устои молодёжи. Педагог должен взять за правило оценивать себя успехами своих учеников. Он должен на практике применять новые методики, различные подходы и методы в воспитании. В первую очередь нужно дать почувствовать ученику его социальную значимость: когда учитель объясняет, как необходимо поступить, он имеет в виду конкретную ситуацию – именно так это воспринимает ребёнок. Но нужно научить его понимать, что подобным образом нужно поступать не только в этой, но и аналогичных ситуациях. Например, если в школе старшеклассник пропустит вперёд младшего, то в магазине он может этого не сделать, или в школу он идёт опрятный, а к
приятелю может пойти в грязной или мятой одежде. Это происходит от того, что детскому мышлению свойственна конкретность, ему нужно объяснить, подсказать, в каких ещё ситуациях можно применять подобное правило – важно научить ребёнка мыслить, а не просто применять заученные требования. Ситуативность, свойственная поведению ребёнка, предполагает изучение как можно большего количества ситуаций – это может происходить в форме показа, инсценировки, игры, беседы, художественной литературы. Применяя метод показа, педагог даёт ребёнку возможность самому оценить своё поведение, его результат, посмотреть на себя со стороны, понять, правильно сделано, а что нет, самому подумать о том, как надо было сделать. Активное участие детей в формировании самосознания даёт хорошие результаты, так как основные понятие знакомы ребёнку – учителю остаётся только систематизировать их и направить в нужное русло. Природой в ребёнке заложено стремление проиграть как можно больше сложных жизненных ситуаций, которые ждут его во взрослой жизни, поэтому воспитание культуры поведения можно проводить в игровой форме. Этот процесс для ребёнка наиболее интересен и привлекателен: он сам мастерит необходимые атрибуты к игре, даёт возможность общения, создаёт новые ситуации. Для достижения результата можно использовать различные приёмы комплексно, так же важно взаимодействие учителя и родителей. Они должны придерживаться единой линии воспитания, родители должны участвовать в культурном воспитании детей: приходить на утренники, тематические вечера, где они могут что-то рассказать, спеть, участвовать в конкурсах и т.п. 4. Эффективность используемых методов воспитания. Педагогика как наука включает в себя различные классификации, системы и методы по стимулированию воспитания учащихся. Но на практике многие их них применяются ограниченно, неправильно или не применяются вовсе. Почти в каждом классе присутствуют школьники с низким уровнем культуры, в основном морально-нравственный показатель находится на среднем уровне. Лишь некоторые ученики имеют высокие показатели в поведении, которое складывается из нескольких аспектов: отношение с одноклассниками, общение с учителем, отношение к имуществу школы, чужому труду, дисциплинированность и т.д. Уровень воспитанности определяют такие показатели, как честность, справедливость, ответственность, стремление к знаниям. Проведение классных часов,
родительских собраний, конкурсов художественной самодеятельности, КВН, школьных концертов и др. школьных мероприятий, на которые приглашают родителей, коллективные поездки в театр, цирк, музей, на природу благоприятно воздействуют на культуру школьников. Заключение. Можно прийти к выводу, что несмотря на многочисленные классификации, системы и методы стимулирования поведения и деятельности в педагогике, эта проблема находится в стадии становления и требует длительной работы как над системой методов в целом, так и учителя в каждом конкретном случае. Поощрение как метод стимулирования даёт больше положительных результатов, чем метод наказания, поэтому конфликт традиционных форм воспитания и требований подростков должен быть решён в пользу последних, что говорит о гуманном направлении в дальнейшем развитии методов стимулирования воспитания. Это требует сплочённости родителей, учителей и общества, выбора единого направления в работе по воспитанию будущего поколения. Воспитать высокоморальную личность возможно только в условии взаимопонимания и взаимопомощи. Необходимо приучать ребёнка к самопознанию и самоанализу. С писок литературы. 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М ., 1977. 2. Беспанько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995. 3. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М.: Просвещение, 1994. 4. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1994. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-пресс, 2003. - 88с. 6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.-102с. 7. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. - М.: Просвещение, 1974.-221с.
8. Примерное содержание воспитания школьников. / под.ред. Козлова Э.П./, М., 1978. - 142с. 9. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М . Изд. Моск.ун. , 1989. 10. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 248с.


В раздел образования