Автор: Епифанцева Ирина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №40 "Калинка" Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: " Вклад К.Д. Ушинского в педагогическую науку". Раздел: дошкольное образование
Статья « Вклад К.Д. Ушинского в педагогическую науку».
Епифанцева Ирина Викторовна
Воспитатель МБДОУ № 40 «Калинка»
Кемеровская область
Город Междуреченск
В истории отечественной педагогики К.Д. Ушинский занимает особое
место, и его наследие является мощным и значимым фактором решения
актуальных
проблем
современного
образования,
возрож дения
гуманистических традиций отечественной и мировой педагогической науки и
практики в воспитании и социализации растущего человека.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье
мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении
отца около города Новгород-северская. Общее образование он получил в
Новгород-северской
гимназии.
В
1840
г.
К.
Д.
Ушинский
поступил
на
юридический
факультет
Московского
университета,
где
слушал
лекции
выдающихся профессоров.
В
студенческие
годы
К.Д.
Ушинский
серьезно
интересовался
литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа.
Он
стремился
самостоятельно
разобраться
в
тех
спорах,
которые
велись
среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о
народности отечественной культуры. «По окончании университета 22-летний
К.Д.
Ушинский
был
назначен
исполняющим
обязанности
профессора
Ярославского
юридического
лицея.
В
своих
лекциях,
производивших
глубокое впечатление на студентов, К.Д. Ушинский, критикуя ученых за
оторванность
от
народной
жизни,
говорил
о
том,
что
наука
должна
способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни,
потребностей народа, помощи ему» [28, с. 17].
Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень
недолго.
Начальство
сочло
такое
направление
его
деятельности
вредно
влияющим
на
молодежь,
подстрекающим
ее
к
протесту
против
существующих
порядков,
и
вскоре
он
был
уволен.
Для
К.Д
Ушинского
начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение
нескольких
лет
он
служил
чиновником,
занимался
случайной,
мелкой
литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего
о широкой общественной деятельности на благо своей родины.
Общественно-педагогическое
движение
60-х
годов
способствовало
оформлению педагогического призвания К. Д. Ушинского. Работая в 1854-
1859
гг.
старшим
преподавателем
русского
языка,
а
затем
инспектором
классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по
улучшению в нем учебно-воспитательной работы. «С 1859 по 1862 г. К. Д.
Ушинский
работал
в
качестве
инспектора
классов
Смольного
института
благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил
самостоятельно
существовавшие
отделения
для
дворянских
и
мещанских
девиц,
ввел
преподавание
учебных
предметов
на
русском
языке,
открыл
педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для
работы
в
качестве
воспитательниц.
пригласил
в
институт
талантливых
преподавателей,
ввел
в
практику
работы
совещания
и
конференции
педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у
родителей» [16, с. 20].
Прогрессивная деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте
вызвала большое недовольство у придворных, и в 1862 г. он был уволен из
института.
«Тогда
же
ему
было
предложено
выехать
за
границу
под
предлогом
изучения
постановки
начального
и
женского
образования
и
составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически
замаскированной ссылкой» [23, с. 41].
Все,
перенесенное
в
России,
тяжело
отразилось
на
здоровье
К.Д.
Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую
болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал
женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и
Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу «Родное
слово» и «Руководство к «Родному слову» для учителей и родителей. В 1867
г.
Ушинский
написал
главное
свое
произведение
«Человек
как
предмет
воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.
Тяжелая
болезнь,
напряженная
общественно-педагогическая
работа,
вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали
силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись
на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его
учительство. К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он в
Выдубицком монастыре около Киева.
К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века,
внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные
основы
и
создав
цельную
педагогическую
систему.
Как
отмечали
современники
К.Д.
Ушинского,
«его
труды
произвели
совершенный
переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки
[11, с. 20].
К.Д. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного
видения.
Прежде
всего,
он
выступает
как
педагог-философ,
отчетливо
понимая,
что
педагогика
может
базироваться
только
на
прочном
философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности
воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной
культуры и воспитания. К.Д. Ушинский – теоретик воспитания, его отличает
глубина
проникновения
в
сущность
педагогических
явлений,
стремление
выявить
закономерности
воспитания
как
средства
управления
развитием
человека. «К.Д. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания
образования,
сущность
процесса
обучения,
принципы,
частные
методики
обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир»,
которые составили эпоху в детской педагогической литературе» [23, с. 41].
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения,
изложил
систему
психологических
идей
(дал
характеристику
мышления,
памяти, внимания, воображения, чувств, воли). К.Д. Ушинский выступал и
как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы,
особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с
потребностями развития страны и демократизацией образования.
И,
наконец,
К.Д.
Ушинский
–
историк
педагогики,
изучал
труды
представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци,
Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического
рассмотрения
данных
своих
наблюдений
и
педагогического
опыта
К.Д.
Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат
«Человек как предмет воспитания».
К.Д.
Ушинского
называют
великим
учителем
русских
народных
учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Деятельность
К.Д.
Ушинского
всецело
отвечала
назревшим
потребностям
исторически
К.Д.
Ушинский
–
просветитель-демократ,
его
лозунг – пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины
народной мысли, видеть народ счастливым. Исходя из своих прогрессивных
взглядов, К.Д. Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он
был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика
может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде
всего, по мнению К.Д. Ушинского, педагогика должна опираться на научные
знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он
относил
анатомию,
физиологию,
психологию,
логику,
филологию,
географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди
которых особое место занимают психология и физиология.
К.Д. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека.
Он
утверждал:
«Если
педагогика
хочет
воспитывать
человека
во
всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [11,
с. 20].
Таким
образом,
К.Д.
Ушинский
осуществил
педагогический
синтез
научных
знаний
о
человеке,
поднял
педагогику
на
качественно
новый
уровень. Всякого развития страны, преобразования системы просвещения.
Еще
одним
основанием
педагогики
как
науки
К.Д.
Ушинский
считает
единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться
только
на
основе
связи
теории
и
практики,
всестороннем
обобщении
педагогического опыта - «теория не может отказаться от действительности,
факт не может отказаться от мысли».
К.Д. Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и
большое
практическое
назначение
педагогики.
Это
применение
законов
педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать
педагогику
«искусством
воспитания».
В
педагогической
деятельности,
которая
строиться
на
научной
основе,
нельзя
отрицать
индивидуальное
мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. К.Д.
Ушинский
отмечает,
что
«Воспитатель
–
есть
художник,
воспитанник
–
художественное произведение, школа – мастерская». [38, с. 14].
К.
Д.
Ушинский
подчеркивает,
что
одной
из
характерных
черт
воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой
любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению,
является
родной
язык,
в
основу
обучения
русских
детей
должен
быть
положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо
ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.
К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет
большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими
интервентами
в
начале
XVII
века,
в
Отечественной
войне
1812
года,
в
Крымской
кампании
1853--1855
годов.
Однако
это
ч у в с т в о ,
«пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению К.Д.
Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине
угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить
проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами
своего общественного долга.
Это
воспитание
призвано
развить
у
детей
чувство
национальной
гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим
народам.
Оно
должно
воспитать
у
детей
чувство
долга
перед
родиной,
приучить их всегда ставить общие интересы выше личных [21, с. 47].
К.Д. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие
силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский
народ выдержал монголо-татарское иго и избавил от нашествия монголо-
татарских полчищ Западную Европу; неоднократно спасал он независимость
родины от посягательств иноземных врагов.
К.Д.
Ушинский
писал,
что
сам
народ
создал
«тот
глубокий
язык,
глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой
народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на
котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы
обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».
Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое
из народного творчества: из «серой, невежественной, грубой массы льется
чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и
художник,
и
музыкант;
слышится
меткое,
глубокое
слово,
в
которое...
вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и
истины этого слова...» [23, с. 41].
Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа,
К.Д. Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования
было предоставлено самому народу и оно было освобождено от тягостной и
тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с
историей
России,
тот
ни
на
минуту
не
задумается
вручить
народное
образование самому же народу», - писал К.Д. Ушинский [38, с. 14].
В
тесной
связи
с
народностью
как
основой
воспитания
в
педагогической системе К.Д. Ушинского стоит вопрос о воспитательном и
образовательном
значении
родного
языка.
В
статье
«Родное
слово»
К.Д.
Ушинский писал: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко
за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в
нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук
небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и
долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и
чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека
к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне
и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных
глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и
вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная
и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения
народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает
собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает
народный язык,- народа нет более!» [38, с. 16].
Родной язык, как указывал К.Д. Ушинский, - «это не только лучший
выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник,
учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной
язык,
ребенок
воспринимает
не
одни
только
звуки,
их
сочетания
и
видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств,
художественных образов» [38, с. 14].
Основывая
свой
взгляд
на
воспитание,
образование,
К.Д.Ушинский
исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во
всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях. Цель
воспитания К.Д. Ушинский понимал как подготовку человека к полезной
деятельности. Назначение воспитания К.Д. Ушинский видел в том, чтобы
«дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы
наполнять ее вечно, вот истинная цель воспитания, цель жизни ,потому что
цель – это сама жизнь» [28, с. 17].
К.Д. Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко
образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о
человеке как предмете воспитания. К.Д. Ушинский указывал, что теория
педагогики
должна
быть
основана
на
использовании
законов
анатомии,
физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна
открывать
законы
воспитания,
а
не
ограничиваться
педагогическими
рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.
Отвергая
умозрительное,
кабинетное
построение
педагогической
теории, К.Д. Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике,
справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном,
хотя
бы
удачном,
опыте
воспитательной
работы.
Он
требовал
единства
теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается
такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя
вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует
идея.
Теория
не
может
отказаться
от
действительности,
факт
не
может
отказаться от мысли», - писал К.Д. Ушинский [11, с. 20]. Педагогическую
практику без теории он уподобил знахарству в медицине.
К.Д.
Ушинский
совершенно
правильно
утверждал,
что
педагогу
недостаточно
усвоить
принципы
и
конкретные
правила
воспитательной
работы,
ему
необходимо
также
вооружиться
знанием
основных
законов
человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она
должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он [38, с. 17].
К.Д.
Ушинский
стремился
исходить
из
опыта,
придавал
большое
значение
наблюдению.
В
его
психологических
воззрениях
немало
материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее
развитии.
К.Д.
Ушинский
считал,
что
воспитание
зависит
от
исторического
развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание
только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными
силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям.
Поэтому
нельзя
выдумывать
систему
воспитания
или
заимствовать
ее
у
других народов, необходимо создавать ее творческим путем.
К.Д.Ушинский
считал,
что
человек
должен
быть
совершенным
физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание он
определял
как
«целеустремленный,
сознательный
процесс
формирования
гармонически
развитой
личности.
Среди
различных
сторон
воспитания
Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности» [23, с. 41].
Нравственное
воспитание,
по
мнению
К.Д.
Ушинского,
должно
развивать
в
ребенке
гуманность,
честность
и
правдивость,
трудолюбие,
дисциплинированность
и
чувство
ответственности,
чувство
собственного
достоинства,
сочетаемое
со
скромностью.
Воспитание
должно
развить
у
ребёнка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Любовь
к
родине,
писал
К.Д.
Ушинский,
-
это
наиболее
сильное
чувство человека , которое при общей гибели всего святого и благородного
гибнет в другом человеке последним.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к
людям, искренние, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Средствами нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, являются:
«1.Обучение
(книги,
в
которых
умело
сочетаются
развитие
речи,
сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);
2.Личный пример учителя (по его образному выражению);
3.Убеждение, которому он придавал очень большое значение;
4.Умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
5.Меры предубеждения;
6.Поощрения и взыскания» [11, с. 20].
Задачу педагогики К.Д. Ушинский видел в «изучении человека во всех
проявлениях
его
природы
со
специальным
приложением
к
искусству
воспитания».
Практическое
же
значение
педагогики
заключается
в
том,
чтобы
«открывать
средства
к
образованию
в
человеке
такого
характера,
который
противостоял
бы
напору
всех
случайностей
жизни,
спасал
бы
человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность
извлекать отовсюду только добрые результаты».
К.Д. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал,
что
влияние
педагога
на
учащихся
составляет
ту
воспитательную
силу,
которую
нельзя
заменить
никакими
уставами
и
программами,
никакой
организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в
деле воспитания» [38, с. 14]. К.Д. Ушинский указывал, что деятельность
педагога
более
чем
какая-либо
другая
нуждается
в
постоянном
воодушевлении:
она
внешне
однообразна,
ее
результаты
сказываются
не
скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же,
«втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал
учителей
от
этой
опасности,
звал
их
к
постоянному
движению
вперед.
Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико
общественное
значение
его
труда.
К.Д.
Ушинский
считал,
что
общество
должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным
вниманием.
Учитель
должен
быть
не
только
преподавателем
тех
или
иных
предметов,
но
и
воспитателем,
любить
свою
профессию,
относиться
с
чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным
человеком,
знать
педагогику
и
психологию,
обладать
педагогическим
мастерством и педагогическим тактом.
В
статье
«Проект
учительской
семинарии»
(1861)
К.Д.
Ушинский
подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. «По
этому
проекту
учительские
семинарии
следует
открывать
не
в
крупных
центрах,
а
в
небольших
городах
и
даже
селах,
с
тем,
чтобы
соблазны
большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело
отдавались
бы
работе
в
учительских
семинариях,
не
отвлекаясь
совместительством в других учебных заведения» [28, с. 17].
Воспитанниками
учительских
семинарий
должны
быть
по
преимуществу
дети
крестьян.
Для
того
чтобы
лучше
обеспечить
нравственное воспитание и большее влияние со стороны преподавателей,
воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и
деятельной жизни.
К.Д.
Ушинский
наметил
широкий
круг
наук,
изучаемых
будущими
народными учителями в учительских семинариях, а именно: русский язык и
литература, арифметика, география, история, естествознание (сведения из
ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые
сведения по сельскому хозяйству и медицине).
По
проекту
К.Д.
Ушинского
большое
место
в
курсе
учительской
семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и
методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали
навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и
пения. Педагогическая практика воспитанников семинарии велась в народной
школе, существующей при каждой учительской семинарии. Кроме того, к
семинарии
прикреплялся
ряд
ближайших
школ,
в
которых
семинаристы
также вели педагогическую практику, а окончившие семинарию в течение
года
работали
под
руководством
преподавателей
в
качестве
начинающих
учителей-стажеров. Семинария поддерживала связь с учителями – бывшими
ее воспитанниками.
Учительская семинария являлась педагогическим центром, при котором
организовались
высшие
педагогические
курсы
для
лиц,
получивших
университетское
образование,
руководители
и
учителя
семинарии
организовывали лекции на педагогические темы и т.п.
По
проекту
К.Д.
Ушинского
были
открыты
лучшие
учительские
семинарии. К.Д. Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах,
где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. «Он
писал:
если
у
нас
есть
медицинские
факультеты
и
нет
факультетов
педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим
больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Мысль К.Д. Ушинского
была реализована лишь после Октябрьской революции» [21, с. 47].
К.Д. Ушинский обосновал идею народного воспитания, послужившую
основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли
родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о
народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное
влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов
многонациональной России.
Многие педагогические высказывания К.Д. Ушинского были откликами
на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния
воспитательно-образовательной
работы
в
школе,
в
семье,
в
дошкольных
учреждениях
того
времени
и
практическими
предложениями
по
их
улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес.
«М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г.,
указав на ряд советов К.Д. Ушинского по воспитанию и обучению детей,
высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе
могут быть оценены полностью» [28, с. 17].
В
свое
время
К.Д.
Ушинский
поднял
вопрос
о
важности
мировой
педагогической теории для практики воспитания. Он побывал во многих
странах
мира,
изучая
системы
воспитания
разных
народов,
критиковал
необоснованные претензии зарубежных ученых навязать другим народам
«всемирный» идеал воспитания под видом воспитания человека вообще, без
учета национальных особенностей других стран.
В своих суждениях К.Д.Ушинский подчеркивал, что зарубежный опыт,
с одной стороны, позволяет установить в российском обществе «правильные
требования в отношении воспитания», а с другой, «открывает средства для
удовлетворения этих требований» [38, с. 14]. В то же время он был уверен,
что зарубежная педагогическая теория могла бы в значительной степени
оживить воспитательную деятельность, возбудить в российском обществе
внимание
к
делу
воспитания,
способствовать
признанию
приоритета
национальных и общечеловеческих ценностей.
Рассуждая
о
значении
народности
и
национального
характера
образования
как
главного
условия
духовного
здоровья
нации
он
писал:
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным...
Только
народное
воспитание
является
Живым
органом
в
историческом
процессе народного воспитания» [7, с. 27].
Проанализировав
педагогический
опыт
многих
народов,
К.Д.
Ушинский писал: «Общей системы народного воспитания для всех народов
нет не только на практике, но и в теории, и немецкая педагогика не более как
теория немецкого воспитания. У каждого народа своя особая национальная
система
воспитания;
а
потому
заимствования
одним
народом
у
другого
воспитательных систем является невозможным. Опыт других народов в деле
воспитания является драгоценным наследием для всех, но как раз в том же
смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как
нельзя жить по образцу другого народа, каким бы привлекательным ни был
этот
образец,
так
нельзя
воспитываться
чужой
педагогической
системой,
какая
бы
она
ни
была
стройная
и
хорошо
обдуманная.
Каждый
народ
относительно этого должен испытать свои собственные силы» [2, c. 11].
Таким образом, К.Д. Ушинский доказывал, что каждый народ имеет
свою национальную систему воспитания, которая зависит от его культуры,
образа
жизни,
верований,
ценностей.
Он
называл
это
народностью
образования и делал вывод об ограниченных возможностях заимствования
опыта других стран, считая невозможными прямые переносы педагогической
практики от одного народа к другому. Вместе с тем К.Д. Ушинский писал, что
наука, педагогическая теория не имеют границ, что есть педагогические
законы общие для всех, что искусственные построения системы по чужому
образцу невозможны. Однако современная наука считает, что имеется много
оснований для взаимного обогащения педагогики разных стран, а, именно:
наличие
глобальных
мировых
процессов
в
экономике,
культуре
и
образовании.
К.Д. Ушинский рассматривал воспитание как «создание истории», как
общественное,
социальное
явление
и
считал,
что
оно
имеет
свои
объективные
законы,
познание
которых
необходимо,
чтобы
педагог
рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и
сообразовываться
с
ними,
надо,
прежде
всего,
изучать
самый
«предмет
воспитания».
«Если
педагогика
хочет
воспитывать
человека
во
всех
отношениях,
то
она,
прежде
всего,
должна
узнать
его
тоже
во
всех
отношениях», - подчеркивал К.Д. Ушинский. [8, с. 23].
Классик педагогики считал, что решающим в этом процессе является
воспитание, и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и
обучения: человек становится таковым путем воспитания. «Воспитание, -
отмечал
К.Д.
Ушинский,
-
совершенствуясь,
может
далеко
раздвинуть
пределы
человеческих
сил:
физических,
умственных
и
нравственных»
Основой
воспитания,
как
отмечал
Ушинский,
является «семейное
воспитание,
которое
конкретизирует
цели
и
задачи
общественного,
трудового, физического воспитания, основными факторами воспитательного
воздействия на ребенка - семью и личность педагога» (см. [3, с. 43]).
Ведущий историк российского образования и педагогической мысли,
академик РАО, первый избранный министр образования РФ (1990-1992 гг.)
Э.Д. Днепров охарактеризовал творчество К. Д. Ушинского не только как
«великое
педагогическое
наследие,
но
и
как
мощный
фактор
решения
актуальных
проблем
современного
образования»
[11,
с.
22].
Он
особо
подчеркивает,
что К.Д. Ушинский, решительно отрицая путь механических
заимствований и отстаивая народные, национальные основы отечественной
системы
образования,
однако,
вовсе
не
отгораживал
русскую
школу
и
педагогику от зарубежной педагогической мысли. Более того, он жестко
осуждал
ревнителей
замкнутости
и
самодостаточности
российского
образования.
К.Д. Ушинский настойчиво повторял, что нужно стремиться «отовсюду
брать
полезное»,
что
«опыт
других
народов
в
деле
воспитания
есть
драгоценное
наследие
для
всех». «Все
его
творчество
демонстрирует
блистательное
освоение
этого
опыта.
Но
не
менее
блистательно
оно
демонстрирует и другое: потребности русского образования, русской школы,
русской педагогики были для К. Д. Ушинского ведущей целью в постижении
мирового
педагогического
богатства,
и
они
же
становились
фильтром
в
сложном процессе ассимиляции педагогических идей» [21, с. 55].
Как отмечал К.Д. Ушинский, «воспитание не имеет целью развития
науки, и для него наука не цель, а одно из средств, которыми оно развивает в
человеке свой собственный идеал. Воспитание берет человека всего, как он
есть, со всеми его народными и единичными особенностями – его тело, душу
и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека, а характер и есть
именно та почва, в которой коренится народность».
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только из живого источника
человеческой
личности.
Никакие
уставы
и
программы,
никакой
искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не
может
заменить
личности
в
деле
воспитания.
Только
личность
может
действовать на развитие и определение личности, только характером можно
образовать характер» [35, с. 48].
Стержнем педагогической системы К.Д. Ушинского стали требования
демократизации
образования
и
обучения,
идея
народности
воспитания,
признания творческой силы трудового народа и его прав на образование.
К.Д.
Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
Он
показал,
что
знать
человека
во
всех
отношениях
–
это
значит
изучить его физические и психические особенности. К.Д. Ушинский мечтал о
таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В
своем
капитальном
труде
«Человек
как
предмет
воспитания.
Опыт
педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических
механизмов
внимания,
интереса,
памяти,
воображения,
эмоций,
воли,
мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения.
О с о б о е
в н и м а н и е К . Д .
Уш и н с к и й
о б р ат и л
н а
в л и я н и е
непреднамеренного
воспитания,
влияния
общественной
среды,
«духа
времени»,
специфики
культуры
и
передовых
общественных
идеалов
определенного социума в конкретно-исторический период. Цель воспитания,
по
К.Д.
Ушинскому,
-
формирование
активной
и
творческой
личности,
подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме
человеческой
деятельности. Считая
роль
религии
в
формировании
общественной
морали
положительной, К.Д. Ушинский выступал в то же
время
за
независимость
науки
и
школы
от
религии,
выступал
против
руководящей роли духовенства в школе.
Проблемы нравственного воспитания представлены у К.Д. Ушинского
как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно
из
главных
мест
патриотизму,
который
исключает
шовинизм,
требует
воспитания гражданского долга «высказать смелое слово истины» против
гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала
авторитарность, она строилась на силе положительного примера, на разумной
деятельности ребенка. К.Д. Ушинский утвердил принцип воспитывающего
обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания:
«Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и
на убеждения человека».
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
К.
Д.Ушинский
по
праву
считается
основоположником
научной
педагогики в России. Педагогические принципы К. Д. Ушинского
1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических
особенностей
развития
ребенка.
Оно
должно
быть
посильным
и
последовательным.
2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности
3.
Ход
обучения
от
конкретного
к
абстрактному,
отвлеченному,
от
представлений
к
мысли
–
естественен
и
основывается
на
ясных
психологических законах человеческой природы.
4.
Обучение
должно
развивать
умственные
силы
и
способности
учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
К.Д. Ушинский был сторонником гуманной школы. Под гуманизмом он
понимал
гуманное
образование
как
развитие
человеческого
духа.
Цель
воспитания – формирование человека как активной и творческой личности.
При так понимаемом воспитании исключена всякая авторитарность.
Важная
мысль К.Д. Ушинского – требование народности воспитания.
Он связывал это требование с инициативой общественности в управлении
образованием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. –
Москва: Академия, 2004.- 471с.
2. Алоева, М. А. Настольная книга классного руководителя [Текст] / М.
А. Алоев. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.-320 с.
3.
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000. – 192 с.
4.
Богданова,
О.С.
Этические
беседы
с
школьниками
[Текст]
/
О.С.Богданова. – Москва: Высшая школа, 2007. - 310с.
5.
Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника
в коллективе [Текст] / Л.И. Божович. – Москва: Академия, 2000.- 468 с.
6.
Волков, Б.С. Детская психология развития [Текст] / Б.С. Волков. –
Москва: Академия, 2010.-576с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве
[Текст] / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 2009. – 427 с.
8.
Григорович,
Л.А.
Педагогика
и
психология
[Текст]
/
Л.А.Григорович. – Минск: Харвест, 2004.-312с.
9.
Детская
практическая
психология:
Учебник [Текст]
/
Под
ред.
проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 255 с.
10. Джуринский,
А.
Н.
Развитие
образования
в
современном
мире:
Учеб.
пособие [Текст]
/
А.Н.
Джуринский.
–
М.:
Гуманит.
изд.
центр
«ВЛАДОС», 1999. – 200 с.
11.
Днепров,
Э.
Д.
Ушинский
и
современность
[Текст]
/
Э.
Д.
Днепров. – Москва: Академия, 2008. - 224 с.