Игра – квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками"
Автор: Копытова Екатерина Талгатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 257" Населённый пункт: Кемеровская область город Новокузнецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Игра – квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
Игра – квест как форма образовательной деятельности со старшими
дошкольниками»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего
образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.
Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является
основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования.
Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его
жизнь через «ворота детской игры». В квесте (англ. quest, или
приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо
что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В
случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее
разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие
интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-
ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом
основным фоном такой игры является собственно познавательное
повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как
уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе
различные виды двигательной, познавательно - исследовательской,
продуктивной, коммуникативной и музыкальнохудожественной
деятельностей.
В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное
помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная
площадка, основными задачами его будут:
Способствовать всестороннему развитию детей;
Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного
решения общих задач; Побуждение к познавательно - исследовательской
деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей
(согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического
развития;
Создание положительного эмоционального настроя.
Выбор сюжета - квеста может диктоваться календарной или проектной
тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы
(например, расширить знания детей о профессиях). Персонажи и их
количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью
перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные
пункты:
Написание сценария, содержащего информацию познавательного
характера;
Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная
грамота, подсказки и т.д.);
Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть
непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения
интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих,
их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных
«уголков»;
При методической разработке заданий необходимо опираться не только на
уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего
развития ребенка;
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно
соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для
продолжения пути.
Благодаря проведению квестов предметно - развивающая среда
учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС.
Изменения в предметно – развивающей среде, согласно заданной тематике,
могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою
очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной
деятельности и развитию наблюдательности у детей. Подготовка реквизита
для проведения каждого задания. Основа успеха проведения любого квеста
зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она
для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и
получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном
вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного
результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому
направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке!
Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от
авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским
взаимоотношениям. Результаты во время проведения игры-квеста, получив
большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в
общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе
решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги
уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение
игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия,
является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного
учреждения как единой команды (воспитатель, педагог организатор,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу
в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех
образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской
деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как
равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно
построенной и проведенной квест-игре.