Плюсы и предполагаемые риски технологии проектного обучения
Автор: Хромых Валентина Петровна Должность: учитель изо Учебное заведение: МКОУ "Каменская СОШ №"2 имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина" Населённый пункт: пгт Каменка Каменского района Воронежской области Наименование материала: статья Тема: Плюсы и предполагаемые риски технологии проектного обучения Раздел: полное образование
Плюсы и предполагаемые риски технологии проектного
обучения
Основные методы и приемы метода проектного обучения
Мы рассматриваем один из методов обучения в общеобразовательных средних школах -
метод проектов.
Метод проектов, как педагогическая технология, включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую
ученики выполняют в течение определенного отрезка времени.Проектный метод обучения
предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с
ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Метод проектов возник ещё в 20-е годы в США. Его назвали также методом проблем, и
связали с идеями гуманистического направления в образовании, разработанным Дьюи и
Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через
целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в
этом знании. Вот тут - то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая и
знакомая для ребенка.
Проект - буквально, брошенный вперед, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида
деятельности и т.п.
Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков:
«замысел-реализация-рефлексия».
Существуют различные виды проектов: научный, творческий, исследовательский..
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняется на
материале одного предмета) или межпредметным (интегрируется смежная тематика
нескольких предметов, например, ИЗО, природоведение, культура речи, чтение,
математика и т.д
Проектирование как метод познания должен оказывать ученикам практическую помощь в
осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а
становятся средством в подлинном образовании, помогая овладеть культурой мышления.
Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие
школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания,
включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей,
формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и
потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и
непрерывного образования.
На каждом этапе проектирования должно соединятся мысль ребенка с действием и
действие с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой технической, труд с
творчеством, художественную деятельность - с проектирование и конструированием,
технологию с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий
преобразования предметного мира. Метод проектов является одним из самых интересных
и творческих подходов к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Плюсы и минусы технологии проектного обучения
При сегодняшней загруженности современного ученика, реальными может быть создание
одного-двух проектов в течение года.
Из-за ограниченности во времени, чаще используются краткосрочные проекты, конечным
продуктом которых является мультимедийная презентация. Эта форма отчёта позволяет не
только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить
усвоение и запоминание материала. Не маловажной является и психолого-
физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут
задействованы все каналы восприятия. Хорошо известно, что при аудио - и визуальном
преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации
запоминается лишь 12 %, с записями - 25 %.
Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие
изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже усваивать излагаемый материал.
Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время,
учат ребят работать в информационном пространстве.
Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно,
является следующее:
актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее
применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания
самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик,
ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих
интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий
потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного
обучения;
использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация
всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и
сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к
тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является
желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их
стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку
достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда
преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в
которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко
определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники,
что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей,
поставленных в самом начале работы над проектом.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся,
будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного
общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся
информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик
постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей
взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную
деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.