Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 157»
Конспект занятия на тему:
«
Символика
России
»
Для
детей
старшего
возраста
Составила
и
провела
:
Шведова
Л
.
А
.
Педагог
ИЗО
высшей
категории
Кемерово
Программное
содержание
:
Дать
детям
элементарные
представления
о
происхождении
флага
:
познакомить
со
значением
флага
в
современной
жизни
,
с
символическим
значением
цветов
флага
;
Познакомить
с
историей
герба
,
его
значением
в
прошлом
и
настоящим
;
с
гимном
России
;
Воспитывать
патриотические
чувства
–
гордость
за
нашу
историю
,
любовь
к
Родине
,
уважение
к
флагу
,
гимну
,
желание
узнать
как
можно
больше
нового
и
интересного
.
Предварительная
работа
:
Заучивание
стихов
«
Наша
Родина
»
В
.
Степанов
; «
Россия
».
Дидактические
игры
: «
О
чем
рассказывает
флаг
», «
Узнай
на
фото
».
Рассматривание
современных
российских
монет
,
рассматривание
печати
,
аппликация
«
российский
флаг
».
Рассказ
воспитателя
об
истории
флага
,
об
истории
герба
.
Воспитатель
:
Дети
,
как
называется
наша
страна
?
Дети
:
Россия
.
Воспитатель
:
Наша
страна
–
Россия
,
она
огромная
и
прекрасная
.
Россия
–
это
наша
Родина
.
Родина
–
мать
своего
народа
.
Она
гордится
своими
сыновьями
и
дочерями
,
заботится
о
них
,
приходит
на
помощь
.
У
каждого
человека
есть
своя
маленькая
Родина
–
это
город
или
деревня
,
где
он
родился
или
живет
.
Из
множества
маленьких
родных
уголков
состоит
наша
общая
,
великая
страна
.
(
Данил
Б
.
рассказывает
стихотворение
)
«
Наша
родина
» (
В
.
Степанов
)
Дети
:
Если
долго
-
долго
-
долго
в
самолете
нам
летать
Если
долго
-
долго
-
долго
на
Россию
нам
смотреть
,
То
увидим
мы
тогда
и
леса
,
и
города
.
Океанские
просторы
,
ленты
рек
,
озера
,
горы
.
Мы
увидим
даль
без
края
,
тундру
где
звенит
весна
.
И
поймет
тогда
,
какая
наша
Родина
большая
Необъятная
страна
.
Воспитатель
:
Много
стран
на
свете
и
все
они
очень
разные
.
И
у
каждой
страны
есть
свои
отличительные
знаки
,
свои
символы
.
Какие
отличительные
знаки
знаете
вы
?
Дети
:
Флаг
,
герб
,
гимн
.
Воспитатель
: (
показать
иллюстрацию
флага
).
Что
такое
?
Дети
:
Флаг
.
Воспитатель
:
Ребята
,
из
каких
частей
состоит
флаг
?
Дети
:
Древко
,
полотнище
,
навершие
.
Воспитатель
:
А
из
каких
частей
состоит
полотнище
?
Какого
они
цвета
?
Дети
:
Белого
,
синего
,
красного
.
Воспитатель
:
А
сейчас
я
вам
напомню
,
что
означают
цвета
на
флаге
.
Три
цвета
на
флаге
России
:
белый
,
синий
,
красный
Белый
цвет
–
в
нем
добро
,
любовь
,
чистота
,
Мы
хотим
жить
в
дружбе
и
мире
всегда
!
Синяя
полоска
–
цвет
неба
ясного
,
Чтоб
жизнь
в
нашей
стране
была
прекрасная
!
С
красной
полоской
флаг
–
В
ней
кровь
отцов
и
дедов
,
С
красным
цветом
России
Добыта
честь
и
победа
!
Цвета
:
белый
,
синий
и
красный
издревле
почитались
русскими
людьми
.
Красными
и
синими
нитями
русские
крестьянки
вышивали
узоры
на
белой
ткани
.
Из
белых
,
синих
,
красных
тканей
чаще
всего
шили
праздничную
одежду
.
Воспитатель
:
А
,
когда
же
впервые
появился
флаг
?
Флаг
нашей
страны
имеет
свою
историю
.
В
старину
вместо
флага
наши
далекие
предки
использовали
шест
,
к
концу
которого
привязывали
пучок
травы
,
веток
или
конский
хвост
,
окрашенный
яркой
краской
.
Называлось
это
–
стягом
.
Главным
его
назначением
было
собирать
, «
стянуть
»
воинов
для
защиты
своей
земли
.
Потом
стяги
стали
делать
из
ткани
.
Косой
клин
прикрепляли
к
бревну
.
Дети
,
а
где
можно
увидеть
изображение
флага
России
?
Дети
:
на
зданиях
,
в
день
праздников
,
в
армии
солдат
,
на
кораблях
,
самолетах
;
о
время
спортивных
соревнований
;
во
время
визита
правителей
,
на
зданиях
,
где
они
встречаются
–
вывешивают
флаги
этих
государств
.
Воспитатель
:
А
что
было
бы
,
если
бы
не
было
флагов
или
флаги
были
бы
одинаковые
?
(
Ответы
детей
)
Воспитатель
:
Ребята
,
так
что
же
означает
государственный
флаг
?
Дети
:
Флаг
является
символом
власти
.
Воспитатель
:
Правильно
,
дети
,
флаг
означает
единство
страны
и
является
символом
власти
.
(
Воспитатель
показывает
иллюстрацию
с
изображением
герба
)
А
что
это
такое
?
Дети
:
Герб
.
Воспитатель
:
Что
же
такое
герб
,
откуда
он
появился
и
для
чего
он
нужен
?
Давайте
об
этом
поговорим
.
Дети
:
Герб
,
как
и
флаг
придумали
наши
предки
,
когда
много
времени
проводили
в
боях
.
Воспитатель
:
Воины
были
хорошо
вооружены
.
Какие
виды
старинного
оружия
вы
знаете
?
Дети
:
Копье
и
меч
.
Воспитатель
:
А
что
защищает
самого
воина
?
Дети
:
Доспехи
,
щит
.
Воспитатель
:
В
разгар
боя
воинов
трудно
было
различить
.
И
поэтому
знак
наносили
на
щит
.
Щит
с
таким
знаком
стали
называть
гербом
.
Рыцари
очень
дорожили
своими
гербами
,
передавали
своим
детям
,
внукам
.
Гербом
гордились
и
старались
его
не
опозорить
.
Уже
давно
нет
рыцарей
,
современные
воины
не
используют
щиты
,
но
гербы
остались
.
Все
страны
мира
,
все
государства
имеют
свой
герб
.
Герб
–
это
отличительный
знак
страны
,
золотой
двуглавый
орел
–
эмблема
или
символ
России
.
Давайте
рассмотрим
герб
России
.
Какой
формы
герб
?
Какие
цвета
есть
на
гербе
?
Что
изображено
на
нем
?
Дети
:
На
форме
щита
красного
цвета
изображен
золотой
двуглавый
орел
и
всадник
.
Правой
лапой
орел
сжимает
скипетр
.
Воспитатель
:
Символ
власти
.
Дети
:
В
левой
лапе
–
золотой
шар
с
крестом
.
Воспитатель
:
Это
держава
государства
.
Дети
:
Над
головами
орла
мы
видим
короны
крылья
орла
,
похожие
на
солнечные
лучи
,
а
сама
птица
похожа
на
солнце
.
Воспитатель
:
В
давние
времена
короны
,
скипетр
и
держава
были
символами
царской
власти
,
а
в
наши
дни
они
напоминают
об
историческом
прошлом
нашей
страны
.
Дети
,
а
что
обозначает
изображение
всадника
?
Ребенок
:
Победу
добра
над
злом
.
Ребенок
:
всадник
на
коне
–
это
не
просто
воин
–
это
Георгий
Победоносец
.
Воспитатель
:
На
поклонной
горе
в
Москве
стоит
белокаменный
храм
Георгия
Победоносца
–
почитаемого
на
Руси
.
Святого
…
Рыцарь
на
белом
коне
с
копьем
,
которым
он
поражает
дракона
.
Таким
предстает
на
древних
иконах
Святой
Георгий
.
Ребенок
:
По
легенде
,
он
спас
обреченную
на
гибель
царскую
дочь
от
зубов
страшного
дракона
.
Воспитатель
:
А
где
можно
увидеть
изображение
дракона
?
Ребенок
:
На
монетах
,
документах
,
пограничных
столбах
на
границе
.
Воспитатель
:
Дети
,
так
что
означает
герб
нашей
страны
?
Ребенок
:
Герб
–
это
отличительный
знак
нашей
страны
.
Воспитатель
:
А
сейчас
поиграем
в
игру
«
Собери
герб
»
(
Дети
собирают
гербы
по
образцу
из
разных
форм
и
размеров
российского
государства
,
Амурской
области
и
города
Белогорска
.)
А
теперь
послушаем
запись
государственного
гимна
России
.
Гимн
–
это
главная
песня
страны
.
Дети
:
Гимн
,
так
же
является
символом
государственного
единства
.
Воспитатель
:
Если
герб
и
флаг
мы
видим
,
то
гимн
мы
слышим
.
Где
можно
услышать
гимн
?
Ребенок
:
На
спортивных
соревнованиях
,
на
праздниках
,
по
телевизору
.
Воспитатель
:
Дети
,
гимн
слушают
стоя
.
Давайте
встанем
и
послушаем
гимн
.
(
Звучит
гимн
)
Дети
,
так
что
же
означает
государственный
флаг
,
герб
и
гимн
страны
?
Дети
:
Это
символы
власти
,
объединяющие
людей
.
Воспитатель
:
Они
обозначают
единство
страны
и
ее
независимость
от
других
государств
.
Хотелось
бы
закончить
занятие
этими
строками
:
Ребенок
:
Под
теплым
солнцем
вырастая
,
Мы
дружно
,
весело
живем
.
Россия
,
милая
,
родная
Цвети
и
крепни
с
каждым
днем
!