Автор: Ярмометова Любовь Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Брусничка" Населённый пункт: г.Салехард Наименование материала: Консультация Тема: "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника". Раздел: дошкольное образование
дошкольника».
Дошкольный возраст – самый важный период развития ребенка. В эти годы ребёнок
приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности
детей дошкольного возраста – игра.
Игра - основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на
психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями,
знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может
быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет
воспитания личности, нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания
личности.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими
детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все
то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает
чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и
поступки своих товарищей и свои собственные.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой
стадии развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры,
которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в
семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет
доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в
библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся
в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится
возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения
игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку
наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда
родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что
ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый
получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким
образом, его воспитывая.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое
русло.
Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру,
например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же
сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить
игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина,
и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться
свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки,
пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не
обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление
самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить
ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по
сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.
Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои
превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните,
насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого?
Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также
родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается
ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких
опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь
контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни
дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе
с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка
запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру,
дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход.
Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой.
Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок
сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также
постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо
проблемы.
Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно,
если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в
шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве
(например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём).
Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев
рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать
самые
разные
препятствия.
В
этой
игре
большим
плюсом
является
возможность
физического и духовного контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить
ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.
Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для
ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым
необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать
себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может
осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.
Таким образом, в связи со всем выше сказанным, Уважаемые родители, играйте со
своими детьми в сюжетно-ролевые игры.