СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Лазарева Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №12 Населённый пункт: г.Белгород Наименование материала: статья Тема: СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Раздел: дошкольное образование
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Лазарева Н. А. Воспитатель группы компенсирующей направленности первой категории
Анищенко Л. А. Воспитатель группы компенсирующей направленности высшей
категории
Ухудшение состояния экологии, проблемы социальноэкономического, психолого-
педагогического и медицинского характера, высокий уровень заболеваемости родителей
способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что в мире
число детей с ограниченными возможностями достигает 200 миллионов. В России
наблюдается тенденция к увеличению роста таких детей. Ежегодно в стране рождается
около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75%
являются инвалидами или детьми с ограниченными возможностями. Согласно
Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид – любое лицо, которое не может
самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной
и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее
физических или умственных возможностей [4]. Инвалидность детей определяется также
как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими
заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность
включения ребенка в адекватные возрас
167
ту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем, возникает необходимость в
постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [6]. Проблемы детей с
ограниченными возможностями здоровья достаточно многообразны. Таким детям
свойственны закрытость, так как с раннего детства они сталкиваются с оценкой их
внешности другими людьми, при этом довольно часто можно наблюдать ситуации, когда
здоровые дети часто оценивают внешние дефекты детей с ограниченными возможностями
здоровья в их присутствии, обзывают их обидными словами и самое главное – считают их
неполноценными. Безусловно, в результате у детей с ограниченными возможностями
здоровья формируется комплекс неполноценности, появляется замкнутость,
многочисленные коммуникативные барьеры, что приводит к такой серьезной проблеме,
как скрытая депрессия. Депрессия выражается постоянном плохом настроении,
отрицательной самооценке, отказе от общения как с родителями, так и с любым
человеком, пассивном отношении ко многим вещам, что довольно часто приводит к
формированию комплекса неполноценности. Проблемы детей с ограниченными
возможностями здоровья имеют две важные стороны, одной из которых является сам
ребенок: его проблема как личности заключается, прежде всего, в том, что он лишен
обычного мира детства, изолирован от своего здорового сверстника. Другая сторона
заключается в огромной роли семьи такого ребенка. Таким образом, данная проблема
обуславливает необходимость ее решения посредством одного из важнейшего фактора
социализации таких детей, как семья. По мнению некоторых ученых, для формирования
гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для
установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком
должен постоянно находиться близкий, любящий и понимающий его взрослый человек
[2]. Изучение семьи как основополагающего института воспитания детей имеет давнюю
историю. Такие знаменитые педагогимыслители, как Я: А. Коменский, И. Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский, П. Ф. Jlecгафт, А. О. Макаренко определяли семью как систему
человеческих взаимоотношений, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие
личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья
ребенка.
168
Главная задача семейного воспитания – формирование и развитие ребенка как
гармоничной личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы
для жизни в обществе. Семейное воспитание на протяжении многих веков было и
остается основной формой воспитания детей. Основы семейного воспитания отражают
многочисленные народные пословицы: «Согласья дома нет – и счастья в доме нет»,
«Семья – это семь я», «Семейное согласие всего дороже». Современные исследователи
семьи определяют ее как основную ячейку общества, в которой из поколения в поколение
передаются традиции, ценности и отношения [1]. Безусловно, семьи детей с
ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности. В семьях, имеющих
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, изменяются межличностные
отношения и между родителями, и между ними и имеющимися в семье здоровыми детьми
В. В. Ткачева выделила основные функции семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья такие, как: • рождение и воспитание детей; • осуществление
связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи; •
удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке,
тепле и любви; • создание условий для развития личности всех членов семьи; •
удовлетворение сексуально-эротических потребностей; • удовлетворение потребности в
общении с близкими людьми; • удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве
или материнстве, в контактах с детьми; их воспитании, самореализации в детях; • охрана
здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций [9]. Семья, как
известно, является одним из основных факторов социализации личности. Социализация
представляет процесс усвоения человеком ценностей, норм, освоения им социальных
ролей, причем основная цель социализации состоит в развитии способностей ребенка. Э.
Дюркгейм, рассматривая процесс социализации; считал, что активное начало в нем
принадлежит обществу, и именно оно является» субъектом социализации [5]. Процесс
социализации находится в центре внимания многих отечественных ученых: философов,
социологов, психологов, педагогов.
169
По мнению И. С. Кона процесс социализации «означает становление в человеке образа Я»
[7]. В настоящее время проблема социализации детей с ограниченными возможностями
входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики,
психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является
развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте, при
этом положение ребенка в межличностных отношениях в семье является важным
фактором его полноценного развития. Принципиальный подход к изучению социализации
аномального ребенка, предложен Л.С. Выготским, который рассматривал общение детей с
окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков[2]. По мнению ученого,
почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с
окружающими создают, прежде всего, нарушения в установлении широких социальных
связей. Данные особенности оказывают отрицательное влияние на процесс общения
ребенка с окружающими. Мы предполагаем, что огромное влияние на социализацию детей
с отклонениями в развитии оказывают такие условия как состав семьи, характер
сложившихся в ней эмоциональных отношений, стиль воспитания, психологические
особенности и педагогические возможности родителей. Успешность социализации детей с
ограниченными возможностями зависит от определенных условий. К числу таких
условий относится организация содержательной игровой деятельности, направленной на
развитие социальных качеств личности, навыков взаимодействия со сверстниками. В
процессе организации игровой деятельности формируются и развиваются такие качества
как самостоятельность, инициатива, взаимопомощь, чувство дружбы, чуткое отношение к
сверстникам. Безусловно, игра должна быть направлена на развитие познавательных
процессов у детей с ограниченными возможностями. Необходимым условием
социализации детей с ОВЗ является и специально организованное психолого-
педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями развития
с использованием методов активного социально-педагогического обучения родителей.
Следует отметить, что эмоциональная стабильность родителей напрямую связана с
эмоциональными проявлениями детей, в связи
170
с чем, психологическая неустойчивость родителей создает большую вероятность нервных
срывов у детей. По данным некоторых исследований, для детей с отклонениями в
развитии в системе межличностных отношений наиболее эмоционально значимыми
являются отношения с матерью, которые занимают приоритетное место по
эмоциональной значимости в иерархии отношений с людьми ближайшего социального
окружения. При работе с семьями детей с отклонениями в развитии благоприятным
является создание атмосферы сообщества, в котором родители чувствуют себя принятыми
и имеют возможность обращения в любое удобное для них время. Группы могут иметь
открытый характер. Также возможен вариант клубной работы. Работа с родителями может
проводиться с использованием методов активного социально-педагогического обучения в
группах. В ходе работы родительских групп им сообщаются сведения об особенностях
воспитания и развития их детей, обсуждаются различные педагогические ситуации, как из
литературных источников, так и из их личного опыта, предлагаются методические
рекомендации для совершенствования процесса семейного воспитания. Использование
методов активного социальнопедагогического обучения родителей детей с отклонениями в
развитии способствует гармонизации семейного воспитания, формированию уверенности
и ответственности родителей, повышению внимания семьи к воспитанию социальных
качеств и социализации ребенка с ограниченными возможностями развития. Л. А.
Пастухова основными направлениями коррекции неадекватных детско-родительских
отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья считает [8]. –
обучение родителей приемам безоценочного, принимающего, демократического
взаимодействия с детьми; – повышение уровня доверия родителей к детям, развитие
позитивной самооценки у родителей и детей; формирование позитивного, сплоченного
образа семьи у детей; снижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных
отношениях. Терпение, доброжелательность и настойчивость в процессе семейного
воспитания является одним из основных факторов приобщения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья к социальному миру, его успешной социализации. Список
литературы
171
1. Андреева Т. В. Семейная психология : учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с. 2.
Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб: заведений. М:
Академия, 2002. 224 с. 3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-
пресс, 1999. 534 с. 4. Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года. 5. Дюркгейм
Э: Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., составление,
послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. 352 с. 6. Закон Российской
Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Собрание-законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872. 7. Кон
И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов вузов по психол. и пед. спец. М. :
Academia, 2003. 335 с. 8. Пастухова Л. А. Детско-родительские отношения в семьях с
детьми, имеющими недоразвитие интеллекта : дис. . канд. псих, наук : 19.00.07 / Л. А.
Пастухова. Ярославль, 2006. 216с. 9. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с
матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: «Гномпресс», 1999. 64
с.