Автор: Петрова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Веселинка" г. Димитровград Ульяновская область" Населённый пункт: Димитровград Наименование материала: методическая разработка Тема: "Праздник весны" Раздел: дошкольное образование
« ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ – ВЕСНУ ПРИНЕСЛИ!»
ПРАЗДНИК « СОРОК – СОРОКОВ».
Интеграция
образовательных
областей: «
Познание»,
«
Коммуникация»,
Социализация», « Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная,
продуктивная.
Цели: рассказать о дне 22 марта – дне весеннего равноденствия; продолжать знакомить с
народными приметами, совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
продолжать
приобщать
детей
к
музыкальной
культуре;
совершенствовать
вокально-
слуховую координацию; формировать положительные эмоции.
Планируемые
результаты: имеет
представление
о
дне
весеннего
равноденствия
и
обычаях
его
празднования
на
Руси;
выразительно
поет
и
ритмично
двигается
в
соответствии
с
характером
музыки;
активно
участвует
в
празднике,
придумывает
элементы
оформления
костюмов
и
зала;
умеет
договариваться
со
сверстниками
в
процессе подготовки к празднику, распределять роли и планировать действия.
Материалы и оборудование: видио и аудиозапись птиц и их голосов, русские народные
костюмы, музыкальные инструменты.
Ведущая: Дети, сегодня мы отправимся в гости к такому времени году, которое нравится
всем. Отгадайте загадку и узнаете, какое это время года.
К нам пришла с цветами,
В ярком, пестром сарафане,
И румяна и ясна,
А зовут ее …( Весна)
Т.Шорыгина.
- Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22
марта справляли детский праздник Сорок сороков . В народе говорили, что к этому дню
«
сорок
сороков
птиц
прилетает
из
заморских
стран».
Детям
отводилась
на
этом
празднике очень важная роль.
Именно дети выходили кликать, звать Весну красну. В день праздника мамы и бабушки
раздавали детям особые крендельки и плюшки: КУЛИКИ И ЖАВОРОНКИ из румяного
теста.
Дети выбегали со своими сладкими
птицами на улицу, подбрасывали их повыше к
солнышку и пели веснянки. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло,
ключи от Весны.
Ведущая: Давайте и мы с вами весну закликать.
Дети: Ж аворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну – красну.
Зима надоела,
Весь хлеб поела.
Ведущая: - Нередко в эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с « жаворонками»,
привязанными ниткой на шесте, выходили в поле, где распевали:
Дети:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето!
Летите в поле,
Несите здоровье,
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Ведущая: Развлечением деревенской молодежи были « Веснянки» - особые песни с
хороводами и играми:
Дети:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Ведущая: Понятно, на Сороки прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые-
За грачами со дня на день скворечный посвист послышится.
Назовите приметы весны, в которых говорится про птиц.
Дети: 1. Грач на проталину, скворец – на прогалину.
2. Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
3. Журавль прилетел и тепло принес.
4. Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
5. Соловей берет пением, а человек - умением.
6. Кукушка кукует, по дому горюет.
7. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Ведущая: А теперь, собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Игра: « Селезень и утка.»
Считалка: « Голубь, гусь и галка – вот и вся считалка.»
Дети встают по кругу. Считалкой выбираются селезень и уточка. « Селезень» выходит
за круг. Его задача – поймать « уточку», задача « утки» - убежать. Задача стоящих в
кругу – помешать «селезню» поймать «уточку».
Когда «селезень» поймает ее, они выбирают себе замену и игра начинается заново. Во
время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял.
Лети, утица, домой,
Лети, серая домой,
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня!
Игра « Горелки ».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов и
спиной к играющим встает водящий, а на некотором расстоянии впереди водящего
заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.
Играющие говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят,
Гляди – не воронь, беги, как огонь!
После последних слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны и
мимо водящего до места, где они могут снова соединиться в пару, а водящий старается
запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки до того,
как водящий запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а водящий
остается прежним. Игра повторяется. Если водящему удалось запятнать одного из
бегущих игроков, он образует с ним пару, они встают впереди колонны, а оставшийся
без пары игрок становится водящим.
Ведущая: Отгадайте загадки про птиц. Отгадаете – отзовется вам птица своимголосом
(после отгадки на экране показать отгаданную птицу с записью ее голоса).
(Загадки загадывают дети).
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворение. ( Жаворонок).
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. ( Дятел.)
На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его… ( Скворец)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! ( Трясогуска.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. ( Грач)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной. ( Соловей)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. ( Кукушка)
Ведущая: А теперь давайте все вместе поздороваемся с птицами.
Повторяйте за мной слова заклички.
Красное солнце! Выгляни в оконце.
И ты, Батюшка Юг, иди к нам на луг.
Иди к нам на луг, ладить борону и плуг.
Кулик – самород идет в огород.
Поет, поет, весну несет.
Ау- ау- аукаем, Весну приаукаем.
Март, март солнцу рад.
Апрель, апрель откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй.
Весна – красна в гости пришла.
Курли, курли, курли, летят, летят журавли.
Ворон, ворон, хвост обломан.
Скок, сорока, скок, сорока, слепа с ока, крива с бока.
Дрозд, дрозд, прост, прост.
Кованый нос, железный хвост.
Вьюр – вьюрок, кривлен носок,
Кривлен носок, общипан бок.
Здравствуйте, птицы!
Ведущая: А теперь, детвора,
Ждет вас новая игра.
Игра « Грачи летят».
Ребенок или ведущий поет:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
- Гу – гу – гу-
Мы несем весну!
Ведущий или выбранный ребенок поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
= Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.
Журавли летят,
На всю Русь кричат:
- Гу – гу – гу –
Не догнать нас никому!
- Летят, летят! – вторят все
- Пчелы летят,
Гудят, бумчат:
Жу- жу-жу-
- Медову несем сыту!
-Летят, летят! – вторят все
Поросята летят,
Поросята визжат:
Хрю-хрю-хрю-
Надоело нам в хлеву!
-Летят, ле…! (если ошибаются и поднимают руки, то садятся)
Ведущая: Птицы нам песню спели, давайте и мы их песней порадуем, споем песню…
( на муз. инструментах).
Вариант текста песни « Весенняя капель».
1.
Что за музыка на улице слышна
Это снова на дворе поет весна
Птичьи трели засвистели
И капели зазвенели
Светлой музыкой вся улица полна.
Пр. Открывайте шире двери
Просыпайтесь птицы, звери
Отступила злая зимушка зима
Позабыли мы про стужу
Стали нам совсем не нужны
Холод и немая тишина
Зимний холод и немая тишина.
2.Что за музыку я слышу за окном
Все растаяло что было зимним сном
И весенним водопадом звон сосулек громко капал
Засмеялось, зазвучало все кругом.
3.Эта музыку как вешняя вода
С нею нам не будет скучно никогда
Та мелодия повсюду
Вместе с нею петь я буду
Эту музыку запомню навсегда.
Ведущая: Самая красивая – весенняя березка, на которой появляются первые листочки,
звенит сережками так нежно и птичек в гости все зовет.
Давайте прочитаем стихотворение о такой березке.
Вместе с … ( выбранный заранее ребенок) произносите текст и ритмично выполняйте
движения.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод. Ритмично ходят по кругу
Звенит сережками так нежно Ритмично потряхивают кистями рук,
И птичек в гости все зовет. взмахивают руками.
Раскроет свои руки – ветви, Поднимают руки вверх, ладони
Опустит ветки – пальцы вниз, раскрывают, опускают руки.
Подставит солнышку листочки, Руки перед собой, ладони раскрывают,
Чтоб лучик на ветвях повис. Опускают кисти вниз.
Танец березок ( хоровод).
Ведущая: Ребята,
мне
кажется,
что
мы
прекрасно
провели
праздник.
Давайте
попрощаемся с весной, птицами: « Прощай, весна, прощай, красна. Ты в гости приходи
сама ».