Напоминание

История России 6 класс. "Реформы Ивана Грозного"


Автор: Климчук Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: СОШ № 3
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра, Тюменской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История России 6 класс. "Реформы Ивана Грозного"
Раздел: среднее образование





Назад





Реформы Ивана Грозного

Цель урока:
 выявить особенности исторического развития России в годы правления Ивана IV
Задачи урока:
 рассмотреть цели реформ Ивана IV  охарактеризовать содержание основных реформ Ивана IV  сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного  развивать умение работать с историческими источниками  формирование собственной точки зрения о развитии страны в данный период
Основные понятия:
Избранная рада, централизованное государство, Земский собор, Приказы.
Важнейшие даты:
1649 г. – Земский собор
Выдающиеся личности:
Иван Грозный, митрополит Макарий, Алексей Адашев
Оборудование урока:
 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015  Раздаточный материал – (документы) на каждый стол  Текст тестов для проверки домашнего задания  Материал для составления схемы управления государством на доске (карточки)  Видеопроектор
Ход урока

I.

Оргмомент
: проверьте, как вы готовы начать наш урок. На парте должен быть учебник, у каждого

тетрадь, дневник и письменные принадлежности
II. Целеполагание
а) какие цели вы ставите себе на урок; б) глядя на оборудование урока, скажите какие умения, и навыки вы будете сегодня развивать
Эпиграф урока
: «Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения». В.О. Ключевский
III. Актуализация опорных знаний по теме: «Формирование централизованного русского

государства»
1. Подготовка устных развёрнутых ответов
Какие причины вызвали необходимость реформ в стране?

Каким было управление Россией в начале XVI века? (
составить схему на доске) 2. Работа с классом а) тест – 6 человек б) работа с понятиями: поместье – земля за службу; вотчина – (термин зашифрован, буквы переставлены местами) – земля по наследству; местничество – (термин зашифрован, пропущены гласные буквы) – получение должности в зависимости от знатности рода; содержание чиновников за счёт местного населения. Какой это термин? Кормление 3. Устные развёрнутые ответы с рецензией одноклассников
IV. Изучение новой темы


План урока:
1. Избранная рада 2. Содержание реформ а) реформа управления государством б) военная реформа
Домашнее задание
: §23,п. 2-4 (с. 195 – 199) прочитать, в. 2, 3 - устно термины
Задание на урок
: Каким стало наше государство в ходе проведения реформ? 1.
Рассказ учителя
Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ.
Реформа
– постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал
Избранной радой
– совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ.
Цель
реформ – сформировать
централизованное

государство
– государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан
Земский собор
– собрание представителей разных сословий всех русских земель.  Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума) Особенность этого органа власти:
не ограничивать, а только поддерживать власть монарха.
2.
Работа с текстом учебника

Задание:
на основе текста учебника с. 196 – 198 (читаем до пункта «Военная реформа») составить схему, как изменилось управление Россией в ходе реформ? у доски один учащийся составляет схему
Приказы
– органы центрального управления. Исполняли функции министерств
Челобитный
– контроль за всеми приказами
Посольский
– за дипломатическую службу
Разрядный
– за военные дела
Поместный
– за вопросы землевладения
Каким стало наше государство в ходе проведения реформ?

сравниваем две схемы:
«Управление Россией в начале XVI века» «Управление Россией в конце XVI века» 3.
Сообщение учащегося
о военной реформе 4.
Работа с документом

Документ №

1
Способы управления огромными государствами
1 способ

2 способ
Ст абиль но сть го сударственной в л а с т и достигается при сильной власти монарха, к о т о р ы й о п и р а е т с я н а ф е о д а л ь н у ю аристократию. Большую роль играет местное самоуправление, выбранное населением и контролируемое из центра. На Западе дело пошло таким путём: короли плюс парламенты, Но есть и иная точка зрения на правление централизованным государством, точка зрения во сходящая к в и з а н т и й с к и м традициям и к традициям ордынских ханств. Это равное бесправие всех членов общества п е р е д л и ц ом м о н а р ха . Э т о т е о р и я безусловной и всеобъемлющей власти царя
городские общины, суды -самодержца 1 .
Какие два способа управления централизованным государством были известны к XVI веку?

2. Докажите, что реформы избранной рады относятся к первому способу управления государством?

Документ №

2

Об управлении Ивана Грозного
«…Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чём не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой…» Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994, с. 80
3. Чем отличалось управление Ивана Грозного?

V.
Посмотрите отрывок из художественного фильма «Иван Грозный», где царь обращается за благословением к митрополиту Макарию. (Фильм снят по роману Толстого «Князь Серебряный»)
Каким вы увидели в данном отрывке Ивана IV?

VI.

Подведение итогов урока.
Как вы понимаете эпиграф урока? Выставление отметок за урок


В раздел образования