"Организация самостоятельной работы на уроках русского"
Автор: Степанова Татьяна Борисовна Должность: учитель русского языка илитературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Чапаево Населённый пункт: Сахалинская, Корсаковский, с.Чапаево Наименование материала: статья Тема: "Организация самостоятельной работы на уроках русского" Раздел: среднее образование
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем
обучения. Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования
творческой личности. Задача заключается в том, чтобы учащийся не только
усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой,
правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять
существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и
группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике.
Эту проблему решаю путем усиления самостоятельной работы учащихся во
всех звеньях учебного процесса. Самостоятельная работа стала
неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на
активизацию познавательной деятельности школьников. Сегодня передо
мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а
научить их учиться.
Самостоятельная работа-это такое средство обучения, которое в каждой
конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели
и задаче;
формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к
знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для
решения определенного класса познавательных задач и соответственного
продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности
вырабатывает у учащихся психологическую установку на
самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку
умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых
познавательных задач.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную
деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной
дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний,
их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков,
обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые
разные формы обучения - фронтальную, групповую, индивидуальную.
Задания для самостоятельной работы также могут быть для всех учащихся
группы либо одинаковыми, либо вариативными, в зависимости от уровня
подготовленности группы, задач и типа урока. В своей педагогической
деятельности на уроках русского языка я использую самостоятельные
задания для детей на разных этапах работы
Для достижения этих целей мы можем выделить следующие требования к
организации самостоятельной работы учеников:
1. Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и
ученик должен знать пути ее достижения.
2. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям
ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть
постепенным.
. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной
работы и управление самим процессом работы.
. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо
основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и
творчества ученика.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы
учащихся. Их можно классифицировать по различным признакам: по
дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по
содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой : рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование,
пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с
первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные
упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты.
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
предусматривать ее место в структуре урока;
ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих
учеников, а также сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении
самостоятельной работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
подбирать соответствующий дидактический материал;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ
учеников.
Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и
функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по
сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют
(при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Таким образом, научить ученика учиться, научить самому добывать знания
можно, лишь организуя его самостоятельную практическую учебную
деятельность.
Все учащиеся добросовестно относятся к обучению в школе. Кроме
основного домашнего задания стараются выбрать самостоятельное задание
по усмотрению: найти дополнительную информацию в словаре или
энциклопедии, написать сообщение, сочинить небольшое произведение,
выучить найденную информацию и поделиться с ней на уроке.