Напоминание

"Животный мир ЯНАО".


Автор: Мурзаханова Влада Альфредовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Детская Экологическая станция
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: "Животный мир ЯНАО".
Раздел: дополнительное образование





Назад





Конспект занятия «Животный мир ЯНАО».

Цель:
Расширить представление детей о животных Ямала.
Задачи:
1. Познакомить с животными, обитающими на Ямале. 2. Изучить их образ жизни и повадки, выяснить способы их приспосабливаемости к суровому климату. 3. Развивать память, внимание, мышление. 4. Воспитывать в детях доброжелательность, бережное отношение к природе, животным. Материал: компьютер, глобус, мультимедийная презентация, карточки- смайлики. Ход занятия: 1. Орг. момент. Актуализация знаний.
Педагог:
Ребята, придя сегодня к вам в группу, я обнаружила письмо. Давайте у знаем от кого оно? (слайд 1) "Здравствуйте, ребята. Пишет Вам Умка. Я живу на Крайнем Севере, у нас очень холодно, Я знаю, что вы ходите в детский сад, вы очень дружные ребята, вы поете, танцуете, читаете стихи. Я очень хочу с вами подружиться, и приглашаю Вас к себе в гости. И еще я оправил вам видео, про меня и про моих друзей белых медведей.
Педагог:
Ну что, ребята, отправляемся в путь?
Дети:
Да. (видео про медведей)
Педагог:
Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север Земли. (2 слайд)
Педагог:
А где живем мы - на юге или на севере России?
Дети:
На Севере (слайд 3) Север - особый край, очень своеобразная часть нашей планеты Земля. Мы любим север, он наш друг, наша Родина. Ямал - это часть северной территории. Климат Ямала суров, здесь продолжительная зима. Но на нашей северной земле обитает множество животных. (слайд 4) . 2. Беседа по теме, обсуждение:
Педагог:
Ребята, на Крайнем Севере живут не только белые медведи, но и еще много интересных животных. А вы знаете, какие животные живут на Севере?
Дети:
Да. (Ответы детей: олени, лиса, волк)
Педагог:
Вот мы сейчас и узнаем, каких животных севера вы знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки про животных. Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка. Кто без компаса и карты. Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день? Это?
Дети: Северный олень

Педагог
: Самый главный в тундре северный олень. А почему? Как вы думаете? Потому, что он дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство. Северный олень - главное животное тундры. Без оленей северный человек погибнет. Поэтому жители Ямала ценят и любят это умное животное. Педагог: Ребята, вы знаете, как же он спасается от лютых морозов зимой? Дети: (ответ детей) Педагог: Олени могут выдержать морозы до -60. Рассматривая шерсть оленя под микроскопом, можно увидеть, что шерсть северного оленя имеет два слоя меха, плотную основу и длинноволосый покров, который и согревает животное. (слайд 5)
Педагог
: Где сугробы, стужа, лёд, Где пурга снега метёт, Там хозяин в шубе снежной. Ходит по снегам безбрежным. Весь он белый от зимы, От метельной кутерьмы. Так давно живёт он здесь, Потому и белый весь. Лишь черны глаза и нос: Пощадил их злой мороз
Дети: Белый медведь

Педагог:
Белый медведь самый крупный наземный хищник в мире, длиной до 3 метров. Спасается от холода толстым слоем подкожного жира до 10 см. Белый гигант занесён в “Красную книгу”, а это значит находится под охраной нашего государства. (слайд 6)
Педагог:
Ловкий маленький зверек, Живет на Севере суровом. Шерсть его блестит, как шелк, Как цвет блестящего покрова
Дети: Песец

Педагог:
На какое животное похож песец? (ответ: на лисицу и т.д.). Песец - пушное животное, которое иногда называют полярной лисицей. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые. Песцы питаются в основном грызунами, а также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц. (слайд 7)
Педагог:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк

Педагог:
На какое животное похож волк? (ответ: на собаку). Волк - это дикая хищная собака. В русских народных сказках говорится о сером волке. А на экране вы видите какого волка? (белого), потому, что это полярный волк. Его легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. В их лапы попадают зайцы, куропатки, лоси, олени.(слайд 8)
Педагог:
Повыше кошки рост, Живет в норе, в лесу. Пушистый рыжий хвост, Все знаем мы…
Дети: Лису

Педагог
: Скажите, а какими качествами обладает лиса? Лисица - хитрая лесная разбойница с ярко-рыжим пушистым мехом. Брюхо светло-серое, кончик хвоста белый. Хитрость, ловкость и умение притворяться - это те качества, которые отличают её от других хищников. (слайд 9)
Педагог:
Мой белый брат во льдах живет И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную.
Дети: Бурый медведь

Педагог:
Бурый медведь - у него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. С виду медведь очень неуклюж, хотя в действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать в воде. Бурый медведь занесён в “Красную книгу», а значит охраняется государством. (слайд 10)
Педагог:
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится.
Дети:
Заяц
Педагог:
Ребята, а что вы знаете про зайца? (ответ: он труслив, добрый и т.д.) Заяц
-
дикое животное, имеет длинные уши и ноги, от врагов спасается бегством. Зимой – белый, а летом - серый. (слайд 11)
Педагог:
Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться. Проведя в воде часы, Вылез он на льдину, Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину. Важен, грозен, толстокож Господин усатый.
Дети: Морж.

Педагог:
Морж – это животное, которое занесено тоже в Красную книгу. На него запрещено охотится. Это животное имеет мощные клыки. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей.(слайд 13).
Педагог:
Неповоротлив он на суше, Зато в воде спортсмен милуша. Нырять он может целый день... Как все зовут его?
Дети: Тюлень

Педагог:
Тюлени животные Арктики, они питаются рыбой. Тюлени прекрасно плавают и ныряют. Что у них вместо тог? Вместо ног у них ласты. Тюлени могут долго находиться под водой, но им обязательно нужен воздух, поэтому время от времени они выныривают на поверхность, чтобы набрать воздуха.(14) 3. Физминутка: или Видео (15) Куропатке целый день Прыгать весело не лень! Прыгнув вправо, прыгнув влево, На снегу она присела! Вверх подпрыгнув высоко, Шаловливо и легко, Влево - вправо, целый день И кружиться ей не лень! 4. Постановка проблемы, исследование.
Педагог:
Как же животные выживают в суровом северном климате?
Дети: Ответ детей.

Педагог:
Рассматривая шкуры медведя, лисы и песца можно убедиться, что шкура у них толстая и шерсть густая и длинная. (рассматривание шкурок) (слайд 16) . Многие из животных меняют цвет своей шкурки и зимой становятся белыми - полярный волк, песец, заяц, горностай. Почему они меняют цвет своего меха? Оказывается, животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, а значит, согревают больше себя, что особенно важно в условиях Крайнего Севера. (слайд 17)
Педагог:
Ребята сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Хлопните в ладоши».(слайд 18)
5. Дидактическая игра Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Хлопните в ладош, услышав слова, подходящие к описанию песца: осторожный, пушистый мех, добывает рыбу, питается травами и ягодами, разоряет птичьи гнёзда, пушистый хвост, копыта, ветвистые рога, серебристо-голубая шубка, неуклюжий». Педагог: Сейчас мы поиграем еще в одну игру « Четвертый лишний».(слайд19-22) 6. Дидактическая игра« Четвертый лишний». Посмотрите на экран, назовите одну лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя. ( Слайд) 7. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Кто это? - Крупное животное с ветвистыми широкими рогами? (Олень) - Проворная, запасливая, рыжая, ловкая? (Лиса) - Бурый, косолапый, неуклюжий? (Медведь) - Серый, злой, голодный? (Волк) - Трусливый, длинноухий. Серый или белый? (Заяц) - Как их всех можно назвать одним словам? (Животные) 8. Подведение итогов занятия: Сегодня на занятии мы познакомились с животными, обитающими на Ямале, лучше узнали их образ жизни и повадки, выяснили способы их приспосабливаемости к суровому климату. (слайд 23) Педагог: Ребята скажите, о каких животных мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали для себя? Что для вас показалось сложным? У вас на столах лежат карточки 2-х цветов, если вам понравилось занятие подымаете зеленую карточку , если не понравилось, то красную карточку. А на сегодня наше занятие подошло к концу, на следующем занятии мы продолжим нашу тему и узнаем еще много нового.


В раздел образования