Напоминание

Игра в жизни ребенка


Автор: Щитова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская обл г. Муравленко
Наименование материала: Семинар практикум для родителей
Тема: Игра в жизни ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Семинар практикум для родителей

Тема: «Игра в жизни ребёнка»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Солнышко» ЯНАО г.Муравленко.

Цель
: Формировать представление об игре, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в тоже время , как основного вида деятельности дошкольного возраста; раскрыть значение игры на развитие личности ребёнка; познакомить с основными видами развивающих игр.
План проведения:
1.Теоретическая часть Консультация: «Игра в жизни ребёнка» «Во что и как необходимо играть с ребёнком» Правила для детей во время игры. 2.Практическая часть -Просмотр видеокассеты «Как мы играем» - Анкетирование родителей: «Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста». Рассчитана: 2 часа. Игра ведущая деятельность младшего дошкольника. Н.К.Крупская писала: «Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенка отражаются различные события, полученные в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Дети могут фантазировать, придумывать новое. С расширением кругозора ребенка обогащается содержание его игр. В этом возрасте все дети умеют играть, применять игрушки по назначению. Это можно объяснить тем, что у них мал жизненный опыт, слабо развито воображение, игры одиночные, непродолжительные. В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же типа, что проделывает мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти действия она повторяет неоднократно. Мальчик возит машинку по полу, перевозит игрушки, гудит. Небольшой жизненный опыт ребенка быстро истощается. Имеющиеся у него знания он еще плохо умеет применять самостоятельно. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. И тут на помощь им должны принта взрослые (родители, бабушки и т.д.). Взрослые показывают, как применить одну и ту же игрушку по- разному в различных играх. Например, мишка может быть «сыном» в игре «Дочки-матери», «зрителем» в игре «Театр», «пассажиром» в игре «Транспорт» и т.д. Можно вместе с детьми играть, не затрачивая на это дополнительное время: в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры. Игрушка нужна ребенку. Она обогащает его чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни. Поэтому особенно важно покупать игрушки по возрасту. Игрушка должна наталкивать малыша на тему игры, вызывать вопросы. Иногда простая коробка из-под обуви важнее дорогостоящей игрушки. С ней можно действовать по- разному: возить кубики, превращать в кроватку или в чемодан для кукольной одежды и т.п. И еще один важный момент: в игровом хозяйстве ребенка в этом возрасте не должно быть деления на «мальчишечьи» и «девчоночьи». Если девочки играют только в куклы, то у них не развивается воображение, конструктивные способности. Игры малышков только с машинками, пистолетами обедняют игровой замысел, перевозбуждает нервную систему
детей. Не имея опыта с образными игрушками, мальчики играют больше с мальчиками. Это затрудняет их включение в коллектив. Важно и разнообразие игр. Существуют игрушки разных видов: S сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта); S двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки); S строительные наборы (деревянные и объемные геометрические формы); S дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.д); S игрушки - забавы. Но разнообразие игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Обилие их приучает ребенка играть без инициативы, небрежно обращаться с игрушками. Например: Малышу купили игрушку, он поиграл с ней, а потом... забыл о ней. «Не понравилась» - считают родители и покупают ребенку еще и еще игрушки. Вскоре убеждаются, что ребенок плохо играет с игрушками. Почему? И делают вывод: «Наш ребенок не любит играть» и потому не стараются развивать игровую деятельность ребенка. Другие родители считают, что малыша надо все время занимать игрой. То мама показывает, как бежит и ласт собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка... Кто из родителей прав? Надо ли учить ребенка играть? Как поступаете Вы? К сожалению ни те, ни другие родители не правы. Нужна золотая середина Прежде чем дать ребенку новую игрушку, надоее обыграть, показать, как с ней играть. Но
действия

взрослого не должны подавлять детскую активность. Иначе ребенок привыкнет к

тому, чтобы всегда с ним играли и не захочет играть один.
В дошкольном детстве у детей появляется потребность играть вместе. В семье, где ребенок один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх с образными игрушками. Например: он разговаривает с мишкой, советуется с ним, обучает тому, что узнал сам, переносит правила поведения усвоенные Им на отношения с игрушкой. Привязанность к игрушке возникает, если взрослые показывают как можно играть, вопросами наталкивают на продолжение игры: «Ты кормила своих детей? Они есть хотят». Или «Как Дружку обойтись без домика? Ему холодно». Игры с образными игрушками преследуют еще одну цель: Учат детей доброте, отзывчивости к окружающим. Развивающие игры развивают речь, память, внимание, тренируется мелкая мускулатура пальцев рук. Дидактические игрушки воспитывают настойчивость в достижении цели, дисциплинированность (мозаика, лото, парные картинки и другие игры). Необходимо выделить ребенку игровой уголок. Если игрушки не находятся в поле зрения ребенка, он не может начать игру, т.к. не умеет еще планировать свою деятельность. Игрушки должны находиться на виду (на полочке), содержаться в порядке. Это воспитывает бережное отношение к вещам, аккуратность. Но ребенок играет не только в игровом уголке, он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи. Не нужно запрещать приносить игрушки из-за того, что ребенок отказывается убирать игрушки. Можно применить игровые методы вместо упрашиваний и требований. Например: «Давай с тобой вместе уложим игрушки спать, они тоже устали». Или: «Кто быстрее наведет у себя порядок - ты или я? Ты - игрушки, я - посуду.» и т.д.Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите ее выбрасывать. Отремонтированная игрушка в присутствии малыша становится ему дороже новой. Ремонт можно обыграть: машинка становится в «гараж» на время ремонта, или можно превратиться в Доктора Айболита, пришивая лапу зайцу. Если ребенок намеренно ломает игрушки, то его поведение
заслуживает осуждение всей семьи. Вывод: Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их и создают в семье дружественную атмосферу. Воспитапие всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения их различным действиям, способам и средствам общения. Цель игры всег да имеет два аспекта:
1.
познавательный (обучающий), г.с. то чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать (дискуссия).
2.
воспитательный, т.с. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Что же мы делаем для того, чтобы ребенок.... - Сюжетно-ролевые (примеры); - Дидактические игры (примеры); -Настольно-печатные (примеры); - Подвижные и малоподвижные (примеры); - Дискуссия с родителями : «В какие игры вы играете дома?». Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие, часто условно, яркие, обобщенные образы реальной действительности или сказочные, фантастические образы. Среди образных игрушек особое место всегда занимала кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека. Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов, примерно до десяти двенадцати лет. В продаже имеются куклы в одежде и голыши. Одежда кукол может быть самой различной - детской, профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них, как правило, отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Есть лирические типы кукол, куклы-озорники, мямлики, серьезные и смешные. Обычно куклу для ребенка выбирают родители, но детям пяти и более лет лучше позволить сделать это самим. Нужно предложить ребенку хорошенько, не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить что по его мнению, особенно хорошо в ней, как с ней можно будет играть. Если же выбор ребенка устойчив, лучше купить ему ту куклу, которую он предпочел.
Малышу двух с половиной - трех лет советуем подарить только одну куклу, желательно тоже «не старше трех лет». Он станет постоянно заботиться о ней, как заботятся о нем самом родители. Для игры ему понадобятся некоторые самые простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки и обязательно куски ткани, чтобы «пеленать» дочку. Для таких игр особенно хороши большие куклы- голыши. Одежда для них продается и отдельными предметами и наборами. Подрастает ребенок, появятся у него новые куклы, но первая часто остается самой любимой. Правила для детей во время игры
1.
Прежде чем качать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также, что понадобится для игры.
2.
Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай их постройки, не отнимай игрушки.
3.
Честно соблюдай правила игры.
4.
Уважай общий замысел игры, умей подчиняться большинству.
5.
Если хочешь включиться в общую игру, вежливо попроси об этом у играющих
6.
Проявляй справедливость при распределении ролей, умей выполнять не только главные, но и рядовые роли.
7.
В ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.
8.
Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.
9.
Разговаривай с партнерами по игре вежливо, не крикливо, уважительно.
10.
Делись с игрушками. Не набирай игрушек больше, чем тебе нужно.
11.
Не забывай после игры убрать на место все, с чем ты иг-рал. Береги игрушки, заботься об их сохранности.
Уважаемые родители!

Детский

сад

уделяет

большое

внимание

вопросам

формирования

ИГРОВОЙ деятельности детей дошкольного возраста. С целью изучения этой

темы просим Вас ответить

на следующие вопросы:


3.
В какие игры играет Ваш ребёнок, какие игрушки предпочитает?
4.
Как часто Вы покупаете игрушки?
5.
Чем руководствуетесь при покупке игрушек? /есть возможность, желание ребёнка, ваше желание, просто понравилась игрушка, соответствует возрасту, яркая, модная, есть у соседей.../
6.
Где и как приучаете хранить игрушки?
7.
Играете ли Вы вместе с ребёнком? а/ часто б/ иногда в/ никогда
8.
Используете игру в воспитательных целях?
9.
Получаете ли Вы от наших педагогов помощь в организации игровой деятельности детей в семье?
-
консультации;
-
рекомендации;
-
практическую помощь;
-
варианты игровых уголков в семье;
-
изготовление игрушек руками родителей;
-
привлечение к изготовлению атрибутов для игр;
-
привлечение к участию в играх в вечернее время;
-
предлагают настольные игры во временное пользование в семье; БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


В раздел образования