Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Автор: Иванова Марина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1" п. Алексеевск Населённый пункт: Иркутская область п.Алексеевск Наименование материала: Презентация Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Основателями детского
экспериментирования является академик
Н.Н.Поддъяков, Ф.С. Сохина, С.Н.
Николаева,
а также учёные:
Я.А.Калинский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоцци.
М.М.Монасина.
Я разработала проект
«Юные исследователи»
Проблема:
Повышение интереса у детей
старшего дошкольного возраста к
экспериментальной деятельности
.
Актуальность
Экспериментирование даёт детям реальное представление о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой
другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Нельзя не отметить
положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие
творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за
счёт повышения общего уровня двигательной активности. В процессе
экспериментирования у ребенка возникает необходимость давать отчет об увиденном,
формировать обнаруженные закономерности и делать выводы, что стимулирует
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми
факторами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения. В процессе экспериментирования идёт
обогащение умственных процессов :
активизируется память и мыслительные процессы:
анализ и синтез, сравнение и классификация, обобщение и эстрополяция.
Цель проекта:
Развивать у детей дошкольного
возраста познавательную
активность, интерес к
исследованиям и открытиям,
любознательность, стремления
к самостоятельному познанию
и размышлению
.
Основные задачи проекта:
1
.
О
м
а
т
е
р
и
а
л
а
х
(
т
к
а
н
ь,
б
у
м
а
г
а
,
с
т
е
к
л
о
,
ф
а
р
ф
о
р
,
п
л
а
с
т
и
к
,
м
е
т
а
л
л
,
к
е
р
а
м
и
к
а
,
п
о
р
о
л
о
н
)
1
.
О
м
а
т
е
р
и
а
л
а
х
(
т
к
а
н
ь,
б
у
м
а
г
а
,
с
т
е
к
л
о
,
ф
а
р
ф
о
р
,
п
л
а
с
т
и
к
,
м
е
т
а
л
л
,
к
е
р
а
м
и
к
а
,
п
о
р
о
л
о
н
)
2
.
О
п
р
и
р
о
д
н
ы
х
я
в
л
е
н
и
я
х
(
я
в
л
е
н
и
я
п
о
г
о
д
ы
,
к
р
у
г
о
в
о
р
о
т
в
о
д
ы
в
п
р
и
р
о
д
е
,
д
в
и
ж
е
н
и
е
с
о
л
н
ц
а
,
с
н
е
г
о
п
а
д
;
о
в
р
е
м
е
н
и
(
с
у
т
к
и
,
д
ен
ь
,
н
о
ч
ь
,
м
е
с
я
ц
,
с
е
з
о
н
,
г
о
д
и
п
р
.
)
2
.
О
п
р
и
р
о
д
н
ы
х
я
в
л
е
н
и
я
х
(
я
в
л
е
н
и
я
п
о
г
о
д
ы
,
к
р
у
г
о
в
о
р
о
т
в
о
д
ы
в
п
р
и
р
о
д
е
,
д
в
и
ж
е
н
и
е
с
о
л
н
ц
а
,
с
н
е
г
о
п
а
д
;
о
в
р
е
м
е
н
и
(
с
у
т
к
и
,
д
ен
ь
,
н
о
ч
ь
,
м
е
с
я
ц
,
с
е
з
о
н
,
г
о
д
и
п
р
.
)
3. Об агрегатных состояниях
воды (вода – основа жизни, как
образуются град, снег, лёд,
иней, туман, роса, радуга;
рассматривание снежинок в
лупу; круговорот воды в природу
и пр.)
3. Об агрегатных состояниях
воды (вода – основа жизни, как
образуются град, снег, лёд,
иней, туман, роса, радуга;
рассматривание снежинок в
лупу; круговорот воды в природу
и пр.)
4
.
О
м
и
р
е
р
а
с
те
н
и
й
(
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
п
о
ве
р
х
н
о
с
т
и
о
в
о
щ
е
й
и
ф
р
у
к
то
в,
и
х
ф
о
р
м
а
,
р
а
с
п
о
л
о
ж
е
н
и
е
п
о
ч
е
к
,
с
р
а
вн
е
н
и
е
ц
в
е
то
в
и
д
р
у
г
и
х
р
а
с
т
е
н
и
й
)
.
4
.
О
м
и
р
е
р
а
с
те
н
и
й
(
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
п
о
ве
р
х
н
о
с
т
и
о
в
о
щ
е
й
и
ф
р
у
к
то
в,
и
х
ф
о
р
м
а
,
р
а
с
п
о
л
о
ж
е
н
и
е
п
о
ч
е
к
,
с
р
а
вн
е
н
и
е
ц
в
е
то
в
и
д
р
у
г
и
х
р
а
с
т
е
н
и
й
)
.
5
.
О
п
р
е
д
м
е
т
н
о
м
м
и
р
е
(
р
о
д
о
в
ы
е
и
в
и
д
о
в
ы
е
п
р
и
з
н
а
к
и
–
т
р
а
н
с
п
о
р
т
,
г
р
у
зо
в
о
й
,
п
а
с
с
а
ж
и
р
с
к
и
й
,
м
о
р
с
к
о
й
,
же
л
е
з
н
о
д
о
р
о
ж
н
ы
й
и
п
р
.
)
5
.
О
п
р
е
д
м
е
т
н
о
м
м
и
р
е
(
р
о
д
о
в
ы
е
и
в
и
д
о
в
ы
е
п
р
и
з
н
а
к
и
–
т
р
а
н
с
п
о
р
т
,
г
р
у
зо
в
о
й
,
п
а
с
с
а
ж
и
р
с
к
и
й
,
м
о
р
с
к
о
й
,
же
л
е
з
н
о
д
о
р
о
ж
н
ы
й
и
п
р
.
)
Участники проекта:
Проект долгосрочный и
групповой.
Тип проекта –
исследовательский
Проект долгосрочный и
групповой.
Тип проекта –
исследовательский
Темы вызывающие
интерес у детей
1.
Вещество;
2. Человек и законы природы;
3. Воздух.
1. Этап. Подготовительный.
Сбор информации, подготовка оборудования.
2. Этап. Основной: Работа с детьми: организация познавательной НОД:
1)
«Хлеб всему голова».
2)
«Путешествие по Родному краю».
3)
«Что такое тайга»;
4)
«Пустыня – это там где всегда пусто»;
5)
«Почему у глобуса шапка белая»;
6)
«Волшебная вода»;
7)
«Знакомство со свойствами бумаги»;
8)
«Занятие об обуви»;
9)
«Лес»
- Организация совместной деятельности по изготовлению коллекций и альбомов.
- Самостоятельная деятельность детей по проведение самостоятельных опытов и зарисовки опытов.
- Работа с родителями: оформление консультаций, рекомендаций, папок-передвижек, сбор экспонатов
для лаборатории, семинар «Фестиваль опытов».
3. Этап. Обобщающий: Итог работы с детьми изготовление коллекций и альбомов, оформление
картотеки опытов «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста»,
Ожидаемый результат:
1. Повышение интереса у детей к познавательно-
исследовательской деятельности:
желание экспериментировать;
наблюдать и делать выводы;
сравнивать объекты между собой;
находить различия и сходства.
2. Активное участие родителей в жизни группы.
Предметно-развивающая среда представлена
«Экспериментальной лабораторией
»
:
Дидактический материал:
Книги познавательного характера, тематические альбомы, семена разных растений, шишки,
камешки. Коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы». Мини
музеи (камня, стекла и т.д.) схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов,
серии картин с изображением природных сообществ. Атласы, тематические альбомы.
Оборудование:
Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с
мыльной
пеной,
красители:
пищевые
и
непищевые
(гуашь,
акварельные
краски
и
др.).
Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды «ящик ощущений» (чудесный
мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с
отверстиями
(внутрь
помещены
вещества
и
травы
с
разными
запахами).
«Бросовый
материал»: деревянные прищепки, пробки , семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые
продукты (сахар, соль, крахмал, мука и т.д.), свечи. Приборы помощники: увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеёнчатые фартуки.
Оборудование лаборатории
Познавательная литература
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бери только нужные для работы материалы;
Работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнём на
подносе;
Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если
твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;
Все любят порядок: клади на место все материалы по окончании
.
Стол для экспериментирования
Практический материал и оборудование
Наблюдение и
экспериментирование в
уголке природы
1. Тема НОД «Хлеб всему голова»
Программное содержание
Взаимосвязь с
разными видами
деятельности
Работа с
родителями
•
Дать детям понятие, что хлеб является
ежедневным продуктом питания;
•
Познакомить детей с разнообразием
хлебобулочных изделий;
•
Закрепить знания о долгом пути хлеба
от поля до стола.
•
Учить определять внешние признаки,
запах и вкус ржаного и пшеничного
хлеба;
•
Воспитывать уважение к труду
взрослых, бережное отношение к хлебу
•
Речевое развитие;
•
Художественно-
эстетическое
развитие
(Рисование;
рассматривание
картин Шишкина
«Рожь», «Хлебный
магазин»)
Развлечение
«Хлеб всему
голова»
2. Тема НОД
«Путешествие по Родному краю»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Познакомить детей с посёлком
Алексеевском, жителям посёлка,
сибирскими городами (Ангарск,
Иркутск).
•
Рассказать, что называют жемчужиной
Сибири (оз.Байкал).
•
Учить определять по спилу дерева,
сколько ему лет.
•
Закрепить знания о тайге и её
обитателях.
•
Художественно-
эстетическое
развитие;
•
Речевое развитие
(Стихи о Байкале,
рассматривание
наглядных пособий,
беседы).
Создание
библиотеки.
Выпуск журнала
«Сибирячок»
3. Тема НОД «Что такое тайга?»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Рассказать о богатстве нашей Родины;
•
Знакомство с профессиями: нефтяника,
металлурга, геолога, шахтера.
•
Закрепить знания о животном мире тайги, как
расселяются деревья
•
Познавательное
развитие (Гид-игра «В
лесу», экскурсии в лес
в разное время года);
•
Художественно-
эстетическое развитие
(Рассматривание
картин; рисование
деревьев, животных)
Совместные
экскурсии,
походы,
создание макета
«Дикие
животные».
4. Тема НОД
«Пустыня – это там где сосем пусто»
Программное содержание
Взаимосвязь с
разными видами
деятельности
Работа с
родителями
•
Дать первоначальное представление о
пустыне;
•
Дать знания о том, что пустыня состоит
из песка;
•
Закреплять знания о свойствах песка в
опытно-экспериментальной деятельности;
•
Рассказать о том, как люди роют каналы,
озеленяют пустыни;
•
Закрепить знания о животном мире
пустыни.
•
Художественно-
эстетическое
развитие;
(Рисование
«Животный мир
пустыни»,
музыкальные
занятия).
Папка –
раскладушка
про пустыню
.
5. Тема НОД
«Почему у глобуса «шапка» белая?»
Программное содержание
Взаимосвязь с
разными видами
деятельности
Работа с
родителями
•
Познакомить детей с Северным и
Южным полюсами;
•
Рассказать о труде полярников, о жизни
животных;
•
Формировать представления у детей, что
на Северным полюсе холодно , через
опыт со свойствами снега.
Социально-
коммуникативное
развитие (Ролевая
игра «Северный
полюс
»)
Труд. Уборка
снега на
участках.
Создание
макета
«Животные
Севере»
6. Тема НОД «Волшебная вода»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Познакомить с тем, в каком виде вода
существует в природе, с различными
явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар
ит.д. и состоянием воды в окружающей среде;
•
Прививать навыки экологически грамотного
поведения в быту;
•
Учить понимать необходимость бережного
отношения к воде как природному ресурсу.
•
Определить цвет, температуру и вкус воды.
•
Социально-
коммуникативное
развитие
Дидактическая игра
«Когда это бывает;
•
Художественно-
эстетическое
развитие;
(Рисование)
Развлечения
«Волшебница –
вода».
7. Тема НОД
«Знакомство со свойствами бумаги»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Уточнить и активизировать знания
детей о бумаге;
•
Активизировать в речи слова – названия
изделий из бумаги;
•
Развивать творческое воображение;
•
Воспитывать интерес к
исследовательской деятельности через
опыты с бумагой.
•
Речевое развитие.
•
Познавательное
развитие
(конструирование из
бумаги.
Выставка
игрушек из
бумаги,
родители –
дети.
«Волшебный
листок»
8. Тема НОД «Обувь»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Развивать творческое воображение у детей;
•
Уметь видеть противоречие;
•
Расширять знания детей об обуви и из чего
она сделана, для чего нужна;
•
Расширять словарь: образование
прилагательных от существительных резина –
резиновый, кожаный.
•
Определить свойства резинового и кожаного
лоскутка.
•
Художественно-
эстетическое развитие
(Музыкальное
занятие, рисование);
•
Игра «Чего больше,
обуви или одежды.
Конкурс
башмачков для
золушки
.
9. Тема НОД «Лес»
Программное содержание
Взаимосвязь с разными
видами деятельности
Работа с
родителями
•
Закреплять знания о строение дерева;
•
Уточнять, что нужно для роста растений;
•
Учить устанавливать причинно-следственные
связи;
•
Показать картину «Лес»;
•
Составить модель – дерева и провести опыт
«Почему не падает дерево.
•
Художественно-
эстетическое развитие
( ручной труд),
•
Социально-
коммуникативное
развитие
(дидактическая игра
«В лесу», работа с
таблицами «Мир
растений);
Сделать
панно
«Лес» из
теста
.
В свободной деятельности
дети экспериментируют с
различными предметами и
веществами
Знакомство со свойствами
магнита
Использование магнита в быту
Знакомство со свойствами воды и
опыты с ней
Волшебное превращение
снега в воду, воды в лед
Наблюдение роста лука и овса
«Огород на окне»
Почему в песочных часах песок а не глина?
Эксперименты со щелочью и кислотой
Растворение в воде краски
Эксперимент с водой и песком
Эксперименты с камнями
Опыты с перьями
Эксперименты с бумагой
Снежинки из бумаги
Эксперименты с растениями
Сколько лет дереву?
Сравнение ржаного и пшеничного хлеба
Работа с родителями
Фестиваль опытов и
экспериментов с родителями
.
Родители – дети.
Опыты с предметами.
Коллекции камней, фантиков, тканей
созданные родителями
Консультация для родителей
Используемая литература
«
Экологические наблюдения и эксперименты в
детском саду» /автор А.И.Иванова ;
«Естественно - научные наблюдения и эксперименты
в детском саду» /автор А.И.Иванова .
«Детское экспериментирование»/ автор
И.Э.Куликовская;
Первая научная лаборатория/ автор А.И.Шапиро;
Неизведанное рядом /автор О.В. Дыбина и др.
Пусть дети самостоятельно ищут
решения поставленных перед ними
задач, пробуют, экспериментируют,
ошибаются и получают неожиданный
ответ на свои вопросы.