Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста


Автор: Иванова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1" п. Алексеевск
Населённый пункт: Иркутская область п.Алексеевск
Наименование материала: Презентация
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





МК ДОУ Детский сад №1

п. Алексеевск

Познавательно
-
исследовательская

деятельность

детей

старшего

дошкольного

возраста

Автор Иванова М.Ю.


«

Для ребенка нет

ничего естественнее,

чем развиваться,

формироваться,

становиться тем, что

он есть в процессе

исследовательской

деятельности



С.Л.Рубинштейн


Одним из основных принципов

дошкольного образования в соответствии с

Федеральным государственным

стандартом дошкольного образования

считается принцип: формирование

познавательных интересов и

познавательных действий ребенка в

различных видах деятельности.


Познавательно-исследовательская

деятельность для детей дошкольного

возраста наравне с игровой является

ведущим видом детской деятельности


Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я

запомню, дай попробовать – и я

пойму».

Основателями детского экспериментирования является академик Н.Н.Поддъяков, Ф.С. Сохина, С.Н. Николаева, а также учёные: Я.А.Калинский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоцци. М.М.Монасина.

Я разработала проект

«Юные исследователи»

Проблема: Повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к экспериментальной деятельности .
Актуальность
Экспериментирование
даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В процессе экспериментирования у ребенка возникает необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и делать выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В процессе экспериментирования идёт
обогащение умственных процессов
: активизируется память и мыслительные процессы: анализ и синтез, сравнение и классификация, обобщение и эстрополяция.

Цель проекта:
Развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, интерес к исследованиям и открытиям, любознательность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению .

Основные задачи проекта:

1 . О м а т е р и а л а х ( т к а н ь, б у м а г а , с т е к л о , ф а р ф о р , п л а с т и к , м е т а л л , к е р а м и к а , п о р о л о н ) 1 . О м а т е р и а л а х ( т к а н ь, б у м а г а , с т е к л о , ф а р ф о р , п л а с т и к , м е т а л л , к е р а м и к а , п о р о л о н ) 2 . О п р и р о д н ы х я в л е н и я х ( я в л е н и я п о г о д ы , к р у г о в о р о т в о д ы в п р и р о д е , д в и ж е н и е с о л н ц а , с н е г о п а д ; о в р е м е н и ( с у т к и , д ен ь , н о ч ь , м е с я ц , с е з о н , г о д и п р . ) 2 . О п р и р о д н ы х я в л е н и я х ( я в л е н и я п о г о д ы , к р у г о в о р о т в о д ы в п р и р о д е , д в и ж е н и е с о л н ц а , с н е г о п а д ; о в р е м е н и ( с у т к и , д ен ь , н о ч ь , м е с я ц , с е з о н , г о д и п р . ) 3. Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни, как образуются град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природу и пр.) 3. Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни, как образуются град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природу и пр.)
4 . О м и р е р а с те н и й ( о с о б е н н о с т и п о ве р х н о с т и о в о щ е й и ф р у к то в, и х ф о р м а , р а с п о л о ж е н и е п о ч е к , с р а вн е н и е ц в е то в и д р у г и х р а с т е н и й ) . 4 . О м и р е р а с те н и й ( о с о б е н н о с т и п о ве р х н о с т и о в о щ е й и ф р у к то в, и х ф о р м а , р а с п о л о ж е н и е п о ч е к , с р а вн е н и е ц в е то в и д р у г и х р а с т е н и й ) . 5 . О п р е д м е т н о м м и р е ( р о д о в ы е и в и д о в ы е п р и з н а к и – т р а н с п о р т , г р у зо в о й , п а с с а ж и р с к и й , м о р с к о й , же л е з н о д о р о ж н ы й и п р . ) 5 . О п р е д м е т н о м м и р е ( р о д о в ы е и в и д о в ы е п р и з н а к и – т р а н с п о р т , г р у зо в о й , п а с с а ж и р с к и й , м о р с к о й , же л е з н о д о р о ж н ы й и п р . )

Участники проекта:
Проект долгосрочный и групповой. Тип проекта – исследовательский Проект долгосрочный и групповой. Тип проекта – исследовательский

Темы вызывающие

интерес у детей
1. Вещество; 2. Человек и законы природы; 3. Воздух.

1. Этап. Подготовительный.
Сбор информации, подготовка оборудования.
2. Этап. Основной:
Работа с детьми: организация познавательной НОД:
1)

«Хлеб всему голова».

2)

«Путешествие по Родному краю».

3)

«Что такое тайга»;

4)

«Пустыня – это там где всегда пусто»;

5)

«Почему у глобуса шапка белая»;

6)

«Волшебная вода»;

7)

«Знакомство со свойствами бумаги»;

8)

«Занятие об обуви»;

9)

«Лес»
- Организация совместной деятельности по изготовлению коллекций и альбомов. - Самостоятельная деятельность детей по проведение самостоятельных опытов и зарисовки опытов. - Работа с родителями: оформление консультаций, рекомендаций, папок-передвижек, сбор экспонатов для лаборатории, семинар «Фестиваль опытов».
3. Этап. Обобщающий:
Итог работы с детьми изготовление коллекций и альбомов, оформление картотеки опытов «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»,

Ожидаемый результат:
1. Повышение интереса у детей к познавательно- исследовательской деятельности:  желание экспериментировать;  наблюдать и делать выводы;  сравнивать объекты между собой;  находить различия и сходства. 2. Активное участие родителей в жизни группы.

Предметно-развивающая среда представлена

«Экспериментальной лабораторией

»

:

Дидактический материал:
Книги познавательного характера, тематические альбомы, семена разных растений, шишки, камешки. Коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы». Мини музеи (камня, стекла и т.д.) схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, серии картин с изображением природных сообществ. Атласы, тематические альбомы. 
Оборудование:
Песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями (внутрь помещены вещества и травы с разными запахами). «Бросовый материал»: деревянные прищепки, пробки , семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука и т.д.), свечи. Приборы помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеёнчатые фартуки.

Оборудование лаборатории



Познавательная литература


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Бери только нужные для работы материалы;  Работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнём на подносе;  Пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;  Все любят порядок: клади на место все материалы по окончании .


Стол для экспериментирования


Практический материал и оборудование


Наблюдение и

экспериментирование в

уголке природы


1. Тема НОД «Хлеб всему голова»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; • Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; • Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. • Учить определять внешние признаки, запах и вкус ржаного и пшеничного хлеба; • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу • Речевое развитие; • Художественно- эстетическое развитие (Рисование; рассматривание картин Шишкина «Рожь», «Хлебный магазин») Развлечение «Хлеб всему голова»


2. Тема НОД

«Путешествие по Родному краю»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Познакомить детей с посёлком Алексеевском, жителям посёлка, сибирскими городами (Ангарск, Иркутск). • Рассказать, что называют жемчужиной Сибири (оз.Байкал). • Учить определять по спилу дерева, сколько ему лет. • Закрепить знания о тайге и её обитателях. • Художественно- эстетическое развитие; • Речевое развитие (Стихи о Байкале, рассматривание наглядных пособий, беседы). Создание библиотеки. Выпуск журнала «Сибирячок»


3. Тема НОД «Что такое тайга?»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Рассказать о богатстве нашей Родины; • Знакомство с профессиями: нефтяника, металлурга, геолога, шахтера. • Закрепить знания о животном мире тайги, как расселяются деревья • Познавательное развитие (Гид-игра «В лесу», экскурсии в лес в разное время года); • Художественно- эстетическое развитие (Рассматривание картин; рисование деревьев, животных) Совместные экскурсии, походы, создание макета «Дикие животные».


4. Тема НОД

«Пустыня – это там где сосем пусто»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Дать первоначальное представление о пустыне; • Дать знания о том, что пустыня состоит из песка; • Закреплять знания о свойствах песка в опытно-экспериментальной деятельности; • Рассказать о том, как люди роют каналы, озеленяют пустыни; • Закрепить знания о животном мире пустыни. • Художественно- эстетическое развитие; (Рисование «Животный мир пустыни», музыкальные занятия). Папка – раскладушка про пустыню .


5. Тема НОД

«Почему у глобуса «шапка» белая?»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Познакомить детей с Северным и Южным полюсами; • Рассказать о труде полярников, о жизни животных; • Формировать представления у детей, что на Северным полюсе холодно , через опыт со свойствами снега. Социально- коммуникативное развитие (Ролевая игра «Северный полюс ») Труд. Уборка снега на участках. Создание макета «Животные Севере»


6. Тема НОД «Волшебная вода»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар ит.д. и состоянием воды в окружающей среде; • Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; • Учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. • Определить цвет, температуру и вкус воды. • Социально- коммуникативное развитие Дидактическая игра «Когда это бывает; • Художественно- эстетическое развитие; (Рисование) Развлечения «Волшебница – вода».


7. Тема НОД

«Знакомство со свойствами бумаги»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Уточнить и активизировать знания детей о бумаге; • Активизировать в речи слова – названия изделий из бумаги; • Развивать творческое воображение; • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности через опыты с бумагой. • Речевое развитие. • Познавательное развитие (конструирование из бумаги. Выставка игрушек из бумаги, родители – дети. «Волшебный листок»


8. Тема НОД «Обувь»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Развивать творческое воображение у детей; • Уметь видеть противоречие; • Расширять знания детей об обуви и из чего она сделана, для чего нужна; • Расширять словарь: образование прилагательных от существительных резина – резиновый, кожаный. • Определить свойства резинового и кожаного лоскутка. • Художественно- эстетическое развитие (Музыкальное занятие, рисование); • Игра «Чего больше, обуви или одежды. Конкурс башмачков для золушки .


9. Тема НОД «Лес»
Программное содержание Взаимосвязь с разными видами деятельности Работа с родителями • Закреплять знания о строение дерева; • Уточнять, что нужно для роста растений; • Учить устанавливать причинно-следственные связи; • Показать картину «Лес»; • Составить модель – дерева и провести опыт «Почему не падает дерево. • Художественно- эстетическое развитие ( ручной труд), • Социально- коммуникативное развитие (дидактическая игра «В лесу», работа с таблицами «Мир растений); Сделать панно «Лес» из теста .


В свободной деятельности

дети экспериментируют с

различными предметами и

веществами


Знакомство со свойствами

магнита


Использование магнита в быту



Знакомство со свойствами воды и

опыты с ней





Волшебное превращение

снега в воду, воды в лед


Наблюдение роста лука и овса

«Огород на окне»


Почему в песочных часах песок а не глина?


Эксперименты со щелочью и кислотой


Растворение в воде краски


Эксперимент с водой и песком


Эксперименты с камнями


Опыты с перьями


Эксперименты с бумагой


Снежинки из бумаги


Эксперименты с растениями


Сколько лет дереву?


Сравнение ржаного и пшеничного хлеба

Работа с родителями

Фестиваль опытов и

экспериментов с родителями
.

Родители – дети.

Опыты с предметами.



Коллекции камней, фантиков, тканей

созданные родителями


Консультация для родителей


Используемая литература
 « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» /автор А.И.Иванова ;  «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» /автор А.И.Иванова .  «Детское экспериментирование»/ автор И.Э.Куликовская;  Первая научная лаборатория/ автор А.И.Шапиро;  Неизведанное рядом /автор О.В. Дыбина и др.
Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы.

Спасибо за внимание!


В раздел образования