Адаптация учащихся малочисленных народов крайнего Севера к новым условиям учебной деятельности.
Автор: Вегелин Леонид Эдвартович Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГАОУ ЧАО "Чукотский окружной профильный лицей" Населённый пункт: г. Анадырь Наименование материала: Статья Тема: Адаптация учащихся малочисленных народов крайнего Севера к новым условиям учебной деятельности. Раздел: среднее образование
В 2010 году, Чукотский окружной профильный лицей провел первый
набор учащихся. Планировалось, что это учебное заведение станет, своего рода,
ориентиром по качеству подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и методической
лабораторией по разработке и внедрению новых, адаптированных для региона,
методик обучения учащихся, как представительней коренных малочисленных
народов Крайнего Севера, так и представителей других этнических групп.
При организации учебного процесса в лицее и работы интерната лицея
использовался
опыт
функционирования
отделения
довузовской
подготовки
Чукотского многопрофильного колледжа.
Осмысливая итоги работы лицея, за прошедший период, уверенно можно
сказать, что задачи поставленные перед педагогическим составом учебного
заведения
по-большей
части
успешно
выполнены.
Однако
хотелось
бы
остановиться на ряде проблем, которые проявились в ходе учебного процесса в
лицее.
Основной или вернее сказать, базовой проблемой является огромный
разрыв между уровнем требований в школах по месту жительства учащихся и
уровнем
требований
в
лицее.
Причем,
это
касается
всех
требований,
как
требований учебного процесса и учебной дисциплины, так и норм поведения
вне учебы. Следует отметить, что именно нарушение дисциплины, как во время
учебы,
так
и
в
быту
является
основной
причиной
отчисления,
и
это
закономерно,
слабые
знания
могут
быть
компенсированы,
при
наличии
усидчивости, добросовестности, целеустремленности и азарта к учебе, при
помощи
дополнительных
занятий.
Совсем
иная
картина,
при
отсутствии
сформированных дисциплинарных установок. Отсутствие норм дисциплины,
формирует
у
учащихся
пониженную
социальную
ответственность,
влечет
развитие патернализма и как следствие, в итоге, формирование социального
паразитизма, который помноженный на завышенную самооценку приводит к
асоциальному
поведению.
Следует
отметить
и
совершенно
иждивенческую
позицию,
занимаемую
частью
родителей
учащихся,
считающих,
что
при
поступлении в лицей ребенка их функция, как воспитателей исчерпана, и они
могут совершенно устраниться от процесса формирования личности своего,
подчеркнем, своего ребенка.
Безусловно
педагогический
коллектив
лицея,
психологическая
служба
прилагают серьезные и постоянные усилия, для выправления ситуации, но
следует четко понимать, что процесс перевоспитания, как правило чрезвычайно
труден, бесконечно долог и крайне малоэффективен.
Что
же
возможно
сделать
для
разрешения
этой
наисерьезнейшей
и
наитруднейшей
задачи?
Ответ
лежит
на
поверхности.
Нужно
переставить
акценты при проведении отбора учащихся в лицей. Помимо результатов оценки
знаний,
должны
также
учитываться
дисциплинарно-нормативные
качества
учащего, при этом делаться это должно не по характеристикам выданным
классными
руководителями,
которые
очень
часто
искажают
истинное
положение
вещей
и
носят
совершенно
необъективный
характер,
а
нередко
просто выдают желаемое за действительное, а по результатом объективных
психологических методов исследования личности учащегося.
В этой связи хотелось бы подчеркнуть необходимость использования
унифицированных методик исследования, которые бы позволяли бы отследить
динамику показателей.
Традиционно в первый месяц нахождения в лицее учащиеся проходят
тестирование по следующим методикам:
1.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Опросник
(тест)
школьной
тревожности
Филлипса
относится
к
стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить
не
только
общий
уровень
школьной
тревожности,
но
и
качественное
своеобразие
переживания
тревожности,
связанной
с
различными
областями
школьной жизни.
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой.
2.
Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности
и настроения).
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым
испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой
шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной
характеристики своего состояния.
Цель: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения
3.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной
мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение
детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и
предполагают выбор одного из трех вариантов ответов.
Цель: Определить уровень мотивации.
4.
Тест цветовых выборов Люшера
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое
состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные
способности.
Цель: Выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности
и агрессивности.
Указанный набор методик позволяет получить максимально объективную
картину
психологического
профиля
учащегося
и
с
большой
долей
достоверности
прогнозировать
протекание
процесса
адаптации
к
новым
условиям обучение и быта.
В этой связи хочется настоятельно просить психологов учебных заведений
направляющих учащихся для поступления в Чукотский окружной профильный
лицей
обязательно
проводить
выше
указанные
методики
психологической
диагностики и направлять их результаты в лицей.
Такая совместная работа и преемственность, как в психодиагностике, так и в
психокоррекции позволит не только максимально эффективно проводить набор
учащихся в лицей, но и избегать ситуации глубокой психологической травмы и
личностного
конфликта
учащихся
связанных
с
неуспешным
обучением
и
отчислением по дисциплинарным мотивам из лицея.