Автор: Волгина Светлана Игоревна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад комбинированного вида №116 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: комплексно-тематическое планирование Тема: "Зимушка-зима" Раздел: дошкольное образование
Комплексно-тематическое планирование по теме «Зимушка-зима»
воспитатель Волгина Светлана Игоревна
ГБДОУ детский сад №116
город Санкт-Петербург Фрунзенсккий район.
(старшая группа)
Цель:
Закрепить и обобщить знания детей о зиме.
Задачи:
1.
Способствовать формированию знаний детей о своеобразии природы зимой,
погодных явлениях, изменениях в животном и растительном мире.
2.
Обогащать и расщирять знания детей о зимних месяцах, используя разные жанры
устного народного творчества, учить видеть необычное в рассматриваемых
явлениях, развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям
природы; продолжать развивать речь как средство общения, за счет введения
существительных, прилагательных, обозначающих признаки зимнего состояния
природы (холод, мороз, зимушка, снегопад, метель-метелица, вьюга, пороша,
гололед, заснеженный…)
3.
Развивать интерес к миру природы, животного мира и поощрять стремление детей
отражать свои впечатления от нового в рисовании, лепке, аппликации; делиться
своими впечатлениями, полеченными из разных источников (энциклопедии,
экскурсии в зимний парк, прогулки по заснеженному городу, катание на лыжах,
санках, коньках, демонстрация документального фильма «Зима пришла».
4.
Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных условиях.
5.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии красот зимнего
пейзажа и образный яркий язык народной поэзии.
Период проведения: месяц.
Образовательная
область
Период
проведения
Вид
деятельности
Наименование работы
Социально-
коммуникативное
развитие
В течении
месяца
Чтение
художественной
литературы
Соренкова Г. «Санки», Носов Н. «На горке»,
Бурсова И. «Хитрые санки», «Говорила лыжа
лыже», Ладонщиков Г.« Зимние картинки»,
Степанова В. «Снеговик», Машковская Э.
«Зима», Суриков И. «Зима», Лукин А. «Зима»,
Есенин С. «Береза», сказки: Бажов П.
«Серебрянное копытце», Андерсен Г.Х.
«Снежная королева». Сказки народов севера:
«Айога», «Кукушка». Книги
энциклопедического характера: «Атлас
дошкольника», «Зима», «Животные зимой».
Коммуникация
Свободное общение: «Что я знаю о зиме»,
«Как одеваться зимой?», «Как изменился город
с приходом зимы», «Зимой в лесу», «Жизнь
подо льдом, жизнь на льдине».
Моделирование ситуаций: «Мы в зимнем
лесу», «Вести из зимнего леса» -газета.
Составление описательных рассказов по
картине К.Ф. Юона «Русская зима», Шишкин
И. И. «Зима», «Зимние забавы».
Отгадывание (придумывание) загадок о
природных явлениях зимой. Придумывание
концовки к ненецкой сказке «Кукушка».
Коммуникативные игры на развитие навыков
взаимодействия и взаимовыручки «Мы в
зимнем лесу» (мы одна команда).
Игровая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры: «Снеговик шагает по
лесу», «Зимние забавы», «Мы на катке».
Добавление сюжетной линии в развитие игры
«Доктор» (врач лечит простудные заболевания
и объясняет, как нужно беречься зимой от
простуды)
Дидактические игры: «Когда это бывает»,
«Зимние забавы», «Узнай по описанию»,
«Путаница».
Словесные игры: «Исправь ошибку»,
«Четвертый лишний», «Доскажи словечко»,
«Скажи наоборот», «Закончи предложение»
Игры-имитации: «Зимние забавы».
Подвижные игры: «2 мороза», «Снежки в
цель», «Заморозка», «Скатаем снежный ком».
ОБЖ
Чтение, беседы, рассматривание иллюстраций
на тему «Опасные ситуации зимой» (опасность
обморожения, гололед, прикосновение к
металлическим предметам на морозе, водоемы
зимой).
Беседы: «Если скользко на дорогах»,
«Замерзшая река – это не каток», «Как
одеваются зимой, чтобы не замерзнуть».
Дидактические игры: «Лото осторожностей»,
«Можно-нельзя».
Труд
Общение: «Труд зимой на улицах города».
Наблюдение: Труд дворника в зимний период
времени (орудия труда, машины-помощники).
Труд на участке: Уборка снега, сооружение
снежной горки, снежной крепости,
изготовление и развешивание на участке
разноцветных льдинок.
Ручной труд: оригами- снежинки, зимние
деревья, конструирование из деталей крупного
конструктора макет катка
Речевое развитие
Обогащение
словаря
Введение в свободное использование новых
слов и словосочетаний по теме: зимушка-
зима, метель, вьюга, пороша, морозный день,
гололед, удивительный, неповторимый,
интересный, редкий.
Связная речь
(или ФГПР, ЗКР
грамота и т.д.)
Создание альбомов по развитию связной речи
« Зима», закреплять умение связно и
последовательно излагать свои впечатления от
прогулок по зимнему парку, катанию на
лыжах, санках, и т.д. Привлечь к активному
участию в создании и выпуску групповой
газеты «Вести из зимнего леса». Внесение и
рассматривание иллюстраций
энциклопедической литературы с
последующим составлением рассказа.
Познание
Формирование
представлений
о характерных
признаках зимы
в природе, о
многообразии
зимних
явлениях,
прививать
умение
эмоционально
отзываться на
неповторимую
красоту зимнего
пейзажа.
Рассказ воспитателя с обсуждением: «Проказы
зимушки-зимы», «Природа зимой», «Зимние
забавы».
Беседы: «Почему зимой идет снег?», «Когда
бывает пар?», «Много снега - это хорошо или
плохо?». Понятие –зимние месяцы.
Наблюдения: снег и ветер, Вьюга, поземка,
узор на окнах.
Экспериментирование: «Что тяжелее: снег,
вода или лед?», наблюдения за показаниями
уличного термометра, изменениями в природе.
ФЭМП: «Сосчитай снежинки», «Найди
одинаковые льдины», «Построй лыжников по
росту (увеличь количество, уменьши, уравняй
неравенство).
Рассматривание и чтение энциклопедий о зиме
и зимних явлениях природы.
Конструирование: коллективное
моделирование с привлечением родителей
группы «Мы на катке».
Художественно-
эстетическое
развитие
Рассматривание репродукций картин к сказке
Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (художник
В.Н. Куликов), К.Ф. Юон «Русская зима», И.И.
Шишкин «Зима».
Внесение и рассматривание иллюстраций с
изображением природы зимой, зимнего
пейзажа, зимние виды спорта.
Использование трафаретов и обводок
(снежинки, елочки).
Рисование: «Красивое развесистое дерево
зимой» (акварель и восковые мелки), «Зимний
лес» (граттаж), «Волшебная снежинка» (гуашь,
пастель), «Узоры на окне» (акварель).
Лепка: «Девочка в зимней шубке».
Коллективная аппликация: «Зимние забавы».
Слушание музыкальных произведений: П.И.
Чайковский «Зимнее утро», С.С. Прокофьев
«Фея зимы», Г.В. Свиридов «Метель»;
песенное творчество: «Ложкой снег мешая…»
из мультфильма «Умка» муз. Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина, «Если б не было зимы…».
Музыкально-ритмическая деятельность на
заданную тему.
Физическое
воспитание
Утренняя гимнастика, занятия физической
культуры тематического характера (зима).
Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз»,
«Займи свое место», «Снежки в цель», «2
мороза», «Заморозка».
Эстафеты: «Кто скорее?», «По следам»,
«Самый меткий».
Пальчиковая гимнастика: «Снеговик»,
«Снежок», «Как он дивен зимний лес…»
Здоровье
Беседы: «Здоровый образ жизни», «Зачем
нужно заниматься спортом».
Итоговое
мероприятие
1.
Выставка поделок, совместно
выполненных детьми с родителями,
«Зимушка-зима».
2.
Тематические альбомы «Красота
зимней природы» (речетворчество)
3.
Интегрированный вечер-досуга: «В
гостях у зимушки-зимы…»
Отражение темы в коррекционной работе.
Использование стихов-загадок (умение выделять и запоминать
признаки зимы).
Отгадывание загадок о зимних явлениях природы.
Пальчиковые гимнастики: «Пришла зима. Принесла мороз…», «У
зимы в лесу изба…», «Снегопад».
Соревнование: «Кто быстрее решит ребус», «По первым звукам
отгадать название зимних месяцев», «Собери быстро снежинку».
Отыскать и назвать родственные слова в стихотворении «Снегурочка в
лесу жила…», «Зимушка-зима принесла мороз…», «Летом мороз в
морозилке живет…», «Колет лед ледокол…», «Снеговик» (дети под
чтение стихов делают массаж биологически активных зон).
Дидактическая игра «Закончи предложение…», «Добавь словечко», «Что
лишнее?».
Взаимодействие с семьей.
Создание в группе макета «Зима» (поделки: зимняя избушка, снеговик,
санки, каток…)
Рекомендации для родителей на стенде «Информация» на тему
«Оденемся правильно зимой», «Зимние развлечения (игры) на свежем
воздухе».
Семейный просмотр документального фильма Дискавери о зимних
явлениях.
Используемая методическая литература:
1.
Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам»
2.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающем миром и
социальной действительности»
3.
Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»
4.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
5.
Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми старшей группы по
разделу социальный мир»
6.
Карпова С.И. «Развитие речи и познавательных способностей
дошкольников».