Напоминание

Профстандарт учителя русского языка


Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МОУ "Брюховская ООШ"
Населённый пункт: с.Брюхово, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Профстандарт учителя русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ «Брюховская основная общеобразовательная школа»
Выступление на педсовете

Профстандарт учителя русского языка

Ожгибесова Светлана Владимировна
2017 год

Слайд 1
Учитывая особое место и роль в среднем общем образовании русского языка, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделены профессиональные
стандарты

учителя русского языка.

Слайд 2
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Слайд 3
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя определенные требования к его квалификации. Согласно профстандарту педагога, учитель русского языка должен выполнять следующие
трудовые действия:

Слайд 4

Обучение методам понимания сообщения
. Что здесь подразумевается? Для того чтобы ребенок понял смысл содержания, он должен уметь работать с информацией: анализировать её, структурировать, перерабатывать, выделять главное, существенное. А как показывает практика, не все школьники могут справиться с такой задачей самостоятельно. Этому должна способствовать долгая кропотливая работа педагога. Мы просто обязаны научить ребенка необходимым методам понимания сообщения. 
Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
Наша наука, несмотря на прописные истины, имеет свойство меняться и задача учителя совместно с обучающимися состоит в том, что они осуществляют поиск такой информации и обсуждают происходящие изменения в языковой реальности и отмечают реакцию на них социума. Например, можно остановиться здесь на ударении. В последнем орфоэпическом словаре 21 века Института русского языка Российской Академии Наук им. Виноградова встречаются следующие варианты ударений джинсовый – джинсовый, апартаменты – апартаменты, включит – включит. Реакция социума на такие изменения, надо отметить, неоднозначная. Большинство людей к таким изменениям относятся резко отрицательно. Ну а мы, в любом случае, должны видеть эти изменения и не отставать от жизни. 
Использование совместно с обучающимися источников языковой

информации для решения практических или познавательных задач
, в частности, например, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода. Задача эта тоже непростая – например, чтобы объяснить правописание или структуру слова, необходимо обратиться к первоисточнику (этимологическому словарю) и осуществить поисковую деятельность для решения конкретной познавательной задачи. Мы знаем, что
ЖИ – ШИ
пишется с буквой
И
, а ПОЧЕМУ? Знаем, что
ВОКЗАЛ
пишется через букву
К,
а ПОЧЕМУ?
Так, для удовлетворения познавательных задач мы и обращаемся к первоисточнику. Таким образом, любую познавательную задачу мы можем решить, используя различные источники языковой информации. Следующее трудовое действие учителя 
Организация

публичных

выступлений

обучающихся,

поощрение

их

участия

в

дебатах

на

школьных

конференциях

и

других

форумах,

включая интернет-форумы и интернет-конференции.

Слайд 5

Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте. Это

может быть
рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п. 
Обсуждение

с

обучающимися

образцов

лучших

произведений

художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.

Поощрение:
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся, участия их в театральных постановках, стимулирование создания ими видеопродуктов.
Слайд 6

Формирование у обучающихся:
установки на коммуникацию в максимально широком контексте; умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав; культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка

должен иметь следующие умения:

Слайд 7
Одной из
новых
профессиональных компетенций учителя РЯ и Л, обозначенных в стандарте, является обучение русскому языку всех обучающихся, в том числе тех детей, для кого он является не родным. (Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному).
Не менее важно следующее умение
 Использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также необходимо умение
 Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
Проявлять позитивное отношение:
 к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;  к родным языкам обучающихся (вновь на этом заостряется внимание);  Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

Согласно профстандарту, учитель должен иметь необходимые знания:

Слайд 8
 основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;  представления о широком спектре приложений лингвистики;  теории и методики преподавания русского языка;  контекстной языковой нормы;  стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.
Слайд 9

Кроме того, в профессиональном стандарте подчеркивается, что учитель

обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять

требования профессиональной этики.

Таким

образом,
согласно профстандарту, учитель русского языка должен выполнять определенные трудовые действия, иметь необходимые знания и умения. Проблема в том, что далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык; уметь "вместе с учениками использовать иноязычные источники информации"; работать с разными категориями учеников - одаренными, детьми, которые занимаются по программам инклюзии, учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми; владеть компьютером; проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.
Слайд 10 Спасибо за внимание!


В раздел образования