Автор: Ожгибесова Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МОУ "Брюховская ООШ" Населённый пункт: с.Брюхово, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: Профстандарт учителя русского языка Раздел: среднее образование
МОУ «Брюховская основная общеобразовательная школа»
Выступление на педсовете
Профстандарт учителя русского языка
Ожгибесова Светлана Владимировна
2017 год
Слайд 1
Учитывая особое место и роль в среднем общем
образовании русского языка,
обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ,
в
профстандарте
педагога
отдельно
выделены
профессиональные стандарты
учителя русского языка.
Слайд 2
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
В
стремительно
меняющемся
открытом
мире
главным
профессиональным
качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам,
становится умение учиться.
Слайд 3
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно
повышает
его
ответственность
за
результаты
своего
труда,
предъявляя
определенные требования к его квалификации.
Согласно
профстандарту
педагога,
учитель
русского
языка
должен
выполнять
следующие трудовые действия:
Слайд 4
Обучение методам понимания сообщения .
Что здесь подразумевается? Для того чтобы ребенок понял смысл содержания, он
должен
уметь
работать
с
информацией:
анализировать
её,
структурировать,
перерабатывать, выделять главное, существенное. А как показывает практика, не
все школьники могут справиться с такой задачей самостоятельно. Этому должна
способствовать долгая кропотливая работа педагога. Мы просто обязаны научить
ребенка необходимым методам понимания сообщения.
Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
Наша наука, несмотря на прописные истины, имеет свойство меняться и задача
учителя совместно с обучающимися состоит в том, что они осуществляют поиск
такой информации и обсуждают происходящие изменения в языковой реальности и
отмечают реакцию на них социума.
Например, можно остановиться здесь на ударении. В последнем орфоэпическом
словаре
21
века
Института
русского
языка
Российской
Академии
Наук
им.
Виноградова
встречаются
следующие
варианты
ударений
джинсовый
–
джинсовый, апартаменты – апартаменты, включит – включит. Реакция социума на
такие
изменения,
надо
отметить,
неоднозначная.
Большинство
людей
к
таким
изменениям относятся резко отрицательно. Ну а мы, в любом случае,
должны
видеть эти изменения и не отставать от жизни.
Использование совместно с обучающимися источников языковой
информации для решения практических или познавательных задач ,
в
частности,
например,
этимологической
информации,
подчеркивая
отличия
научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода.
Задача
эта
тоже
непростая
–
например,
чтобы
объяснить
правописание
или
структуру
слова, необходимо обратиться к первоисточнику (этимологическому
словарю)
и
осуществить
поисковую
деятельность
для
решения
конкретной
познавательной задачи.
Мы знаем, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И , а ПОЧЕМУ?
Знаем, что ВОКЗАЛ пишется через букву К, а ПОЧЕМУ?
Так,
для
удовлетворения
познавательных
задач
мы
и
обращаемся
к
первоисточнику.
Таким
образом,
любую
познавательную
задачу
мы
можем
решить,
используя
различные источники языковой информации.
Следующее трудовое действие учителя
Организация
публичных
выступлений
обучающихся,
поощрение
их
участия
в
дебатах
на
школьных
конференциях
и
других
форумах,
включая интернет-форумы и интернет-конференции.
Слайд 5
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте. Это
может быть рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.
Обсуждение
с
обучающимися
образцов
лучших
произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение:
индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся, участия
их в театральных постановках, стимулирование создания ими видеопродуктов.
Слайд 6
Формирование у обучающихся:
установки на коммуникацию в максимально широком контексте;
умения применения в практике устной и письменной речи норм современного
литературного русского языка;
культуры
ссылок
на
источники
опубликования,
цитирования,
сопоставления,
диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав;
культуры
диалога
через
организацию
устных
и
письменных
дискуссий
по
проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка
должен иметь следующие умения:
Слайд 7
Одной из новых профессиональных компетенций учителя РЯ и Л, обозначенных в
стандарте, является обучение русскому языку всех обучающихся, в том числе тех
детей, для кого он является не родным.
(Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не
родному).
Не менее важно следующее умение
Использование специальных коррекционных приемов обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Также необходимо умение
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом
по
формированию
речевой
культуры,
фиксируя
различия
местной
и
национальной языковой нормы.
Проявлять позитивное отношение:
к
местным
языковым
явлениям,
отражающим
культурно-исторические
особенности развития региона;
к родным языкам обучающихся (вновь на этом заостряется внимание);
Давать
этическую
и
эстетическую
оценку
языковых
проявлений
в
повседневной
жизни:
интернет-языка,
языка
субкультур,
языка
СМИ,
ненормативной лексики.
Согласно профстандарту, учитель должен иметь необходимые знания:
Слайд 8
основ
лингвистической
теории
и
перспективных
направлений
развития
современной лингвистики;
представления о широком спектре приложений лингвистики;
теории и методики преподавания русского языка;
контекстной языковой нормы;
стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной
языковой среды.
Слайд 9
Кроме того, в профессиональном стандарте подчеркивается, что учитель
обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять
требования профессиональной этики.
Таким
образом,
согласно
профстандарту,
учитель
русского
языка
должен
выполнять определенные
трудовые действия, иметь необходимые знания
и
умения.
Проблема в том, что далеко не все учителя могут соответствовать требованиям
стандарта.
Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один
иностранный
язык;
уметь
"вместе
с
учениками
использовать
иноязычные
источники информации"; работать с разными категориями учеников - одаренными,
детьми, которые занимаются по программам инклюзии, учениками, для которых
русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми;
владеть компьютером; проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести
уроки по скайпу.
Слайд 10 Спасибо за внимание!