Напоминание

"Опыт работы по внедрению технологии развития критического мышления на уроках английского языка"


Автор: Шереметьева Лариса Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СШ № 32
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по внедрению технологии развития критического мышления на уроках английского языка"
Раздел: полное образование





Назад





«Опыт работы по внедрению технологии развития критического

мышления на уроках английского языка"

Мастер-класс

Цель мастер - класса
: Представление в активной форме опыта работы по технологии развития критического мышления.
Задачи:
1. Мотивация педагогов к овладению методикой технологией развития критического мышления. 2.Совместная отработка методических приемов по внедрению технологии критического мышления; 3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
План проведения мастер класса
1. Цели и задачи мастер-класса. Мотивация его участников. 2.Презентация педагогического опыта М/О учителей английского языка: а) характеристика основных идей технологии; б) основные приемы работы на уроках с использованием ТРКМ в) результативность деятельности учеников, подтверждающая эффектив- ность технологии.
3.Иммитационная игра. 4. Рефлексия
Учитель-мастер:
На своём мастер-классе мы хотели бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся нашим ученикам и нам самим приёмы ТРКМ. Просим Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Вопрос к участникам мастер-класса:

«А чему учат в современной школе?

Предполагаемые ответы
Если раньше мы работали над развитием умений и навыков, то теперь для нас главное - развитие личности ребенка. Важно научить ребенка учиться. Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания, направляя, давая ему выходы, Мы должны научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя.
Учитель-мастер:
Итак, на доске вы видите вопрос, на который вы только что ответили.
Чему учат в современной школе?

Стирая его, я демонстрирую вам один из методов технологии критического мышления, которой посвящен наш мастер-класс. Это метод получил название
«Чистая доска
». Он будет сопровождать нас в течение всего мастер- класса. Доска совсем не чистая, а заполнена вопросами. Время от времени мы будем спрашивать, готовы вы ответить на тот или иной вопрос. Если вы даете ответ на него, то вопрос убирается. Задача наша в том, чтобы к концу занятия доска оказалась чистой, и мы получили ответы на все вопросы. Методическое объединение учителей английского языка успешно использует данную технологию на своих уроках и во внеклассной работе. Мы начинаем внедрять элементы данной технологии уже в начальной школе. Наши ученики умеют делать кластеры, синквейны. С 5 класса им уже знакомы такие методические приемы, как ИНСЕРТ, РАФТ, фишбоун. В старших классах - это бортовые журналы, таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», «Шесть шляп мышления», эссе, дискуссия, круглый стол. Данный подход к обучению позволил нам обеспечить устойчивую мотивацию наших учеников к овладению английским языком. Это ученики, которые принимают участие в различных внеклассных мероприятиях: конкурсах по страноведению, заочных экскурсиях, ролевых играх, викторинах, диспутах. У нас сложилась система внеклассной работы по предмету. На протяжении последних лет наши ребята дважды становились призерами городского конкурса проектов «Lingua project», дважды побеждали на районном фонетическом конкурсе. Наш ученик Нагайцев Р. Получил Гран-при на областном фонетическом конкурсе. На конкурсе сочинений «One day away» наши ученики получили призовые места. Наши ученики принимают участие в Международных дистанционных конкурсах ит.д.

Цель технологии развития критического мышления
состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Актуальностью данной технология является то
, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронталь- ное. Данная технология меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Такие уроки дают обучающимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Учитель-мастер:

Как вы считаете, в чем заключается сущность технологии развития

критического мышления
.
Предполагаемые ответы участников мастер-класса.


Суть технологии развития критического мышления заключается в освоении учениками активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных
жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Каждый ученик должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против». Использование данной технологии помогает обучающимся на уроках вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Учитель-мастер
обращает внимание участников мастер-класса на « Чистую доску» и стирает второй вопрос
В чем суть технологии критического мышления?

Учитель-мастер
Основа технологии развития критического мышления - трехфазовая структура урока. I стадия
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)  Парная мозговая атака.  Групповая мозговая атака. Ключевые термины.  Свободное письменное задание.  Таблица «З-Х-У».  Плюс-минус-вопрос.  Верные и неверные утверждения  Корзина идей  Кластер
II стадия
Осмысление содержания
(получение новой информации)  Инсерт-система маркировки текста.  «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.  Чтение с остановками.  Бортовые журналы.  Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.  « Дерево предсказаний».  «Шесть шляп мышления».  Приём «Кубик» «Двухчастный и трехчастный дневник» III стадия
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)  Синквейн  Эссе  Дискуссия  Круглый стол  «РАФТ»
Практическая часть мастер –класса

Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в
которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты). В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из-за чего возникли разногласия. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Учитель-мастер
предлагает собрать в «корзину идей» мнения о том, какого человека можно считать умеющим мыслить критически.
Участники мастер- класса
выполняют предложенное задание.
Учитель-мастер
переходит к следующему приему.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Представим, что тема нашего урока « Радужное питание».

Данная тема изучается в 10 классе (учебник «Spotlight»)
Правила игры: 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Вопросы: 1 …фрукты и овощи поднимают иммунитет? 2…фрукты и овощи красного цвета дают человеку дополнительную энергию? 3…ананас помогает держать ваши эмоции под контролем? 4…горсть изюма заменяет таблетку снотворного? 5…бананы помогают сосредоточиться при выполнении умственной работы? 6…для поднятия настроения нужно съесть зеленое яблоко? 7…в лимоне много витамина В? 8. .. сливы имеют омолаживающее действие? 9. ..овощи и фрукты оранжевого цвета богаты витамином А? 10…инжир, чернослив, свекла стимулируют творческие способности чело- века. Знакомство с текстом « Радужное питание» (Приложение № 1) и возврат к вопросам.
А теперь вернемся к нашим вопросам и проверим, не ошиблись ли мы?

К чему побуждает вас этот прием?
Мы с вами продолжаем работать над тем же самым текстом, но теперь
используем прием «Инсерт».

Данный прием эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения и лучше всего помогает в работе над таким вопросом "
Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
Этот прием работает на стадии осмысления. Потому что для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Итак, прочтите, пожалуйста, текст еще раз, делая пометки на полях. Вносить записи в таблицу (Приложение №2) , мы с вами, конечно же, не будем. Давайте просто обсудим, чтобы вы записали в 1 колонку? То, что вы уже знали. 2 колонка – что для вас является новым? 3 колонка – что противоречит тому, что вы уже знали? 4 колонка – по какому вопросу вы хотели бы получить больше информации? Теперь мы обсудили еще раз весь текст, накопили и проговорили всю новую информацию, повторили уже усвоенную. Таким образом, мы прошли путь от «старого» знания к «новому».
Переходим к следующему приему «6 шляп».

«Шесть шляп мышления
» – это шесть способов мышления.
Белая шляпа:
В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа:
Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа
: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная

шляпа:
Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
Зеленая

шляпа:
Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? При изучении английского языка можно использовать данную методику при обучении монологическому высказыванию. Например, взять сказки на английском языке типа "Колобок", "Репка", "Лиса и журавль". Они по объему небольшие и все дети знают их сюжет.
Участникам

мастер-класс
предлагается посмотреть мультфильм «Песня колобка» и вспомнить сказку, затем выбрать шляпу зеленого, черного или красного цвета. 1. Тот, кто выбрал красную шляпу, анализирует сказку с позиции чувств и эмоций. 2. Тот, кто выбрал черную шляпу, высказывает критику в адрес героя сказки; 3. Тот, кто выбрал зеленую шляпу, должен придумать свой конец сказки.
Следующий прием– это стратегия анализа проблемных ситуаций «Фиш-

боун» (Fishbone)

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название). Данный прием также работает на стадии осмысления. Ученик сначала определяет проблему, выявляет причины происходящих явлений, событий, и обосновывает свои предположения, ссылаясь на информацию в тексте, после чего делают вывод. При достаточно частом использовании данного приема, учащиеся привыкают аргументировать свой ответ, подтверждая свои слова примерами из текста. Давайте попробуем применить этот прием к тексту из учебника Spotlight для 7 класса. Прочтите, пожалуйста, текст (Приложение № 3) Теперь давайте определим тему текста. Вверх идут проблемы, а вниз аргументы из текста. А теперь делаем вывод. Теперь мы переходим к стадии рефлексии.
И рассмотрим прием «Кластер».
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой обобщения информации по итогам прохождения материала. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы. 3. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. У вас на столах есть большие листы. Давайте с вами составим кластер по теме нашего мастер класса. В центре напишем Технология развития критического мышления. Дальше запишите все мысли, которые приходят вам на ум. Что у вас получилось?
Прием “Синквэйн”.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных ); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой строке приводится фраза, обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово). Например:
1. УЧИТЕЛЬ 2. ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ 3. НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ 4. ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ 5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто). Составим синквейн по теме «Технология развития критического мыщления» 1. Технология РКМЧП 2. Развивающая, воспитывающая 3. Формирует, обучает, создаёт 4. Помогает обучающемуся действовать самостоятельно 5. Сотрудничество Последний слайд – это пример рефлексии на начальном этапе обучения. Чаще всего мы с вами привыкли использовать смайлики, понравилось,\ не понравилось. Но грустный смайлик может растроить учителя. А если флажок у этого кораблика будет раскрашен даже и в красный цвет, учитель просто будет знать, что данный ученик требует больше внимания, и ему нужно больше времени для осмысления материала, т.е. с ним нужно больше поработать.


В раздел образования