Напоминание

"Опыт воспитания гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности гимназии"


Автор: Чигвинцева Ирина Дмитриевна
Должность: заместитель директора по вр
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" города Новосибирска
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт воспитания гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности гимназии"
Раздел: полное образование





Назад





Чигвинцева И.Д.

«Опыт воспитания гражданственности и патриотизма

во внеурочной деятельности гимназии»
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» Н.М. Карамзин В приоритетных направлениях государственной образовательной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом
.
Поэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру. Ощутимый вклад в воспитание гражданина должна внести именно современная школа. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании», в государственных программах «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его.
Целью
воспитания гражданственности и патриотизма в гимназии является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Достижение цели становится возможным через решение следующих
задач
:  повышение качества функционирования системы гражданско- патриотического воспитания;  развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;  формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
 воспитание толерантности;  формирование чувства гражданского долга;  формирование чувства любви к Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни. В данной статье представлены материалы о некоторых направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, которые основаны на сочетании традиций и новых воспитательных практик в воспитательной работе гимназии. Для успешной реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания учащихся в нашей школе созданы следующие
условия:
 создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;  успешно функционирует система дополнительного образования;  разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;  развивается музейная работа;  развивается школьное ученическое самоуправление;  используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания. Наша школа – одна из старейших в Новосибирске. Её традиции начали закладываться ещё в 1936 году. Многие из этих традиций мы сохраняем и по сей день. Самыми важными среди них являются празднование Дня рождения гимназии 7 сентября, выезд всей гимназии в первые недели сентября на туристический слет, проведение Дня Дублёра и Дня Учителя, предметных и тематических декад, школьных фестивалей искусств и сценического творчества по параллелям, Рождественского концерта на иностранных языках, школьной спартакиады, конкурса «Мисс выпуск», спортивного праздника «Матч всех звезд», конкурса чтецов и переводчиков на иностранных языках, Последнего звонка, праздников окончания учебного года и выпускных вечеров, Недели добра, Вахта Памяти на Посту № 1. Все эти мероприятия ориентированы на современного школьника, но позволяют нам, тем не менее, пробуждать у обучающихся эмоциональный отклик на предыдущий опыт, историю нашей гимназии, так как в ней у многих из них учились дедушки и бабушки, мамы и папы, старшие братья и сёстры. Некоторые школьники – это уже четвёртое поколение! Одна из самых ярких традиций – Вахта памяти на Посту №1. За двенадцатилетний период караул гимназии десять раз удостаивался права нести Почётную Вахту 9 мая. По сложившейся традиции состав караула формируется из учащихся 9-10-х классов, а командиры смен и начальник караула из 11-тиклассников.
С кандидатами проводятся предварительные дополнительные занятия по огневой, строевой и медицинской подготовке; по основам военной службы, по гражданской обороне. Учащиеся изучают теоретический материал по истории Отечества, города Новосибирска и НСО, истории Монумента Славы. Караул гимназии неоднократно награждался Грамотой мэрии как «Лучший караул года». Другой важной традицией гимназии является самоуправление учащихся. Для большинства школ – это большая проблема. К сожалению, в 90-е годы были забыты традиции пионерских и комсомольских времён, когда каждый с детства знал и понимал истинное значение слов «дружба», «товарищ», «коллектив», лозунг «один за всех, все за одного». Для того, чтобы выпускники гимназии могли жить и трудиться в реформированном обществе, мы развиваем в них такие качества, как самостоятельность, способность к творческому мышлению, инициативность, мобильность, креативность. Школьное ученическое самоуправление – Совет старшеклассников гимназии - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои возможности и способности. Совет организует и проводит многие гимназические мероприятия, акции добрых и полезных дел. Отличную поддержку в социализации учащихся оказывают школьный сайт, «Газета №1» и «Школьные звоночки», школьное радио, телевидение, информационные стенды, которые отражают все события школьной жизни. Учащиеся имеют возможность не просто рассказать обо всём, что происходит в гимназии, но и дать свою оценку происходящему. Воспитание гражданственности и патриотизма немыслимо без современных тем, которые близки нынешним детям и подросткам. Поэтому они осуществляются с привлечением инновационных форм воспитательной работы: волонтёрского движения, клуба интеллектуальных игр и дебат-клуба, флэш-моба, социальных проектов. Добровольческий волонтёрский отряд «Созвездие Чехова» был создан в сентябре 2014 года на базе 9-В класса (классный руководитель Марина Борисовна Ткаченко).
Ц е л ь ю
добровольческого движения является развитие и социальная самореализация учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Основные
направления
деятельности волонтерского движения:  профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в школьной среде;  пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;  экологическое воспитание;  военно-патриотическое воспитание;  духовно-нравственное воспитание;
 сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий;  пропаганда волонтёрского движения в школьной среде через средства массовой информации;  взаимодействие с государственными органами и общественными организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности волонтёрского движения. Волонтёрский отряд «Созвездие Чехова» принимал участие в городской акции «Добрые дела на благо людям», в благотворительной акции для детей-беженцев из Украины, в городской акции «Помоги делом!» для пациентов Новосибирского о б л а с т н о г о д е т с к о г о о н к о - г е м а т о л о г и ч е с к о г о ц е н т р а и д р . Ребята награждены дипломом «За участие в Ярмарке добровольческих инициатив для детских и молодёжных общественных объединений и инициативных групп», дипломом «За участие в городской добровольческой акции "Добрые дела на благо людям"», памятным знаком «За проведение акций по привлечению внимания молодёжи к проблеме ответственного отношения к своему здоровью». Гимназия всегда славилась гуманитарным образованием. Мы работаем в тесном сотрудничестве с кафедрами истории, литературы, искусства. Вся внеклассная работа является продолжением урочной деятельности. Клуб интеллектуальных игр «Магистр» и Дебат-клуб (руководитель: Литвин Ирина Анатольевна) был открыт в 1996 году с целью формирования интеллектуально-развитой, способной к самостоятельному поиску личности, опыта межличностного демократического общения, основанного на принципах сотрудничества и партнерства. Движение интеллектуальных команд приобрело не только массовый характер, но также более разнообразными стали и его организационные формы. В гимназии ежегодно проводятся большие игры среди всех 9-11-х классов, которые собирают до 15 команд, в том числе и команду учителей. Подобные игры чаще всего тематические, например: «Мой век – XX», «Великие женщины», «Войны XX века», «История и современность», «Нобелевские лауреаты», «Восток – дело тонкое», «С улыбкой» и др. Дебат-клуб существует в гимназии уже 20 лет. Каждый год в клубе появляются новые команды. Технология «Дебаты» представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития ее участников, формирования у них качеств, способствующих успешной деятельности в условиях современного общества:  умение ориентироваться в большом объеме информации и извлекать необходимую информацию;  структурировать и логически выстраивать выступления и ответы в игре, на учебных занятиях и во время экзаменов;  видеть и грамотно формулировать проблему, т.к. видение проблемы – первый шаг к ее решению;  выстраивать аргументацию для доказательства своей позиции;
 овладение навыками опровержения и отрицания;  развитие толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;  приобретение навыков партнерского общения и умения работать в команде;  формирование умения активного слушания (не просто слушать, но и слышать);  ликвидация коммуникативных барьеров, важнейший из которых – страх перед аудиторией;  формирование активной гражданской позиции. Темы дебатов ребята выбирают сами, например, такие: «Избирательное право должно стать обязанностью», «Введение смертной казни оправдано»; «Мигранты разрушают российское общество»; «Реформа системы образования». Гимназисты, прошедшие школу дебатов, успешно учатся в престижных ВУЗах, многие из них играют в студенческих дебатах, в том числе и на международном уровне, являются тренерами и экспертами школьных команд. Сейчас в нашей стране выдалось исключительно напряженное время. События последних месяцев: массовые митинги, активность оппозиции, мощный импульс гражданственности, выражающийся в самых разных формах, заставил всех нас вспомнить про чувство ответственности за свою страну. Общеизвестно, что наиболее активной частью социума во все времена являются молодые люди и студенчество, которые сегодня имеют возможность реализовать свои политические права, принимая участие в избирательных кампаниях, выходя на площади, участвуя в протестных акциях и т. д. Старшеклассники, которые неравнодушны к перспективам государственной жизни, в силу возраста лишены возможности политического участия. Поэтому ученики 10-11-х классов нашей гимназии решили устранить эту несправедливость и провели свои «локальные» выборы (выборы депутатов в Государственную думу по партийным спискам; выборы Президента РФ). Участие в таком проекте формирует у старшеклассников активную гражданскую позицию, помогает приобрести опыт критического анализа политических программ, готовит к реальному участию в политической жизни государства (в 2015 году ученики 10-х классов нашей гимназии побывали на экскурсии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации). Не секрет, что многие подростки равнодушны к истории России, не понимают и не принимают ценностей и принципов прошлого века. С целью погружения в эпоху через образ, звук, деятельность, развития творческого потенциала, актуализации знаний, полученных на уроках истории, развития коммуникативно-деятельностных навыков в гимназии реализуются проекты «История России в песнях», «Танцы народов мира», «Романсы», «Имя Победы». Одной из самых продуктивных технологий развития социальной компетентности учащихся является технология социального проектирования,
которое даёт детям возможность попробовать свои силы в разработке проектов, результатом которых может стать реальное изменение социальной ситуации в школе, районе, городе. Учащиеся гимназии конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, активность, ответственность, участвуя в реализации таких проектов, как: «Подари книге новую жизнь» – реставрация книг в школьной библиотеке, «Школы за раздельный сбор отходов» – сбор и сдача отходов на вторичную переработку, «Друзья животных» – помощь приюту для больных животных, «Не бывает чужой беды» – организация игровых, концертных программ; сбор канцелярских товаров, одежды, игрушек детским домам, больницам и гражданам, пострадавшим от различных бедствий. Ансамбль скрипачей «Рондо» (под руководством Шахмаметовой Л.М.), получил грант за победу в конкурсе социально значимых проектов мэрии города Новосибирска за благотворительный проект «Музыка добра», в рамках которого ребята дали серию просветительских и благотворительных концертов для социально незащищённых групп населения города Новосибирска (ветеранов войны и труда, детей-сирот, онкологических больных). Музей истории школы – это структура, вокруг которой формируется актив учащихся. В актив музея входят группа наиболее инициативных педагогов и деятельных творческих ребят с 5 по 11 класс. С одной стороны, музей – это средство гражданско-патриотического воспитания, а с другой – это условие для создания педагогиче ских ситуаций, развивающих п о з н а ват е л ь н о - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферу личности школьников. Материалы музея используют в своей работе классные руководители для проведения классных часов. По письмам выпускников 41 года был поставлен спектакль «Сороковые, роковые». Ежегодно в день рождения школы в актовом зале проходит презентация «История школы №42 – гимназии №1» с использованием фотографий, воспоминаний учителей и выпускников школы разных лет, с участием творческих коллективов Центра детского развития. Лекторские группы проводят экскурсии для учащихся и гостей гимназии. Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, нельзя не затронуть тему Великой Отечественной войны. С особым трепетом каждый год гимназия готовится ко Дню Победы. 25 апреля 2013 года вышел Указ президента РФ № 417 «О подготовке и проведении 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Пройденные советскими воинами фронтовые пути – не просто этапы войны, из них складывалась героическая история нашей страны. Их доблесть, мужество, самопожертвование, героизм, любовь к Отечеству – пример для всех послевоенных поколений. В гимназии был разработан план, который включал мероприятия различной направленности: встречи с ветеранами, проведение уроков мужества «Они сражались за Родину», месячник военной книги «Героические страницы истории России», конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей», открытие рубрики «70 лет Великой Победе» на сайте гимназии, рассказы о ветеранах ВОВ по школьному
радио, проведение акций «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», участие в городской акции «Бессмертный полк» и в народном проекте «Дорогами солдата». В школьной картинной галерее открылась выставка лучших конкурсных работ «Спасибо деду за Победу». Каждая параллель классов приняла участие в школьном фестивале искусств «Салют Победы», самые яркие номера вошли в заключительный гала-концерт. На школьном этапе театрального фестиваля были показаны спектакли и художественные композиции, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Композиция 6-А класса «Письма из прошлого» стала лауреатом окружного и городского этапов фестиваля и была представлена 6 мая в театре «Глобус». Большой эмоциональный отклик не только у ребят, но и у родителей, бабушек и дедушек вызвали конкурсы исследовательских работ, презентаций и создание фотоальбома «Лица Победы», в котором собраны фотографии¸ документы прабабушек и прадедушек наших учеников. Ребята писали «Письма в прошлое» своим прадедушкам и прабабушкам, воевавшим в годы войны. «Письмо прадедушке в прошлое» Кальяну Сафрону Григорьевичу ученицы 6А класса Щербаковой Софьи. Здравствуй, прадедушка! Пишет тебе твоя правнучка Соня. Сейчас, накануне семидесятилетия Победы, все мы вспоминаем людей, которых коснулась эта страшная война. Ученики пишут сочинения, рассуждая о судьбе близких и незнакомых людей, судьбы которых исковеркала война. Я тоже пишу письмо-сочинение о тебе, мамином дедушке. Ты не держал меня на руках, не водил гулять, не рассказывал о войне. И мне захотелось обратиться к тебе, поговорить с тобой. Ведь мне так много о тебе рассказывали. Дедушка Сафрон! Я много о тебе знаю по рассказам прабабушки. Но ни разу тебя не видела. Ты родился третьего июня 1922 года в городе Одессе, в семье, в которой было четверо детей, три мальчика и одна девочка. В возрасте девятнадцати лет ты ушел на фронт. По распределению был направлен в город Чернигов, и после первых сражений в 1941 году был назначен командиром пулеметной роты. Двадцать пятого ноября 41 года войска германской армии оккупировали город Ливны. При освобождении города тебя, прадедушка, впервые ранили, а после возвращения из госпиталя ты был назначен командиром стрелковой роты. В 42 году ты участвовал в обороне города Курска и за проявленное мужество был награжден медалью «За Отвагу» и назначен командиром стрелкового батальона. В 43 году ты был участником Курской битвы, которая стала переломной в наступательной операции Советских войск. Командуя стрелковым батальоном, ты отважно сражался, получив серьезное ранение. За проявленный героизм в ходе боев на Орловско-Курской дуге, тебя наградили орденом Красного Знамени. Я горжусь тобой, всеми вами. Вы не дрогнули, не сдались! Не бросили оружия, не оцепенели в страхе и подлости. Вы сражались, погибали и побеждали, чтобы жили мы.
Дедушка, ты бы тоже не краснел за нас. У нас крепкая, дружная семья. Мы патриоты нашей Родины, любим родную землю, ценим твой подвиг, совершенный во имя будущих поколений в борьбе с фашистскими захватчиками. А еще я обязательно приеду в Одессу. Мне очень хочется увидеть твой родной край и полюбить его так же, как любил его ты. Я никогда не получу от тебя ответа, но это не важно. Мы о тебе помним, ты жив в наших сердцах – вот что главное. Твоя правнучка Соня Д.С. Лихачёв сказал: «Счастливо то общество, в котором дети не стесняются быть патриотами». Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины, и наша задача состоит именно в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства наших детей на первый план, сформировать представление о них как о «великих чувствах, возвышающих человека».


В раздел образования