Напоминание

Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением как необходимое условие формирования певческих навыков


Автор: Меделян Нелли Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Каширская ДШИ"
Населённый пункт: Воронежская обл. с.Каширское
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над вокальным дыханием и правильным звукоизвлечением как необходимое условие формирования певческих навыков
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Каширская детская школа искусств»



ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО СОЛЬНОМУ ПЕНИЮ

« РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ И ПРАВИЛЬНЫМ

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ»
Преподаватель
:

-


Меделян Н.И.

с.Каширское 2017
Формирование певческого дыхания – одно из самых сложных процессов при обучении детей пению. «Дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное , а производится с движением живота. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно. В пении оно подвластно волевому управлению. В вокально- педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно- диафрагматическо е дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Смешанное дыхание позволяет ученику при вдохе достигать ровности, плавности и продолжительности звука как при тихом, так и при громком пении. Занимаясь с детьми, необходимо учитывать возрастные особенности. Детям младшего школьного возраста (7-8 лет) свойственно говорить и петь тихим голосом, так как у них фальцетное звукообразование. Дыхание детей этого возраста очень поверхностно, коротко, преимущественно ключичного характера, так как у них ещё слабо развиты дыхательные мышцы. С самых первых занятий обращаю внимание ученика, чтобы он дышал бесшумно, спокойно, не поднимая плеч, постепенно расходовал дыхание до конца фразы. Важно постоянно напоминать ребёнку, что основное внимание нужно уделять спокойному вдоху и равномерному выдоху. Приобретать это умение помогает использование зеркала на уроке . Я покажу, как я работаю учениками первого года обучения. Первая ученица (7лет) без музыкальной подготовки, вторая (9лет)- учащаяся народного отделения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА





Цель урока


добиться осмысленного правильного дыхания, которое впоследствии будет поставлено на автоматизм, а так же , чтобы ученик понял, куда направлять звук при пении, чтобы он всегда звучал звонко и без особых физических затрат.
Задачи урока:

- работа над правильным взятием воздуха, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения; - работа над звонким и чистым пением во всех регистрах, на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях; - правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с осмыслением художественного текста и образа.
Форма урока :
- индивидуальная работа с учеником , распевки, упражнения- работа с учеником и концертмейстером, ( под минусовку) над разбором и исполнением выбранного произведения.
Формы и методы работы:
- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями; - правильное и подходящее ученику по голосу распевание , специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные упражнения; -показ преподавателем и передача своих ощущений ученику; - правильный разбор произведения, точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов; - исполнение вокализа и песни под минусовку.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог) - эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для учащегося слов, определения вокальных приемов).
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; - побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения); - поощрение (с целью закрепления полученных навыков).
Психологические условия на уроке:

психологически-комфортная атмосфера - личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей; - дифференцированный подход.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение; - фортепиано; - ноутбук; - микрофон; - зеркало.
Методическое обеспечение занятия:
- фонотека (минусовки и плюсовки исполняемых песен).
Ход урока

Дыхательные упражнения для диафрагмы.
1)
«Нюхаем цветочек»
- вдохнуть, задержать дыхание, на выдохе произносим «Ах, какой приятный». 2)
«Замочек»
- вдохнуть, не поднимая плеч, педагог считает вслух и дает знак, когда можно выдохнуть . 3)
«Свеча»
- вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на зажженную свечу, чтоб она не погасла. Далее : вдохнуть и развести руки в стороны , на букву «с» медленно выдыхать под счет педагога, ведя руки навстречу друг другу . С каждым разом увеличивая время выдоха. 4)
Элементы

дыхательной

гимнастики

А.Н.

Стрельниковой
не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно — психическое состояние организма. Четыре упражнения на вдох(шумный) и выдох( с поворотом головы). 5)Внешний массаж лица ( массажируем лицо проходя по линиям, показываемые педагогом) и внутренний ( массажируем языком внутренние линии, показываемые педагогом).

Вибрационный массаж
. 1) постукивать кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая слог «ми-ми-ми…»; 2) постукивать кончиками пальцев под глазами от спинки носа к ушам, озвучивая слог «ни-ни-ни...»; 3) постукивать кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая слог «ви-ви-ви...»; 4) постукивать кончиками пальцев подбородок от середины к ушам, озвучивая слог «зи-зи-зи...»; 5) постукивать кончиками пальцев область груди, озвучивая согласный «ж-ж...»; 6) постукивать область груди, озвучивая сочетание «да-да- да»; 7) постукивайте кончиками пальцев область живота, озвучивая сочетание «ми-ми-ми...». 8)Скороговорки. Четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.
Распевание
1)Распевание начинается в примарной зоне. На ноте «фа» петь слоги «ми-ме-ма-му», «ми-ме-мо-му», затем перейти на объемные гласные , спускаясь по полутонам вниз . Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы. 2)C-dur –пение попевок секундового соотношения на гласные «о-е», «у- и» двигаясь по полутонам вверх. 3)Распевка терцового соотношения : «У кота воркота…», затем поем на гласные. 4) C-dur -на I-III-V ступенях –пение слогов «ми-я-ми-я-ми» , которая способствует хорошему открыванию рта , освобождению нижней челюсти при пении и сглаживанию вокальной позиции, осветвлению звука во всех регистрах. На этих же ступенях распеваемся на активное, но мягкое стаккато. 5)V-III-IV-II-I -до-ли-до-ли-до; 6)Нисходящее движение гаммы вниз на «А», восходящее –на «У» поет II-ая ученица; 7)I-III-V-I-VII-V-IV-II-I – ми…..я….;
8)Артикуляционное упражение на звуках минорного трезвучия «Карабас- Барабас», затем «бр…..»; 8)С.Крупа-Шушарина – вокализ «Песенка павлина» - спеть с текстом, затем на «я» под мой аккампанемент (I-ая ученица). 9) Ф.Абт- Вокализ №1- сольфеджировать под минус, затем спеть на «А»; 10)Зейдлер - Вокализ №1-сыграть, сыграть и просольфеджировать, сольфеджировать под минус, спеть на «А»(II-ая ученица). Первая ученица (без музыкальной подготовки) , поэтому на I этапе разучивает вокализ по слуху, на II-ом сольфеджирует, после освоения нотной грамоты. Вторая – разучивает сразу с игрой на ф-но, сольфеджирует.
Работа над произведениями

«Жу-жу-жу»
(первая ученица) Цель: добиться ровного и звонкого звучания, близкой , светлой вокальной позиции. Чисто проинтонировать скачки. Использовать минимальные танцевальные движения. Также важна артистичность исполнения- куплет и припев должны быть «раскрашены» по -разному, как нюансами, так и интонациями и выделениями смысловых слов. При этом следить, чтобы на протяжении всего произведения ученица брала дыхание правильно, не судорожно , а незаметно и без шума и пела на «опоре». 1.Спеть песню ступенями , используя ручные знаки релятивной системы; 2.Просольфеджировать песню , хлопая ритм на ти-ти-та , одновременно показывая ритм ножками: восьмые – идем на носочках, четверть- ставим ножку на пяточку; 3.Просольфеджировать песню под минус: куплет и припев; 4. Проговорить слова «по-вокальному»; 5.Спеть всю песню с танцевальными движениями, которые не мешают при пении и соответствуют тексту. Обращаем внимание на пение на «опоре» и звукоизвлечение.
Рус.нар. песня «Утушка»(
вторая ученица) Цель: - чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание, формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса, уметь петь на legato - непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой. Артистично передать смысл песни, качественно
донести текст в быстром темпе, используя при этом танцевальные движения. 1.Сыграть песню на ф-но; 2.Просольфеджиировать песню; 3.Просольфеджировать песню под минус , обратить внимание на короткий вдох, кантиленное звучание в быстром темпе. 4.Спеть куплет на «я»; 5. Спеть песню с текстом и танцевальными движениями, учитывая всю проделанную работу.
Заключение урока.
Подведение итогов. Анализ урока. Домашнее задание.


В раздел образования