Напоминание

"Пернатые друзья"


Автор: Забродская Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Гнёздышко"
Населённый пункт: п. Пуровск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Пернатые друзья"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по экологии.

Тема: «Пернатые друзья»

Цель:
формирование общих представлений о птицах.
Программные задачи:
- изучить строение тела птиц; - найти между ними сходство и различия; - продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение; - развивать речь детей.
Материалы и оборудование:
птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Организация детей.
На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате. Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами. 
Строение тела птицы
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.) - Что есть на голове? - Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.) - Клюв птицы – это рот или нос? Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения. - Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.) - Опишите крылья. - Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво. - Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены? - Рассмотрите и опишите хвост. 
Рассматривание перьев.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.) - Как они окрашены? - Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.) - Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.) - В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.) - Как они расположены? (Налегают друг на друга.) - Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.) 
Питание птицы
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек. Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления. Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю. Так что же они съели в первую очередь?

Органы чувств
Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы? - Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи? - А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку). - На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука. - Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила. - Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, ак не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.) 
Передвижение птицы
(Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.) - Расскажите, как птица ходит. - Как она летает? - Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко. - Почему птица не падает, когда сидит на ветке? - А мы так сможем? После занятия проверим. 
Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц
Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает. Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей. Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед. 
Сравнение разных птиц между собой
Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц. Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь? Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой. 
Заключительный
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами? Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.) Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель изберает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.) - Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.) - Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.) - Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи) - Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.) - Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных? После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев. - Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.


В раздел образования