Автор: Забродская Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Гнёздышко" Населённый пункт: п. Пуровск Наименование материала: конспект занятия Тема: "Пернатые друзья" Раздел: дошкольное образование
Цель: формирование общих представлений о птицах.
Программные задачи:
- изучить строение тела птиц;
- найти между ними сходство и различия;
- продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ,
сопоставление, обобщение;
- развивать речь детей.
Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна,
белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных
коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный
за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.
Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии
от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если
птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но несмотря на
это многое вы можете рассказать о ней сами.
Строение тела птицы
Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)
- Что есть на голове?
- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)
- Клюв птицы – это рот или нос?
Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.
- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)
- Опишите крылья.
- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в
нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На
пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны,
поэтому птица стоит устойчиво.
- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?
- Рассмотрите и опишите хвост.
Рассматривание перьев.
Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)
- Как они окрашены?
- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная,
она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки
почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей
определяется селекционной работой человека.)
- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они
становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)
- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)
- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)
- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При
полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не
выдувается из-под перьев тепло.)
Питание птицы
Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.
Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.
Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма
отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.
Так что же они съели в первую очередь?
Органы чувств
Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?
- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?
- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).
- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень
хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя
тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.
- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего.
Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.
- Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, ак не
так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)
Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время,
когда птицы ходят или летают.)
- Расскажите, как птица ходит.
- Как она летает?
- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При
полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой
круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой
расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает
спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на
землю очень резко.
- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?
- А мы так сможем? После занятия проверим.
Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц
Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание,
что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.
Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной
тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают
его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз.
Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.
Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут
хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета
небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется
небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять
выставляются вперед.
Сравнение разных птиц между собой
Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать
одновременно двух и более птиц.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например,
воробей и голубь?
Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.
Заключительный
Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют
Птицами?
Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в
шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца.
Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые
многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель изберает
иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор.
Ответ на вопросы должны придумать сами дети.
- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах
ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами
питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет.
Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)
- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц
откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)
- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у
некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если
занятие вышло нагруженным.)
- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?
После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных
видов животных нет перьев.
- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев
нет.