Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству
Автор: Удовиченко Таисия Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: Усть-Лабинский социально-педагогический колледж Населённый пункт: г.Усть-Лабинск Наименование материала: статья Тема: Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству Раздел: начальное образование
Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному
творчеству
Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном
смысле означает «искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось
в прошлом опыте – индивидуальном или общественном».
Творчество
–
это
создание
нового
и
прекрасного,
оно
противостоит
шаблону
и
наполняет
жизнь
радостью,
возбуждает
потребность
в
знаниях,
усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая
новые духовные и материальные ценности.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он
наблюдает и разглядывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и
тайны языка, узнаёт связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать
значит научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость
мысли, интерес к знаниям.
Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования,
создания и реализации новых проектов, научного познания, созидания разума.
Элементы творчества могут присутствовать в различных видах деятельности
человека: в создании новой техники, выращивании растений, пошиве одежды,
приготовлении
пищи
и
т.
П.
В
действительности
поисковая
творческая
активность создала все материальные и духовные ценности, так как творчество –
нравственная
категория,
оно
требует
от
человека
высочайшего
чувства
ответственности
и
предельного
уровня
конкретности
в
избранной
области.
Иллюзии сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека –
творца, придают ему силы. Но, пробуждая творческий акт, ведут его по верному
пути,
обеспечивают
результат,
подлинное
созидание
–
лишь
строгие,
проверенные научные знания и умения.
Чтобы
наше
участие
в
творчестве
оказало
благоприятное
влияние
на
студента,
чтобы
руководство
развитием
учащегося
было
эффективным,
необходимо уяснить, как возникают предпосылки творческой деятельности, и
посмотреть, как это происходит. Нам необходимо осознать предметы творчества
не просто как обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным
навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, способность к
эмоциональному освоению деятельности, так как творчество содержит все виды
человеческой
деятельности
в
единстве,
оно
как
бы
совмещает
их
в
себе,
конденсируя в личности человека.
Молодой
человек,
чувствует
себя
творцом
и
способен
в
создании
конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создаёт продукт
своего творчества, который доставляет радость ему, а также и взрослым, видит,
как серьёзно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьёз.
Творчество
требует
серьёзной
организации
и
материальной
обеспеченности
этого
процесса,
только
тогда
можно
ожидать
хороших
результатов. Творческая деятельность человека не может выйти за пределы
имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить им эти необходимые
основные знания, научить таким навыкам и приёмам работы, которые были бы
нужны для создания запроектированных изделий, кроме этого творчество не
исключает
знания
технологии
выполнения
изделий
и
правил
безопасности
труда, для этого преподавателем строго отбирается и комплектуется нужный
материал.
Творческое развитие детей резко повышает эффективность учения, как в
скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам
труда, раннее в практике детей не встречающихся, так во многих видах труда
встречаются элементы, приёмы и правила работы, с которыми ребёнок был уже
знаком раннее по другим работам.
Таким образом, творчество развивает ребёнка разносторонне. Творческая
работа
обусловлена,
в
основном,
двумя
основными
принципами:
индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью её. Эти два
положения не только не находятся в противоречии, но и с самого начала крепко
и прочно связаны друг с другом.
Свобода творчества обучаемого имеет глубокий педагогический смысл.
Она
расширяет
его
умственный
кругозор,
усиливает
продуктивность
его
фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность, его
волю к действию, помогает с большей настойчивостью и избирательностью
преодолевать
трудности,
приобретать
без
принуждения
трудовые
навыки,
нередко весьма сложные. Важно только приучить детей к тому, чтобы усилием
индивидуальной и коллективной воли задуманный свободно и творчески образ
был непременно осуществлён, замысел выполнен до конца.
Анализ психолого-педагогических исследований и опыт позволяет прийти
к выводу, что творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для
развития технического мышления, которое находится в сложной взаимосвязи с
обычным мышлением, развивая на его основе мозг ребёнка, его ассоциативную
сферу,
память,
приобретая
гибкость
мышления,
формируя
интуицию.
В
проблеме творчества выделяют несколько граней: творческий климат, процесс
творчества, творческие способности, творческую личность.
Доказано,
что
самостоятельность,
не
только
стимулирует
детей
к
творчеству, но и существенно улучшает его мыслительные процессы, повышает
удовлетворённость учёбой.
Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у
них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к
самооценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества,
характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества
совершенствуются,
укрепляются
и
становятся
неотъемлемыми
чертами
личности человека. Эффективность формирования и развития творческих черт
личности во многом зависит от умения воспитателя организовать творческую
деятельность
обучаемых.
Одним
из
главных
педагогических
требований
к
творческой деятельности является учёт дефференцированности наклонностей и
способностей. Здесь немаловажное значение имеет согласованность с «шагом»
творческого развития ребёнка, так как наукой установлено, что каждый человек
имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития. Замедление его
или ускорение приводит к нежелательным последствиям.