Напоминание

Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству


Автор: Удовиченко Таисия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Усть-Лабинский социально-педагогический колледж
Населённый пункт: г.Усть-Лабинск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование у детей интереса к декоративно-прикладному

творчеству
Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном». Творчество – это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону и наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальные ценности. Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разглядывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнаёт связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать значит научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания, созидания разума. Элементы творчества могут присутствовать в различных видах деятельности человека: в создании новой техники, выращивании растений, пошиве одежды, приготовлении пищи и т. П. В действительности поисковая творческая активность создала все материальные и духовные ценности, так как творчество – нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня конкретности в избранной области. Иллюзии сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека – творца, придают ему силы. Но, пробуждая творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание – лишь строгие, проверенные научные знания и умения. Чтобы наше участие в творчестве оказало благоприятное влияние на студента, чтобы руководство развитием учащегося было эффективным, необходимо уяснить, как возникают предпосылки творческой деятельности, и посмотреть, как это происходит. Нам необходимо осознать предметы творчества
не просто как обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, способность к эмоциональному освоению деятельности, так как творчество содержит все виды человеческой деятельности в единстве, оно как бы совмещает их в себе, конденсируя в личности человека. Молодой человек, чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создаёт продукт своего творчества, который доставляет радость ему, а также и взрослым, видит, как серьёзно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьёз. Творчество требует серьёзной организации и материальной обеспеченности этого процесса, только тогда можно ожидать хороших результатов. Творческая деятельность человека не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить им эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных изделий, кроме этого творчество не исключает знания технологии выполнения изделий и правил безопасности труда, для этого преподавателем строго отбирается и комплектуется нужный материал. Творческое развитие детей резко повышает эффективность учения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, раннее в практике детей не встречающихся, так во многих видах труда встречаются элементы, приёмы и правила работы, с которыми ребёнок был уже знаком раннее по другим работам. Таким образом, творчество развивает ребёнка разносторонне. Творческая работа обусловлена, в основном, двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью её. Эти два положения не только не находятся в противоречии, но и с самого начала крепко и прочно связаны друг с другом. Свобода творчества обучаемого имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет его умственный кругозор, усиливает продуктивность его
фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает его активность, его волю к действию, помогает с большей настойчивостью и избирательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Важно только приучить детей к тому, чтобы усилием индивидуальной и коллективной воли задуманный свободно и творчески образ был непременно осуществлён, замысел выполнен до конца. Анализ психолого-педагогических исследований и опыт позволяет прийти к выводу, что творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления, которое находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением, развивая на его основе мозг ребёнка, его ассоциативную сферу, память, приобретая гибкость мышления, формируя интуицию. В проблеме творчества выделяют несколько граней: творческий климат, процесс творчества, творческие способности, творческую личность. Доказано, что самостоятельность, не только стимулирует детей к творчеству, но и существенно улучшает его мыслительные процессы, повышает удовлетворённость учёбой. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к самооценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения воспитателя организовать творческую деятельность обучаемых. Одним из главных педагогических требований к творческой деятельности является учёт дефференцированности наклонностей и способностей. Здесь немаловажное значение имеет согласованность с «шагом» творческого развития ребёнка, так как наукой установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития. Замедление его или ускорение приводит к нежелательным последствиям.


В раздел образования