Особенности работы учителя общеобразовательного учреждения в оказании помощи учащемуся при подготовке к итоговой аттестации
Автор: Ковальчук Фаина Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ лицей №1 Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: презентация Тема: Особенности работы учителя общеобразовательного учреждения в оказании помощи учащемуся при подготовке к итоговой аттестации Раздел: полное образование
учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 1
Подготовка к итоговой аттестации -
одна из основных проблем выпускнико
в, своеобразная проверка знаний, социа
льной и психологической готовности ш
кольников к постоянно меняющимся ус
ловиям современной реальности
Цель психологической подготовки -
выработка психологических качеств,
умений и навыков выпускников,
которые повысят эффективность
подготовки к прохождению ОГЭ и
позволят каждому ученику спокойно
вести себя во время экзамена
Психологическая готовность -
определенный эмоциональный «настрой»;
внутренняя психологическая настроенность;
ориентированность;
актуализация и приспособление возможностей
личности для успешных действий
Интеллектуальная готовность -
наличие знаний, умений и навыков
по определенному предмету
Личностная готовность -
это опыт, особенности личности, необходимые для
прохождения процедуры итоговой аттестации
Психологическая ус
тойчивость старшекл
ассников является од
ной из характеристик,
способствующих усп
ешной аттестации
Особенности возраста
эмоционально завышенные
переживания личных неудач;
конфликты со взрослыми;
желание отстоять свою точку зрения;
сочетание общительности с
застенчивостью, застенчивости с
развязностью;
практицизм к оценкам, тревога за
итоговые показатели
Три группы трудностей
познавательные -
особенность переработки информации,
недостаточный объем знаний,
неспособность оперировать системой
учебных понятий предмета
личностные
обусловлены особенностями, отсутствием
возможности получить поддержку взрослых
процессуальные
связаны с самой процедурой экзамена
и отсутствием четкой стратегии
деятельности
Познавательные
процессы
внимание
память
речь
мышление
воображение
Особенности
владеет приемами переключения внимания, может с
амостоятельно правильно организовать свое вниман
ие
выделяет существенное, систематизирует, формулир
ует то, что запомнилось
богата по лексике, гибкая в интонации
близко к мышлению взрослого
самоконтроль
По результатам тестирования причин
ами волнения являются
сомнение в пол-
ноте и прочности
знаний
сомнение в соб-
ственных способ-
ностях
психофизические
и личностные осо-
бенности
стресс незнакомой
ситуации
стресс ответ-
ственности
перед родителя-
ми и школой
Учителю на заметку
Формулировки
К чему это может привести
Что делать
«Если ты не
прекратишь ...»
Сопротивление, привести к
вспышкам раздражения
с их стороны
Сообщите о себе, о своем
переживании, а не о нем,
о его поведении
«Сколько раз уже
говорили...»
«Слушать надо было...»
Учащийся будет окончательно
выбит из равновесия, может
перестать думать и выполнять
задания
Будьте готовы к тому, что
всегда могут возникнуть
вопросы, на которые
придется дать ответ
несколько раз
«Ты обязан вести себя
как подобает»
Учащиеся не узнают ничего
нового
Например, стоит сказать:
«В ситуации сдачи
экзамена разговаривать
нельзя»
На что нам нужно обратить внимание
повышаем голос;
произносим фразу типа «учитель здесь пока
ещё я»;
оставляем последнее слово за собой;
используем позы и жесты, которые «давят»,
говорим «сквозь зубы»;
используем оскорбительные, унижающие
выражения;
прибегаем к сарказму;
обращаемся к оценке характера;
действуем как начальник (с превосходством);
втягиваем других людей в конфликт;
настаиваем на своей правоте;
читаем проповеди;
оправдываемся, защищаемся, снисходительно
соглашаемся;
делаем обобщения «вы все одинаковы»;
изображаем негодование;
придираемся;
передразниваем учеников;
сравниваем одного ученика с другим;
командуем, требуем, давим
Советы учителю
при подготовке к экзаменам
составьте план подготовки по вашему предмету и
расскажите о нем учащимся;
дайте учащимся возможность оценить их
достижения в учебе;
не говорите с учащимися об экзамене слишком
часто;
используйте при изучении учебного материала
различные педагогические технологии, методы
и приемы;
учите учащихся работать с критериями оценки
заданий;
не показывайте страха и беспокойства по поводу
экзамена;
хвалите своих учеников (э
ффект Розенталя
);
обсуждайте с учащимися важность здорового
образа жизни;
поддерживайте внеучебные интересы учащихся;
общайтесь с родителями и привлекайте их на
свою сторону!
«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу
запомнить, вовлекай меня - и я научусь»(
Б.Франклин)
Учесть
акцентировать внимание на поступках
(поведении), а не на личности;
управлять своими эмоциями;
не усиливать напряжение ситуации;
обсуждать проступок позже;
позволять ученику «сохранить лицо»;
не демонстрировать агрессивное поведение
Практические аспекты организации
подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ,
учителям – предметникам,
классному руководителю
Учителям-предметникам необходимо:
адекватно оценивать в течение всего учебного
периода знания, умения и навыки учащихся в
соответствии с их индивидуальными особенностям
и и возможностями;
исключить «натаскивание» старшеклассников на
выполнение заданий различного уровня сложности;
организовать системную продуманную работу в
течение всех лет обучения предмету;
индивидуально выполнить экзаменационную работу
по предмету с последующей фиксацией трудностей,
возникающих при выполнении заданий;
провести анализ собственных затруднений при
выполнении тестовых заданий и обозначить способы их
устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования;
составить план собственной работы по подготовке
обучающихся в процессе преподавания предмета к
ОГЭ и ЕГЭ
Рекомендации выпускникам
составляйте план своей работы;
вставайте пораньше и используйте утренние часы для
подготовки самых сложных вопросов;
повторяйте прочитанный материал не менее 4 раз;
обязательно учите все ответы на вопросы, а не отбирайте
«на счастье» только часть их!
сделайте себе установку на запоминание материала, что
существенно сократит время на запоминание;
увеличьте продолжительность своего сна на 1 час;
утром и в середине дня бывайте по 30 – 40 минут на свежем
воздухе;
регулярно в перерывах между занятиями устраивайте
физкультурные минутки
используйте «активное», а не пассивное повторение
материала, т.е. пересказ его по памяти;
используйте приемы логического, осмысленного
запоминания;
составляйте для этого план ответа;
выясните свой ведущий тип памяти (зрительный,
слуховой, моторный)
при хорошей зрительной памяти выделяйте специаль-
ными знаками отдельные места записей;
при хорошей звуковой памяти читайте запоминаемый
материал вслух;
при выраженной памяти на движения используйте
повторную сокращенную запись материала;
после изучения раздела сделайте паузу в работе и
только после этого приступайте к новому разделу
ЕГЭ -лишь одно из жизненн
ых испытаний, многие из кот
орых еще
предстоит пройти.
Никто не может всегда быть
совершенным.
Не ошибается тот, кто ничего
не делает.
Будьте уверены: каждому, кт
о учился в школе, по силам с
дать ЕГЭ.
Советы классного руководителя родителям
В период экзаменов родителям
нужно создать комфортные усло
вия для подготовки ребенка и ...
не мешать ему. Поощрение, под
держка, реальная помощь помог
ут ребенку успешно справиться
с собственным волнением.
•
Не запугивайте ребенка, не напо
минайте ему о сложности и отве
тственности предстоящих экзам
енов.
•
Очень важно скорректировать о
жидания выпускника.
•
Очень важно разработать ребёнку индив
идуальную стратегию деятельности.
•
Обеспечьте своему выпускнику удобное
место для занятий!
•
Часто, щедро и от всей души говорите р
ебенку о том, что он (она) -самый(ая) лю
бимый(ая), что всё у него (неё) в жизни
получится! Вера в успех, уверенность в
своем ребенке очень важны, ведь "от хор
ошего слова даже кактусы лучше расту
т".
Психологическая поддержка -
это процесс, в котором взрослый
помогает ребёнку поверить в себя
и свои способности