Напоминание

Особенности работы учителя общеобразовательного учреждения в оказании помощи учащемуся при подготовке к итоговой аттестации


Автор: Ковальчук Фаина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: презентация
Тема: Особенности работы учителя общеобразовательного учреждения в оказании помощи учащемуся при подготовке к итоговой аттестации
Раздел: полное образование





Назад





Особенности

работы учителя обще-

образовательного

учреждения

в оказании помощи

учащемуся

при подготовке

к итоговой аттестации



Ковальчук Фаина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 1


Подготовка к итоговой аттестации -
одна из основных проблем выпускнико в, своеобразная проверка знаний, социа льной и психологической готовности ш кольников к постоянно меняющимся ус ловиям современной реальности

Цель психологической подготовки -
выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и позволят каждому ученику спокойно вести себя во время экзамена

Психологическая готовность -
 определенный эмоциональный «настрой»;  внутренняя психологическая настроенность;  ориентированность;  актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий

Интеллектуальная готовность -
наличие знаний, умений и навыков по определенному предмету

Личностная готовность -
это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации

Психологическая ус

тойчивость
старшекл ассников является од ной из характеристик, способствующих усп ешной аттестации

Особенности возраста
 эмоционально завышенные переживания личных неудач;  конфликты со взрослыми;  желание отстоять свою точку зрения;  сочетание общительности с застенчивостью, застенчивости с развязностью;  практицизм к оценкам, тревога за итоговые показатели

Три группы трудностей

познавательные -

особенность переработки информации,

недостаточный объем знаний,

неспособность оперировать системой

учебных понятий предмета


личностные

обусловлены особенностями, отсутствием

возможности получить поддержку взрослых


процессуальные

связаны с самой процедурой экзамена

и отсутствием четкой стратегии

деятельности


Познавательные

процессы
внимание память речь мышление воображение
Особенности

владеет приемами переключения внимания, может с

амостоятельно правильно организовать свое вниман

ие



выделяет существенное, систематизирует, формулир

ует то, что запомнилось





богата по лексике, гибкая в интонации

близко к мышлению взрослого

самоконтроль


По результатам тестирования причин

ами волнения являются
сомнение в пол- ноте и прочности знаний сомнение в соб- ственных способ- ностях психофизические и личностные осо- бенности стресс незнакомой ситуации стресс ответ- ственности перед родителя- ми и школой

Учителю на заметку

Формулировки

К чему это может привести

Что делать
«Если ты не прекратишь ...» Сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении «Сколько раз уже говорили...» «Слушать надо было...» Учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз «Ты обязан вести себя как подобает» Учащиеся не узнают ничего нового Например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя»

На что нам нужно обратить внимание
 повышаем голос;  произносим фразу типа «учитель здесь пока ещё я»;  оставляем последнее слово за собой;  используем позы и жесты, которые «давят», говорим «сквозь зубы»;  используем оскорбительные, унижающие выражения;  прибегаем к сарказму;  обращаемся к оценке характера;
 действуем как начальник (с превосходством);  втягиваем других людей в конфликт;  настаиваем на своей правоте;  читаем проповеди;  оправдываемся, защищаемся, снисходительно соглашаемся;  делаем обобщения «вы все одинаковы»;  изображаем негодование;  придираемся;  передразниваем учеников;  сравниваем одного ученика с другим;  командуем, требуем, давим

Советы учителю

при подготовке к экзаменам
 составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся;  дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе;  не говорите с учащимися об экзамене слишком часто;  используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы;
 учите учащихся работать с критериями оценки заданий;  не показывайте страха и беспокойства по поводу экзамена;  хвалите своих учеников (э ффект Розенталя );  обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни;  поддерживайте внеучебные интересы учащихся;  общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону! «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь»( Б.Франклин)

Учесть
 акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;  управлять своими эмоциями;  не усиливать напряжение ситуации;  обсуждать проступок позже;  позволять ученику «сохранить лицо»;  не демонстрировать агрессивное поведение

Практические аспекты организации

подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ,

учителям – предметникам,

классному руководителю
Учителям-предметникам
необходимо:
 адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностям и и возможностями;  исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;  организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
 индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией трудностей, возникающих при выполнении заданий;  провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;  проанализировать результаты пробного тестирования;  составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ОГЭ и ЕГЭ



Рекомендации выпускникам


составляйте план своей работы; вставайте пораньше и используйте утренние часы для подготовки самых сложных вопросов; повторяйте прочитанный материал не менее 4 раз; обязательно учите все ответы на вопросы, а не отбирайте «на счастье» только часть их!
сделайте себе установку на запоминание материала, что существенно сократит время на запоминание; увеличьте продолжительность своего сна на 1 час; утром и в середине дня бывайте по 30 – 40 минут на свежем воздухе; регулярно в перерывах между занятиями устраивайте физкультурные минутки


используйте «активное», а не пассивное повторение материала, т.е. пересказ его по памяти; используйте приемы логического, осмысленного запоминания; составляйте для этого план ответа; выясните свой ведущий тип памяти (зрительный, слуховой, моторный)
при хорошей зрительной памяти выделяйте специаль- ными знаками отдельные места записей; при хорошей звуковой памяти читайте запоминаемый материал вслух; при выраженной памяти на движения используйте повторную сокращенную запись материала; после изучения раздела сделайте паузу в работе и только после этого приступайте к новому разделу
ЕГЭ -лишь одно из жизненн ых испытаний, многие из кот орых еще предстоит пройти. Никто не может всегда быть совершенным. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Будьте уверены: каждому, кт о учился в школе, по силам с дать ЕГЭ.

Советы классного руководителя родителям
 В период экзаменов родителям нужно создать комфортные усло вия для подготовки ребенка и ... не мешать ему. Поощрение, под держка, реальная помощь помог ут ребенку успешно справиться с собственным волнением. • Не запугивайте ребенка, не напо минайте ему о сложности и отве тственности предстоящих экзам енов. • Очень важно скорректировать о жидания выпускника.
• Очень важно разработать ребёнку индив идуальную стратегию деятельности. • Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий! • Часто, щедро и от всей души говорите р ебенку о том, что он (она) -самый(ая) лю бимый(ая), что всё у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке очень важны, ведь "от хор ошего слова даже кактусы лучше расту т".

Психологическая поддержка -
это процесс, в котором взрослый помогает ребёнку поверить в себя и свои способности

Психологическая помощь

8 800- 2000-122

52-59-54

52-59-59

52-59-55


В раздел образования