Напоминание

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ


Автор: Приезжева Елена Андреевна
Должность: педагог в доу
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС СКАЗКА
Населённый пункт: Р.БУРЯТИЯ П.СЕВЕРОМУЙСК
Наименование материала: КОНСПЕКТ
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в доу
Здоровье
– это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология
– это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!»
- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность –
работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации
обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход
– единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: -медико-профuлактические; -физкультурно-оздоровительные; -здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; -технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; -здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; -валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании
технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; -организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; -организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания; -организация профилактических мероприятий в детском саду; -организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; -организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт
личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования. С приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
– технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования
– технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Валеологическое просвещение родителей.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может
выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьезберегающего пространства. Для этого должны быть созданы соответствующие
условия.
-медицинский кабинет; - физиотерапевтический кабинет (тубусный кварц, лампы «Соллюкс», аппарат УВЧ, ароматерапевтические приборы, кварцевые лампы для групповых и специальных помещений и т.д.); - прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа); - массажный кабинет; - спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.); - зимний плавательный бассейн (различное оборудование для плавания); - зал ЛФК; - площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки,мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование); -создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, уголок уединения (постройки из мягких модулей, домики-палатки, различные ширмы), все имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.) всегда находятся в распоряжении детей -т.е. среда должна быть естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами; - расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим проветривания и т.п. (в соответствии с СанПиН); - наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня, оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.).
Профилактические работы
, направленные на оздоровление детей. Лечебно-профилактическое направление: – ЛФК – два раза в неделю; – лечебно-профилактический массаж – ежедневно; – точечный массаж лица, рук, стопы – ежедневно; – физиопроцедуры – ежедневно; – фитотерапия – три раза в год;
– дыхательная гимнастика – ежедневно; – закаливающие процедуры – ежедневно; – профилактические и реабилитационные мероприятия – ежедневно. - гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды. - свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. - специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание; дыхательная гимнастика. Арома- и фитотерапия: ароматизация помещений; фитопитание (чаи, отвары); аромаподушки; аромамедальоны. -диетотерапия: рациональное питание; индивидуальное меню (при аллергии, ожирении, хронических заболеваний). - свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания. Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома. В наиболее эпидемиологичные периоды проводится следующий комплекс витаминотерапии: – прием витаминов «Ревит»; – кисель иммуномодулирующий «Золотой шар»; – ароматерапия (увлажнение воздуха пихтовым маслом); – кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа; – натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ); – искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой; – оксалиновая мазь в нос; – ионизация воздуха (люстры Чижевского); – фиточай «Крепыш» с сиропом шиповника. Физкультурно-оздоровительное направление: 1. Учебная: – физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;
– физкультминутки – ежедневно; – подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно; – гимнастика после сна – ежедневно; – утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно. Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий режим; организация микроклимата. Музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий. Физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры; профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения); терренкур (дозированная ходьба); пешие прогулки (туристические походы). 2. Секционно-кружковая работа: в зависимости от возможностей ОУ – ритмическая гимнастика – три раза в неделю; – художественная гимнастика – два раза в неделю; – группа «Здоровейка» – один раз в неделю; – хореография – два раза в неделю; – фитнес – два раза в неделю; – детский баскетбол – два раза в неделю; – каратэ – два раза в неделю. 3. Активный отдых: – физкультурные досуги – один раз в месяц; – физкультурные праздники – один раз в квартал; – день здоровья – один раз в месяц; – самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно.
Воспитательно-образовательная работа
регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем воздухе, физкультурными занятиями, играми, лечебной гимнастикой. Учебная нагрузка не превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 35 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна. Профилактика близорукости и снятие зрительного утомления у детей:
-гимнастика для глаз; - использование зрительных тренажеров Психо-коррекционное направление: Аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; коррекция поведения. Работа с родителями: – консультации со специалистами – один раз в неделю; – день открытых дверей – два раза в год; – «папа, мама, я – спортивная семья» – один раз в год; – поход выходного дня – один раз в квартал; – информационный уголок здоровья – один раз в месяц; Проведение санитарно-просветительной работы для родителей по темам:• «Режим дня для часто болеющих детей»;• «Закаливание ребенка дома»• «Питание ребенка дома и в детском саду»• «Профилактика глистных заболеваний»• «Вредные привычки у родителей, курение, употребления алкоголя – их влияние на детей»• «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей» Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей


В раздел образования