Автор: Приезжева Елена Андреевна Должность: педагог в доу Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС СКАЗКА Населённый пункт: Р.БУРЯТИЯ П.СЕВЕРОМУЙСК Наименование материала: КОНСПЕКТ Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в доу
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс
воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и
социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие
условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и
в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов,
направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе
образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно
характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической
технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает
в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу
еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты
собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию
отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики;
отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности
средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели,
критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Принципы здоровьесбережения.
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть
обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый
день и на каждом занятии.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и
индивидуальным особенностям ребенка.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и
врачей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса
в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о
здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа
жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие
становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также
ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического
процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании:
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
-валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья;
-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
-организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;
-организация профилактических мероприятий в детском саду;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому
встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на
плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических
качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и
формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и
на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по
физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм
оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются
педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического
процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в
ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель
этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи,
связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии
личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких
технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития,
учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе
воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит
здоровью.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой
работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ),
профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных
образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного
образования. С приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных
методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского
сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом
состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого
ребенка.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка –
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально
организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного
образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно
отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития
ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского
сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни.
Валеологическое просвещение родителей.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую
ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не
согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не
актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск
эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен
предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к
здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное
место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может
выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания
культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным
аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии
целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена
положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на
здоровый образ жизни.
Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в
ДОУ единого здоровьезберегающего пространства.
Для этого должны быть созданы соответствующие условия.
-медицинский кабинет;
- физиотерапевтический кабинет (тубусный кварц, лампы «Соллюкс», аппарат УВЧ,
ароматерапевтические приборы, кварцевые лампы для групповых и специальных помещений
и т.д.);
- прививочный кабинет (холодильник, кварцевая лампа);
- массажный кабинет;
- спортивный зал (гимнастические стенки, гимнастические мячи, различные тренажеры и т.д.);
- зимний плавательный бассейн (различное оборудование для плавания);
- зал ЛФК;
- площадка для спортивных занятий на улице (беговые дорожки,мини-стадион, беговая
дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование);
-создание предметно-развивающей среды в группе: уголок физического саморазвития, уголок
уединения (постройки из мягких модулей, домики-палатки, различные ширмы), все
имеющиеся в группах пособия и материалы (дидактические игры по ЗОЖ, безопасности
поведения в различных ситуациях, ПДД и т.п.) всегда находятся в распоряжении детей -т.е.
среда должна быть естественной комфортабельной обстановкой, рационально
организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами;
- расстановка мебели в соответствии с ростом детей, освещение помещений, режим
проветривания и т.п. (в соответствии с СанПиН);
- наличие наглядной информации для родителей, информационных стендов (о режиме дня,
оздоровительных мероприятиях, о пропаганде здорового образа жизни и т.п.).
Профилактические работы , направленные на оздоровление детей.
Лечебно-профилактическое направление:
– ЛФК – два раза в неделю;
– лечебно-профилактический массаж – ежедневно;
– точечный массаж лица, рук, стопы – ежедневно;
– физиопроцедуры – ежедневно;
– фитотерапия – три раза в год;
– дыхательная гимнастика – ежедневно;
– закаливающие процедуры – ежедневно;
– профилактические и реабилитационные мероприятия – ежедневно.
- гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение
чистоты среды.
- свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при
открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и
чистоты воздуха.
- специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание;
дыхательная гимнастика. Арома- и фитотерапия: ароматизация помещений; фитопитание
(чаи, отвары); аромаподушки; аромамедальоны.
-диетотерапия: рациональное питание; индивидуальное меню (при аллергии, ожирении,
хронических заболеваний).
- свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение
среды и учебного процесса.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед
занятиями, соблюдение режима проветривания.
Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома.
В наиболее эпидемиологичные периоды проводится следующий комплекс витаминотерапии:
– прием витаминов «Ревит»;
– кисель иммуномодулирующий «Золотой шар»;
– ароматерапия (увлажнение воздуха пихтовым маслом);
– кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа;
– натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ);
– искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;
– оксалиновая мазь в нос;
– ионизация воздуха (люстры Чижевского);
– фиточай «Крепыш» с сиропом шиповника.
Физкультурно-оздоровительное направление:
1. Учебная:
– физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;
– физкультминутки – ежедневно;
– подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;
– гимнастика после сна – ежедневно;
– утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно.
Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период); гибкий
режим; организация микроклимата.
Музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление
фона занятий.
Физические упражнения: корригирующая гимнастика; подвижные и динамичные игры;
профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая,
улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения); терренкур (дозированная ходьба);
пешие прогулки (туристические походы).
2. Секционно-кружковая работа: в зависимости от возможностей ОУ
– ритмическая гимнастика – три раза в неделю;
– художественная гимнастика – два раза в неделю;
– группа «Здоровейка» – один раз в неделю;
– хореография – два раза в неделю;
– фитнес – два раза в неделю;
– детский баскетбол – два раза в неделю;
– каратэ – два раза в неделю.
3. Активный отдых:
– физкультурные досуги – один раз в месяц;
– физкультурные праздники – один раз в квартал;
– день здоровья – один раз в месяц;
– самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно.
Воспитательно-образовательная работа регламентируется расписанием занятий,
составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия
познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем
воздухе, физкультурными занятиями, играми, лечебной гимнастикой. Учебная нагрузка не
превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 35 минут в зависимости от
возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую
половину дня), дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой
подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.
Профилактика близорукости и снятие зрительного утомления у детей:
-гимнастика для глаз;
- использование зрительных тренажеров
Психо-коррекционное направление:
Аутотренинг и психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры-
тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний; коррекция
поведения.
Работа с родителями:
– консультации со специалистами – один раз в неделю;
– день открытых дверей – два раза в год;
– «папа, мама, я – спортивная семья» – один раз в год;
– поход выходного дня – один раз в квартал;
– информационный уголок здоровья – один раз в месяц;
Проведение санитарно-просветительной работы для родителей по темам:• «Режим дня для
часто болеющих детей»;• «Закаливание ребенка дома»• «Питание ребенка дома и в детском
саду»• «Профилактика глистных заболеваний»• «Вредные привычки у родителей, курение,
употребления алкоголя – их влияние на детей»• «Организация зрительного режима в вечернее
время и в выходные дни у детей»
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит
результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и
родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
детей, педагогов ДОУ и родителей