особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного искусства северных народов
Автор: Васильева Мария Иннокентьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Верхоянский детский сад" Населённый пункт: г.Верхоянск Наименование материала: статья Тема: особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного искусства северных народов Раздел: дошкольное образование
Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования
конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного
прикладного искусства северных народов.
Корни декоративно-прикладного искусства уходят глубоко в историю. Из
поколения в поколение передается это искусство и занимает значительное место
в жизни якутского народа. Об этом свидетельствуют устные легенды, «олонхо»,
древние сказания.
Собранные археологические и этнографические материалы 13-18 веков,
указывают
на
связь
якутов
как
с
народами
Крайнего
Севера,
так
и
с
тюркоязычными племенами Южной Сибири и Средней Азии, которые тоже
вели кочевой и полукочевой образ жизни. Вопрос о связи якутской культуры с
культурами малочисленных сибирских народностей до сих пор недостаточно
изучен; все еще не опубликованы серьезные исследования о самом раннем
периоде истории якутского прикладного искусства. Тем не менее имеющиеся
исторические и этнографические данные позволяют присоединиться к мнению
академика С. В. Бахрушева о том, что «среди прочих туземцем (имеются в виду
тунгусы, коряки, чукчи, юкагиры, чувенцы и т.д.) якуты в 17-18 веках довольно
резко
выделялись
своей
сравнительно
высокой
культурой.
Культура
эта
проявлялась во всем их материальном быте, в жилище, в одежде». Якутские
мастера
отличались
высокопрофессиональным
освоением
природных
материалов, как дерево, кость, металл.
Народное
искусство
якутов
отображает
самобытность,
художественный
вкус
народа
–
его
поэтичность,
фантазию,
образное
мышление,
мудрую
простоту взглядов, свежесть чувств, воспевает лучшее в народном характере.
Приобщение детей дошкольного возраста к самобытной материальной и
духовной культуре народа саха на основе декоративно-прикладного искусства
предполагает
актуализацию
проблемы
бережного
отношения
к
традициям
своего народа.
В детском саду занятия по знакомству декоративно-прикладному искусству
включаются в основном как кружковая работа. Основной целью нашей работы
стало
использование
(нетрадиционных)
природных
материалов
в
художественно-конструкторской деятельности, это присущие жителям Севера
материалы: косточки рыб, животных и т.д.
Работа
с
нетрадиционными
материалами
заключает
в
себе
большие
возможности для гармоничного развития. Эти занятия способствуют развитию
у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые
навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией
способствует воспитанию художественного вкуса.
В
изостудии
«Сир
бэлэ5э»,
осуществляется
начальное
введение
в
художественно-конструкторскую
деятельность.
При
ознакомлении
с
нетрадиционной
техникой
художественно-конструкторской
деятельности
ребенок
самостоятельно
выбирает
природный
материал,
который
хочет
использовать
для
создания
своей
поделки.
Работа
изостудии
основана
на
следующем:
ü
Ручной
труд
и
изодеятельность
позволяют
удовлетворить
одну
из
основных потребностей ребенка – чувствовать себя способным сделать такое,
что можно использовать, и что можно способно вызвать одобрение окружающих;
ü
Возможность
запечатлевать
образы
познаваемого
мира
природы
и
культуры в материальных формах;
ü
Обогащается кругозор ребенка яркими образами окружающего мира;
ü
Ребенок сам учится создавать художественные образы;
ü
Развивается воображение, художественно-образное мышление;
ü
Сама
работа
с
разнообразием
материала
тоже
спо собствует
познавательной активности.
Задача кружковой работы по ознакомлению с декоративно-прикладным
искусством – формирование у них эстетического вкуса, творческого отношения
к труду и умения создавать вещи по законам красоты.
На занятиях изостудии используются такие методы работы, как чтение,
рассказ
с
показом
иллюстраций
и
просмотров
DVD-дисков,
беседа
с
рассматриванием рисунков, игрушек, поделок, работ народных мастеров. Для
проведения
занятий
изостудии
очень
важна
подготовительная
работа
по
наблюдению
за
природными
объектами
и
явлениями,
сбору,
хранению
и
подготовке природного материала (гербарий, шишки, семена, коренья, кости
животных,
рыб,
перья
птиц),
восприятию
художественных
образов,
рассматриванию работ, выполненных в нетрадиционной технике, демонстрации
воспитателем приемов работы с природным материалом.
Творческие работы детей выставляются на выставочной галерее «Дьааным
сирэ», чтобы их могли увидеть и оценить родители.
Тематику работ выбираем разнообразную:
·
Настенные панно «Дьукээбил суhумун анныгар», «Кубалар»
отражающие разные явления в мире северной природы (из костей
крупных рыб);
·
Картины «Тиэргэним кыыллара», «Алааhым кэрэ костуулэрэ»
(из ребер и зубов зайца);
·
Украшения
для
девочек:
колье,
сережки,
брошь
и
т.д.(из
костей крупных рыб);
·
Настольная
игра
шахматы
«Битва
богатырей
Верхнего
и
нижнего
мира»
(из
суставных
костей
(толунньан)
домашних
животных);
·
Герои якутских сказок «Таал-таал эмээхсин», «Биэс ынахтаах
Бэйбэрикээн эмээхсин» для настольного театра (из суставных костей
(толунньан) домашних животных);
·
Герои
«олонхо
«Ньургун
Боотур
Стремительный»
для
настольного
театра
(из
суставных
костей
(толунньан)
домашних
животных);
·
Якутские музыкальные (шумовые) «Дьа5а», «Иирэр дьа5а»,
«Хобо» (из суставных костей (толунньан) домашних животных);
Лучшие
детские
работы
участвуют
на
районных
выставках,
конференциях и конкурсах поделок дошкольного возраста.
Главный
критерий
эффективного
движения
ребенка
в
пространстве
культуры
–
это
создание
им
культурно
значимых
авторских
продуктов
–
исследовательских, художественно-творческих, конструкторских и т.д., а так же
его психологическое личностное развитие – рост креативности, мыслительной
гибкости, развитость творческого потенциала.