Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Автор: Долгих Светлана Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Светлячок" Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области Наименование материала: Конспект Тема: Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового занятия по развитию речи детей и
обучению грамоте в подготовительной группе №12
«Лесовичок» на тему:
«Путешествие на корабле на остров знаний».
Подготовила воспитатель Долгих С.П.
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.
«Путешествие на корабле на остров «Знаний».
Цели:
1.
Образовательные: в
увлекательной
форме
путешествия
повторить
и
обобщить
знания
детей
по
темам:
виды
речи;
образование
существительных, обозначающих превращения в зависимости от места
пребывания;
подбор
существительных
мужского,
женского
и
среднего
рода в единственном и множественном числе; антонимы; звуковой анализ
слов;
положение
звука
в
слове;
счет
слогов;
состав
предложения;
составление предложения по схеме; положение звука в слове; составление
совместного рассказа по картине, образование новых форм слов (предмет
–
действие
предмета
–
признак
предмета),
использование
метода
фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов.
2.
Развивающие: обогащать
словарный
запас,
развивать
зрительное
и
слуховое
восприятие,
развивать
и
корректировать
внимание,
память,
мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться
полных ответов на вопросы.
3.
Воспитательные: формировать
навыки
сотрудничества
на
занятии.
Создавать
положительный
эмоциональный
фон.
Во спитывать
самостоятельность,
активность,
культуру
общения
и
чувство
коллективизма.
Воспитывать
доброту,
желание
помогать
тем,
кто
нуждается в помощи.
4.
Предварительная работа : написание конспекта, подготовка атрибутов к
занятию,
заучивание
девизов
команд,
изготовление
демонстративного
материала: схемы предложений, картинки с изображением эмоций.
Оборудование: карта сокровищ, карты с заданиями, морские камешки, якорь,
ракушка,
карточки
для
индивидуальной
работы,
пеналы
для
звукового
анализа слов, письмо пиратов, цветные карандаши, листы белой бумаги,
муляж яблока,
сундук с сокровищами, бейджики
с названиями
команд,
аудиозапись – шум моря, крик чаек, музыка Баха «Шутка».
Ход занятия:
Воспитатель
:
Ребята
,
скоро
вы
пойдете
в
школу
и
будете
вспоминать
наш
детский
сад
,
своих
друзей
,
наши
игры
,
занятия
,
праздники
,
прогулки
.
А
сегодня
мы
с
вами
отправимся
в
путешествие
на
корабле
.
В
этом
путешествии
мы
с
вами
проверим
свои
знания
,
умения
,
ловкость
,
то
есть
вашу
готовность
к
школе
.
Вы
готовы
?
Дети
:
Да
!
Воспитатель
:
Можно
занять
места
на
корабле
и
поднять
якорь
.
Сегодня
я
ваш
капитан
.
Воспитатель
:
Ребята
за
бортом
бутылка
–
это
морская
почта
.
Давайте
,
посмотрим
,
кто
ее
отправил
.
Да
это
письмо
от
пиратов
,
в
нем
схемы
островов
,
которые
мы
посетим
и
карта
сокровищ
.
Ну
что
ребята
,
готовы
отправиться
за
сокровищами
,
тогда
поплыли
вперед
!
Воспитатель
:
1.
Классификация
видов
речи
.
И
так
,
маршрут
путешествия
я
наметила
,
схему
путешествия
составила
,
необходимо
назначить
капитанов
команд
.
-
Дети
,
к
кому
сейчас
была
обращена
моя
речь
? (
К
самой
себе
).
-
Как
можно
назвать
эту
речь
? (
Монолог
).
-
Верно
.
Монолог
–
речь
одного
человека
,
когда
он
разговаривает
сам
с
собой
или
обращается
к
зрителям
.
Капитаном
команды
«
Аврора
»,
я
назначаю
Женю
.
Дети
хлопают
в
ладоши
,
приветствуя
капитана
.
Женя
обращается
к
команде
:
-
Наш
девиз
! – «
Аврора
знает
,
Аврора
бьется
,
Аврора
всегда
победы
добьется
!».
-
Капитаном
команды
«
Варяг
»
будет
Саша
.
(
Дети
приветствуют
своего
капитана
затем
произносят
девиз
:
«
Дрожит
пусть
враг
,
пришел
Варяг
!
Мы
победим
-
всех
разгромим
!».
-
Перед
путешествием
предупреждаю
:
«
Ирина
Александровна
просила
не
опаздывать
к
обеду
».
Чью
речь
я
вам
передала
(
Чужую
).
-
Как
она
называется
? (
Косвенная
).
Все
верно
,
косвенная
речь
–
это
способ
передачи
чужой
речи
.
А
вот
,
и
первый
остров
и
первое
задание
на
«
Острове
рыб
».
2.
Название
нашей
разминки
- «
Назови
,
сколько
».
Мне
нужен
один
матрос
,
который
ответив
правильно
,
получит
морской
камушек
для
копилки
своей
команды
.
Ответ
:
-
Одна
морская
рыбка
,
две
морских
рыбки
,
много
морских
рыбок
.
Второй
матрос
:
-
Один
большой
аквариум
,
два
больших
аквариума
,
много
больших
аквариумов
.
Воспитатель
.
-
Я
разговаривала
с
матросом
.
Как
можно
назвать
нашу
речь
?
(
Диалог
).
О
море
дети
рассказывают
хором
.
(
Одно
большое
море
,
два
больших
моря
,
много
больших
морей
).
Воспитатель
:
Молодцы
,
обе
команды
получают
по
одному
камушку
.
Теперь
выполним
следующее
задание
на
этом
острове
:
3.
«
Скажи
наоборот
» (
вспоминаем
антонимы
,
у
кого
в
руках
будет
ракушка
,
тот
называет
антоним
к
слову
и
передает
ракушку
следующему
игроку
).
Глубоко
–
мелко
,
беззаботный
-
трудолюбивый
,
прибавить
–
отнять
,
жадный
–
щедрый
,
темно
–
светло
,
сыро
–
сухо
,
умный
–
глупый
,
любить
–
ненавидеть
,
богатство
–
бедность
,
наградить
–
наказать
,
правда
–
ложь
,
старый
–
молодой
,
больной
–
здоровый
,
жизнь
-
смерть
,
жар
–
холод
,
друг
–
враг
,
ссора
–
мир
,
легкий
–
тяжелый
,
быстро
–
медленно
,
тупой
–
острый
,
слепой
–
зрячий
,
строить
–
ломать
,
голодный
–
сытый
.
Следующее
задание
выполним
командами
.
4.
Слышен
шум
чаек
.
Посмотрите
в
свои
бинокли
вправо
–
влево
,
впереди
«
Остров
превращений
».
Задание
:
назвать
слова
,
обозначающие
превращения
в
зависимости
от
места
пребывания
.
Вопросы
для
команды
«
Аврора
»:
-
Вы
находитесь
в
детском
саду
,
вас
называют
? (
Дети
).
-
Если
,
вы
пошли
в
школу
,
то
стали
? (
Учениками
).
-
Если
,
вы
переходите
улицу
,
то
вы
? (
Пешеходы
).
-
Если
,
вы
перешли
во
второй
класс
,
то
вы
стали
? (
Второклассники
).
-
Если
,
вы
перешли
в
седьмой
класс
? (
Семиклассники
).
-
На
вас
испытывают
новое
изобретение
,
то
вы
? (
Испытуемые
).
-
Если
,
вы
испытываете
новую
технику
. (
Испытатели
).
-
Если
,
вы
ходите
по
канату
? (
Канатоходцы
).
-
Если
,
вы
первыми
сделали
открытие
? (
Первооткрыватели
).
-
Если
,
вы
изобретаете
новую
технику
?
(
Изобретатели
).
-
Если
вы
ловите
рыбу
? (
Рыболовы
).
-
Вы
лазаете
по
скалам
? (
Скалолаз
).
-
Вы
смотрите
телевизор
? (
Телезритель
).
-
Техника
,
которая
ходит
по
луне
? (
Луноход
)
Вопросы
для
команды
«
Варяг
»:
-
Если
,
вы
переходите
улицу
,
то
вы
стали
? (
Пешеходы
).
-
Если
,
вы
сели
в
транспорт
,
вы
стали
? (
Пассажирами
).
-
Если
,
вы
пришли
к
врачу
,
вы
? (
Пациенты
).
-
Если
,
вы
пришли
в
театр
,
вы
? (
Зрители
).
-
Если
,
вы
пришли
в
магазин
,
вы
? (
Покупатели
).
-
Вы
пришли
к
парикмахеру
? (
Клиенты
).
-
Вы
ищете
клад
? (
Кладоискатели
).
-
Вы
плаваете
по
морям
? (
Мореплаватели
).
-
Вы
рубите
лес
? (
Лесоруб
)?
-
Вы
ловите
птиц
. (
Птицелов
).
-
Вы
любите
книги
? (
Книголюбы
).
-
Вы
пишите
сказки
? (
Писатель
).
Гимнастика
.
До
следующего
острова
,
доберемся
шлюпками
.
Пересаживаемся
,
работаем
веслами
,
прибавляем
скорость
. (
Дети
изображают
работу
с
веслами
,
затем
смотрят
в
бинокль
вправо
,
влево
).
-
Ребята
,
замрите
.
Появилось
много
чаек
.
Не
поворачивая
головы
,
посмотрите
на
остров
слева
,
посмотрите
на
остров
справа
.
Подымите
,
глазки
вверх
и
посмотрите
на
облака
.
Изобразите
руками
чаек
,
они
,
то
удаляются
,
то
приближаются
к
нам
.
(
Упражнение
для
глаз
).
-
Прошу
всех
пройти
в
свои
каюты
.
Войти
в
свою
каюту
можно
только
прочитав
свое
имя
на
табличке
. (
Дети
садятся
за
столы
).
5. «
Звуковой
анализ
своего
имени
».
Дети
составляют
схему
своего
имени
,
используя
кружки
красного
,
синего
и
зеленого
цвета
.
Вопросы
к
детям
:
Сколько
букв
в
твоем
имени
?
Сколько
слогов
,
звуков
?
Назовите
все
согласные
звуки
.
Какие
из
них
мягкие
?
Почему
они
произносятся
мягко
?
Каким
цветом
мы
обозначаем
твердые
согласные
,
а
каким
цветом
обозначаем
мягкие
согласные
.
Сколько
гласных
звуков
живет
в
вашем
имени
.
Каким
цветом
вы
обозначили
гласные
звуки
.
Произнесите
свое
имя
так
,
чтобы
в
нем
стало
больше
слогов
(
Лиза
–
Лизонька
).
6.«
Буква
потерялась
».
Дети
достают
из
конвертов
листок
со
словом
,
в
котором
не
хватает
одной
буквы
и
дописывают
ее
.
Затем
читают
слово
своим
товарищам
.
7. «
Составление
предложения
по
схеме
».
Задание
.
Предложить
детям
составить
предложение
по
опорным
словам
по
схеме
.
(
Когда
? )
рыбак
(
Что
делал
? )
рыбу
.
Дети
:
выполняют
задание
.
Составляют
варианты
предложений
,
согласовывая
подлежащее
и
сказуемое
в
роде
,
числе
и
падеже
,
читают
их
.
Воспитатель
:
Молодцы
,
обе
команды
получают
по
одному
камешку
.
Воспитатель
:
Этот
остров
мы
проплыли
.
Закрываем
глазки
и
отправляемся
на
следующий
остров
.
8.
Остров
фантастических
предметов
.
Звучит
музыка
.
Задание
.
Образование
слов
,
обозначающих
действие
предмета
,
признак
предмета
. (
Грусть
–
грустит
–
грустный
;
злость
–
злится
–
злой
;
удивление
–
удивляется
–
удивленный
;
спокойствие
–
успокаивается
–
спокойный
;
радость
–
радуется
–
радостный
).
Воспитатель
:
Посмотрите
на
грушу
.
Опишите
ее
,
какая
она
?
(
Зеленая
,
сочная
,
вкусная
,
сладкая
,
душистая
и
так
далее
).
А
теперь
поговорим
о
человеке
,
вернее
о
его
настроении
.
Каким
может
быть
настроение
у
человека
?
(
грустным
,
веселым
,
спокойным
,
радостным
).
Каким
еще
может
быть
человек
?
(
сердитым
,
удивленным
,
испуганным
).
Детям
предлагаются
иллюстрации
с
изображением
эмоций
на
лице
человека
.
А
теперь
видоизменим
грушу
,
придадим
ей
те
свойства
,
которые
ей
не
свойственны
:
радостная
груша
,
смеющаяся
груша
,
испуганная
груша
.
Зарисуйте
фантастические
груши
.
Звучит
аудиозапись
И
.
Баха
«
Шутка
».
По
окончании
рисования
дети
рассматривают
работы
своих
друзей
,
делятся
впечатлениями
.
Итог
занятия
:
Воспитатель
:
Ну
,
вот
мы
с
вами
и
добрались
до
заветного
сундука
.
Но
,
прежде
чем
его
открыть
,
давайте
посчитаем
камешки
,
заработанные
каждой
командой
.
Двое
матросов
от
каждой
команды
ведут
счет
,
сообщают
его
итоги
.
Затем
воспитатель
спрашивает
детей
о
том
,
что
им
запомнилось
в
путешествии
больше
всего
?
Ответы
детей
.
Капитаны
команд
открывают
сундук
с
сокровищем
(
шоколадные
медали
),
раздают
их
детям
.
Ребята
,
наше
путешествие
подошло
к
концу
.
Все
вы
были
сегодня
молодцы
,
всем
большое
спасибо
!