Напоминание

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе


Автор: Долгих Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Светлячок"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: Конспект
Тема: Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №10 «Светлячок»

Конспект итогового занятия по развитию речи детей и

обучению грамоте в подготовительной группе №12

«Лесовичок» на тему:

«Путешествие на корабле на остров знаний».

Подготовила воспитатель Долгих С.П.


Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе.

«Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Цели:
1.
Образовательные:
в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: виды речи; образование существительных, обозначающих превращения в зависимости от места пребывания; подбор существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе; антонимы; звуковой анализ слов; положение звука в слове; счет слогов; состав предложения; составление предложения по схеме; положение звука в слове; составление совместного рассказа по картине, образование новых форм слов (предмет – действие предмета – признак предмета), использование метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. 2.
Развивающие:
обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. 3.
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Во спитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи. 4.
Предварительная работа
: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию, заучивание девизов команд, изготовление демонстративного материала: схемы предложений, картинки с изображением эмоций.
Оборудование:
карта сокровищ, карты с заданиями, морские камешки, якорь, ракушка, карточки для индивидуальной работы, пеналы для звукового анализа слов, письмо пиратов, цветные карандаши, листы белой бумаги, муляж яблока, сундук с сокровищами, бейджики с названиями команд, аудиозапись – шум моря, крик чаек, музыка Баха «Шутка».
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята , скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад , своих друзей , наши игры , занятия , праздники , прогулки . А сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле . В этом путешествии мы с вами проверим свои знания , умения , ловкость , то есть вашу готовность к школе . Вы готовы ? Дети : Да ! Воспитатель : Можно занять места на корабле и поднять якорь . Сегодня я ваш капитан . Воспитатель :
Ребята за бортом бутылка – это морская почта . Давайте , посмотрим , кто ее отправил . Да это письмо от пиратов , в нем схемы островов , которые мы посетим и карта сокровищ . Ну что ребята , готовы отправиться за сокровищами , тогда поплыли вперед ! Воспитатель :
1.

Классификация

видов

речи

.
И так , маршрут путешествия я наметила , схему путешествия составила , необходимо назначить капитанов команд . - Дети , к кому сейчас была обращена моя речь ? ( К самой себе ). - Как можно назвать эту речь ? ( Монолог ). - Верно . Монолог – речь одного человека , когда он разговаривает сам с собой или обращается к зрителям . Капитаном команды « Аврора », я назначаю Женю . Дети хлопают в ладоши , приветствуя капитана . Женя обращается к команде : - Наш девиз ! – « Аврора знает , Аврора бьется , Аврора всегда победы добьется !». - Капитаном команды « Варяг » будет Саша . ( Дети приветствуют своего капитана затем произносят девиз : « Дрожит пусть враг , пришел Варяг ! Мы победим - всех разгромим !». - Перед путешествием предупреждаю : « Ирина Александровна просила не опаздывать к обеду ». Чью речь я вам передала ( Чужую ). - Как она называется ? ( Косвенная ). Все верно , косвенная речь – это способ передачи чужой речи . А вот , и первый остров и первое задание на « Острове рыб ».
2.
Название нашей разминки
- «

Назови

,

сколько

».
Мне нужен один матрос , который ответив правильно , получит морской камушек для копилки своей команды . Ответ : - Одна морская рыбка , две морских рыбки , много морских рыбок . Второй матрос : - Один большой аквариум , два больших аквариума , много больших аквариумов . Воспитатель . - Я разговаривала с матросом . Как можно назвать нашу речь ? ( Диалог ). О море дети рассказывают хором . ( Одно большое море , два больших моря , много больших морей ). Воспитатель : Молодцы , обе команды получают по одному камушку . Теперь выполним следующее задание на этом острове :
3.

«

Скажи

наоборот

»
( вспоминаем антонимы , у кого в руках будет ракушка , тот называет антоним к слову и передает ракушку следующему игроку ). Глубоко – мелко , беззаботный - трудолюбивый , прибавить – отнять , жадный – щедрый , темно – светло , сыро – сухо , умный – глупый ,
любить – ненавидеть , богатство – бедность , наградить – наказать , правда – ложь , старый – молодой , больной – здоровый , жизнь - смерть , жар – холод , друг – враг , ссора – мир , легкий – тяжелый , быстро – медленно , тупой – острый , слепой – зрячий , строить – ломать , голодный – сытый . Следующее задание выполним командами .
4.
Слышен шум чаек . Посмотрите в свои бинокли вправо – влево , впереди
«

Остров

превращений

».

Задание

:
назвать слова , обозначающие превращения в зависимости от места пребывания . Вопросы для команды « Аврора »: - Вы находитесь в детском саду , вас называют ? ( Дети ). - Если , вы пошли в школу , то стали ? ( Учениками ). - Если , вы переходите улицу , то вы ? ( Пешеходы ). - Если , вы перешли во второй класс , то вы стали ? ( Второклассники ). - Если , вы перешли в седьмой класс ? ( Семиклассники ). - На вас испытывают новое изобретение , то вы ? ( Испытуемые ). - Если , вы испытываете новую технику . ( Испытатели ). - Если , вы ходите по канату ? ( Канатоходцы ). - Если , вы первыми сделали открытие ? ( Первооткрыватели ). - Если , вы изобретаете новую технику ? ( Изобретатели ). - Если вы ловите рыбу ? ( Рыболовы ). - Вы лазаете по скалам ? ( Скалолаз ). - Вы смотрите телевизор ? ( Телезритель ). - Техника , которая ходит по луне ? ( Луноход ) Вопросы для команды « Варяг »: - Если , вы переходите улицу , то вы стали ? ( Пешеходы ). - Если , вы сели в транспорт , вы стали ? ( Пассажирами ). - Если , вы пришли к врачу , вы ? ( Пациенты ). - Если , вы пришли в театр , вы ? ( Зрители ). - Если , вы пришли в магазин , вы ? ( Покупатели ). - Вы пришли к парикмахеру ? ( Клиенты ). - Вы ищете клад ? ( Кладоискатели ). - Вы плаваете по морям ? ( Мореплаватели ). - Вы рубите лес ? ( Лесоруб )? - Вы ловите птиц . ( Птицелов ). - Вы любите книги ? ( Книголюбы ). - Вы пишите сказки ? ( Писатель ). Гимнастика . До следующего острова , доберемся шлюпками . Пересаживаемся , работаем веслами , прибавляем скорость . ( Дети изображают работу с веслами , затем смотрят в бинокль вправо , влево ).
- Ребята , замрите . Появилось много чаек . Не поворачивая головы , посмотрите на остров слева , посмотрите на остров справа . Подымите , глазки вверх и посмотрите на облака . Изобразите руками чаек , они , то удаляются , то приближаются к нам . ( Упражнение для глаз ). - Прошу всех пройти в свои каюты . Войти в свою каюту можно только прочитав свое имя на табличке . ( Дети садятся за столы ).
5. «

Звуковой

анализ

своего

имени

».
Дети составляют схему своего имени , используя кружки красного , синего и зеленого цвета . Вопросы к детям : Сколько букв в твоем имени ? Сколько слогов , звуков ? Назовите все согласные звуки . Какие из них мягкие ? Почему они произносятся мягко ? Каким цветом мы обозначаем твердые согласные , а каким цветом обозначаем мягкие согласные . Сколько гласных звуков живет в вашем имени . Каким цветом вы обозначили гласные звуки . Произнесите свое имя так , чтобы в нем стало больше слогов ( Лиза – Лизонька ).
6.«

Буква

потерялась

».
Дети достают из конвертов листок со словом , в котором не хватает одной буквы и дописывают ее . Затем читают слово своим товарищам .
7. «

Составление



предложения

по

схеме

».

Задание

.
Предложить детям составить предложение по опорным словам по схеме . ( Когда ? ) рыбак ( Что делал ? ) рыбу . Дети : выполняют задание . Составляют варианты предложений , согласовывая подлежащее и сказуемое в роде , числе и падеже , читают их . Воспитатель : Молодцы , обе команды получают по одному камешку . Воспитатель : Этот остров мы проплыли . Закрываем глазки и отправляемся на следующий остров .
8.

Остров

фантастических

предметов

.
Звучит музыка .
Задание

.
Образование слов , обозначающих действие предмета , признак предмета . ( Грусть – грустит – грустный ; злость – злится – злой ; удивление – удивляется – удивленный ; спокойствие – успокаивается – спокойный ; радость – радуется – радостный ). Воспитатель : Посмотрите на грушу . Опишите ее , какая она ? ( Зеленая , сочная , вкусная , сладкая , душистая и так далее ). А теперь поговорим о человеке , вернее о его настроении . Каким может быть настроение у человека ? ( грустным , веселым , спокойным , радостным ). Каким еще может быть человек ? ( сердитым , удивленным , испуганным ).
Детям предлагаются иллюстрации с изображением эмоций на лице человека . А теперь видоизменим грушу , придадим ей те свойства , которые ей не свойственны : радостная груша , смеющаяся груша , испуганная груша . Зарисуйте фантастические груши . Звучит аудиозапись И . Баха « Шутка ». По окончании рисования дети рассматривают работы своих друзей , делятся впечатлениями .
Итог

занятия

:
Воспитатель : Ну , вот мы с вами и добрались до заветного сундука . Но , прежде чем его открыть , давайте посчитаем камешки , заработанные каждой командой . Двое матросов от каждой команды ведут счет , сообщают его итоги . Затем воспитатель спрашивает детей о том , что им запомнилось в путешествии больше всего ? Ответы детей . Капитаны команд открывают сундук с сокровищем ( шоколадные медали ), раздают их детям . Ребята , наше путешествие подошло к концу . Все вы были сегодня молодцы , всем большое спасибо !


В раздел образования