" Организация педагогической деятельности сотрудников, как условие успешного воспитания и развития ребенка"
Автор: Ермолаева Елена Светославовна Должность: заместитель заведующего по увр Учебное заведение: МБДОУ№20 Населённый пункт: ГОРОД МОНЧЕГОРСК Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: " Организация педагогической деятельности сотрудников, как условие успешного воспитания и развития ребенка" Раздел: дошкольное образование
воспитания и развития ребенка»
Для успешного достижения
целей в деятельности
образовательного учреждения необходимы
разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также
стремление самих
педагогов работать эффективно. За последние годы возникло немало новых эффективных форм
и методов
повышения
профессионального
мастерства педагогов. Как
следствие, возросли
требования
к организации
методической работы в дошкольном учреждении, которая , в свою
очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с
современными требованиями к повышению качества образования.
Методическая работа в дошкольном учреждении - комплексный и творческий процесс , в
котором осуществляется практическое обучение педагогов методам и приемам работы с детьми,
это важное условие повышения качества педагогического процесса.
В основе результативности работы детского сада лежит постоянное совершенствование
учебно-воспитательного
процесса. Каждое дошкольное учреждение выбирает
разнообразные
формы работы с педагогическим коллективом.
Творческий
поиск
новых
форм
и
методов
работы
-
это
всегда
интересно!
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным учреждениям, к
организации их воспитательно-образовательного процесса, к формам работы с педагогическим
коллективом. Дошкольному учреждению необходимо иметь свой стиль , индивидуальность в
системе
работы , ведь конечный результат – это работа с детьми ,
обеспечение
качества
о б р а з о в а н и я
д о ш к о л ь н и к о в .
А для этого необходимо:
-
использовать
новые
формы
и
методы
работы
с
педагогами
для
повышения
их
заинтересованности в работе и творческой самоотдачи;
- поддерживать атмосферу доброжелательности в коллективе;
-
искать
пути
нестандартного
решения
многих
вопросов,
возникающих
в
практике
планирования работы дошкольного учреждения,
чтобы конечный результат был всегда высок и
эффективен.
Педагогический коллектив, прежде всего, группа людей, разных по возрасту и опыту
педагогической
работы,
по
характеру
и
коммуникабельности,
по
интересам
и
ценностным
ориентациям, по темпераменту и волевым качествам.
Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания индивидуальных
особенностей, возможностей и способностей каждого педагога.
Каждый ли воспитатель понимает уровень своего педагогического мастерства? Как помочь
педагогам осмыслить своё мастерство и приумножить его? Это во многом зависит от старшего
воспитателя, главная методическая задача которого заключается в том, чтобы помочь воспитателю
стать мастером своего дела.
Методы
воздействия
с
целью
стимулирования
конечного
результата,
должны
быть
направлены на изучение каждого члена педагогического коллектива.
Всестороннему изучению членов педагогического коллектива способствуют такие методы
как:
Методы изучения педагогического коллектива:
Изучение анкетных данных
Наблюдения за работой педагогов
Анкетирование
Беседы по различным вопросам организации педагогического процесса
Беседы по психолого-педагогическим проблемам
Анализ педагогической документации
Диагностика
Изучение анкетных данных . Статистика цифр на основе анализа указанной
документации, позволит выявить и оценить возрастной состав коллектива; его интеллектуальный и
профессиональный
уровень;
узнать,
где
и
как
осуществлялось
обучение
по
избранной
педагогической специальности.
Более глубокому изучению педагогических кадров способствует наблюдение за
работой
педагога.
Желательно
понаблюдать
взаимодействие
детей
и
педагога
в
совместной
деятельности,
при
специально
организованном
обучении
детей,
за
его
манерой
общения
с
коллегами и родителями.
Причём особое внимание необходимо обратить при анализе деятельности на настроение
педагога, его речь, жесты, мимику, выражение глаз в различных педагогических ситуациях.
При изучении личностных качеств каждого педагога важно не только понять его характер,
стиль его отношений в коллективе, но и выяснить интересы и склонности, увлеченность,
ораторские и творческие способности.
В основу изучения деловых качеств целесообразно положить выявления уровня их научно –
теоретической,
методической
и
психолого-педагогической
подготовки;
эффективность
применяемых педагогических воздействий на детей и способов (форм) взаимодействия с ними;
степени целеустремленности и заинтересованности в работе и её результаты (диагностические
карты).
В
результате
проведения диагностики может
быть
сформулирована
обобщенная
характеристика
педагога
и
его
деятельности.
Педагоги
характеризуются
по
определенному
стилю, например:
педагог, требующий усиленного внимания,
педагог-стажер – первые положительные результаты;
педагог с устоявшимся стилем работы;
педагог – мастер – передача своего опыта коллегам;
педагог – исследователь – поиск изучения и применения оптимальных методов воспитания и
обучения;
педагог – исполнитель
педагог – развивающегося стиля
На
основе
полученных
результатов
определяем
формы
методической
работы
с
учётом
категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования.
В поисках методов индивидуальной работы с каждым педагогом предлагается анкетирование
педагогов с целью выявления их реальных затруднений.
На
основании
анализа
диагностических
карт
планируется
методическая
работа
с
педагогическими
кадрами,
которая
будет
ориентироваться
на
выбранную
в
коллективе
цель,
определять формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического
коллектива по развитию профессионального мастерства.
Такая
система
работы
помогает
не
только
оценить
профессиональный
уровень
каждого
воспитателя, но и выявить его профессиональные запросы и потребности.
Работа с педагогическими кадрами содержит пять компонентов :
1.
Рост
научно-теоретической
и
психолого-педагогической
подготовки
педагогов
предполагает
расширение и углубление их знаний и умений в области методики.
2.
Рост психолого-педагогических закономерностей организации образовательно-воспитательного
процесса.
3.
Совершенствование знаний и умений в области общей методики.
4.
Частные вопросы роста методической подготовки.
5.
Самообразование.
Как же оценить эффективность выбранной системы работы с педагогическими кадрами?
I
критерий – результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня.
II критерий – рост мастерства воспитателя происходит при разумных затратах времени и усилий
на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
III
критерий
–
в
коллективе
наблюдается
улучшение
психологического
микроклимата,
рост
творческой активности педагогов.
Главным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам в
развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых
современному педагогу. Для этого с учётом специфики деятельности коллектива используются
разнообразные формы работы, в ходе которых идёт внедрение достижений педагогической науки,
использование современных эффективных средств и технологий:
Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется
практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, родителями. Старший
воспитатель
как
организатор
и
консультант
знакомит
педагогов
с
новейшими
достижениями
педагогической
и
психологической
науки,
с
новинками
методики
дошкольного
образования,
оказывает им помощь в самообразовании.
Разносторонний, постоянно обновляющийся характер содержания методической работы, а также
конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм
работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и
новаторское применение новых форм.
Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих
перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся ДОУ.
Позволю вам напомнить, что все формы
методической работы можно представить в виде
двух взаимосвязанных групп – групповые и индивидуальные формы методической работы .
Групповые формы методической работы :
Педагогические советы
Семинары
Практикумы
Консультации для педагогов
Круглый стол
Брифинг
Литературная газета
Творческая гостиная
Методические выставки
Взаимопосещения
Творческие микрогруппы
Школы передового опыта
Работа по единым методическим темам
Деловые игры
Экспресс – опрос
Школа профессионального мастерства
Педагогическая студия
Мастер – класс
Временный творческий коллектив
Проектные команды
Экспертная группа
Индивидуальные формы методической работы :
Самообразование
Собеседования
Индивидуальные консультации
Стажировки
Наставничество…
Рассмотрим подробнее некоторые их них.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
:
Педагогический совет в дошкольном учреждении как высший орган руководства всем
воспитательно-образовательным
процессом
ставит и решает
конкретные задачи дошкольного
учреждения. Его деятельность определяется положением о педагогическом совете ДОУ.
На педсоветах обсуждаются
основные вопросы
воспитания и обучения дошкольников,
анализируются имеющиеся недостатки, принимаются решения для их устранения, организуется
обмен опытом педагогической работы.
Тематика педагогических советов определяется в годовом плане дошкольного учреждения. При
необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.
Как правило, заседания Совета педагогов проводятся не чаще 1 раза в два месяца. Длительность
педсовета по времени составляет не более 2 – 2, 5 часов. Формы организации педсовета могут
быть различны : фестивали, практикумы, семинары, гостевой обмен опытом. Каждому педсовету
предшествует всесторонняя подготовка, готовится каждый его участник.
Функции Советов педагогов образовательного учреждения:
Информационная
Обобщающая
Аналитическая
Развивающая
Обучающая
Активизирующая
Классификация педагогических советов: по формам организации
Традиционный: четкое соблюдение регламента по каждому вопросу и принятие решений
по ним.
Нетрадиционный:
- деловая игра
- конференция
- круглый стол
- практикум
- гостевой обмен опытом
Необходимо помнить , что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по
совершенствованию работы коллектива.
По видам:
-
Установочный
- проводится
до начала учебного года , и посвящается
анализу итогов
предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем.
- Тематический – посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива
- Итоговый – определяет результаты работы за полугодие или год
*ЭКСПРЕСС – ОПРОС:
Цель его проведения – быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую
тему на педсовете или семинаре проблему, чтобы потом, при проверке, уточнить наиболее сложные
вопросы. В ходе экспресс – опроса педагогам
предлагаются
вопросы,
задания,
которые они
выполняют письменно или устно.
Некоторые варианты предъявления заданий:
1.
Перфокарты или тестовые задания.
Как правило, педагогам предлагаются вопросы или проблемные ситуации и
варианты ответов на них. Каждый воспитатель выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и
отмечает
его
в
перфокарте.
Затем
проводится
проверка:
старший
воспитатель
зачитывает
поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность,
даются разъяснения в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов
правильным может быть один, несколько или все ответы, и тогда нужно провести их ранжи рование
по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.
2. Тексты с пропусками
При такой форме предъявления заданий у педагога больше самостоятельности в ответе,
нет опоры на возможные варианты ответа, что позволяет убедиться в правильности и глубине
понимания
проблемы.
Можно
использовать
для
решения
педагогических
ситуаций
при
выявлении знаний педагогов
о
методах и приемах работы с дошкольниками
, при анализе
выполнения педагогами методики.
3.Аукцион.
Его использование позволяет за короткий срок активизировать мышление педагогов и
вспомнить в зависимости от задачи большее количество загадок, считалок, пословиц, поговорок,
скороговорок,
д/и. Воспитатели , разбившись на команды,
по очереди дают свои варианты
ответов. Команда , давшая наибольшее кол –во ответов, побеждает. ( применение художественного
слова )
4. Работа с кроссвордами
Включение этого вида деятельности в консультации или семинары не только поддерживает
интерес педагогов к проблеме, но и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с
кроссвордами может осуществляться по обычному принципу (отгадать слово по его значению) или
несколько иначе: дать определение понятию или явлению.
*
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ:
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают
формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач,
формируют и тренируют их практические умения и навыки.
Деловая игра — это в определенной
степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую
ситуацию
в
лицах,
что
позволяет
понять
психологию
человека,
встав
на
место
ребенка,
его
родителей, заведующей или коллеги.
С
введением
деловой
игры
повышается
интерес
к
творчеству,
что
вызывает
высокую
активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры
с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим
опытом.
Деловые игры - развивают, раскрепощают, обогащают знания педагогов, совершенствуют
педагогическую культуру. Анкетирование и диагностические карты раскрывают проблемы, опыт и
желания педагогов. Деловая игра - это метод имитации принятия управленческих решений в
различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками правилам Нередко
деловые
игры
называют
имитационными
управленческими
играми.
Сам
термин
“игра”
на
различных языках соответствует понятию о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого
процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в
системе методической работы.
Итак,
деловая игра
- это метод имитации ( подражание,
изображение,
отражение)
принятия решений в различных ситуациях по
заданным или
вырабатываемым
самими
участниками правилам.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности,
демократичности,
гласности,
соревновательности
,
максимальной
занятости
каждого
и
неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Целесообразно проводить деловую игру 1 –2 раза в год.
По
определению
А.А.
Балуева
(А.А.
Балуев.
Методы
активного
обучения».
—
М.:
Профиздат, 1986), существует пять модификаций деловой игры, две из которых, , можно исполь-
зовать в работе с педагогами.
1. Имитационные игры . В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре,
то есть, как бы руководят этими процессами, но с воображаемыми детьми, отрабатывают методику
проведения какого-либо процесса, вида детской деятельности.
2 . Метод
инсценировки .
Он
предполагает
принятие
на
себя
роли
какого-либо
участника
педагогического
процесса
и
действие
в
соответствии
с
этой
ролью,
проявляя
при
этом
знание
педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может
быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение
конфликта между детьми и т.д.
* ИГРА КВН
- может быть использована для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его
организация предполагает наличие двух или нескольких команд с их названиями, эмблемами,
капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвятить
одной
тематике,
что
позволит
более полно охватить
разные аспекты проблемы, расставить
определенные
акценты
в ее решении. Стимулирует активность участников
в приобретении и
демонстрации знаний , умений и навыков.
* МОЗГОВАЯ АТАКА
Принято считать кратковременное разовое объединение группы педагогов, возникающее с целью
овладеть конкретной
методической идеей или приемом,
либо , чтобы найти
новое решение
создавшейся
учебно – методической проблемы. Для реализации
этого метода
необходимо
три
условия: максимальная концентрация внимания участников по избранной проблеме, возможно
более короткие сроки ее решения , активное участие всех педагогов.
*УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
Может использоваться как форма проведения педсовета или семинара. Предполагается , что на его
страницах воспитатели могут познакомиться или оживить в памяти наиболее значимые вопросы ,
уточнить некоторые аспекты, расставить акценты.
* СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
.
Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии,
методики: теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных
приемов и способов работы. Поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по
данной проблеме. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в
определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия. Семинар может состоять из
нескольких занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство
с новинками литературы и передовым опытом. Если семинар длительный, то хорошо подготовить
памятку участникам семинара, в котором
указать тему,
место и порядок проведения, перечень
вопросов, над которыми необходимо подумать , обязателен перечень литературы с которой полезно
предварительно познакомиться. По окончании работа семинара можно оформить выставку работ
педагогов
*
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ
Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан
ответ. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от
цели его проведения: На подготовку ответа отводится 1 минута, на составление плана – 5 минут.
Общая длительность - около 1 часа.
*
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ
При правильном выборе единая методическая
тема действительно способна увлечь педагогов.
Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для
дошкольного учреждения , учет достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов,
тесная
связь
с
конкретными
научно-педагогическими
исследованиями
и
рекомендациями,
с
педагогическим
опытом
других учреждений. Эти требования исключают
изобретение
уже
созданного, позволяя внедрить и развить в
действительно передовой опыт в своем коллективе. Не
исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает
необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на
перспективу, с разбивкой крупной темы по годам. Единая методическая тема должна проходить
красной нитью через все формы работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.
* КРУГЛЫЙ СТОЛ.
Одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения
дошкольников,
круговое
размещение
участников
позволяет
сделать
их
самоуправляемыми,
позволяет
поставить
всех
участников
в
равное
положение,
обеспечивает
взаимодействие,
возможность контакта между членами коллектива становится максимальной. Роль организатора
«круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на
достижение конкретной цели.
*ЛИТЕРАТУРНАЯ
ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА.
Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих
возможности педагогов, а также детей и родителей. Все
участники пишут статьи, рассказы,
сочиняют стихи, делают рисунки. Оцениваются
личностные качества,
профессиональные
качества , необходимые в работе с детьми - сочинительство, владение речевыми навыками –
образность высказываний….
* БРИФИНГ.
Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может
проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы
по определенной теме. Позволяет максимально активизировать воспитателей. Две команды –
одна задает вопросы – другая – отвечает. Или организатор задает вопросы - педагоги отвечают.
*
ЭСТАФЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.
Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение
проблемы, а следующий продолжает и вместе раскрывают ее. Последний участник подводит итоги
и делает выводы.
* ТВОРЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
Форма
организации
взаимодействия
педагогов
в
соответствии
с
их
интересами
и
предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения.
* СМОТР - КОНКУРС.
Способ
проверки
профессиональных
знаний
,
умений,
навыков
и
педагогической
эрудиции.
Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать
результаты путем сравнения своих способностей с другими.
* ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ.
Представление
наглядных
материалов
:
рисунков,
изделий,
литературы.
Способствует
обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.
* КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в
творческую деятельность стали консультации.
При планировании консультаций старший воспитатель ориентируется на возможности всего
учреждения,
уровень
работы,
индивидуальные
особенности
педагогов.
Он
отбирает
такие
консультации , которые помогают педагогам расширить и углубить знания.
Содержание консультаций прежде всего зависит :
-
от годовых задач , стоящим перед учреждением ( плановое)
-
интересов педагогов
-
трудностей, которые испытывают педагоги в работе.
Консультации поводят как индивидуально , так и в группе. Групповые более длительны по
времени.
При
проведении
консультаций
старший
воспитатель
учитывает
индивидуальные
особенности педагога. Одному можно просто порекомендовать нужную литературу , с другими — вместе
придумать и спланировать занятия, с третьим разобрать и обсудить статью.
Можно разделить воспитателей на небольшие группы.
1. Опытные воспитатели и молодые специалисты.
2. Воспитатели с высшим или средним специальным дошкольным образованием.
3. Воспитатели без специального образования.
Для каждой группы определяются свои формы и методы преподнесения материала.
После проведения консультаций старший воспитатель контролирует, как усвоено содержание
и что применено на практике. Цель контроля — не подловить воспитателя, выявить недостаток в
его работе, а добиваться лучших результатов.
Кроме классического проведения консультаций в виде выступления используются и другие
активные методы.
Консультация-диалог
Такая
консультация
проводится
двумя педагогами, имеющими разные
точки
зрения.
Рассматривая темы, они излагают свои аргументы по каждому тезису, а слушатели выбирают точку
зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.
Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками.( для педагогов с
большим опытом работы)
Ц е л ь
-
обратить
внимание
слушателей
на
наиболее
сложные
аспект
предложенной проблемы, повысить активность. Выступающий называет количество
ошибок ( не более 10) , которые он сделает в процессе консультации. Слушателям
предлагается распределить материал на бумаге по двум колонкам: достоверный и
ошибочный . Затем проводится анализ.
Но могут быть получены три варианта результатов проверки:
1. Обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы.
2.
Ошибками
могут
быть
названы
правильные
положения.
В
этом случае
необходимо
разъяснить и уточнить эти положения.
3. Отмечены не все ошибки, тогда требуется повторно объяснить суть вопроса.
Экспресс-консультация
Для проведения могут быть предложены задания.
1. Из нескольких ответов, записанных после вопроса, выбрать правильные.
2. Заполнить пропуски в тексте.
3. Дать перечень каких-либо упражнений:
физическая
культура, игры
(развитие
речи,
математика) и т.п.
4. По фотографии определить правильность организации детей на различных занятиях, играх.
5. Показать отдельные упражнения, движения.
6. Принять участие в аукционе загадок, считалок, игр, упражнений
*ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ
Проводит его руководитель или начальник пробега, который определяет станции (вопросы),
назначает начальников станций. Они являются экспертами, оценивающими деятельность участни -
ков пробега на своих станциях. Каждая команда, имеющая название, девиз, под руководством
капитана
двигается
по
своему
маршруту
согласно
маршрутного
листа,
отвечает
на
вопросы,
выполняет задания на каждой из станций и получает оценку начальника стан ции. В конце пробега
подсчитываются очки, определяются победители.
Творчески
организованная
методическая
работа
обеспечит
профессиональный
рост
педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им
провести самоанализ деятельности.
*САМООБРАЗОВАНИЕ
Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению
своих
теоретических
знаний,
совершенствованию
имеющихся
и
приобретению
новых
профессиональных
навыков
и
умений
в
свете
современных
требований
педагогической
и
психологической
наук.
Педагог
должен
в
течение
учебного
или
другого
периода
времени
углубленно заниматься проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения либо
которая вызывает наибольший интерес.
Самообразование
педагога
дошкольного
учреждения
многогранно
и
многопланово.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут
быть:
•
ознакомление
с
новыми
нормативными
документами
по
вопросам
дошкольного
воспитания;
• изучение учебной и научно-методической литературы;
•
ознакомление
с
новыми
достижениями
педагогики,
детской
психологии,
анатомии,
физиологии;
• изучение новых программ и педагогических технологий;
• ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений
• повышение общекультурного уровня.
С
целью
активизации
деятельности
педагогов
по
самообразованию
важен
дифференцированный подход в определении ведущих линий профессионального развития :
( старший
воспитатель
выбирает , как активизировать
деятельности педагогов по
самообразованию)
Например :
1. Для молодых специалистов: работающих до 5 лет в дошкольном учреждении
• адаптация к педагогической деятельности;
•
осознание
ценностей
личностно-ориентированной
модели
воспитания,
обучения
и
развития;
• формирование основ педагогического мастерства;
• развитие умений и конструктивных способностей.
2. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
• овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью
повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
•
формирование
умения
анализировать
научно-методическую
литературу,
применять
полученные знания на практике, активизация творческих способностей.
3 . Для опытных, творчески работающих воспитателей:
• развитие способностей к пере проектированию собственной деятельности в контексте
тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
• проявление творческого потенциала педагога;
• пропаганда своих достижений;
• развитие исследовательской деятельности.
4. Для педагогов без специального образования:
• овладение методикой работы с детьми;
• адаптация к педагогической деятельности.
Успешность
педагога
в
профессиональном
самообразовании
напрямую
зависит
от
поддержки
и
помощи
старшего
воспитателя.
Методическая
помощь
по
активизации
самообразования необходима воспитателю:
• в определении темы, целей и задач;
• в планировании работы по самообразованию;
• в ходе реализации плана;
• в изучении результативности работы над собой.
Таким образом , активные формы работы с педагогами стимулируют познавательную
деятельность, они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний ,
умений и навыков, способствуют активизации учебно – познавательной деятельности.
Использование
активных
форм
работы
в
методической
работе
повышает
интерес
,
вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных
проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Методическая работа в детском саду будет определяться не количеством мероприятий, а
учётом всех запросов воспитателей, оказание им целенаправленной помощи через разнообразные
формы.
Самоанализ – форма теоретической деятельности педагога, направленная на осмысление
своих
собственных
действий,
предметное
рассмотрение
содержания,
средств,
способов
профессиональной деятельности.
Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности — довольно
сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда.
Педагог должен профессионально
грамотно определить приоритетные грани
анализа, дать
объективную оценку своему опыту, увидеть его в движении, развитии, подтвердить умение видеть
за отдельным накоплением фактов, событий,
мероприятий, каждодневных дел и забот общую
линию своего развития.
Необходимо научиться смотреть на педагогический процесс его участников как на объект
собственного исследования.
Поэтому педагогу-практику, готовящему самоанализ, необходимо
предварительно ответить на три ключевых вопроса:
1. Какие грани своего опыта выделить для анализа?
2. Как объединить выделенные и проанализированные аспекты деятельности воедино?
3.Какие обобщающие выводы можно сделать на основе анализа?
ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса,
повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога):
Разработанные занятия по теме, дидактическое обеспечение к ним;
методические разработки, рефераты, пособия
кружки, секции, клубы ;
работа на методических объединениях, выступления на семинарах, конференциях…
практическое знакомство с передовым опытом других педагогов;
учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме) и другая
деятельность за прошедшее время
Папка по методической теме должна содержать :
Пояснительно записку ( актуальность выбранного подхода для развития детей, цель и
задачи, принципы реализации темы), содержание.
Методику и организацию деятельности по теме (система и содержание деятельности):
- схемы, таблицы, графики
- материально – техническое и программно – методическое обеспечение
- этапы работы: планирование, диагностика
- перечень дидактических игр, литература.
- взаимодействие с коллегами, с семьей, социумом: тексты консультаций, выступлений на
методических объединениях и Советах педагогов.
- анализ деятельности по теме
- конспекты занятий, сценарии праздников…
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного
учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с
детьми. Контроль играет главнейшую роль в повышении качества образовательного процесса.
Контроль
в
ДОУ
–
это
система
наблюдения
и
проверки
соответствия
воспитательно-
образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы
развития
ДОУ,
общегосударственным
установкам,
планам,
приказам
вышестоящих
органов
образования.
С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить
задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова
проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного
учреждения.
Требования к контролю
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие
требования:
цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного
процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год
• следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех
направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;
• контроль необходимо планировать;
•
в
процессе
контроля
важна
не
просто
констатация
факта,
а
выявление
причин,
вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
•
контроль
будет
действенным
в
том
случае,
если
он
осуществляется
вовремя
и
рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
• необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по
итогам контроля;
• контроль и его итоги должны быть гласными;
• контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск
нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Таким
образом,
контроль
должен
быть регулярным,
систематическим, действенным и
гласным.
Рекомендации по организации контроля:
Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые
помогут
руководителю
сделать
контроль
позитивным,
тем
самым
уменьшить
возможные
негативные
реакции
подчиненных
на
процедуру
контроля.
При
его
организации
необходимо
обращать внимание на следующее:
• педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им
организован воспитательно-образовательный процесс;
• педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
• контролировать следует открыто;
• осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
• осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
• при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины
возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
При организации контроля также следует помнить о том, что:
• контроль не должен ограничиваться инцидентами;
• тотальный контроль порождает небрежность;
• скрытый контроль вызывает только досаду;
• необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
•
контроль
–
не
проформа
(кто
не
контролирует,
тот
не
интересуется
успехами
и
достижениями своих подчиненных);
• не контролировать из-за недоверия;
• не держать своих выводов при себе.
Алгоритм контроля
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или
алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Первичный анализ собранного материала.
5. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Таким
образом,
мы
видим,
что
функция
контроля
является
важной
составляющей
управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического
анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.
Контроль может различаться по времени и содержанию.
По времени :
предупредительный /опережающий
оперативный /текущий
промежуточный
итоговый.
По содержанию :
фронтальный / комплексный
тематический.
Самые распространенные формы контроля – это оперативный, тематический и итоговый.
Чаще всего контроль носит персональный
характер, так как проверяется
и анализируется
деятельность конкретной личности ( итоги деятельности).
Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно,
вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного педагога.
Главным предметам
тематического
контроля
является
определение
наличия
системы
педагогической работы с детьми по одному из разделов программы.
Содержанием
тематического
контроля
является
изучение
состояния
воспитательно-
образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления
работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим
цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения
заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического
контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения
педагогами технологией сохранения здоровья детей.
Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате
этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-
гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение
программы
по
этому
вопросу.
В
процессе
проверки
будет
проанализирована
система
педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень
педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у
детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего
совершенствования работы.
Тематическая проверка - одна из форм контроля.
Тематическая
проверка
также
может
быть
посвящена
изучению
внедрения
материалов
семинара,
проведенного
в
дошкольном
учреждении,
внедрению
педагогами
передового
педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.
Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать
суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно
одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение
программы
по
рисованию.
Она
может
быть
и
несколько
сужена:
выполнение
программы
по
декоративному
рисованию.
Когда
педагогический
коллектив
способен
добиться
реализации
программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты
проблемы:
развитие
творческих
способностей
детей
в
процессе
рисования
на
занятиях
и
в
повседневной жизни;
внедрение
новых
педагогических
технологий
в
обучении
рисованию
старших
дошкольников и т.д.
Определив
цель
и
приступая
к
тематической
проверке,
необходимо
составить
план
ее
проведения , который включает:
изучение знаний, умений и навыков детей , что позволит выявить степень овладения ими
программой;
определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет
выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их
неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии ,
состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие
системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми
программой;
анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых
может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или
навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического
воздействия будет неполной
. взаимодействие с родителями для развития дошкольников. Использование разнообразных
форм педагогического просвещения родителей.
Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен
проанализировать
старший
воспитатель
в
ходе
проверки,
например:
формы
организации
двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и
самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности .
Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно
увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в
течение
дня
нужно
посмотреть
на
физкультурном
и
других
занятиях,
во
время
утренней
гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по
рисованию
также
следует
увидеть
занятия,
индивидуальную
работу
с
детьми,
организацию
самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем
для последующего рисования и т.д.
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:
1.
Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна
способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может
быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен
проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения.
Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного
процесса
во
второй
половине
дня,
прогулки
помогут
начинающим
старшим
воспитателям
правильно осуществить эту работу .
В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми,
просмотр
их
работ
в
ходе
занятия
будут
способствовать
получению
более
полной
картины
организации и результативности просмотренного.
После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу,
насколько
целесообразно
построена
его
работа.
Начинать
лучше
с
выяснения
непонятных
моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им
целей
и
задач,
а
также
проанализировать
соответствие
знаний,
умений
и
навыков
детей
требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.
2. Итоговые занятия
Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец
года
для
дополнения
результатов
наблюдения
педагогического
процесса.
Итоговые
занятия
проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит
состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического
контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко
определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение
детей составлять и решать арифметические задачи).
Содержание
итогового
занятия
разрабатывается
старшим
воспитателем,
причем
в
содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного
раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную
задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил
правильно.
3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической
проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она
проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за
период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких
групп
одного
возраста.
Возможно
использование
взаимоконтроля
и
самоанализа
плана
по
предложенным воспитателям вопросам.
4. Беседы с детьми
Это
один
из
методов
выявления
уровня
знаний
детей
группы
и
каждого
ребенка
в
отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь
перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного
года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более
динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы
фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только
номер карточки и вопроса
При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом
детей,
необходимый
иллюстративный
материал,
выбирается
наиболее
приемлемая
обстановка.
Беседу проводит старший воспитатель, лучше – в присутствии воспитателя группы. Результаты
фиксируются в блок-схеме, которая также заранее составляется старшим воспитателем. Количество
детей должно быть достаточным для выявления состояния работы.
Анализ детских работ также проводится в ходе тематической проверки. Например, при
проверке выполнения Программы по ознакомлению с окружающим целесообразно посмотреть, как
это
отражается
в
детских
работах,
а
при
проверке
уровня
развития
речи
–
умение
детей
рассказывать о своей работе.
Если причиной выявленных недостатков является слабая компетентность педагогов, старший
воспитатель выбирает формы оказания соответствующей методической помощи.
5. Анализ детских работ
Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности
анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при
просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.
Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть
дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а
затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили
программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции
изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета,
передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит…..
Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и
как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.
С
целью
развития
творческого
потенциала
педагогов
дошкольного
учреждения
целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая
осуществить
отдельные
методы
контроля,
-
например,
анализ
или
самоанализ
планов
воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в
работе
воспитателя
и
педагога-предметника.
Очень
важно
дать
возможность
педагогу
самостоятельно
сделать
вывод
об
уровне
работы,
для
чего
предоставить
ему
необходимые
вопросники для анализа, диагностические карты. К участию в проверке привлекается медицинский
персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить
соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.
Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой
впоследствии на педсовете. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по
итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в
цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и
давать анализ их причин.
На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются
конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных
причин
недостатков
в
реализации
программы
может
быть
пять.
В
зависимости
от
этого
и
формулируются решения педсовета .
если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение
педсовета вносится пункт об их создании;
при
слабом
владении
педагогами
методикой
работы
по
проблеме
необходимо
предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;
недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и
педагогических
технологиях,
возможно,
компенсировать
через
соответствующие
семинары,
открытые просмотры и другие формы оказания помощи;
при
отсутствии
системы
работы
в
решении
педсовета
необходимо
предусмотреть
мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление
перспективных планов работы по теме и т.д.;
если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют
осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно
включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и
другие управленческие решения.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются
на педагогическом совете.
Перед началом контроля руководителем ДОУ издаётся Приказ, в котором указываются тема
и сроки.
Подготовленный план контроля необходимо представить воспитателям за две недели до
начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и
каково значение контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель,
старший
воспитатель
обязаны
оказать
всю
необходимую
помощь
воспитателям в подготовке к контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным
для каждого воспитателя в любой момент.
Материалы
тематического
контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете
ДОУ.
Они
являются
банком
данных
о
состоянии
педагогического
процесса
по
одному
из
направлений
деятельности
педагогического
коллектива
ДОУ
и
используются
при
подготовке
учреждения к аккредитации.
Осуществляя контроль, помните, что вы идете не увидеть плохое и пожурить, а увидеть
хорошее и похвалить! И, конечно , каждый контроль должен иметь логическое завершение.
Деятельность
педагога
есть
деятельность,
основанная
на
педагогической
теории
и
педагогическом
творчестве
–
искусстве.
Для
того,
чтобы
личность
педагога
стала
фактором
формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим
членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его
взгляды, идеи, ценности.